Текст 37. Чит-ананда-раса в Голоке — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Текст 37. Чит-ананда-раса в Голоке

2020-05-07 143
Текст 37. Чит-ананда-раса в Голоке 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

AANNDICNMYRSÀITÉAIVTAIÉ-


 

STAIÉYR @V INJÊPTYA KLAIÉ>

 

GAELAEK @V INVSTYIOLATMÉUTAE


 

 

,

 


GAEIVNDMAIDPUÉ;< TMH<      ÉJAIM


 

.37.

 


 

fнанда-чинмайа-раса-пратибхfвитfбхис-тfбхир-йа эва ниджа-рeпатайf калfбхиx

голока эва нивасатй-акхилfтма-бхeто говиндам-fди-пурушаv там-ахаv бхаджfми

 

Анвая: ахамбхаджfми —я поклоняюсь; там —тому; fди-пурушам

 

говиндам —изначальной,верховной личности,Шри Говинде; йаx —который; эва — безусловно; нивасати — пребывает; голоке — в Голока-дхаме; акхила-fтма-бхeтаx — в изначальном, полном и истинном образе; пратибхfвитfбхиx — ради всех своих дорогих спутников, действующих как его неотъемлемые части; fнанда — наслаждаясь


трансцендентными, несущими блаженство; чинмайа-раса — духовными вкусами; эва ниджа-рeпатайf — только со своей внутренней энергией наслаждения Шри Радхой, исполненной бхав любовной расы; тfбхиx калfбхиx — вместе с кая-вьюхой, экспансиями тела Шри Радхи (её подругами).

 

Перевод. «Вездесущий и пребывающий в каждом сердце ШриГовинда находится в Голока-дхаме вместе с Шри Радхой, олицетворением его энергии наслаждения, которая является неотъемлемой частью его духовной формы. Она – сущность трансцендентной расы и в совершенстве владеет шестьюдесятью четырьмя искусствами. Их окружают её близкие подруги, экспансии трансцендентного тела Шри Радхи, дарующие блаженство духовной расы. Я поклоняюсь изначальной личности, Шри Говинде».

 

Бхава-анувада. Гопи,вместе с которыми Бхагаван Шри Кришнавечно пребывает в том мире, – это Маха-Лакшми, изначальные богини удачи. В связи с этим необходимо понять, что подразумевают, когда говорят, что у возлюбленных Шри Кришны настроение полного единства с ним. Показывая превосходство гопи, Шрила Джива Госвами указывает, что Шри Кришна пребывает только там, где живут гопи. Именно об этом ясно говорится в данном стихе. И поэтому планета гопи именуется Голока-дхамой33. Чтобы сделать такое заключение, Брахмаджи в стихе, начинающемся со слов fнанда-чинмайа-раса, показывает, что эти гопи единственные в своём роде. Несомненно, Кришна очень привязан ко всем жителям Голоки: к близким друзьям, к своему брату, родственникам, матери, отцу и старшим, которые ему дороже жизни. Тем не менее, фраза ниджа-рeпатайf калfбхиx говорит

 

о том, что проявление его собственной энергии наслаждения, которая предстаёт как его возлюбленные гопи, не отличается от его внутренней природы и образа. Именно поэтому гопи, проявляющиеся из его личной энергии, – это олицетворения самого возвышенного вкуса любви. По сути, они являются его естественными возлюбленными, потому что подпитываются исключительно трансцендентным блаженством. Поэтому полное превосходство гопи утверждается следующим образом: Шри Кришна вечно живёт в Голоке со своими возлюбленными, потому что они являются олицетворением высшего трансцендентного вкуса и блаженства (ананда-чинмайя-раса).


 

 


33 Слово го имеет много значений, и одно из них гопи. Поэтому название Голока может также означать «планета, где живут гопи».


Гопи и их уникальное отличие описывается фразой прати-бхfвитfбхи x. Эти гопи подпитываются самым возвышенным илучезарным вкусом эмоций любви (ананда-чинмайя-раса). Фраза «ты всегда пребываешь с гопи и будешь с ними вечно» означает, что Шри Кришна наполнил их према-расой, и гопи любят его всем сердцем, до предела пропитанным изумительным вкусом любви. Если кем-то сказано пратй-упакhтаx саx, то слово прати подразумевает, что сначала он сделал что-то благоприятное, а затем сам привлёкся этим благоприятным. Таким же образом необходимо толковать и слово пратибхfвита. То есть контекст стиха следующий: «Как Шри Кришнанаполняет гопи трансцендентным вкусом и блаженством (ананда-чинмайя-расой), так и гопи отвечают ему, погружая его в самый великолепный вкус, чтобы пить эту изумительную расу. Так они заботятся о его высшем благе».

