Оценка производства товаров и услуг, 2001 г. (млн руб.) — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Оценка производства товаров и услуг, 2001 г. (млн руб.)

2021-10-05 26
Оценка производства товаров и услуг, 2001 г. (млн руб.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Показатель Пионерский Светлогорск (без Янтарного) Янтарный Зеленоградск Всего
Валовой муниципальный продукт 172,7 219,2 68 238,4 698,3
Выпуск продукции В том числе: 216,6 412,2 128,1 531,3 1288,2
Товары Из них: 121,4 63,1 98,5 310,1 593,1
Промышленное 100 30 93 30 253
Сельское хозяйственные 7,4 14,1 4,5 256,1 282,1
Строительство 14 19 1 24 58
Услуги Из них: 95,2 349,1 29,6 221,2 695,1
рыночные 69,6 325,5 21,8 177,3 594,2
нерыночные 25 23,6 7,8 43,9 100,3

 

Таким образом, Приморская ТРС обладает благоприятными условиями и необходимыми ресурсами для развития индустрии туризма. Однако в настоящее время туризм (как и сфера услуг в целом) не получил надлежащего развития, что можно видеть из таблицы 18. Причиной такого отставания являются факторы, общие для региональной ТРС, — они названы в п. 6.1 данного исследования. Тем не менее, именно туристско-рекреационная деятельность способна стать стимулом развития экономики Приморской зоны.

Туристско-рекреационная деятельность является составной частью экономики территории. В западных странах туризм стал превращаться в самостоятельную и все более важную отрасль народного хозяйства в послевоенный период, в 1950-е и особенно в 1960-е и 1970-е годы. На него уже сейчас приходится в мире около 1/10 совокупной стоимости товаров и услуг. Экономическую целесообразность развития туризма и рекреации в приморских регионах подтверждает международный опыт. Так, при общей годовой пропускной способности мирового рекреационного хозяйства около 1,5 млрд рекреантов (из них свыше 0,3 млрд человек — интуристы) более 50 % приходится на популярные приморские регионы. Для многих стран такие показатели значительно выше: например, на морском побережье Англии отдыхает 75 % отечественных рекреантов, в Бельгии — 80 % и т. д. Освоение морских ресурсов приносит довольно значительный экономический эффект, который, по оценкам специалистов, в целом по Мировому океану превышает 120 млрд долларов в год, включая эффект, полученный от морских курортов, круизов и др. [135, с. 157]. Его развитие определяет рост других отраслей: транспорта, гостиничного и ресторанного дела, разнообразных услуг и развлечений, производства продуктов питания и т. д. Туризм и рекреация обеспечивают высокую (хотя и в большинстве случаев сезонную) занятость населения. Следовательно, стимулируется развитие экономики в целом и повышение валового внутреннего продукта.

Туристско-рекреационный комплекс региона должен обеспечивать, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристических услугах, а с другой — значительный вклад в экономику области за счет налоговых поступлений в бюджет, притока иностранной валюты, увеличения количества рабочих мест, сохранения и рационального использования культурно-исторического и природного наследия региона.

На калининградском взморье сосредоточено подавляющее большинство рекреационных учреждений области — санаториев, пансионатов, оздоровительных лагерей и баз отдыха (табл. 19). Здесь находится две трети всех мест размещения (включая гостиницы) и 90 % мест в рекреационных учреждениях региона. В настоящее время основная часть туристско-рекреационных учреждений Калининградской области находится в городах Зеленоградск, Светлогорск, Пионерский и поселках Отрадное и Лесное.

В целом по Приморской зоне количество мест в средствах размещения составляет 10,4 тыс., в том числе круглогодичного использования — 5,7 тыс. Одной из основных проблем данного рекреационного комплекса является обеспечение его более полной загрузки в период межсезонья. В настоящее время загрузка здравниц круглогодичного действия в этот период не превышает 60 %. Кроме того, в сезон около 10 тыс. отдыхающих проживают на частных квартирах, 6 тыс. — на дачах (преимущественно в Сокольниках).

