Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2020-10-20 | 120 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
К концу первой недели жизни ребенок начинает реагировать на определенные сигналы. Появляются первые признаки целенаправленного поведения, то есть активности, сопровождающей психические процессы и протекающей по типу условного рефлекса.
В самом начале эти сигналы стимулируют глубокую чувствительность. Первым из таких сигналов, вызывающим реакцию, является нарушение равновесия. Если, начиная с восьмого дня, вынуть естественно вскармливаемого ребенка и положить его на одну руку в позе кормления (то есть в горизонтальном положении), младенец повернет голову в сторону груди человека, который его держит, будь то мужчина или женщина (Buhler, 1928). И наоборот, если того же ребенка поднять из колыбельки в вертикальном положении, он не поворачивает голову (рис. 1)1.
Рис. 1. Реакция новорожденного на позу кормления
В течение последующих восьми недель распознавание подобных стимулов и реакция на них становятся все более специфическими. Фолькельт (1929), Рипин и Хетцер (1930) подробно изучили последовательные стадии восприятия этих сигналов в первые два месяца жизни. За их исследованиями
1 Мид и Макгрегор (1951) сообщают, что балийцы кормят своих младенцев в вертикальном положении. Можно предположить, что реакция на нарушение равновесия у балийского малыша будет полностью противоположной той, что мы наблюдаем у западных младенцев.
последовала работа Рубинова и Франкла (1934). В ряде экспериментов эти исследователи продемонстрировали шаги, приводящие в конечном счете к распознаванию пищевого объекта. Рубинов и Франкл показали, что вплоть до начала второго месяца жизни ребенок распознает сигнал пищи только тогда, когда он голоден. В сущности, он даже не узнает молоко как таковое или бутылочку, соску, грудь и т. д. Он «узнает», если можно так выразиться, сосок, когда тот оказывается у него во рту, и в ответ на этот стимул, как правило, начинает сосать. Однако даже эта элементарная форма перцепции требует соблюдения определенных условий. Если ребенок озабочен чем-то другим1, например, если он начал кричать из-за того, что его потребность в пище не была немедленно удовлетворена, то он не отреагирует немедленно на сосок, даже если тот окажется у него во рту, а по-прежнему будет кричать. Требуется продолжительная оральная стимуляция, чтобы заставить ребенка вновь направить внимание на ту самую пищу, из-за отсутствия которой он кричал и которая все это время была вполне для него доступна. То есть, если обобщить, мы имеем здесь дело с двумя поведенческими последовательностями.
|
1. В этот период ребенок распознает сигнал пищи, только когда голоден.
2. Когда он начинает кричать, требуя пищи, он не распознает сосок у себя во рту и продолжает кричать (рис. 2).
Рис. 2. Младенец не воспринимает сосок во рту, когда кричит от голода
1 См. замечательное обсуждение Эскалоны (1962) того, в какой степени состояние ребенка влияет на его чувствительность, и необходимости учета этого важного фактора при проведении и интерпретации результатов экспериментального исследования младенцев.
51
Что общего между этими двумя паттернами поведения? Хотя обе ситуации кажутся весьма разными, они вызваны одной причиной. Чтобы ребенок данного возраста (между второй и шестой неделями жизни) мог воспринять внешний стимул, требуется одновременное воздействие двух факторов. Первым фактором является сам внешний раздражитель, именно тот, который ребенок уже научился ассоциировать с ожидаемым удовлетворением потребности; второй стимул проприоцептивной природы — это потребность в пище, чувство голода, испытываемое младенцем.
Чтобы младенец «заметил» сосок, необходимо поместить его в рот ребенку, но одного этого недостаточно. Доказательство этой гипотезы дает нам второй эксперимент, в котором проприоцептивная система младенца наполнена ощущением неудовольствия, и в результате ребенок оказывается не в состоянии воспринять удовлетворяющий его потребность стимул внутри своего рта.
