Текст 42. Победоносный образ — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Текст 42. Победоносный образ

2020-05-07 152
Текст 42. Победоносный образ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


 

AANNDICNMYRSATMTYA MN>SU

 

Y> ÀAI[NA<            ÀIT)LN!                               SMRTAMUPETY       ,


LILAIYTEN ÉUVNAIN JYTYJÖ<  
GAEIVNDMAIDPUÉ;< TMH< ÉJAIM .42.

 

fнанда-чинмайа-расfтматайf манаxсу

йаx прftинfv пратипхалан смаратfм-упетйа лbлfйитена бхуванfни джайатй-аджасраv

говиндам-fди-пурушаv там-ахаv бхаджfми

 

Анвая: ахамбхаджfми —я поклоняюсь; там —тому; fди-пурушамговиндам —изначальной личности,Шри Говинде; йаx —он; fтматайf —благодаря его внутренней природе; fнанда-чинмайа-раса —чтобы дополнить восхитительным вкусом самой великолепнойвнебрачной премы; пратипхалан — проявляется (в частичной форме); манаxсу —в очищенных сердцах; прftинfм —живых существ; смаратfм упетйа —с природой чарующего ум Камадева; аджасрам —(он) всегда; джайати — победоносный; бхуванfни — над вселенными; лbлfйитена —предназначенных для его ашта-калия-лил(игр в восьмипериодах суток).

 

Перевод. «Когда живые существа памятуют о Шри Говинде,он

 

возникает в их чистых сердцах, являя свой изначальный образ, чтобы дополнить радостные, трансцендентные вкусы. Этот образ является олицетворением самой великолепной, трансцендентной, внебрачной расы, пленяющей сердце самого бога любви Купидона, покоряющего сердца других. Своими играми Шри Говинда всегда побеждает три мира. Я поклоняюсь изначальной личности, Шри Говинде».

 

Бхава-анувада. Итак,Брахмаджи описал самую великолепную,

 

чарующую и любвеобильную природу Шри Говиндадева. И теперь в этом стихе fнанда-чинмайа-раса он говорит, что сильная жажда испить враджа-расу возникает в сердцах искренних последователей бхакти благодаря общению со сведущими в истине вайшнавами, знатоками наслаждения расой, и принятию их трансцендентных наставлений. Следуя их наставлениям, искренние садхаки постоянно памятуют о манматха-манматха образе Шри Кришны, (очаровывающим сердцеКупидона, который будоражит сердца других существ), вместе с его именами, красотой, качествами и играми. В это время Шри Кришна слегка проявляется в их сердцах в образе, воплощающем насыщенный внебрачный вкус. Так он покоряет три мира и контролирует их.

 

Примечательно то, что он одерживает победу над тремя мирами без усилий, лишь немного, совсем чуть-чуть, приоткрывая свой образ,


который приводит в волнение сердце чарующего всех Купидона. Шри Кришна достигает этого, показывая лишь издали свой истинный образ, природу и игры трансцендентного Купидона. Поэтому манматха-манматха образ Шри Кришны упоминался в пяти главах«ШримадБхагаватам», относящихся к играм раса-лилы: ifкшfн манматха-манматхаx (10.32.2).Суть заключается в том,что Шри Кришна оченьпривлекателен, и его красота перемалывает в мелкую пыль гордость Камадева, который приводит в недоумение весь мир. Эту истину можно понять с помощью примера: чакшушаi-чакшуx — «Все глаза – это око Кришны», — и по аналогии: «Все Купидоны – это купидон Шри Кришна». Поэтому, хотя верховный Господь – это причина Камадева в форме материального вожделения, этот Камадев совершенно нежелателен для джив, которые склонны к вожделению. Точно так же, хотя материальный мир – это внешняя часть верховного Господа, он совершенно нежелателен для садхаки, который считает себя наслаждающимся всем, существующим в нём.

 

Татпарья. Когда удачливые садхаки,не имеющие скрытыхпобуждений, непрерывно слушают об играх Бхагавана из уст расиков, или преданных, искусных в наслаждении бхагавад-расой, в их сердцах пробуждается сильное стремление, обрести любовное служение в настроении вечных жителей Враджа. Истинными последователями памятования в медитации являются рагануга-бхакти-садхаки, которые

 

в соответствии с благоприятными наставлениями расика-вайшнавов, постоянно памятуют манматха-манматха образ Шри Кришны, а также его имена, красоту, качества и игры, соответствующие удджвала-расе, трансцендентному вкусу внебрачной любви. В сердцах преданных, обладающих такой квалификацией, этот Шри Кришна, всегда поглощённый озорными играми, проявляется вместе со своей обителью. Таким образом садхака осознаёт игры трансцендентной реальности, побеждающие во всех отношениях полностью все достояния и соблазны целой материальной вселенной.