Проведенное нами летом 2003 г. обследование показало, что в выходные дни количество кратковременных отдыхающих (главным образом из Калининграда) составило: в Зеленоградске — 12 тыс. человек, Светлогорске — 6 тыс. чел., на Куршской косе — 3 тыс. чел., в других населенных пунктах (Куликово, Приморье и др.) — 2 тыс. человек.

Таблица 19

Распределение средств размещения по основным районам Приморской зоны (без частных усадеб)

Рекреационный район

Количество средств

размещения

Количество мест в средствах размещения

Всего Круглогодичного действия Общее Круглогодичного действия
Светлогорск-Отрадное 47 31 6096 3858
Зеленоградск 14 9 1621 998
Куршская коса 17 7 1416 354
Пионерский 2 2 326 326
Другие (Приморье, Филино, Янтарный) 4 1 900 200
Итого 84 50 10359 5736

 

Главную роль играет город-курорт Светлогорск. Он имеет сложившийся комплекс учреждений рекреации и туризма различной комфортности, емкости и сезонности (санатории Центральный военный, «Отрадное», «Светлогорск», «Янтарь», «Майский», пансионаты «Волна», «Балтика», торгового порта и др. — всего 19 учреждений круглогодичного функционирования), в том числе 10 учреждений специализируются на лечении и профилактике ряда заболеваний (табл. 20).

Таблица 20

Санаторно-курортные учреждения Светлогорска

 

Вид организации

Число организаций

Число номеров

 Номера

без удобств Класса «люкс»
1. Санатории 4 549 12 70
2. Детские санатории 3 65 65 -
3. Санатории-профилактории 2 227 8 20
4. Санаторно-оздоровительный лагерь круглогодичного действия 1 48 48 -
Всего 10 889 133 90

 

Однако в настоящее время санатории испытывают серьезные трудности. Здания и материально-техническая база большинства из них нуждается в реконструкции (или радикальном обновлении в целях приведения в соответствие с современными требованиями, международными стандартами). Проблему не решает даже существенное увеличение стоимости путевок. И несмотря на то, что в последние годы ведется активная реконструкция и модернизация санаторно-курортного комплекса, ситуация меняется крайне медленно и большинство санаторных учреждений остаются малорентабельными, а их услуги не пользуются спросом у зарубежных граждан.

Аналогичные проблемы характерны и для детских и молодежных спортивно-оздоровительных лагерей, расположенных на морском побережье, общее количество мест в которых превышает 4 тыс., в том числе приспособленных к круглогодичному использованию — немногим более 240 мест. Одним из перспективных направлений повышения эффективности использования (прежде всего, в период межсезонья) спортивно-оздоровительного комплекса является организация на его базе культурно-оздоровительных центров федерального значения. В частности, возможны организация центров для русскоязычной молодежи из стран Прибалтики и других республик бывшего СССР, а также проведение на территории лагерей ежегодных туристско-музыкальных фестивалей, пионерских и скаутских слетов и т. д.

Количество мест можно увеличить посредством строительства новых и реставрации существующих зданий, многие из которых построены еще до Второй мировой войны и представляют исторический и архитектурный интерес. Такая значительная программа работ должна сопровождаться общим улучшением системы здравоохранения, промышленной и социально-культурной инфраструктур.

Расположение Приморской рекреационной зоны на побережье Балтики открывает много возможностей для сочетания сухопутного туризма с международными морскими маршрутами, связывающими страны Северной Европы. Для этого необходимо будет улучшить инфраструктуру порта Пионерский (хотя и признанного международным, но фактически не являющегося таковым), организовать морские круизы и предоставить широкий спектр услуг для пассажиров. Интересен в этом отношении опыт международных паромных компаний. Например, число пассажиров паромов компаний «Викинг-лайн» («Viking Line»), «Силья-лайн» («Silija Line») на линии Турку (Финляндия) — Стокгольм составляет до 2 тыс. человек за один рейс даже в межсезонье.