|
В этом возрасте ребенок сможет воспринять стимул «соска во рту», если будут выполнены следующие два условия: 1) проприоцептивный аппарат не инактивирован, не «затоплен» массивным напряжением неудовольствия и 2) ребенок голоден и тем самым его аппарат подготовлен к внешней перцепции. Второй опыт — невосприятие соска во рту, когда ребенок кричит от голода, — демонстрирует действие принципа нирваны; как только неудовольствие (напряжение) возрастает, оно должно быть снято путем разрядки (моторной, голосовой и т. д.). До тех пор пока напряжение сохраняется, внешняя перцепция не функционирует. Для восприятия необходимо прекращение как неудовольствия, так и разрядки; иными словами, действие самовозобновляющегося принципа нирваны должно быть прервано натиском извне. Только когда это произойдет, сможет возобновиться внешняя перцепция, и будет воспринят стимул удовлетворения потребности. Превосходная иллюстрация неумолимого действия принципа нирваны была получена много лет назад в эксперименте Вольфганга Кёлера (1925). Собаке предложили кусок мяса, от которого ее отделяла длинная и высокая проволочная ограда с проходом в обоих концах. В нормальной ситуации собака прекрасно справлялась с этой проблемой, просто обегая изгородь и хватая мясо, но если она проводила несколько дней без пищи, то уже не в силах была удалиться от столь близко расположенной к ней добычи. Она отбегала от мяса с тем, чтобы обогнуть изгородь, и торопливо возвращалась, повинуясь необходимости оста-
ваться рядом с лакомым кусочком, — этот конфликт приводил пса в изнеможение после отчаянных и бесплодных попыток вскарабкаться на изгородь.
Неспособность младенца воспринимать окружающую среду сохраняется на протяжении нескольких недель. К началу второго месяца приближающийся к младенцу человек начинает занимать особое место среди окружающих его «вещей». Если подойти к голодному, плачущему ребенку в часы кормления, он притихнет, откроет рот или начнет делать сосательные движения. Никакая другая «вещь», за исключением непосредственного осязания пищи во рту, не вызывает в этом возрасте подобной реакции. Однако эта реакция возникает только в часы кормления, когда ребенок испытывает голод. Что касается перцепции, на втором месяце жизни младенец реагирует на внешний стимул только тогда, когда он совпадает с интероцептивным восприятием голода. На данной стадии восприятие окружающего мира основано на напряжении, порождаемом неудовлетворенным влечением.
|
Рис. 3. Двухмесячный младенец следит глазами за перемещениями лица взрослого |
Двумя или тремя неделями позже мы отмечаем дальнейший прогресс: когда ребенок замечает лицо человека, он сосредоточенно начинает следить за его перемещениями (рис. 3). В этом возрасте никакая другая «вещь» не вызывает у младенца такого поведения. Гезелл и Илг (1937) поясняют, что это происходит от того, что человеческое лицо предстает перед младенцем в бесчисленных ситуациях ожидания: в сущности, на первом месяце жизни лицо возникает в поле зрения младенца всякий раз, когда какая-то из его потребностей получает удовлетворение. Таким образом, человеческое лицо начинает ассоциироваться с облегчением при избавлении от неудовольствия и с ощущением удовольствия.
53
В нашем исследовании мы смогли добавить существенный элемент к рассуждениям Гезелла. Мы отметили, что в подавляющем большинстве случаев естественно вскармливаемый ребенок не отводит глаз от лица матери на протяжении всего кормления, пока не засыпает у груди (рис. 4); у детей, вскармливаемых искусственно, это явление не бывает ни устойчивым, ни надежно фиксируемым.
Очевидно, кормление — это не единственное действие матери, во время которого ребенок может вглядываться в ее лицо. Мы редко задумываемся о том, что, какую бы помощь мы ни оказывали ребенку, поднимая его, подмывая, перепеленывая и т. д., он неизменно видит наше лицо анфас, мы сами фиксируем на младенце свой взгляд, двигаем головой и, как правило, что-то приговариваем. В результате именно лицо становится тем визуальным раздражителем, с которым ребенок чаще всего сталкивается в первые месяцы жизни. В первые шесть недель жизни мнемическии след человеческого лица откладывается в памяти младенца в качестве первого сигнала о присутствии того, кто удовлетворяет его потребности, и отныне ребенок будет следить
|
глазами за всеми перемещениями этого сигнала.
