Формирование грамматического строя речи (с. 11). — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Формирование грамматического строя речи (с. 11).

2021-02-05 92
Формирование грамматического строя речи (с. 11). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

- Цапля учит птенцов:

Буква Ц - мастерица,

В слове очень пригодится.

- Буква Ц поможет нам образовать новые слова, дать название посуде.

Дети читают предложения, дополняют их словами, образованными с помощью суффикса -иц-. Рассматривают картинки посуды,

- Сахар, хлеб, сухари, конфеты... Что это? Сахарница, хлебница, конфетница... Что это? Для чего человеку нужна посуда?

Итог занятия.

Выучили мы урок -Цапля дарит нам цветок!

Логопед оценивает работу детей и раздает цветы для раскраски.

 

 

ЗАНЯТИЕ №112

Тема: звуки [с]-[ц]; буквы С-Ц.

Цель: учить дифференцировать звуки [с]-[ц] в слогах, словах и предложениях; учить дифференцировать буквы с-ц при чтении и на письме; развивать мышление, слуховую память.

Оборудование: простые карандаши, пособие «Цветик-семи-цветик», альбом 3.

 

Ход занятия

 

Организационный момент.

- Выделить последний звук в слове:

палец          автобус           конец

нос             перец              пылесос

огурец        кузнец             голос

квас            ананас             леденец

2. Сравнение звуков [с]-[ц] (с. 12).

- Какие звуки вы выделили? Эти звуки мы сегодня научимся различать. Посмотрите в левый верхний уголок страницы. Как насос свистит? («С-с-с...») Посмотрите в правый верхний уголок страницы. Мальчик просит игрушки не шуметь: «Ц-ц-ц». Юпик предлагает сравнить звуки [с]-[ц]. Чем они похожи? Чем они отличаются?

3. Дифференциация звуков [с]-[ц] на слух и произношении.

а) выделение звуков [с]-[ц] из состава слова.

- Если услышите в слове звук [с], изобразите работу насоса и произнесите звук [с]. Если услышите звук [ц], погрозите пальцем и произнесите звук [ц].

санки                колесо          цапля

колодец            лицо             интерес

- Припомните названные мною слова со звуком [ц] ([с]).

С грядки старушка цветок сорвала.

Девочке Жене его отдала.

В его лепестках есть волшебная сила.

Их девочка Женя о чем-то просила...

Что надо сказать, лепесток отрывая,

И как называется сказка такая?

- Старушка дала Жене очень красивый цветок вроде ромашки. У него было семь лепестков разного цвета. Поэтому Женя назвала цветок «цветик-семицветик». Какие первые звуки в этих словах? Посмотрите в книгу, какого цвета были лепестки? Лепестки это не простые, а волшебные. Оторвала Женя фиолетовый лепесток и сказала:

Лети, лети, лепесток,

Через запад, на восток...

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели.

По ходу занятия, «отрывая лепесток», дети хором произносят эти «волшебные» слова.

- На этом лепестке изображены игрушки. Женя предлагает выбрать игрушки со звуком [с] ([ц]).

б) Дифференциация звуков [с]-[ц] в предложении.

- Оторвала Женя красный лепесток и прошептала...
Дети шепотом повторяют «волшебные» слова.

- На красном лепестке загадка. Женя хочет, чтобы вы отгадали загадку и выучили ее.

Два близнеца, два братца,

На нос верхом садятся.

Дети заучивают загадку.

Физминутка.

а) Пальчиковая гимнастика. «Цветок»

 

Нежно дует ветерок. Будет пчел качать цветок. Руки в вертикальном положении, ладонями друг к другу, наклоняются вправо-влево.
Закрывают лепестки – Будут спать всю ночь цветки. Пальцы собираются в горстку.

б) Выполнение движений с речевым сопровождением. «Цветы»

Наши нежные цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

 

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают.

Дифференциация букв с-ц при чтении и на письме.

а) Чтение слогов и слов.

- Оторвала Женя голубой лепесток и г ромко сказала...

Дети громко произносят «волшебные» слова.

- Женя просит вас: «Прочитайте и повторите слоги и слова, написанные на голубом лепестке».

б) «Буква потерялась».

- Оторвала Женя оранжевый лепесток и быстро сказала...

Дети быстро произносят «волшебные» слова,

- Женя хочет, чтобы вы прочитали слова и вписали «пропавшие» буквы С или Ц в эти слова.

в) Чтение предложений.

- Женя оторвала следующий лепесток. Какого он был цвета? Женя, распевая, сказала...

Дети нараспев произносят «волшебные» слова.

- Женя предлагает прочитать небылицы и исправить их.

Отгадывание ребусов «месяц», «спица».

- Оторвала Женя шестой зеленый лепесток весело сказала...

Дети произносят «волшебные» слова с восклицательной интонацией.

- На зеленом лепестке Женя загадала ребусы. Отгадайте их. Какие одинаковые буквы в этих словах?

Итог занятия.

- Какие буквы и звуки мы научились сегодня различать?

- У Жени остался последний лепесток. Этот лепесток для вас. Скажите волшебные слова, загадайте свое желание. Чтобы оно исполнилось, скажите его про себя.

ЗАНЯТИЕ №113

Тема: звук [й].

Цель: уточнить произношение звука [й]; совершенствовать звуковой анализ; упражнять в образовании формы родительного падежа множественного числа существительных; отрабатывать дикцию; развивать мышление.

Оборудование: зеркала, индивидуальные схемы, картины подснежников, солнышко, костюм весны, альбом 3.

