Дифференциация букв Ч-С при чтении и на письме. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Дифференциация букв Ч-С при чтении и на письме.

2021-02-05 104
Дифференциация букв Ч-С при чтении и на письме. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

а) Чтение слогов и слов.

Дети читают по цепочке столбики слогов и слов.

б) Чтение предложений.

- Прочитайте предложение. Найдите к нему картинку.

Каждый ряд читает по два предложения.

в) «Буква потерялась».

- Посмотрите на картинку. Прочитайте слово. Подумайте, какая буква «потерялась»? Впишите в клеточку недостающую букву.

Логопед проверяет выполненную работу.

Итог занятия.

- Какие звуки мы учились сегодня различать? Посмотрим, как мы помогли чижу и синице.

Подсчитывается количество гусениц в каждом гнезде.

ЗАНЯТИЕ № 121

Тема: звук [щ].

Цель: уточнить произношение звука [щ]; совершенствовать звуковой анализ; упражнять в образовании существительных с помощью суффиксов -щик-, -ищ-; отрабатывать дикцию; развивать речеслуховую память.

Оборудование: зеркала, сигнальные фонарики, индивидуальные схемы, картинки с изображением людей разных профессий, щетки, альбом 3.

 

Ход занятия

 

Организационный момент. «Третий лишний».

- Назови лишний звук.

а м о        к т б         ж м ч      й ш ч

в г у         ль нь р    ш ж ч     ш х ц

в п з         фь с к      а и о       б д нь

Артикуляционная гимнастика.

Чередование упражнений: «Хоботок» - «Трубочка» -«Рупор».

«Чашечка».

«Трамвай» - движение «чашечкой» вперед-назад по коренным зубам.

3. Знакомство со звуком [щ].
Загадка.           Вроде ежика на вид,

Но не просит пищи.

По одежде пробежит -

И одежда станет чище. (Щетка)

- Трещит щетка, как трещетка: щ-щ-щ.

4. Анализ артикуляции звука [щ].

- Произнесите звук [щ], наблюдая за артикуляцией в зеркале.

Губы округлены и вытянуты вперед. Между зубами небольшое расстояние. Широкий кончик языка поднят за верхние зубы и образует щель. Воздушная струя воздуха выходит не свободно. Голос не работает.

- Какой звук щ? (Согласный, только мягкий, глухой.)

5. Упражнение в произношении звука [щ].

а) Произношение изолированного звука [щ].

Логопед демонстрирует щетки и читает стихотворение. Дети имитируют движения щеток и произносят звук [щ].

Этой щеткой чищу зубы: - щ-щ-щ,

Этой щеткой - башмаки: - щ-щ-щ,

Этой щеткой чищу брюки: - щ-щ-щ.

Все три щетки мне нужны.

б) «Доскажи словечко».

- Доскажите словечко, чтобы оно начиналось со звука [щ].

У меня пропал носок,

Утащил его... (Щенок.)

Ащ-ащ-ащ - дождь идет, наденем... (Плащ.)

Другой не нужно нам науки.

Хватать, глотать умеют... (Щуки.)

в) Произношение ряда слов со звуком щ.

- Какие слова вы дополнили? Повторите их, как я скажу:

щуки, щенок, плащ

плащ, щуки, щенок

щенок, щуки, плащ.

г) «Произнеси отчетливо».

Щеткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

- Для чего еще нужна щетка? (Чистить животных.)
Послушайте, как щенки любят играть со щетками.

Два щенка, щека к щеке,

Щиплют щетку в уголке.

- Произнесите отчетливо эту скороговорку. Какие щетки
чистят стекла автомобилей? (Автомобильные щетки.) Какими щетками пользуетесь вы?

6. Закрепление звука [щ] (с. 21).

Вот подрастут и обучатся дети –

Будут работать на благо страны.

Много профессий есть разных на свете –

Все они людям очень нужны.

- Посмотрите в левый верхний угол страницы. Кто изображен на картинке с половой щеткой в руках? (Уборщица.)

За чистотой всегда следи,

Труд уборщиц береги.

- Какой звук слышится, когда уборщица работает щеткой? Какой это звук? Почему Юпик поднял только зеленую фишку?

Логопед ставит на доску картинки с изображением уборщицы.

 

- Сегодня мы подготовим выставку профессий «Все профессии важны, все профессии нужны».

