История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2020-10-20 | 108 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Тем не менее уже в самый ранний послеродовой период младенец обнаруживает целый ряд проявлений, напоминающих поступки и реакции, причем некоторые из них отличаются достаточной сложностью и структурированностью. Они, по-видимому, являются врожденными реакциями, как и паттерны поведения, связанные с «коренным рефлексом». Этот рефлекс охватывает последовательность направленных движений, которые сводятся к поиску соска и завершаются сосанием и глотанием, так что вся в целом последовательность образует легко выделяемый и достаточно сложный комплекс поведения. В этот комплекс поведения следует также включить прессор движений рук и ног, поскольку они, очевидно, связаны степенью наполнения желудка. Другие подобные паттерны менее очевидны. Они изучаются в настоящее время.
Каким образом новорожденный «воспринимает» раздражители, которые становятся пусковым механизмом подобных паттернов поведения? Некоторые пути восприятия, вызывающие эти реакции, кажутся встроенными, то есть врожденными, как было продемонстрировано исследованиями Тилни и Куби (1931).
По моему мнению, однако, основная часть задействованных в этом процессе путей принадлежит к системе «ощущения», которая фундаментально отличается от хорошо знакомой нам системы восприятия, функционирующей в более позднем возрасте. Природу этих двух систем и различия между ними я обсуждал в другом месте (Spitz, 1945b), назвав ту, что присутствует от рождения, коэнестетичес кой организацией. В данном случае ощущение является экстенсивным, преимущественно кишечным, с центром в автономной нервной системе; оно проявляется в форме эмоций. Поэтому я бы назвал данную форму «восприятия», столь фундаментально отличающуюся от чувственного восприя-
|
47
тия, рецепцией1. Это событие происходит в рамках бинарной системы по принципу «все или ничего».
Данной системе противостоит более позднее развитие того, что я назвал диакритической организацией, в которой восприятие осуществляется через периферические органы чувств и является при этом локализованным, ограниченным и интенсивным; центр его располагается в коре головного мозга, оно проявляется в процессах познания, в том числе и в сознательных процессах мышления.
Обсуждая множество аспектов психической организации на коэнестетическом уровне (1955b, мы подчеркивали, что уже при рождении кишечная активность сопровождается некоторыми периферическими сенсорными ощущениями, например, на поверхности кожи. Более того, у ребенка, по-видимому, от рождения имеются определенные зоны и органы чувств, которые я считаю переходными, то есть посредниками между периферическими сенсорными органами и кишечником, между внутренним и внешним. В качестве одной из таких зон я описывал оральную область, которая простирается в одном направлении до глотки, мягкого нёба, языка и внутренней стороны щек, а снаружи охватывает губы, подбородок, нос и внешнюю поверхность щеки — одним словом, «рыльце» (см. также Rangell,1954). Переход здесь обозначен даже анатомически последовательным изменением в оболочках этих органов от кутиса до слизистой. Другой подобного рода переходный орган располагается во внутреннем ухе.
Следует отметить, что все эти переходные органы, осуществляющие посредничество между внутренней рецепцией и внешней, обладают также важными функциями в обеспечивающем выживание процессе поглощения пищи; говоря словами Фрейда, они имеют анаклитическую функцию. Благодаря этому они оказываются пригодными для того, чтобы образовать мост между коэнестетической рецепцией и диакритической перцепцией.
В то же время нам следует помнить и то, что, как бы ни отличались друг от друга коэнестетическая и диакритическая организации, обе они находятся в одном и том же организме. В главе 7 мы покажем, что, сколько бы ни заглушалась коэнестетическая организация в сознании западного человека, она скрытно продолжает действовать; более того, она играет едва ли не определяющую роль в наших эмоциях,
|
' См. главу 1, сноску 1.
нашем мышлении и наших поступках, хотя мы и пытаемся сохранить в тайне само ее существование.
Все это знакомо психоаналитически образованному читателю. В конце концов, мы привыкли думать о свойствах коэнестетической организации в терминах бессознательного. Однако если говорить о развитии, роль этой организации в экономике «личности» является очевидной в силу двух причин.
1. Как уже указывалось, диакритическая организация развивается из коэнестетической. В ней сохраняются не только следы такого происхождения: каналы, соединяющие две организации, никогда не будут полностью перекрыты, даже в неврологическом отношении.
2. Коэнестетическая организация продолжает функционировать на всем протяжении жизни, и при этом можно отметить, что она достаточно эффективна в качестве источника самой жизни, хотя наша западная культура и наложила печать молчания на все ее проявления. В экстремальных ситуациях, при стрессе архаические силы срывают эту печать и вырываются на волю с устрашающей яростью, поскольку они не подвластны рациональному контролю сознания. Тогда мы сталкиваемся с более или менее хаотичной и взрывной разрядкой первичных эмоций, со злокачественным психосоматическим заболеванием или с некоторыми формами психотических расстройств. Если мы упоминаем мимоходом об ужасающем зрелище обнаженных эмоций взрослого человека, то лишь затем, чтобы показать читателю, до какой степени «нормальные» проявления аффекта у новорожденных вовсе не являются столь пустячными, как мы привыкли думать. Мы считаем их незначительными, поскольку сам младенец так мал и бессилен, а потому эти проявления не могут быть столь резкими и броскими, как у взрослых. Мы пришли к заключению, что нормальный младенец устроен таким образом и с ним все «в порядке».
Это так. Но следует помнить и обо всех последствиях такой «нормы». Нам следует помнить, что не только аффекты у младенца являются хаотичными и недифференцированными, но и «перцепция», что диакритическая перцепция отсутствует вовсе, что новорожденный не способен отличить одну вещь от другой, не говоря уже о выборе либидинозного объекта, и что он реагирует в первую очередь на интероцептивные раздражители. Примерно на восьмой день жизни возникает определенная специфика реакций; очевидно
49
должно пройти еще некоторое время прежде, чем может начаться обучение.
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!