Виртуальность: история термина. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Виртуальность: история термина.

2021-04-18 121
Виртуальность: история термина. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Как отмечает современный психолог, «В последнее время едва ли не самым популярным выражением и в просвещённой, и в бытовой речи стало все связанное с «виртуальностью»«.[499]

Словосочетание «виртуальная реальность» впервые была использовано в Массачусетском Технологическом Институте в конце 1970-х годов для обозначения трехмерных макромоделей, реализованных при помощи компьютера. Разработанная Жароном[500] Ланье система включала в себя головной шлем, сенсоры, компьютер со специализированным программным обеспечением и сервокостюм (иногда используются лишь перчатки).

С помощью особого оборудования человек подключался к компьютеру и через воздействие на различные органы чувств происходило «вживание» в какую-либо программу. По определению Ланье, виртуальная реальность - это имитация реалистичных и вымышленных сред, т.е. некий иллюзорный мир, в который погружается и с которым взаимодействует человек, причем создается этот мир имитационной системой, способной формировать соответственные стимулы в сенсорном поле человека и воспринимать его ответные реакции в моторном поле в реальном времени.[501]

Технически виртуальная реальность основана на законах человеческой психики. Известно, что мозг приспосабливается за несколько дней даже к оптически перевернутому изображению. Люди со всеми мыслимыми дефектами органов чувств остаются нормальными. Визуальную информацию слепым удается сообщать через кожу. Инженерные достижения в области виртуальной реальности - это технологии ощущений, то есть воздействия на органы чувств, и определения положения тела.

Однако нас более интересует определение, которое даёт Толковый словарь: «виртуальный» - «несуществующий, но возможный».[502]

Говоря в данной книге о виртуальности, мы понимаем под ней прежде всего нечто мнимое, но вместе с тем претендующее на подлинность. С.С. Хоружий напоминает о таком аспекте, как безграничное многообразие возможностей – «море виртуальной реальности».[503]

Понятие виртуальности возникало неоднократно и в естественных науках, например, в физике элементарных частиц. В процессе различных экспериментов были обнаружены частицы, которые брались «ниоткуда» и исчезали «в никуда», попирая законы сохранения материи. Эти виртуальные частицы не регистрируются ни до начала эксперимента, ни после его окончания. Особенность этих эфемерных частиц заключается в том, что нельзя сказать, что их нет, поскольку они присутствуют в процессе физического взаимодействия. Но нельзя сказать, что они есть, потому что они исчезают после того, как выполнили свою функцию.[504]

Таким образом, «виртуальное» не есть мнимое или воображаемое, поскольку не имеется в виду чисто субъективное содержание. Виртуальное не есть несуществующее, просто мы не можем приписать ему объективное существование. Виртуальное содержание - то, где отсутствует четкое разделение объективного и субъективного плана в понимании, где эти различные содержания перетекают друг в друга, становясь неразличимыми, неотличимыми.

 

Виртуальность и компьютер.

 

Итак, впервые термин «виртуальная реальность» был применён по отношению к компьютерным системами. Однако в данной книге собственно компьютерные технологии будут интересовать нас меньше всего.[505] По нашему убеждению, реальность, создаваемую при помощи машин, правильнее было бы назвать кибер-реальностью.

Впервые киберпространство описал в 1985 г. Уильям Гибсон в научно-фантастическом романе «Neuromancer» как единую, согласованную галлюцинацию миллиардов людей. Он написал о сверкающем мире, создавшем новую вселенную электронной медиации, где факты воспринимаются в своем физическом проявлении - не только слышатся и видятся, но и чувствуются.

Мы считаем, что компьютерные технологии, - лишь частная сфера приложения понятия виртуальности. По меткому выражению современного автора, «не компьютеризация виртуализирует, но виртуализация компьютеризирует общество».[506]

То, что мы называем виртуальностью, имеет гораздо более широкое значение.

В конце концов, самые яростные сторонники сетевых технологий пропагандируют бегство из постылой повседневности в «виртуальную реальность Интернета» прежде всего как способ найти себя и приблизиться к пониманию либо полноценному раскрытию своей подлинной человеческой сущности. То есть движут ими мотивы, имеющие прямое отношение к глубинам человеческого бытия. Именно «пропуская всю информацию окружающего мира через свое сознание - высший уровень психического отражения действительности, которое зачастую может быть измененным (особым), человек взаимодействует с миром компьютера, создавая совершенно новую реальность со своими событиями».[507]

XX век можно определить не только как атомный, но и как компьютерный. Тем в большей степени это относится к веку нынешнему. Развитие компьютерной техники, и в частности, сети Интернет создали невиданные до сих пор возможности, с многочисленными плюсами и опасностями. «Сеть…становится технологией воспроизводства искусственной жизни и знаменует новый век, связанный с созданием человеком искусственных (не-органических) систем и организмов, обладающих способностью к самовоспроизведению. …Это дает принципиальную возможность не только симулировать существование виртуальной реальности, но и развивать в ней процессы, имитирующие ее жизнь как нечто актуальное. Ее зритель становится одновременно и действующим лицом, полностью отчужденным от переживаемого в реальной жизни».[508]

