Знакомство с разделительным мягким знаком. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Знакомство с разделительным мягким знаком.

2021-02-05 91
Знакомство с разделительным мягким знаком. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

- Доскажите словечко.

Папа, мама, брат, сестра

Вместе - дружная... (семья)

- Составим слово семья из букв разрезной азбуки. Какие буквы набрали для составления второго слога? Прочитайте, что у вас получилось?

Если дети составили слог МЯ, логопед обращает внимание на слитное чтение букв М и Я. А в слоге МЬЯ они не сливаются, произносятся отдельно.

- В слоге МЬЯ между буквой М и буквой Я ставится особый знак - разделительный Ь. Это та же самая буква, которую мы называем мягкий знак. Буква разделительный ь обозначает мягкость согласного звука [мь] и не дает сливаться согласной букве с гласной Я. Когда произносишь слова с разделительным мягким знаком, то словно взбираешься на горку, а потом съезжаешь с нее:

 

     
 


                                           мья.

Дети открывают альбом (с. 28), читают «слоги-человечки».

Чтение слогов с разделительным мягким знаком.

- Жила-была семья. У родителей был мальчик. Звали его Илья. Илья был умным мальчиком. В пять лет он уже научился читать.

Каждое лето Илья отдыхал у бабушки и дедушки в деревне Марьино. И этим летом папа повез Илью в Марьино. Сели они в электричку и поехали.

В дороге они не скучали,

В игру со словами играли.

Илья слоги читал,

А папа до слова их добавлял.

И вы эти слоги прочтите

И с каждым слогом слово назовите.

Чтение слов.

- Деревня Марьино красивая - кругом лес, поля и речка недалеко. Бабушка и дедушка хозяйством занимались. Была у них корова, коза, собака и кот. Илья им помогал, Илья очень любил маму и папу. Чтобы родители не беспокоились, он написал им письмо.

Логопед читает письмо. Дети дополняют чтение логопеда, читая хором выделенные слова, которые написаны на карточках.

 

«Мои дорогие мама и папа!

 

ДРУЗЬЯ
СОЛОВЬИ
СЕМЬЯ
Я живу хорошо. У меня появились новые                 : кот Барсик и собака Тузик! Мы живем как одна            . По утрам в деревне поют                    .

ПЕЧЕНЬЕМ
ВАРЕНЬЕМ
ПЬЁМ
Мы просыпаемся и                  чай с                   и                 ». 

 

Потом к Илье подошла бабушка. Она увидела, чем занимается внук, и решила ему помочь.

ПЬЮ
ЗДОРОВЬЕ
подполье
«                      у меня было не очень. Сейчас лучше. Парное молоко          . 

Хорошо, что есть запасы малинового варенья в                    ».

Бабушка устала и пошла спать. Дописывать письмо пришлось дедушке.

ШЕРСТЬЮ
«На днях мой Тузик линять начал. Но уже обрастает шелковистой                   .

РУЖЬЁ
МЕДАЛЬЮ
Думаю, на выставке за красоту

СВИДАНИЯ
его наградят                       . Осталось мне только купить новое             для полного счастья.

 До                 ».

5. Чтение предложений.

- Однажды Илья помогал бабушке доить корову. Он очень устал с непривычки и сказал бабушке: «Лучше бы ты купила себе корову маленькую. Есть такие специальные коровы-козы называются». «Почему?» - спросила бабушка. А почему, вы узнаете, прочитав предложение.

Дети читают в книге первое предложение.

- Затосковал Тузик. Задумал дедушка его – охотничью собаку - отправить на выставку и решил завить ему шерсть. А почему не коту? Прочитайте следующее предложение.

- Постригли и завили Тузика под пуделя, но после этого он еще больше загрустил.

Самостоятельное чтение.

- Тогда Илья решил уговорить дедушку не мучить Тузика и вместо выставки взять его на охоту. Дедушка подумал и согласился. Обрадовался Тузик и побежал за дедушкой в лес. В этот раз на охоте он старался пуще прежнего и нашел много разных следов. Прочитайте, чьи следы нашел Тузик в лесу и проведите дорожки от слов к соответствующим картинкам.