 

Словосочетание ниджа-рeпатайf открывает здесь ещё более сокровенное значение этого стиха. Так как гопи – это олицетворения энергии наслаждения Шри Кришны, они являются его частями и поэтому неотличны от него. Поэтому невозможно, чтобы в непроявленных играх Голоки все гопи, являясь Маха-Лакшми, были бы чужими жёнами, как это происходит в проявленных играх. В Голоке все они – любимые жёны Шри Кришны. Как жена иногда, прикрывает своё лицо вуалью, чтобы, побуждая к игривому любопытству, возбудить определённый пыл в своём муже, так и йогамайя, чтобы усилить пыл эмоций, искусно создаёт ситуации внебрачных отношений в проявленных играх Вриндавана34.

 

Слово эва в выражении голока эва подчёркивает, что в Голоке у Шри Кришны с гопи существуют вечные отношения супругов, у него нет внебрачных отношений с ними. «Гаутамия-тантра» тоже подтверждает это при объяснении десятисложной мантры, которая дарует осознание вечных непроявленных игр: анека-джанма-сиддхfнfv гопbнfv патир-ева вf —«Шри Кришна–муж гопи,достигших совершенствапосле многих жизней». Поэтому словом эва после слова голока подчёркивается, что в играх Голоки между гопи и Шри Кришной существуют исключительно и только супружеские отношения.

 

Татпарья. Энергия(шакти)и обладатель энергии(шактиман)–этоодна душа, однако под влиянием божественной энергии наслаждения

 


34 В проявленных играх Шри Кришны, в которых гопи замужем за другими, действительно есть отношения любовников, но в непроявленных играх Вриндавана Голоки, чтобы насыщать чувства внебрачных отношений, гопи лишь считают, что они замужем.


они вечно существуют в двух отдельных образах Шри Радхи и Шри Кришны.

Непостижимый вкус любви раскрывается, только когда Шри Радха, олицетворение энергии наслаждения, и Шри Кришна, олицетворение энергии знания (чит-сварупа), испытывают блаженство (ананду). У расы есть две причины (вибхавы), которые называются: аламбана – то,

 

в чём раса проявляется, и уддипана – причина её пробуждения. Аламбана имеет два аспекта: вишая – объект расы и ашрая – обитель расы. Шри Радхика и гопи, проявления её тела, – это обитель расы, а Шри Кришна – объект расы. Именно этот Шри Кришна является Говиндой, Господом Голоки. Гопи целиком поглощены расой (пратибхfвита fiрайа), и Шри Кришна устраивает с ними свои вечные игры в Голоке.

 

Выражение ниджа-рeпатайf указывает, что действие энергии наслаждения проявляется в форме шестидесяти четырёх искусств: 1) гbта — пение; 2) в fдйа — игра на музыкальных инструментах; 3) нhтйа — танцы; 4) нfnйа — спектакли; 5) fлекхйа — живопись; 6) виiешака-ччхедйа — украшение лица и тела с использованием цветных мазей и косметики; 7) таtlула-кусума-балb-викfра — приготовление подношений из риса и цветов; 8) пушпfстараtа — приготовление из цветов подстилки для ложа; 9) даiана-васанfyга-рfга —приготовление всего необходимого для чистки зубов,одежды ирисования на теле; 10) маtи-бхeмикf-карма — создание узоров из драгоценных камней на земле; 11) iаййf-рачана — оформление покрывала для ложа; 12) удака-вfдйа — исполнение музыки на воде; 13) удака-гхfта — брызгание водой; 14) читра-йога — смешивание красок; 15) мfлйа-гратхана-викалпа — совместное плетение гирлянд;

 

16) iекхарfпblа-йоджана                   —       украшение         головы                                                                                                 короной;

 

17) непатхйа-йога —оформление заднего плана комнаты зеленью;

 