 

Текст 43. Иерархия обителей

 

GAELAEKNAIMN    INJXAIMN  TLAE C      TSY

 

DEVIMHEZHIRXAMSU   TE;U                    TE;U     ,


TE TE ÀÉAVINCYA IVIHTAÍ YEN  
GAEIVNDMAIDPUÉ;< TMH< ÉJAIM .43.

 

голока-нfмни ниджа-дхfмни тале ча тасйа девb-махеiа-хари-дхfмасу тешу тешу

 

те те прабхfва-ничайf вихитfi-ча йена говиндам-fди-пурушаv там-ахаv бхаджfми

 

Анвая: ахамбхаджfми —я поклоняюсь; там —тому; fди-пурушамговиндам —изначальной,верховной личности,Шри Говинде; ча йена

 

— благодаря ему; ниджа-дхfмни — (изысканно пребывающему) в своей обители; голока-нfмни — именуемой Голокой (и высшей среди всех); те те —соответственно; прабхfва-ничайfx —области влияния; вихитfx —определяются; тешу тешу —соответствующими; девb-махеiа-хари-дхfмасу —обителями Вайкунтха-натха Хари,МахешиШивы и Дурги-деви; тале — находящимися в основании; тасйа — его обители.

 

Перевод. «Деви-дхама,или материальный мир,состоит изчетырнадцати планетных систем. Над ней расположена Махеша-дхама, ещё выше – Хари - дхама, а самой высшей является Голока, обитель Сваям Бхагавана Шри Говинды. Я поклоняюсь изначальной личности, Говинде, который управляет индивидуальными свойствами каждой обители».

 

Бхава-анувада. Описав славу Шри Кришны по отношению к

 

материальному миру, Брахмаджи, начиная со слов голока-нfмни, демонстрирует славу обители самого Шри Кришны. Положение дхам — Деви, Махеши и Хари — в этом стихе показано по возрастанию. Начиная

 

с Деви-дхамы, он описал, что все обители расположены в иерархии одна над другой и что планета самого Шри Кришны, Голока-дхама, занимает величественное положение на самой высокой позиции. Голока – самая высшая из всех обителей, потому что она, будучи всепроникающей, охватывает все другие дхамы.

 

Нет разницы между Голокой и Вриндаваном, проявленным на этой Земле. Их эквивалентная природа уже описывалась ранее. Например, в «Харивамше» говорится: «Поклоняющиеся брахме достигают Брахма-локи, однако Голоку, планету коров, достичь необычайно трудно. Только глубокомыслящий и целеустремлённый садхака может достичь эту обитель, в которой нет никаких скорбей. Голока не является


легкодоступной для каждого». Таким образом здесь и в приведённых ранее утверждениях описывается, что эти две дхамы неотличны.

В выражении голока эва нивасати из тридцать седьмого стиха слово эва использовано для того,чтобы утверждение«он пребывает в Голоке»передать как несомненный факт. Это значит, что Вриндаван с двенадцатью лесами, полностью защищён Шри Вриндой-деви. Шри Вриндавана-дхама – это вечная обитель Шри Хари, Бхагавана Шри Кришны, лотосным стопам которого неизменно служат все главные полубоги, такие как Брахма и Рудра.

 

Эта обитель отличается от всех других мест тем, что в ней Бог богов Гададхара Шри Кришна вечно наслаждается своими озорными играми

 

с его возлюбленными гопи. В этом месте проходит много разнообразных игр, таких как сетубандха-лила42, устраняющая тяжёлые грехи. В каждом месте игр Шри Кришна устанавливает валабхb 43и каждый день радостно соревнуется там с друзьями.Наслаждаясь таким образом своими играми, он живёт там вечно.

 

Подобное описание приводится в «Гаутамия-тантре». В нём Шри Нарада попросил Бхагавана: «О Вишампати, покровитель всех живых созданий, я хочу узнать о Вриндаване и его двенадцати лесах. Если я достоин слушать о нём, милостиво поведай мне».

 

Шри Бхагаван ответил:

 

идаv вhндfванаv нfма

мама дхfмаива кевалам

атра йе паiаваx пакши-

мhгfx кbnf нарfдхамfx

 

нивасанти майfвишnе

мhтf йfнти мамfлайам

атра йf гопа-канйfi-ча

нивасанти мамfлайе

 

гопинйас-тf майf нитйаv

мама севf-парfйаtfx

 


42 Во Вриндаване сетубандха-лила проходит в Камьяване на берегу озера Сетубандха. В ней Шри Кришна заявил, что в предыдущем рождении он был Рамой, но Лалита-деви усомнилась в том, что он докажет свою удаль, построив мост из камней с помощью обезьян. И тогда Кришна своей флейтой созывает всех обезьян и тут же строит мост через озеро.