Опасность состоит прежде всего в том, что «виртуальная реальность превращается в заместительницу жизни, которую она вытесняет новыми технологиями воздействия на сферу человеческого бессознательного и новыми методами взаимодействия с ним».[509]

С духовной точки зрения «происходит постепенная подмена оригинала закодированным информационным знаком, Божьего творения - искусственной моделью… Виртуальная реальность… вторгается в область бессознательного, даже не столько реализуя его вытесненные желания и психические отклонения, сколько продуцируя их, провоцируя субъективные фантазии… При этом, как утверждают исследователи, мир виртуальных представлений проецируется из сферы вытесненных или осознанных желаний, фантазий, сновидений и переживаний своего агента. …Таким образом, виртуальная реальность паразитирует на человеческих страстях и грехах, доставая их из подполья, в которое они, в обход исповеди, были вытеснены нераскаянным «труждающимся и обремененным» человеческим «я», и раздувает из них невещёственный адский огонь, ещё при жизни пожирающий человека».[510]

Все большее количество вовлекающихся в общение с виртуальной средой людей порождает так называемую виртуальную аддикцию.[511]

Предпосылками для этой зависимости, к примеру, может послужить существующая и все более уверенно овладевающая сознанием «геймеров»[512] зависимость от компьютерных игр.[513]

Но для нас важно другое: привычка жить в виртуальном мире приводит к тому, что все желания, затаенные чувства, а главное – поведенческие схемы будут искать выход уже в рамках реального социума.

Всё чаще высказываются опасения насчет психического здоровья при применении систем виртуальной реальности. Одна из причин заключается в подверженности человеческой психики влиянию, в том случае, когда человек на чем-то сосредоточен (и его подсознание может быть открыто для произведения прямого внушения), что и происходит во время сеанса виртуальной реальности. В таком состоянии, близком к гипнотическому, на человека можно воздействовать любыми методами - в том числе с помощью световых, цветовых, звуковых и др. комбинаций.[514]

Ярким примером такого специфического воздействия, может послужить реклама «Learning Machine», опубликованная 10 января 1995 года в газете «USA Today». Рекламируемый продукт представлял собой высококачественный CD-плеер, преобразователь, очки виртуальной реальности с наушниками и набор лазерных дисков. В тексте рекламы было сказано: «Подключите свое сознание к Learning Machine для повышения ментальной энергии, для программирования вашего сознания на успех и для запуска фантазий виртуальной реальности».

Видимо, одна из главных причин популярности компьютерных игр заключается в том, что они «дают людям новую уникальную возможность перенестись в мир иллюзий и грез. Никогда раньше не было способа так глубоко погружаться в нереальный мир и иметь там настолько большую свободу поведения».[515]

Одна из главных опасностей компьютерных технологий заключается в том, что «в виртуальном мире может возникнуть виртуальная ответственность – то есть виртуальный мир позволяет убежать от ответственности в другой, третий, десятый… в вереницу виртуальных миров».[516]

И это при том, что «всё, что мы позволяем себе проявлять в любом, сколь угодно закрытом и конфиденциальном, если хотите, мире, будет несомненно культивироваться и в самом нашем существе и так или иначе найдет выход в действительности».[517]

У тех, кто постоянно работает с компьютером, может формироваться довольно опасная привычка. Это мысль о том, что можно в любой момент сделать «откат» всем неудачным действиям. Другими словами, человек переносит на реальную жизнь привычку «возвращать всё назад».

Попытки убежать от реальности существовали во все времена. Так, А.П. Чехов более ста лет назад дал точную характеристику персонажу, чье имя стало нарицательным для обозначения человека узкого и трусливого: «У этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление создать себе футляр, который уединил бы его, защитил бы его от внешних влияний. Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было».

Вообще, боязнь ответственности за происходящее вокруг – одна из главных причин распространенности явления, которое мы называем виртуальностью. В каком-то смысле мы все больны инфантилизмом: мы не умеем и не хотим брать ответственность на себя.[518] Поэтому нам так уютно в иллюзорной действительности…

Если сравнивать современное мировоззрение с тем, как понимали и ощущали мир древние, нетрудно заметить, что с течением веков люди всё более и более отдалялись от природы. И вместе с чувством причастности к «космосу» терялся «вкус к онтологии». Можно сказать, что «современный человек более, чем древний, склонен жить условными, так сказать «виртуальными соображениями», к этому его постоянно приучают телевидение, кино, театр, художественная литература, собственные размышления и фантазии».[519]

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.