18) карtапfтра-бхаyга —украшение внешней части уха,частичноприкрывающее ушное отверстие; 19) сугандха-йукти — использования парфюмерии; 20) бхeшаtа-йоджана — подбирать украшения или

 

дополнять их; 21) аиндра-джfла — показывать фокусы; 22) каучумfра — искусство декоративного оформления; (23) хаста-лfгхава — ловкость рук; 24) читра-ifкf-пeпа- бхакшйа-викfра-крий f — приготовление салатов, хлеба, тортов и очень вкусной еды;

 

25) пfнакараса-рfгfсава-йоджана —приготовление приятныхнапитков и подкрашивание порций красным цветом; 26) сeчb-вfйа-карма —вязание и ткачество; 27) сeтра-крblf —игра с ниткой;

 

28) прахеликf —придумывать загадки и отгадывать их; 29) пратимfлf


— декламирование циклов стихов для проверки памяти и мастерства;

 

30) дурвачака-йога —красноречие,которое лишает дара речи других;

 

31) пустака-вfчана —пересказывание книг; 32) нfnикfкхй fйикf-

 

дарiана —демонстрация маленьких сцен и историй; 33) кfвйа-

самасйf-пeраtа          —    объяснение стихов с тайным                           смыслом;

 

34) паnnикf-ветра-бftа-викалпа — подготовка щита(защиты),лука(атаки) и стрел (боеприпасов); 35) тарку-карма — использование веретена для плетения шнура; 36) такшаtа — столярное искусство;

 

37) вfсту-видйf —инженерия; 38) раупйа-ратнапарbкшf —проверкасеребра и драгоценных камней; 39) дхfту-вfда — металлургия;

40) маtи-рfга-гьfна —огранка драгоценных камней; 41) fкара-гьfна

 

— минералогия; 42) вhкшfйурведа-йога — лечение целебными травами; 43) мешакуккуnа-лfвака-йуддха-видхи — понимание манер состязания баранов, петухов и птиц; 44) iука-ifрикf-пралfпана

 

поддержание и понимание беседы самки и самца                     попугаев;

 

45) утсfдана —лечение и очищение с помощью запахов; 46) кеiа-

 

мfрджана-кауiала —укладка волос; 47) акшара-мушnикf-катхана

 

— использование символов и пальцев; 48) млеччхита-кутарка-викалпа —применение в доказательствах и опровержениях логики игрубой и иноземной софистики; 49) деiа-бхfшfгьfна — понимание

 

местных

диалектов;

50) пушпаiакаnикf-нирмити-гьfна

использование

цветов

для развлекательных колесниц; 51) йантра-

мfтhкf

применение

механизмов; 52) дхfраtа-мfтhкf

использование

талисманов;

53) саvвfчйа

— ведение беседы;

             

54) мfнасb-кfвйа-крийf —сочинение стихов экспромтом; 55) крийf-викалпа —замышлять литературную работу или медицинскоеснадобье; 56) чхалитака-йога — обманывать; 57) абхидхfна-коша-

ччхандо-гьfна —составление словарей и использование поэтическихметров; 58) вастрагопана — маскировка тканями; 59) дйeта-виiеша

— искусство особых азартных игр; 60) fкарша-крblf — применение магнитов в игре с шашками; 61) бfлака-крblанака — использование игрушек детей; 62) ваинfйикb видйf — управление поведением;

 

63) ваиджайикb видйf —умение побеждать; 64) ваитfликb видйf

пробуждение господина музыкой на рассвете.

 

У всех этих видов знания есть олицетворения, и они вечно присутствуют в форме различных составляющих расы в Голока-дхаме,

 

а в обычной вселенной они искусно проявляются в играх Враджа йогамайей, духовной энергией. Поэтому Шрила Рупа Госвами пишет в «Лагху Бхагаватамрите» (5.436–40):


садfнантаиx пракfiаиx сваир-

лbлfбхиi-ча са дbвйати

татраикена пракfiена

кадfчидж-джагад антаре

сахаива сва-паривfраир-

 

джанмfди куруте хариx

 

кhшtа-бхfвfнусfреtа

лbлfкхйf iактир-ева сf

тешfv парикарftfv ча

таv таv бхfваv вибхfвайет

 

прапаuча-гочаратвена

сf лbлf пракаnf смhтf

анйfс-тв-апракаnf бхfнти

адhiйас-тад-агочарfx

 