 

43 Валабхи –это деревянная жердь,закреплённая в землю и используемая в играх.


паuча-йоджанам эвfсти

ванаv ме деха-рeпакам

 

кfлиндbйаv сушумнfкхйf

парамfмhта-вfхинb

теджомайам идаv рамйам

адhiйаv чарма-чакшушf

 

«Вриндаван является исключительно моей обителью. Все, кто живёт в нём — птицы, животные, черви, насекомые или самые незначительные люди — достигли моей вечной обители в момент смерти, ибо всегда были погружены в меня. Дочери пастухов обрели вечный союз со мной

 

и полностью заняты служением мне. Этот Вриндаван размером в пять йоджан – моё тело. Река Калинди, струящийся поток трансцендентного нектара, – моя сушумнf нflи 44. В тонких формах в нём присутствуют все полубоги и разные виды живых существ, а я являюсь воплощением всех полубогов. Иногда я появляюсь, а иногда исчезаю, но я никогда не покидаю Вриндаван. Эта дхама преисполнена света и очарования. Её не увидеть материальным взором».

 

Описание этой уникальной Вриндавана-дхамы с её вечными деревьями кадамба и другими обитателями упоминается, например, в «Вараха-пуране». Непроявленный Вриндаван можно увидеть только трансцендентными глазами, или взором премы. Таково особенное требование Вриндавана, проявленного на этой Земле. Поэтому говорится: «Можно увидеть Гокулу в Голоке и Голоку в Гокуле». Когда Бхагаван Шри Кришна становится видимым в земном Вриндаване вместе со своими спутниками, это явление называется аватарой. В это время так много чарующих игр — встреча, разлука и снова встреча, характерные для любовников, — которые предназначены подпитывать разнообразие расы. Эти игры проходят как в земном проявлении Вриндавана, так и в проявлениях вне этого мира. Подтверждение этому факту можно найти при внимательном чтении таких писаний, как калпа, тантра, ямала, самхита и панчаратра. Специфику описаний можно понять из разных шастр.

 

Например, в «Шримад Бхагаватам» (10.90.48) говорится:

 

джайати джана-нивасо девакb-джанма-вfдо

йаду-вара-паришат-сваир-дорбхир-асйанн-адхармам


 

 


44 В йоге основной канал вдоль позвоночника, без которого тело не может функционировать, называется сушумнf нflи.


стхира-чара-вhджина-гхнаx су-смита-iрb-мукхена

враджа-пура-ванитfнfv вардхайан кfма-девам

 

«Шри Кришна пребывает в каждом сердце как Сверхдуша. (Или: он живёт в кругу близких и дорогих родственников, пастухов и Ядавов. Или: он присутствует в сердце каждой дживы и является прибежищем для всех.) Это просто слухи, что он родился у Деваки. На самом деле он не рождается. Ему служат лучшие члены династии Яду. (Или: он – почитаемый председатель в собрании Ядавов). Хотя он может сделать всё просто пожелав, своими собственными руками (или силой рук таких своих спутников, как Бхима и Арджуна,) он расправляется с демонами, попирающими принципы религии. Он избавляет от мучений бесконечной цепи рождений и смертей всех движущихся и неподвижных живых существ. (Или: он спасает от боли разлуки всех движущихся и неподвижных живых существ Враджа-пури, ощущающих его отсутствие). Улыбкой на лотосном лице он усиливает трансцендентное желание всех юных гопи Враджа-пури (или: всех женщин Матхура-пури, Дварака-пури и Враджа-пури). Пусть Шри Кришне всегда сопутствует победа!»

 

Более того, в разделе «Нирвана-кханда» «Падма-пураны» в беседе Шри Бхагавана с Шри Вьясой говорится: паiйа тваv дарiайишйfми... гопа-бfлакаиx —«О Вьяса,я дарую тебе видениемоего изначального образа, сокрытого даже от Вед. Узри эту трансцендентную форму». Увидев сварупу Бхагавана, Шри Вьясадева произнёс: «О царь, я увидел верховную личность Шри Кришну, чьё тёмно -синее тело напоминает свежее дождевое облако. Его окружают юные девы-пастушки (гопа-канйf) и он смеётся с мальчиками-пастушками».