Роль туризма и сопряженных отраслей сферы услуг в экономике Приморской ТРС в прогнозный период будет быстро возрастать. Прогноз структуры и динамикизанятости в экономике Приморской зоны (рис. 24) основывается на следующих исходных положениях: прирост численности занятых в сфере туризма и рекреации в 2005—2010 гг.— 2 тыс. человек, в 2010—2015 гг.— 2 тыс. человек.

Кроме того, такое же увеличение занятости предусмотрено в сопряженных, обслуживающих отраслях.

 

Рис. 24. Структура занятости населения Приморской ТРС (2002 г.)
и прогноз (2015 г.), чел.

 

Увеличение занятости населения и рост производительности труда обеспечивают рост объемов производства.

В 2001 г. удельный вес Приморской зоны в производстве промышленной продукции был в 5,5 раз меньше ее доли в численности городского населения, а в производстве сельскохозяйственной продукции — в 1,5 раза ниже, чем в доле сельского населения. Оборот розничной торговли в расчете на душу населения был в 3 раза ниже среднего по области показателя. Поэтому, а также в связи с выгодами географического положения Приморской зоны темпы роста производства товаров и услуг здесь должны прогнозироваться выше средних по региону.

В Стратегии социально-экономического развития Калининградской области как региона сотрудничества [134] предусмотрены следующие основные параметры роста экономики области (по отношению к 2002 г.) (табл. 20):

— валовой региональный продукт (ВРП) — рост в 1,8—1,9 раза (при среднегодовых темпах роста 8 %);

— объем промышленного производства — рост в 3 раза (при среднегодовых темпах роста 14—15 %);

— объем сельскохозяйственного производства — увеличение в 1,5 раза (при среднегодовых темпах роста 5 %);

Выполненный прогноз для Приморской зоны предусматривает к 2010 г. по сравнению с 2001 г. (табл. 21) [116]:

— рост валового муниципального продукта в 2,7 раза (среднегодовые темпы 10 %);

— увеличение промышленного производства — в 3,5 раза (среднегодовые темпы 15 %);

— увеличение сельскохозяйственного производства в 1,6 раза (среднегодовые темпы 5 %).

Таблица 21

 

Сводные данные прогноза экономического развития Приморской ТРС
в целом, 2001—2015 гг. [133]

 

Показатель 2001 2005 2010 2015
Валовой муниципальный продукт 698,3 1047 1908 2983
Выпуск продукции В том числе: 1288,2 1831,5 3351 5062
Товары Из них: 593,1 898,5 1651 2462
Промышленные 253 450 900 1510
Сельское хозяйственные 282,1 348,5 451 582
Строительные 58 200 300 370
Услуги Из них: 695,1 933 1700 2600
рыночные 594,2 815 1560 2400
нерыночные 100,3 118 140 200

 

Более высокие по сравнению со средними темпы роста валового продукта обеспечиваются благодаря ускоренному развитию производства услуг, связанного с приоритетным развитием туристско-рекреационного сектора. Но с учетом нынешнего отставания в производстве товаров и услуг в расчете на душу населения эти темпы к 2010 г. все еще не обеспечат преодоление разрыва со среднеобластными показателями (величина которых обусловлена включением Калининграда с его ведущим в области экономическим потенциалом).

Прогноз динамики валового муниципального продукта и объема производства всех отраслей экономики по основным муниципальным образованиям Приморской зоны представлен в таблице 22.

Таблица 22

Прогноз динамики валового муниципального продукта и объема производства всех отраслей экономики, 2001—2015 гг. [133], тыс. руб.