татра пракаnа-лbлfйfм

эва сйfтfv гамfгамау

гокуле матхурfйfv ча

двfракfйfv ча ifрyгинаx

 

йfс-татра татрfпракаnfс-

татра татраива санти тfx

 

«Шри Кришна вечно пребывает в Голоке, показывая свои бесчисленные игры. Иногда он вместе со своими спутниками нисходит в этот мир и разыгрывает с ними своё рождение и другие лилы. По желанию Шри Кришны энергия, устраивающая его игры, вдохновляет его спутников действовать в соответствии с их бхавами. Эти общие игры, созерцаемые

 

в материальном мире, называются проявленными, а игры в Голоке, не доступные созерцанию в материальном мире, называются непроявленными. В проявленных играх Кришна путешествует из Гокулы в Матхуру, а затем Двараку. Даже если какие-либо игры Шри Кришны, не были проявлены в этих трёх дхамах на Земле, они вечно проходят в трансцендентных обителях, таких как Вриндаван Голоки. Таким образом, необходимо понять, что нет разницы между проявленными и непроявленными играми».

 

Наш почитаемый ачарья-чарана Шри Джива Госвамипад уже объяснял в своих комментариях к данному стиху «Брахма-самхиты», к «Шри Удджвала-ниламани», в «Кришна-сандарбхе» и других произведениях, что проявленные игры Кришны обустраивает


йогамайя. Из-за их связи с иллюзорной реальностью может показаться, что им присущи мирские свойства, не характерные истинной, основополагающей реальности (сварупа-таттве). Это иллюстрируют такие игры, как расправа с демонами, общение с чужими жёнами, рождение и т. п. Эта истина основана на том, что гопи – это экспансии личной, внутренней энергии Кришны. Поэтому, если они – его законные супруги, как они могут быть ещё и чужими жёнами? Но мы видим, что в проявленных играх они выглядят чужими жёнами, и эта убеждённость – явное действие майи.

 

В объяснениях Шри Дживы Госвами есть ещё более сокровенное значение, которое, словно свет, автоматически рассеивает все сомнения. Глубоко почитаемый Шри Джива Госвами, выдающийся последователь Шрилы Рупы и Санатаны Госвами, является таттва-ачарьей гаудия-вайшнавов, объясняющий сущность Истины и её бытия. Более того, он

– очень близкий спутник Шри Радхи в кришна-лиле. Поэтому ему известны все тайны Истины. Но те, кто не воспринимает глубины его замысла, выдвигают свои собственные доводы в защиту или против его идей и публично демонстрируют их.

 

С точки зрения Шри Рупы и Санатаны Госвами нет разницы между проявленными и непроявленными играми. Единственное различие между ними заключается в том, что одни находятся вне материальной сферы, а другие иногда можно увидеть в ней. Вне мирской области и созерцающий, и созерцаемый являются трансцендентными и чистыми. Удачливые люди, получив необычайную милость Шри Кришны, оставляют все материальные связи и входят в духовную область. Те, кто, практикуя садхану, достиг совершенства в наслаждении беспрецедентным многообразием расы, могут видеть все высшие, чистые игры в Голоке и черпать в них удовольствие. Но очень редко встречаются личности, обладающие этой милостью.

Кроме того, те, кто по милости Кришны достиг совершенства в бхакти и пьёт нектар духовной расы, даже находясь в материальной вселенной, тоже созерцают в Гокуле, проявленной в этом мире, игры, происходящие в Голоке. Однако с точки зрения квалификации обоих типов практикующих садхак35 есть некоторая градация. Пока человек не обрёл васту-сиддхи (рождение из лона гопи в проявленных играх Кришны), влияние майи будет ограничивать его возможности видеть игры в Голоке. С другой стороны, осознание своей сварупы происходит по-разному, в соответствии с уровнем достижения сварупа-сиддхи.


 


35 Есть два типа садхак. Первый тип благодаря исключительной милости Кришны, оставив все материальные отношения и привязанности, продвигается очень быстро, проходя разные стадии практики, а другой прогрессирует постепенно.