 

Слово канйf (во втором стихе «Гаутамия-тантры», упомянутом выше) указывает на частичное отличие гопи, который буквально означает: хотя их юность уже налилась, они ещё не достигли женской зрелости. Или: несмотря на то, что их переполняет любовь к Шри Кришне, они – всё ещё невинные девушки и не расцвели до рождения потомства. Под словами «они не достигли половой зрелости» здесь подразумевается, что они вечно являются подростками (нитья-кишори). Таким образом, употреблением слова канйf разрушается идею, что гопи подобны другим женщинам.

 

Та же концепция присутствует в четвёртой главе «Гаутамия-тантры», в которой утверждается: атха вhндfванаv дхйfйет — «Затем можно медитировать на Вриндаван». После этого даётся описание процесса медитации на Вриндаван: «Вся община пастухов вместе с


миллионами гопа-каний, коровами и телятами низошла со Сварги (Голока-дхамы) и являются украшением всего Вриндавана. В чарующем лесу Вриндавана-дхамы тысячи и тысячи гопи с глазами, подобными удлинённым лепесткам цветущих лотосов, совершают поклонение (арчану и пуджу) цветами своих бхав гуру трёх миров Шри Хари».

 

Также в том же писании сказано о соответствующем поведении всех тех, кто стремится обрести даршан Шри Кришны, или тех, кто уже получил его:

 

ахар-ниiаv джапен мантраv

мантрb нийата-мfнасаx

са паiйати на сандехо

гопа-рeпа-дхараv харим

 

«Садхака должен день и ночь непрерывно и сосредоточено воспевать джапу кришна-мантры. Такой преданный обязательно получит даршан Шри Кришны в образе пастушка. В этом нет сомнений».

Более того, в другом месте «Гаутамия-тантры» говорится: вhндfване васед дхbмfн йfват кhшtасйа дарiанам —«Глубоко проницательныелюди всегда видят Шри Кришну, как если бы они жили во Вриндаване».

 

В разделе «Трайлокья-саммохана-тантры», в котором описывается восемнадцатисложная мантра, говорится: «Кто бы ни совершал садхану этой мантрой, обязательно узрит Шри Кришну в образе пастушка».

 

Поэтому в «Гопала-тапани-упанишаде» (27), начиная со слов тад-у-ховfча,можно найти следующее утверждение Брахмаджи: «Мойдорогой сын, в первой половине своей очень продолжительной жизни я медитировал на Шри Кришну и предлагал ему молитвы. Когда брfхмb-ниif (4,32миллиарда лет)закончилась,он появился в моём сердце водеждах мальчика-пастушка».

 

Хотя Шри Кришна описывается как верховный управляющий, высшая брахма, верховная личность и так далее, в некоторых местах изредка встречается упоминание о нём как об аватаре Шри Кширодакашайи Вишну. Таким образом его описывают, потому что в нём находятся его частичные воплощения. Поэтому нет необходимости детально обсуждать эту бесперспективную тему. Её подробное объяснение дано в «Шри Кришна-сандарбхе».

 

После такого прославления Бхагавана с позиции материального мира Брахмаджи теперь описывает славу его личной обители, начиная со слов голока-нfмни данного стиха. Шри Голока-дхама блистательно пребывает выше всех других планет, а Брахмаджи, прадед материальных планетных систем, живёт на Брахма-локе, находящейся


в Деви-дхаме. По этой причине он описывает славу Бхагавана, пребывающего в различных мирах, снизу-вверх. Такая последовательность прямо противоположна реальному расположению

 

в иерархии, в которой Голока является самой высшей, а за ней следуют Вайкунтха-лока, Махеша-лока и, наконец, Деви-лока. Слава Бхагавана проявляется в каждой дхаме в степени, соответствующей её высшему или низшему положению. Все шастры утверждают, что вездесущая Голока обладает верховным положением. Если предположить, что Шри Вриндаван находится в Деви-дхаме, то в ответ можно услышать, что этого не может быть. Даже несмотря на то, что Вриндаван проявляется и находится на планете Земля, такое впечатление складывается из-за влияния Йогамайи. На самом деле Шри Вриндавана-Гокула-дхама неотлична от Шри Голоки. Мы уже приводили свидетельства из шастр, которые показывают, что эти две дхамы неотличны. В «Харивамше» (Вишну-парва, 19) говорится:

 

гавfм-ева ту голоко

дурfрохf хи сf гатиx

са ту локас-твайf кhшtа

сbдамfнаx кhтfтманf

дхhто дхhтиматf вbра

 

нигхнатопадравfн гавfм

 

«О Кришна, о Вира! О, невозмутимая и непоколебимая верховная личность, для тебя нет ничего невозможного. Ты вспомнил это, когда на планете несчастья обрушились на Вриндаван, и спас Гокулу, коров и пастухов от всех бед».