Дети работают самостоятельно.

Звуко-буквенный анализ.

а) Решение кроссворда.

Дети с помощью картинок решают кроссворд.

- Приближалась осень. Деревья стояли голые.
-   Листья с деревьев опали.

б) «Математическая грамота».

- Быстро промчалось лето. Однажды в домик бабушки и дедушки пришел гость. Решите первый пример, и вы узнаете, кто это был, (Почтальон.)

- Почтальон принес телеграмму, в которой говорилось, что скоро за Ильей приедут родители. Когда именно они приедут, вы узнаете, решив второй пример. (Осенью.)

Итог занятия.

- Наступила осень. Папа и мама приехали в деревню и забрали Илью домой. Вся семья вместе и душа на месте. Почему так говорят? Что обозначает и показывает разделительный мягкий знак в слове семья?

 

 

ЗАНЯТИЕ № 129

Тема: разделительный твердый знак (Ъ).

Цель: познакомить с ролью разделительного твердого знака; научить читать слова с разделительным твердым знаком; развивать воображение.

Оборудование: буква Ъ, касса букв, альбом 3.

Ход занятия

 

Организационный момент.

- Я назову один предмет, а вы - много этих предметов:


стул - много....(стульев)    брат        лист

крыло                                соловей    полено

дерево                                сук           платье

воробей                             кол           перо

Знакомство с буквой ъ.

В ясный солнечный денек

Присел заяц на пенек.

- Что сделал заяц? Составим слово сел из букв разрезной азбуки.

Дети работают в индивидуальных кассах. Логопед составляет слово на доске.

Сел - посидел,

И морковку съел.

- Что сделал заяц? Составим слово съел из букв разрезной азбуки. Назовите первый слог. Сравните произношение слогов: се и съе. (В слоге съе согласный с произносится твердо и отдельно от е.) Чтобы отделить твердый согласный от гласных Е, Ё, Ю, Я, между ними ставится особая буква - разделительный твердый знак (Ъ). Эта буква не обозначает звука.

Логопед демонстрирует букву ъ и составляет на доске слово съел.

3. Закрепление буквы ъ (с. 29).

- Найдите букву в правом верхнем углу страницы. Как называется эта буква? Почему она так называется? Сколько элементов у буквы Ъ? Какие это элементы? Посмотрите, как построена буква Ъ из пальцев рук. Постройте ее так же.

- Прочитайте слова вверху страницы. Сравните слова. Как изменилось значение слова?

Чтение слогов.

- Однажды, гуляя по лесу, увидел Медведь измятую траву, сломанные ветки, разоренный муравейник. «Непорядок!» - подумал Медведь и решил:

Надо с этим нам кончать –

Лес от мусора спасать.

А чтобы никого не бояться,

Надо спортом заниматься.

- На поляну к зайцам приползла змея.

Опершись на длинный хвост,

Змея встала во весь рост.

«Не бойтесь, я не угрожаю,

А твердый знак изображаю.

Медведь мне дал задание

Подготовить вас к соревнованию».

- Собралась заячья команда на футбольном поле. Змея им говорит:

Мяч в ворота вы забьете,

Когда часть слова на нем прочтете.

Дети тренируются в раздельном чтении сочетаний букв с Ъ. Логопед дополняет их до целых слов:

съё (съёмка)                          зъе (взъерошенный)

бье (объедки)                       бъя (объявил)

въе (въехал)                         дъе (подъезд)

Физминутка.

Имитация движений с речевым сопровождением.

Заяц с лисой

Занимались борьбой.

Белки-малышки

В цель метали шишки

Барсуки и бобры

Бегали наперегонки.

Медведь всех удивлял:

Штангу поднимал.

Чтение слов (с, 30).

- Решил медведь устроить гонки. Повесил он на дереве яркое объявление. Прочитайте его:


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.