Поэтому и преданные получают даршан Голоки по-разному в зависимости от степени осознания своего внутреннего образа и природы. Дживы, крепко связанные майей, не имеют духовного зрения. Некоторые из них пленены разнообразием завораживающей майи, а некоторые, увлечённые имперсональным знанием бесформенного аспекта Абсолюта, который противоречит бытию личности Бхагавана, идут к полному самоуничтожению. Даже увидев проявленные игры Бхагавана, эти обусловленные дживы воспринимают их как материальную деятельность, так как не имеют связи с непроявленными играми. Таким образом, разница в видении Голоки проявляется у разных людей в зависимости от уровня их развития.

 

Здесь есть один тонкий момент. Как Голока, божественная истина, которая находится за пределами иллюзорного мира, совершенно чиста, так и Гокула, проявленная на этой Земле, несмотря на пребывание в материальном мире, совершенно чиста и никогда не оскверняется, потому что она проявлена в нём йогамайей, энергией знания Бхагавана.

 

И в проявленных, и в непроявленных играх Бхагавана нет даже малейшего намёка на материальные пороки, безнравственность или несовершенство. Люди по-разному воспринимают эти игры из-за разницы в квалификации. Пороки, скверна, формальность, иллюзия, непристойность, лживость, презрение и грубость – всё это возникает из разума, ложного эго и видения обусловленных живых существ, обманутых и ограниченных материальной природой. Но это не относится ни к Гокуле, ни к осознанию её. Чем меньше у человека пороков, тем больше его способность видеть трансцендентную истину. Поэтому глубина осознания описанной в шастрах Абсолютной Истины при осмыслении её аспектов зависит от чистоты и степени восприятия человека.

 

По мнению Шри Рупы и Шри Санатаны, все игры, проявленные в земной Гокуле, присутствуют и в Голоке духовного мира в своей чистой форме без малейшей примеси майи. Поэтому настроения трансцендентных возлюбленных в Голоке вне зависимости от их формы невообразимо чисты, так как все они созданы йогамайей безукоризненными. Трансцендентные внебрачные настроения, когда гопи считает себя вышедшей замуж не за Кришну, или его любовницей, основаны на абсолютно чистой реальности. И теперь мы обсудим эту чистую реальность Абсолютной Истины.

 

Шрила Рупа Госвами пишет в «Удджвала-ниламани» (1.9–10, 2.21,

5.2):


пeрвокта-дхbродаттfди

чатурбхедасйа тасйа ту

патиi-чопапатиi-чети

прабхедfв-иха виiрутау

 

патиx са канйfйfx йаx

пftи-грfхако бхавет

рfгеtоллаyгхайан-дхармаv

паракbйf-валfртхинf

 

тадbйа-према-сарвасйаv

бeдхаир-упапатиx смhтаx

лагхутвам атра йат-проктаv

тат-ту прfкhта-нfйаке

 

на кhшtе раса-нирйfсасвfдfртхам аватfриtи

 

татра нfйикfбхеда-вичfраx,

 

“нfсау нflхйе расе мукхйе

йат-пароlхf нигадйате

тат-ту сйfт-прfкhта-кшудра

нfйикfдй-анусfратаx”.

 

После глубокого обсуждения данных стихов из «Удджвала-ниламани» Шрила Джива Госвами утверждает, что трансцендентное настроение возлюбленных, подобно игре рождения Кришны, – это божественная иллюзия, созданная йогамайей. Выражение татх fпи патиx пура-ванитfнfv двитbйо враджа-ванитfнfм указывает,чтонастроение замужней женщины существует в Двараке, а во Врадже юные девы имеют настроение трансцендентных возлюбленных. В соответствии с заключениями Шрилы Рупы и Санатаны Госвами эти вводящие в заблуждение восхитительные игры также необходимо воспринимать как затею йогамайи. Далее Шрила Джива Госвами установил, что нет разницы между играми Гокулы и Голоки. Это нужно принять за изначальный принцип всех игр, проявленных в Гокуле36.

 

Мужем называется тот, кто принимает руку целомудренной девушки

в соответствии со священными ритуалами брачной церемонии. А тот, кто в порыве страсти преступает установленные нормы морали, чтобы завладеть чужой женой, называется любовником. Однако в Голоке не


 

 


36 Из контекста следует, что здесь говорится о земной Гокуле, проявлении божественной обители в этом мире, а не о внутренней области Голоки.