 

Эта цитата подтверждает, что Голока и Вриндаван неотличны друг от друга. Использование слова эва в фразе голока эва нивасати из тридцать седьмого стиха говорит о том же. Шастры свидетельствуют, что Шри Кришна вечно живёт в месте, именуемом Вриндаван, проявленном на Бху-локе (на планете Земля). Об этом также говорится

 

в «Ади-Вараха-пуране»: вhндfванаv двfдаiакаv... севитам.

 

Татпарья. Шри Голока-дхама сияет над всеми другими мирами.

 

Брахмаджи смотрел в направлении Голоки в соответствии со своим положением на Брахма-локе, или Сатья-локе, которая находится в Деви-дхаме. Описывая славу Бхагавана он в первую очередь говорит о том, что относится к Деви-дхаме, а затем переходит к занимающей более высокое положение Махеша-дхаме и так далее. В материальном мире, именуемым Деви-дхамой, расположено семь высших планетных систем: Бху, Бхува, Сва, Маха, Джана, Тапа и Сатья, и семь низших


планетных систем: Атала, Витала, Сутала, Талатала, Расатала, Махатала и Патала. То есть в Деви-дхаме всего четырнадцать планетных систем.

 

Выше Деви-дхамы находится обитель Шивы, в которой одна часть находится во тьме, а другая – освещена. Её тёмная половина называется Махакала-дхама, а светлая – Садашива-лока. Хари-дхама, или Вайкунтха-лока, расположена в духовном мире, выше Садашива-локи.

 

Движущей силой (прабхавой) в Деви-дхаме является величавое достояние майи, в Шива-дхаме – великое время, совокупность материальных первоэлементов и подобие полной части Бхагавана, которое проявляется в образе Шамбху через преобразующий фактор незначительного аспекта пограничной энергии (подробно это описано

 

в сорок пятом стихе). Однако в Хари-дхаме (Вайкунтхе) движущей силой является трансцендентное достояние, а в Голоке высшая сладость чудесным образом подчиняет все виды достояний. Все формы влияния прямо и косвенно предопределяет изначальная личность Говиндадев, и он же управляет ими в различных обителях.

 

Текст 44. Дурга-деви

 

S&IÒISWITÀLYSAXNZI´REKA


 

DAYEV YSY

 

#CDANUÊPMIP


 

 

ÉUVNAIN IBÉиÄ ÊGAR YSY C CEÒTE SA


 

 

,

 


GAEIVNDMAIDPUÉ;< TMH<      ÉJAIM


 

.44.

 


 

сhшnи-стхити-пралайа-сfдхана-iактир-екf

чхfйева йасйа бхуванfни бибхартти дургf

иччхfнурeпам-апи йасйа ча чешnате сf говиндам-fди-пурушаv там-ахаv бхаджfми

 

Анвая: ахамбхаджfми —я поклоняюсь; там —тому; fди-пурушам

 

говиндам — изначальной личности,Шри Говинде; йасйа —чья; iактиx —энергия; дургf —Дурга-деви; ива чхfйf —подобная тени(его трансцендентной энергии); бибхартти — воспитывает; бхуванfни

 

— все планетные системы; ча — и; апи чешnате — она поступает (так);

 

йасйа иччхf-анурeпам —по его воле; экf —она одна; сfдхана —исполняет; сhшnи-стхити-пралайа — обязанности по творению, поддержанию и разрушению.


Перевод. «Творить,поддерживать и разрушать материальную

 

вселенную – это обязанности великой энергии, которая является тенью трансцендентной энергии. Мир поклоняется ей как Дурге. Я поклоняюсь изначальной личности, Шри Говинде, по воле которого Дурга одна обучает каждого своего подопечного».

 

Бхава-анувада. В предыдущем стихе Брахмаджи описал Деви-дхаму, Махеша-дхаму, Хари -дхаму, а также Голока-дхаму как наивысшую среди них. Теперь в пяти последующих стихах, начиная с сорок четвёртого, описываются правящие божества этих дхам. Дурга является правящим божеством четырнадцати планетных систем материального мира, и олицетворённые Веды в «Шримад Бхагаватам» (10.87.28) говорят о ней следующие:

 

твам- акараtаx сва-рfl-акхила-кfрака-iакти-дхарас-тава балим-удваханти самадантй-аджайfнимишfx варша-бхуджо-’кхила-кшити-патер-ива виiва-сhджо видадхати йатра йе тв-адхикhтf бхаватаi-чакитfx

 

«О Господь, хотя ты – независимый владыка материального мира, непосредственно не связанный с материальными чувствами, способность всех живых существ действовать посредством материальных чувств обеспечивается тобой. О Шри Говинда, повелитель Голоки, правящие божества во главе с Дургой- деви и Махешем предлагают твоим прославленным лотосным стопам пуджу, как правители разных государств собирают дань со своих подданных и преподносят её своему императору. Из страха перед тобой все исполняют свои предписанные обязанности согласно своим способностям. Хотя Дурга- деви – правительница Деви-дхамы, она тоже подносит свои дары твоим лотосным стопам».

