Лекция № 4. Реальность и виртуальность. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Лекция № 4. Реальность и виртуальность.

2021-04-18 105
Лекция № 4. Реальность и виртуальность. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проблема реальности.

 

Вопрос о том, что такое реальность, является весьма важным и вместе с тем – недостаточно изученным. Исследователю, который решился заниматься этой проблемой, предстоит встретиться со многими трудностями. Чему больше доверять – чувствам, опыту, доводам разума?

При всей громаде существующей философии, онтологические вопросы[475] остаются спорными и непонятыми. По верному выводу исследователя, «Идея реальности является онтологической, то есть требует ответа на вопрос «что существует?». И, в силу онтологичности, идея психической реальности напрямую связана с вопросом «что есть человек?». …Европейская культура, к которой мы принадлежим, уже в течение двух с половиной тысяч лет, то есть со времен древних греков, не может на него ответить».[476]

Это неудивительно: «Самое главное в мире - моя человеческая личность, личность других людей и личностная реальность Бога ускользает от всякой технологичности и объективируемости», - признаётся профессиональный философ и богослов.[477]

В самом деле, на чьё учение о бытии может опереться православный исследователь? Классическая древнегреческая философия по сути своей является языческой. Не просвещённый светом христианства разум блуждал в потёмках, где лишь изредка вспыхивали гениальные догадки. Западная философия всё более уклонялась в неправые измышления, теряя истину. Вместе со своим временем она отражала процессы и тенденции, господствовавшие в области общественной мысли. Как верно подметил И. Пригожин, не научные открытия прокладывали путь развития цивилизации, а изменение господствующей в обществе парадигмы, замешанной в конце концов на нравственности, предопределяло развитие науки, в т. ч. философии.[478]

Пытался синтезировать имеющиеся знания в этой области И. Кант, но и у него, во-первых, больше вопросов, чем ответов, во-вторых, христианской философией его учение назвать нельзя. Последующие философы выхватывали и пытались развить какую-либо одну сторону единой истины.

А это, как известно, прямой путь к ереси. Вспомним, что слово «еретик» можно перевести как «человек узкого толка».[479]

Особенно это заметно на примере немецкой классической философии. Так, у Гегеля Творец вселенной предстает как гениальный Ум, некий Мыслитель. У Шеллинга подобная роль отведена искусству. Дальнейшие попытки - позитивизм, экзистенциализм – лишь ещё дальше уводили человечество от истинного познания Бога.

Что касается православного богословия, то Отцов Церкви классического периода (IV-VIII века) больше занимали другие вопросы, в основном, сугубо догматические. Потом беды Византии просто не давали возможности вести подобные исследования. Преемница Империи Русь далеко не сразу оказалась готовой для такой работы, поскольку для этого необходимо было иметь значительную школьную базу. Когда же просвещёние всё же стало возможным, произошло так называемое пленение западной мыслью, направившее русских мыслителей по ложному пути. Наметившаяся тенденция к освобождению из этого плена была прервана революционными событиями XX века. Некоторые наработки были сделаны философами и богословами эмиграции, но многие вопросы так и не получили своего развития и окончательного решения.

И всё же у православного исследователя есть чёткие ориентиры, указанные в Слове Божьем и в творениях святых отцов. Мы знаем, что высшей Реальностью является Бог и то, что Им создано и в Нём пребывает. «Я есть путь, истина и жизнь» (Ин. 14, 6) – эти слова Христа действительны в любые времена. Поэтому всё то, что приближает нас к Творцу, является истинным, а всё, что удаляет от Него, можно считать нереальным, неистинным, виртуальным. Истинная онтология – это вечная жизнь.[480]

Одну из главных идей данной книги можно обозначить как приближение к подлинной реальности через духовный подвиг и покаяние.[481]

И путь этот невозможен без Церкви. Поэтому, чем глубже человек входит в православную традицию, чем более он церковен, тем в большей степени он приближается к Истине.

И «осознав наличие разных уровней бытия, человек должен самоопределиться, какой мир он будет считать своим со всеми вытекающими последствиями: безлично-преходящий и увлекающий за собою в бездну вечной смерти и прикипевшего к нему человека, или мир персонально-Вечный. В котором из двух - цель и смысл его жизни?»[482]

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.