существует такого разграничения обязанностей религиозной морали и норм супружеских отношений. Там нет даже понятий замужество или супружеские обязанности. Поэтому там нет чужих жён, и гопи, являющиеся собственной энергией Кришны, не могут быть замужем за кем-то другим. В реальности Голоки невозможно, чтобы внебрачные (паракия) и супружеские (свакия) отношения существовали отдельно друг от друга. В проявленных играх в иллюзорном мире установлены брачные ограничения, но Шри Кришна неподвластен им. Форма дхармы (предписания добродетели) сладостного мира Враджа – это творение йогамайи. Поэтому Кришна переступает мирскую дхарму и наслаждается расами, трансцендентными любовными вкусами. И только человек материального мира с земным складом ума видит в этом нарушение дхармы, хотя она создана йогамайей. На самом деле игры Кришны безупречны.

Вкус внебрачной любви является сутью всех рас, и отрицание его в мире Голоки принижает её величие. Невозможно, чтобы высшее наслаждение в расе отсутствовало бы в высшей обители Голоки. И хотя

 

в Голоке Шри Кришна, источник всех экспансий, наслаждается этой расой иначе, чем в Гокуле, это должно в какой-то форме присутствовать и в Голоке, даже несмотря на видимое с материальной точки зрения нарушение дхармы.

 

В «Шримад-Бхагавад» (10.29.42) говорится: fтмfрfмо-’пй-арbрамат — «Хотя Шри Кришна–атмарама(самодостаточный),егоигры исполнены любви». Далее в «Шримад Бхагаватам» (10.33.25) повествуется: fтманй-аваруддха-сауратаx — «Шри Кришна, любое желание которого исполняется, лелеет в своём сердце хаву, бхаву и другие анубхавы своих любовных развлечений». Реме рамеiо враджа-

 

сундарbбхир-йатхfрбхакаx сва-пратибимба-вибхрамаx 37—«Бхагаван Шри Кришна, дарующий наслаждение верховной богине удачи Шримати Радхике, наслаждался с прекрасными девами Враджа, словно невинный младенец, играющий со своим отражением, как с самим собой».

 

Эти цитаты из писаний позволяют понять, что Шри Кришна самодостаточен благодаря своей природе. На духовных планетах, управляемых достояниями, он проявляет свою энергию в образе Лакшми и, отвечая взаимностью своей супруге, испытывает вкус любви

 

в браке. Когда преобладают чувства брачных отношений, раса поднимается только до уровня дасьи, служения господину. А в Голоке Кришна проявляет миллионы и миллионы гопи и непрерывно


 


37 Шримад Бхагаватам, 10.33.16.


наслаждается с ними, вообще забыв о эмоциях любви в браке. В настроении паракии из-за множества препятствий, делающих встречу самым желаемым, достичь расу гораздо труднее, чем в свакии. Поэтому ощущение гопи, что они замужем, – это их изначальное, естественное, врождённое умонастроение. И Шри Кришна, отвечая им взаимностью, естественным образом ведёт себя как их возлюбленный и с помощью своей флейты, которая очень дорога ему и близка как возлюбленная, зовёт гопи на танец раса и в другие игры.

 

Всегда совершенная и свободная от иллюзий Голока – это обитель божественного восторга. И поток расы в аспекте внебрачных отношений достигает там своего совершенства. На Вайкунтхе нет даже вкуса родительской любви, потому что там преобладают чувства благоговейного трепета и почитания. А во Врадже, источнике высшей сладости, расположенном в Голоке, эта раса присутствует исключительно в изначальном аспекте. На самом деле, хотя там есть Нанда и Яшода, Шри Кришна не рождается. И их родительские чувства, не существующие без рождения, основаны лишь на абхимане, или врождённой уверенности в том, что они – родители Кришны. Это следует из стиха джайати джана-нивfсо девакb-джанма-вfдаx. Такое отношение существует вечно ради совершенной расы.

 

Аналогично этому в Голоке нет ни греха, ни запретов священных писаний для вкуса любви, и поэтому бхавы «я – чужая жена» и «он – мой возлюбленный» – это просто вечное самоотождествление. Когда суть бытия Голоки предстаёт в проявленном Врадже, обе концепции — замужество за другим и внебрачные отношения — становятся созерцаемыми в формах, доступных материальному восприятию. Это единственная разница. Во вкусе родительских отношений Нанды и Яшоды настроение «Кришна – мой ребёнок» становится очевидным при его рождении и в других играх, а во вкусе возлюбленных настроение девушек Враджа «мы – чужие жёны» принимает воспринимаемые черты, когда они выходят замуж за Абхиманью, Говардхана Маллу и других пастухов. В действительности же и в Гокуле, и в Голоке такого положения, как «у гопи есть мужья», не существует.