 

Татпарья. Характерные особенности Деви-дхамы уже были описаны

 

и теперь рассказывается о правящем божестве этого мира. Эта вселенная, состоящая из четырнадцати планетных систем, где Брахмаджи молится Господу Голоки, называется Деви-дхамой, правящим божеством которой является Дурга-деви. У неё десять рук, указывающих на десять видов деятельности ради наслаждения её плодами. Она также известна под именем Симха-вахини, означающем «восседающая на льве», что выражает её героическую доблесть. Её, помощницу в преодолении грехов, именуют Махишасура-мардини, потому что олицетворяющий грех демон Махиша погиб под её тяжёлой


поступью. У неё есть два сына — Карттика и Ганеша, — которые символизируют красоту и успех. Её окружают спутницы — Лакшми и Сарасвати, — символы материального богатства и материального знания. Чтобы подавлять грехи, она держит в руках двадцать видов оружия, состоящего из различных добродетели, установленных Ведами. Она – Сарпа-шобхини, украшенная змеем, потому что её красота – это всепоглощающее время. Благодаря этим образам Дурга-деви отличается от других божеств.

Имя Дурга означает «тюрьма». Это заключение в тюрьму относится

к тем рождённым из пограничной энергии (татастха-шакти) дживам, которых из-за их антипатии к Шри Кришны заточают в темницу из грубых материальных элементов. Этих порабощённых джив наказывают, перемалывая под колесом кармической деятельности. Только исполняя желание Шри Говинды, Дурга непрерывно занимается этим делом, чтобы таким образом очистить живые существа, испытывающие отвращение к Господу. Лишь благодаря великой удаче и влиянию общения с просвещёнными преданными живые существа сосредотачивают своё внимание внутри себя и отбрасывают своё равнодушие к Кришне. Тогда по воле Шри Говинды Дурга дарует им освобождение. Поэтому необходимо постараться обрести искреннюю, не вводящую в заблуждение милость заведующей тюремного надзирателя Дурги, угождая ей своим самоконтролем и вниманием к Бхагавану. Необходимо понять, что просящий у Дурги-деви благословения, чтобы обрести богатство, последователей, сыновей, родственников и крепкое здоровье, а также её любезность в исполнении такой мольбы окажется обманутым. Чтобы сбитые с толку дживы в мирском бытии гонялись за материальным знанием, Дурга проявляет даша-махавидью, десять видов знания.

 

Живое существо – крохотная духовная частичка Кришны, но из-за безразличия к Кришне оно, склонное к порокам, привлекается приманками майи. Как только живое существо соблазняется, Дурга надевает его в грубое материальное тело, подобное тюремной одежде заключённых. Это тело состоит из пяти грубых элементов, одиннадцати чувств. В таком одеянии Дурга помещает дживу в круговорот кармической работы, чтобы она вкушала материальный опыт — то радость, то горе, — попадая то в рай, то в ад. В дополнение к грубому телу Дурга одаривает дживу тонким телом, состоящим из ума, разума и ложного эго. Оставляя одно грубое тело, джива в тонком теле переносится в следующее грубое тело. Тонкое тело, состоящее из невежества и греховных желаний, джива не может сбросить пока не достигнет освобождения. Избавившись от тонкого тела, джива


омывается в реке Вирадже и входит в Хари-дхаму. Дурга делает всё это, исполняя волю Шри Говинды.

 

В «Шримад Бхагаватам» (2.5.13) утверждается:

 

виладжджамfнайf йасйа

стхfтум-bкшf-патхе-’муйf

вимохитf викаттханте

мамfхам-ити дурдхийаx

 

«Стыдясь своего положения, иллюзорная энергия Господа не смеет ступить пред ним, а те, кого она ввела в заблуждение, поглощённые размышлениями в категориях «я» и «моё», говорят лишь глупости».