ГЛАВА 4
КОЛЫБЕЛЬ ВОСПРИЯТИЯ
Для Я восприятие играет такую же роль,
какая в Оно принадлежит влечению.
Фрейд (1923)
В главе 3 я описал экспериментальный подход к проблеме развития восприятия. Используя объективные данные, такие, как прямое наблюдение за поведением детей, эксперименты и нейрофизиологические данные, мы смогли шаг за шагом проследить прогресс младенца в области распознавания и узнавания перцепта. Стало очевидным, что удовлетворение потребности (то есть переживания удовольствия-неудовольствия) играет важнейшую роль в распознавании этого первого перцепта.
Генетический подход является ведущим методологическим принципом данного исследования, поэтому теперь мы вернемся к периоду, который, по моему мнению, предшествует событиям, описанным в предыдущей главе. В этот период в существовании младенца, безусловно, доминирует коэнес-тетическая система. Это возраст глубочайшей недифферен-цированности, когда аффект и перцепт, так сказать, еще неразделимы. Однако здесь экспериментальный метод не может адекватно служить нашим задачам, и мы вынуждены прибегнуть к реконструктивному методу, надеясь, что будущие наблюдатели решатся систематически исследовать ситуацию и условия, присутствующие в начале жизни человека, поскольку, если бы удалось получить подобные данные, мы бы достигли гораздо лучшего понимания той роли, которую аффекты будут играть в перцепции на более поздних стадиях. В целом я не склонен поощрять применение реконструктивного интроспективного метода интерпретации при изучении поведения субъектов, еще не обретших речи, а потому неспособных сообщить какие-либо данные, подтвер-
55
ждающие или опровергающие наши выводы. Имея дело с еще не говорящим младенцем, мы можем прибегнуть к прямому наблюдению или к эксперименту, но ни тем, ни другим способом нельзя получить достаточно информации от новорожденного, поскольку его поведение остается случайным, неструктурированным, а реакции неустойчивы.
Поэтому мы выбрали довольно сложную процедуру. Во-первых, мы помещаем себя в субъективную ситуацию младенца и пытаемся предугадать, что и как он воспринимает. Затем мы соотносим эти предположения с доступными нам данными наблюдения и данными нейрофизиологии. Во-вторых, мы изучаем свои построения в свете определенных регрессивных феноменов у взрослых, в частности тех, которые периодически наблюдаются при засыпании и пробуждении, во сне и в психозе. Наконец, наблюдения, подобные проведенным фон Зенденом (1932) над слепорожденными, перенесшими операцию, внесут свой вклад в наше понимание наиболее архаичных способов восприятия, которые мы с можем считать сходными с теми, которые имеются у младенца в первые недели жизни. Получая доступ к иным объективным данным, я буду рассматривать совпадение данных, полученных с помощью перечисленных здесь разных методов, если такая конвергенция и в самом деле может быть выявлена, в качестве подтверждения наших гипотез, полученных путем реконструкции. Во избежание недоразумений сразу оговорюсь, что эту процедуру ни в коем случае нельзя смешивать с тем, что Э. Бибринг (1947) назвал «ретроекцией», — этот удачный, хотя и несколько неожиданный, термин означает приписывание младенцу фантазий и желаний взрослого.
|
Итак, мы начнем с попытки реконструкции и зададимся вопросом: как выглядит мир восприятий младенца до начала дифференциации? Оглядываясь на собственное детство, мы получаем первый намек: помните, какой широкой казалась любая улица, каким большим выглядел дом, каким огромным — сад? Если же мы придем на то же самое место через двадцать лет, мы поразимся, как все успело «съежиться». «Съеживание» происходит из-за того, что сами мы выросли. «Мера всех вещей — человек», — говорит Протагор.
Фрейд прекрасно сознавал эти искажения апперцепции. В «Толковании сновидений» (1900) он уже отмечал, что Свифт использовал подобные искажения в «Путешествиях Гулливера». Позднее Левин (1953а) говорил об искаженном
восприятии новорожденного, в частности занявшись его нейрофизиологическим аспектом. Он говорил о «диплопии, амблиопии младенца со слабой аккомодацией и нечетким восприятием глубины и цвета» (Lewine, 1953а, с. 183).
|
|
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!