 

В связи с этим шастры провозглашают: на джfту враджа-девbнfv патибхиx саха саyгамаx —«Девы Враджа никогда не имели связи с ихмужьями». Поэтому знаток истин о расе Шрила Рупа Госвами написал:

 

патиi-чопапатиi-чети прабхедfв-иха виiрутау —«В

великолепном вкусе любви к девушке есть два вида героев: муж и любовник». И Шрила Джива Госвами в комментарии к этому стиху сказал: патиx пура-ванитfнfv двитbйо враджа-ванитfнfм


«Героя юных женщин Двараки называют мужем, а во Врадже Шри Кришна – герой-любовник юных дев».

 

Это пояснение показывает, что Шрила Джива Госвами считает Кришну мужем в Вайкунтхе и Двараке и вечным любовником в Голоке (Гокуле). Именно в Господе Голоки (Гокулы) во всей полноте представлены качества вечного романтического героя. Хотя Шри Кришна полностью самодостаточный, он не ограничивается рамками этого своего естественного состояния и преступает их из-за страстного желания встретиться с девушками Враджа, жёнами других пастухов. С другой стороны, несмотря на фактическое отсутствие мужей у гопи, их вечное настроение внебрачных отношений всё равно пропитано чувством, что они – замужние женщины. Состояние гопи «я замужем за другим» — это лишь их абхиман, вечное умонастроение. Поэтому нарушение норм дхармы из-за их сильной привязанности и других аналогичных причин вечно присутствует в мире самого высшего вкуса любви. В земном Врадже эта бхава лишь частично доступна восприятию материалистичных людей.

 

Итак, с помощью материального разума невозможно понять одновременное отличие и сходство между трансцендентными вкусами супружеских и внебрачных отношений в Голоке. Почему можно сказать, что между ними нет разницы или что она всё же есть? Суть брака – это воздержание от незаконных связей, а суть внебрачных отношений – это любовное наслаждение, которое не нуждается в разрешении со стороны брака. Такое толкование38 позволяет рассматривать наслаждение Шри Кришны любовными отношениями со сварупа-шакти, своей личной энергией, как свакию, супружеское. Поэтому, даже являясь двумя типами отношений, вечно существующих в виде любовников и супругов, они суть одна раса. И всё же, хотя форма расы в Гокуле та же самая, она с материальной точки зрения кажется другой.

 

Герой Голоки Шри Говинда демонстрирует в равной степени и качества пати, мужа или защитника гопи, и качества упапати, любовника. Оба эти достоинства ярко сияют в своём первозданном великолепии, превосходя любое благочестие или нечестивость. Эти же

 

 


38 Слово «свакия» указывает на отношения в браке, в которых присутствует чувство маматы, принадлежности и обладания, буквально означающее «собственный»: «Это моя жена; это мой муж». Поэтому не будет ошибки, если сказать, что Шри Кришна, господин всех энергий, имеет с гопи, олицетворяющими его собственную энергию, отношения свакии. Важно учитывать, что концепция обладания между сарва-шактиманом Шри Кришной и гопи, его вечными энергиями, стоит выше всех рассуждений и находится вне какой-либо концепции мирского брака.


качества присущи и герою Гокулы, но благодаря содействию йогамайи они более многогранны. Кто-то может утверждать, что всё, проявленное йогамайей, – это Абсолютная Истина, и поэтому чувство любви вне брака тоже должно быть принято, как абсолютно правильное. Чтобы в этом не возникало сомнения, говорится, что ради наслаждения расой во внебрачных отношениях допускается их осуждение, но нет основания считать это неправильным. Однако любое осуждение, проистекающее из мирского сознания, неприемлемо, потому что его нет в чистом, трансцендентном мире.