7. Выделение звука [щ] из состава слова.

а) Игра «Сигнальщики».

- На выставку отбираются профессии, в названии которых есть звук [щ].

Дети «сигнализируют» зеленым фонариком.

пильщик шахтер сварщик точильщик чистильщик столяр  носильщик овощевод космонавт дрессировщик слесарь регулировщик шофер  

 

б) Игра «Будь внимательным».

- Рассмотрите картинку «За работой».

Будь внимательным, смотри.

Слова со звуком [щ] назови.

И место звука в слове укажи.

Ребенок называет слово. (Щенок, щетка, овощи, овощевод, плющ.) Дети ука зывают место звука [щ] в слове на индивидуальных схемах.

- Человек выращивает овощи. Кто он по профессии? (Овощевод.)

Логопед ставит на доску картинку «Овощевод».

Работает овощевод –

Мы овощи едим весь год.

Физминутка. Игра «Отгадай профессию».

Кем мы будем,

Мы не скажем.

А что делаем –

Покажем.

Один ребенок выходит из комнаты. Дети договариваются, какую профессию будут изображать. Ребенок входит в группу.

Дети: Вам работники нужны?

Ребенок: Нужны, а что вы умеете делать?

Дети изображают движениями загаданную профессию. Ребенок отгадывает ее.

Звуковой анализ.

а) «Куда пойдет слово?»

- Чьи это предметы: чистильщика, овощевода или защитника? Рассмотрите слоговые домики и проведите дорожки от картинок к слоговым домикам.

Логопед ставит на доску картинки, изображающие защитника и чистильщика.

Взялся чистильщик за дело,

Чтобы обувь заблестела.

 

Наш защитник на посту

Смело смотрит в темноту,

Защищает он страну.

б) Составление звуковой схемы слов «пильщик», «сварщик».

Пилит он: раз-два, раз-два,

Будут доски и дрова! (Пильщик)

 

Вот беда, вот беда:

В доме лопнула труба.

Кто же, кто же к нам придет

Починить водопровод? (Сварщик)

Дети рассматривают картинки «пильщик», «сварщик» в альбоме и составляют схемы слов (по рядам).

10. Упражнения в словообразовании существительных с помощью суффиксов - щик, - ищ (с. 22).

а) - С годами появлялось все больше и больше профессий. Каждый раз человек задумывался, как назвать профессию? И придумал к названию действия прибавлять слог - щик. Посмотрите, какие получились названия профессий.

Дети рассматривают картинки. Логопед произносит слово, называющее действие. Дети добавляют слог «щик» и называют профессию.

- Вещи носит -... (носильщик)

- Ножи точит -... (точильщик)

- Дрессирует зверей -... (дрессировщик)

- Регулирует движение -... (регулировщик)

- А кто выдумывает -... (выдумщик)

б) Игра «Выдумщик».

- В сказке Д. Свифта «Путешествие Гулливера» Гулливер попал в страну лилипутов. Они его называли «Человеком-Горой». И говорили Гулливеру:

«У тебя не рука, а ручища.

Не нога, а...

Не голова, а...

Не нос, а...

Не глаз, а...

Не рот, а... »

Итог занятия.

- Какой звук мы сегодня изучали? Расскажите о нем. Этот звук на нашей выставке встречается в названиях профессий. Назовите такие профессии.

Дети хором называют профессии

- Какую бы профессию человек не выбрал, кем бы он ни работал, главное его отношение к труду. Недаром в народе говорят: «Не место красит человека, а человек место».

 

 

ЗАНЯТИЕ № 122

Тема: буквы Щ, щ.

Цель: закрепить звук [щ]; познакомить с его графическим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; совершенствовать навыки чтения; познакомить с правописанием ща, щу.

Оборудование: кассы букв, картинка осьминога, карточки с заданиями, контурное изображение осьминога для раскрашивания, альбом 3.

 

Ход занятия

 

Организационный момент.

- Замените первый звук в слове на звук [щ].

кепка -... толк -...
мука -... река - …
кит-... венок - …
мель-... детина - …
тучка -... полка - …
тётка -... виток - …

2. Повторение характеристики звука [щ].

- Расскажите о звуке [щ]. Произнесите отчетливо скороговорку, выделяя голосом звук [щ].

Щеткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.