Субъект

Валовой муниципальный продукт

Производство продукции во всех отраслях экономики

2001 2005 2010 2015 2001 2005 2010 2015
Пионерский 172,7 246 388 538 216,6 308,5 485 672
Светлогорск 287,2 349 630 950 412,2 634 1139 1577,5
Янтарный 88,1 140 320 625 128,1 254 581 1137,5
Зеленоградск 238,4 312 570 870 531,3 695 1146 1675

 

На период 2010—2015 гг. в соответствии с постепенным наращиванием производственного потенциала Приморской зоны предусмотрены более низкие темпы роста экономики по сравнению с периодом 2002—2010 гг. [116]. Однако они, как мы ожидаем, будут превышать средние по области показатели, и разрыв Приморской зоны со средним для области уровнем будет сокращаться.

В случае неблагоприятного развития экономической ситуации в регионе (неисполнение федеральной целевой программы «Развитие Калининградской области», усложнение коммуникаций области с основной территорией страны, замедление развития рыночных отношений, пассивность областных и муниципальных органов власти) промышленность будет развиваться по пессимистическому сценарию, согласно которому параметры экономического роста окажутся более низкими.

Полагаем, что параметры, предложенные в основном сценарии, являются вполне реализуемыми при условии принятия надлежащих мер по развитию Приморской зоны (включая формирование надлежащей правовой базы, совершенствование управления Приморской зоной как единым целым, создание инвестиционно-финансовой корпорации для ее развития и др.).

Прогноз динамики производства по отраслям экономики отражает рисунок 25.

Рис. 25. Прогноз динамики объема производства по отраслям экономики Приморской ТРС, 2001—2015 гг.

 

На рисунке заметно быстрое увеличение сектора рыночных услуг, которые либо непосредственно относятся к рекреации, либо заняты ее обслуживанием.

Необходимая для покрытия дополнительной потребности в кадрах часть трудовых ресурсов в прогнозе обеспечивается следующим образом.

Во-первых, благодаря росту численности трудовых ресурсов вследствие некоторого общего увеличения их численности вследствие запланированного миграционного притока, снижения смертности в трудоспособных возрастах и увеличения пенсионного возраста. Среднегодовой миграционный прирост предполагается в объеме 0,5 тыс. человек (уровень 1999—2002 гг.), в том числе город — 0,3 тыс., село — 0,2 тыс. человек.

Во-вторых, вследствие вовлечения в трудовую деятельность части незанятого населения.

В-третьих, путем уменьшения маятниковой трудовой подвижности населения из городов Приморской зоны в Калининград.

В-четвертых, благодаря нарастанию маятниковой трудовой подвижности из Калининграда и, в меньшей мере, из сельской местности в курортные города.

Выполненные расчеты показали, что демографический потенциал территории с учетом маятниковой подвижности достаточен для реализации намеченных целей экономического развития. Предполагается значительный рост численности занятых непосредственно в Приморской зоне — с нынешних 16 тыс. человек до 18 тыс. в 2005 г., 23 тыс. в 2010 г. и 28 тыс. человек в 2015 г. — на 15 % в период 2002—2005 гг., и в последующие пятилетия — соответственно на 26 % и 22 %.

Отдельная проблема заключается в необходимости увеличения подготовки кадров, особенно с начальным и средним профессиональным образованием, для туризма и сопутствующих отраслей. Необходимо перепрофилирование действующих учреждений профессионального образования и открытие новых. Необходима также подготовка работников на европейском уровне, для чего целесообразно активизировать международную деятельность в сфере образования.

Шестого октября 2003 г. принят федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно этому закону будет изменено административно-территориальное деление области (проект которого сейчас дорабатывается), сельские и поселковые администрации получат статус муниципальных образований и более широкую, чем сейчас, компетенцию. Предполагается и изменение границ современных административных районов, которые также будут иметь нынешний статус муниципальных образований, с перераспределением компетенции с вновь образуемыми субъектами (и, возможно, областью). Планируемые перемены целесообразно использовать с целью выделения Приморского рекреационного района как самостоятельного муниципального образования с центром в Светлогорске.

 

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.