 

Ход занятия

 

Организационный момент.

- Назовите третий звук в слове:

капель                      деревья

поляны                     черёмуха

букет                        берёза

гуси                          потекли (ручьи)

синица                      веселые

листья                       щебечут (птицы)

2. Знакомство со звуком [й] (с. 13).

- Окаком времени года говорят эти слова?

Идет матушка-весна

Отворяй-ка ворота.

Входит Весна. Весна загадывает детям загадки.

Весна торопится на старт,

В лучах весенних месяц... (Март.)

 

Яростно река ревет

И разламывает лед.

В домик свой скворец вернулся,

И в лесу медведь проснулся

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел?... (Апрель.)

 

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад.

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?... (Май.)

- Какой последний звук в слове май?

3. Анализ артикуляции звука [й].

- Произнесите звук [й], наблюдая за артикуляцией в зеркале.

Дети анализируют произношение звука по схеме. Губы в улыбке, зубы сближены, но не сомкнуты. Кончик языка опущен за нижние зубы, а спинка языка поднимается к твердому нёбу. Сильная воздушная струя разрывает эту преграду. Голос работает.

- Какой звук [й]? (Согласный, всегда мягкий, звонкий.) Звук [й] быстрый, отрывистый, короткий.

Упражнение в произношении.

- Сочиним чистоговорки о весне.

Аи, аи, аи - наступает месяц май
Уй, уй, уй - ветер ласковый, подуй
Ей, ей, ей - бежит ручей

Ой, ой, ой - как хорошо весной!

 

5. Повторение характеристики звука [й] (с. 13).

- Услышал Юпик звук [й] и поднял фишку. Какую? Почему?

6. Выделение звука [й] из состава слова.

а) Весна предлагает детям послушать и объяснить пословицу.

Март с водой,

Апрель с травой,

Май с грозой.

- Почему так говорят? Еще раз послушайте пословицу и назовите слова со звуком [и].

Дети заучивают пословицу.

б) Игра «Будь внимательным».
           Весна обращается к детям:

В иллюстрации «Весна».

Хитро прячутся слова.

Слова со звуком [й] найдите

И четко их произнесите.

За каждое из слов я вам

Подснежник нежный, белый дам.

- Рассмотрите схемы слов. В схемах обозначено место звука [и]. Подберите к схемам слова. (Сарай, воробей, муравей, ручей, соловей; лейка, майка, чайник, скамейка, балалайка.)

За выполненную работу дети получают подснежники.

Физминутка.

Выполнение движений с речевым сопровождением. «Весна».

 

- Звуки дети изучали И немножечко устали Вверх поднимем наши ручки И дотянемся до тучки. Дети потягиваются на носочках.
Уходи от нас скорей Не пугай ты нас, детей. Машут руками.
Вот к нам солнышко пришло, Стало весело, светло. Изображают солнышко: руки скрещивают над головой, разводят пальцы рук.
А теперь давай скорей Становись за мной в ручей. По полям бежит ручей Все быстрей, быстрей, быстрей Дети встают за весной в колонну и бегут «ручейком» по групповой комнате.
Вот до речки добежал, Прыг в нее — и замолчал. Дети садятся на места.

 

8. Формирование грамматического строя речи.
Упражнение «Один - много».

- Весной у лесных зверей появляются детеныши - лесные малыши. К осени малыши вырастут, и пополнится лес молодыми жителями. Рассмотрите картинки животных. Кого видите на картинке?

Логопед обращает внимание на окончание -ей в образованных словах.

- Про кого из этих животных говорят «колючий»? (Неуклюжий? Большой? Длинная? Смелый?)

Логопед обращает внимание на окончание прилагательных: -ий, -ой, -ый. За выполненную работу дети получают подснежник.

Звуковой анализ.

И красавица весна

Нам загадку принесла.

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха.

Живо угадай-ка

Кто же это? (Зайка.)

- Составьте схему слова зайка.
Дети составляют и читают схему.

- Уберите из схемы звуки [а], [з], [к]. Какой звук остался? Что вы узнали о нем?

Дети получают подснежник.

Итог занятия.

- Весна проводит игру «Словознайка» - кто последним назовет слово со звуком [й], тот получает «солнышко». Весна прощается с детьми:

Я иду лес наряжать,

Лето в гости поджидать.

 

 

ЗАНЯТИЕ №114

Тема: буквы Й, й.

Цель: закрепить звук [й]; познакомиться с его графическим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения и письма; упражнять в передаче вопросительной интонации при чтении; развивать мышление и зрительное восприятие.

Оборудование: буквы Й, й, кассы букв, игрушка (картинка) Незнайка, наборное полотно, тетради, ручки, альбом 3.

 

Ход занятия

 

Организационный момент.

- Назовите слово со звуком [й].

2. Повторение. Характеристика звука [и],

- Звук [й] есть в имени сказочного маленького человечка. Он жил в цветочном городе, носил яркую голубую шляпу, желтые брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он ничего не знал, поэтому его назвали... (Незнайка).

Логопед демонстрирует картинку или игрушку Незнайки.

- Расскажите ему, что вы узнали о звуке [й].

Знакомство с буквами Й, й.

- Какой буквой обозначается звук [й]?

- Я знаю - говорит Незнайка, - и достает из кармана букву И. Какой звук обозначает эта буква?

- А это какая буква?- спрашивает Незнайка, - и достает из кармана букву Й. (Эта буква обозначает отрывистый, короткий звук [й] и называется она «и краткое».)

Логопед демонстрирует чтение буквы Й, затем читают букву дети.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.