В «Шримад Бхагаватам» также говорится, что Дурга имеет отношения только с дживами, отвернувшимися от Кришны. Дурга-деви, которой поклоняются в материальном мире, – это аспект тени Дурги, покрывающей обитель Шри Бхагавана в форме мантры и являющейся чистой, духовной служанкой Кришны. Этот аспект тени Дурги исполняет её обязанности в материальном мире как служение Дурге духовного мира. Эта тема объяснялась в комментарии к третьему стиху «Шри Кришна-упанишады».

 

Текст 45. Шамбху


 

]IR<


 

 

YWA    DIX         IVKARIVZE;YAEGAT!

 


 

SÁJAYTE N IH TT> P&WGIST


 

 

HETAE>


 

,

 


 

Y> ZMÉUTAMIP TWA SMUPEIT KAYARD!


 

GAEIVNDMAIDPUÉ;<  TMH<


 

 

ÉJAIM


 

 

.45.

 


 

кшbраv йатхf дадхи викfра-виiеша-йогfт

саuджfйате на хи татаx пhтхаг-асти хетоx

йаx iамбхутfм-апи татхf самупаити кfрйfд говиндам-fди-пурушаv там-ахаv бхаджfми

 

Анвая: ахамбхаджfми —я поклоняюсь; там —тому; fди-пурушамговиндам — изначальной личности,Шри Говинде; йаx —кто; упаити

 

принимает; iамбхутfм —состояние Шамбху; кfрйfт — длявыполнения особой обязанности; йатхf татхf — так же как; кшbрам


— молоко; саuджfйате — превращается; дадхи — в йогурт; викfра-виiеша-йогfт —соединяясь с преобразующим фактором(закваской); асти —является; хи —несомненно; на —не; пhтхак —отличным; татаx —от; хетоx —своей причины(молока).

 

Перевод. «При определённом условии Шри Говиндадев становится

 

Шамбху для выполнения особой задачи. Это подобно тому, как молоко превращается в йогурт при соединении с закваской. И хотя йогурт не отличается от молока по составу, это уже другая субстанция. Я поклоняюсь изначальной личности, Шри Говинде».

 

Бхава-анувада. Следующей по возрастанию темой являетсяМахешвара Шива, сварупа которого описывается в данном стихе, начиная со слов кшbраv йатхf. Как молоко преобразуется в йогурт при смешении с закваской, так и Шри Говинда принимает образ Шамбху для выполнения определённой задачи. Пример с йогуртом здесь используется, чтобы показать идею причинно -следственной связи. Но эта аналогия не применима к самому процессу преобразования, так как

 

в действительности Шри Говинда не подвержен преобразованию, ибо невозможно, чтобы он изменился. Драгоценные камни, которые по желанию владельца проявляют разные вещи, не меняют своей изначальной природы; желаемые предметы возникают под влиянием их непостижимой энергии. Это аналогия того, что сварупа Бхагавана Шри Говинды не изменяется, когда он проявляет образ действующей причины Шамбху.

 

Шрути утверждают:

 

эко ха ваи пурушо нfрfйаtа fсbн на брахмf на ча iаyкараx са мунир-бхeтвf самачинтайат

тата эте вйаджfйанта виiво хираtйагарбхо-’гнир-варуна-рудрендрfс-татхf

са брахмаtf сhджати рудреtа нfiайати итй-fди

 

«До творения был только Бхагаван Нараяна, верховная личность. Тогда ещё не было ни Брахмы, ни даже Шанкары. Приняв образ мудреца, Бхагаван задумался над тем, как начать творение вселенной, которое затем осуществил Хираньягарбха, и появились другие полубоги: Агни, Варуна, Рудра, Индра и т. д. Более того, Бхагаван для дальнейшего творения принял образ Брахмы, а для разрушения – Рудры. Однако в отличии от них сам Шри Хари, являющийся истинной формой высшего блаженства, вообще не подвержен творению и разрушению. Периодически он творит космос, поддерживает и разрушает его в этих


образах гуна-аватар. В качестве Шамбху он существует при соприкосновении с такой материальной гуной, как невежество».

 

В «Шримад Бхагаватам» говорится:

 

харир-хи ниргуtаx сfкшfт

(10.88.5)

 
пурушfx пракhтеx параx  
iиваx iакти-йутаx iаiват

(10.88.3)

 
три-лиyго гуtа-саvвhтаx  

 

«Шри Хари непосредственно является верховной личностью Бога. Он трансцендентен к материальной природе и свободен от мирских качеств. А Шива наделён сразу тремя типами ложного эго — благостью, страстью и невежеством, — и иллюзорная энергия всегда соприкасается

 

с ним. Поэтому джива может стать трансцендентной к материальным гунам, только практикуя шри-хари-бхаджану».

 

Чтобы объяснить это подробнее, в сорок пятом стихе сказано викfра-виiеша-йогfт —«Шива полностью связан с внешней,иллюзорнойэнергией, которая подвержена преобразованиям». По этой причине шива-таттва иногда описывается отличной, а иногда неотличной от Шри Хари. Для разрешения этого противоречия говорится, что Шива не является независимым правителем и причиной, обособленной от причины всех причин Шри Хари. Его власть, или аспект правителя, является подчинённым власти Абсолютной Истины, Шри Хари.

 

В «Риг-веде» утверждается: «Итак, всегда необходимо учитывать, что только один Нараяна является действительно вечным. Брахма – это Нараяна, Шива – это Нараяна, Индра – это Нараяна, время – это Нараяна и десять сторон света – это тоже Нараяна. Нараяна внизу, Нараяна вверху, Нараяна внутри, Нараяна снаружи, и всё сущее во вселенной – это Нараяна».

 

Во второй песне «Шримад Бхагаватам» Брахмаджи говорит: «Я творю по вдохновению Бхагавана, Шри Шива, подчиняясь его воле, разрушает, а сам Шри Хари, обладающий тремя энергиями, поддерживает миры, посылая свои пуруша-аватары». Таким образом, Бхагаван создаёт, разрушает и поддерживает вселенные посредством трёх гун, именуемых благостью, страстью и невежеством.

 

Татпарья. Данный стих,начинающийся словами кшbраvйатхf,–

 

это анализ сварупы Шамбху, который ранее упоминался как правящее божество Махеша-дхамы. На самом деле Шамбху является неотделённым и неотличным от Шри Кришны, а те, кто думает иначе,

 

– оскорбители Бхагавана. Положение Шамбху в качестве правителя


ниже и зависит от управления Шри Говинды. Таким образом, у них одна

 

и та же природа. Для объяснения их единства приводится пример, когда молоко, в которое добавлена закваска, превращается в йогурт. Аналогично этому, благодаря соединению с особым, преобразующим фактором верховный Господь принимает отдельный образ, подчиняющийся ему, т. е. этот отделённый образ не имеет независимости.

 

В этом случае особый, преобразующий фактор – это смесь природных компонентов из гуны невежества майи, неполноты или малости пограничной энергии и соединение в незначительной степени аспектов знания (самвит) и блаженства (хладини) трансцендентной энергии. Сияющий подвластный повелитель в образе линги Шамбху, будучи соединенным с этим особым преобразующим фактором, внешне похож на экспансию верховной личности Бога. Он – Садашива, источник Рудрадева. Шри Говинда приходит в образе Шамбху как гуна-аватара, чтобы упорядочить ингредиенты для творения, уничтожить некоторых демонов для поддержания вселенной и выполнить действия по разрушению космоса. Этот Шамбху – отделённая экспансия с настроением полной экспансии. Он также известен как кала-пуруша, или фактор олицетворённого времени. Шрила Джива Госвами уже приводил в комментарии цитаты, подтверждающие это.

 

В «Шримад Бхагаватам» (12.13.16) говорится: ваишнавfнfv йатхf iамбхуx —«Среди вайшнавов Шамбху занимает очень высокоеположение». Суть этого утверждения заключается в том, что, соединяясь с Дургой-деви, Шамбху действует своей энергией времени ради удовлетворения желания Шри Говинды. Многие шастры во главе с тантрами рекомендуют следовать принципам поведения благочестивых людей в соответствии с уровнем положительных качеств, заложенных в дживы. Эти принципы сравниваются со ступенями лестницы, которая в конечном итоге ведёт к обретению бхакти. Более того, в соответствии с желанием Говинды Шамбху поддерживает и защищает чистое преданное служение, проповедуя философию майявады и используя агамы (дополнительно составленные писания)45.

 

 


45 Каким образом Шамбху, придя как Шанкара-ачарья, защищает чистую бхакти, проповедуя противоположную ей философию майявады? Пропагандируя доктрину майявады, Шанкара-ачарья вытеснил из Индии войдизм (философию пустоты) и восстановил систему, которая принимает авторитет Вед. Кроме того, направляя живые существа, несклонные к бхакти из-за их концепции «я – Бог», Шива уводит в сторону их глубоко укоренившуюся зависть к вайшнавам.


Шамбху обладает в полной мере пятидесятью качествами обусловленных джив и частично пятью более возвышенными качествами, недоступными обычным живым существам. Поэтому нельзя утверждать, что Шамбху – это дживатма. Не взирая на свою природу обособленной экспансии, он всё равно является божеством и правителем.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.2 с.