 

Шрила Джива Госвами сделал верное, совершенное философское заключение. Однако и противоположные выводы непостижимым образом также являются истиной. Просто все споры об отношениях супругов и любовников, порождаемые тщеславием, – бесплодное, показное жонглирование словами. Невозможно, чтобы в сердце человека, тщательно и беспристрастно изучающего комментарии Шрилы Дживы Госвами и «оппозиции», возникло какое-либо сомнение. Всё, сказанное чистыми вайшнавами, – истина, в которой нет предвзятости или неполноценности, но присутствует тайна,

 

окружённая внешней противоречивостью высказываний. Материалистичные интеллектуалы, лишённые духовной преданности, не способны вникнуть в глубокие тайны любовных споров чистых вайшнавов и потому неправильно воспринимают комментарии великих душ как философское противостояние. Позже с большим уважением великий преданный Шрила Чакравартипад тоже всем сердцем поддержал мнение Шрилы Санатаны Госвами, изложенное в его комментарии «Вайшнава-тошани» к словам стиха из «Раса-панчадхьяи»: гопbнfv тат-патbнfv ча 39 — «гопи и их мужья».

 

Рассматривая любое толкование божественных игр Голоки или других трансцендентных миров, нужно всегда руководствоваться бесценным даром Шримана Махапрабху и его последователей, шести Госвами, утверждавших, что верховная личность, или Абсолютная Истина, всегда обладает формой и качествами. Более того, это источник бесчисленных достоинств и дарующих блаженство игр, который находится вне материального мира.

 

Великолепными вкусами трансцендентного служения Бхагавану, приносящими наивысшее удовольствие, позволяют наслаждаться четыре составляющих расы: вибхава, анубхава, саттвика и вьябхичари40. Они вечно присутствуют и в Вайкунтхе, и в Голоке. На


 


39 Шримад Бхагаватам, 10.33.35.

 

40 Вибхава – причина наслаждения бхакти-расой; анубхавы – действия или проявления, соответствующие духовным эмоциям в сердце; саттвика-бхавы –


благо всем преданным эта великолепная раса Голоки по милости йогамайи проявляется в материальном мире как враджа-раса. Важно знать, что все расы, наблюдающиеся в Гокуле, несомненно, существуют

 

и в Голоке в их сияющем, чистом состоянии. Поэтому изумительные формы героя и героинь (Кришны и гопи) с их многообразными расами, а также атрибуты и всё сопутствующее в Гокуле — земля, реки, горы, дворцы, арки, беседки из зелени (кунджи), коровы и так далее — также присутствуют одновременно и в Голоке.

 

Однако мирские предубеждения тех, кто обладает земным рассудком, отсутствуют в Голоке. Люди, осознавшие различные аспекты Голоки, видят в многообразии игр Враджа лишь то, что доступно им в зависимости от уровня совершенства. Поэтому трудно установить какой-либо критерий, чтобы определить, какие аспекты этих различий восприятия являются иллюзорными, а какие – чистыми. Чистое созерцание проявляется в сердце постепенно, когда глаза преданности очищаются благодаря бальзаму премы, нанесённому на них. Поэтому в этом вопросе нет смысла спорить, так как невозможно увеличить чью-либо способность воспринимать. Истина Голоки наполнена невообразимой бхавой, и любая попытка изучить с помощью ума эту немыслимую реальность окажется безрезультатной, как молотьба пустой шелухи. Именно поэтому нужно отказаться от метода эмпирического познания и стремиться осознавать истину практикой беспримесной бхакти.

 

На пути бхакти ключевым моментом является отказ от общения с теми, чьё материалистичное мировоззрение в итоге приводит к имперсональному мнению. Чистый вкус божественных любовных отношений, описанный в играх Голоки, свободен от мирских представлений и чрезвычайно редко достижим. Всем преданным на пути бхакти в настроении вечных спутников Кришны в Голоке (рагануга-бхакти) надлежит в процессе садханы руководствоваться этим принципом. Таким образом, поднимаясь к совершенству, они осознают эту в высшей степени благоприятную фундаментальную истину. Обычно, когда люди с грубым материальным пониманием пытаются развивать настроение внебрачных отношений бхакти, это заканчивается тем, что они вовлекаются в безнравственную деятельность материального мира. Учитывая это, наш таттва-ачарья Шрила Джива Госвами, тщательно опекая своих последователей, должным образом изложил эту истину. И принимать суть его


 


признаки духовного экстаза, вызванные исключительно вишуддха-саттвой; вьябхичари-бхавы – временные духовные эмоции.


утверждений – это дух чистого вайшнавизма. А игнорировать мнение ачарьи и пытаться продвигать другие теории – это оскорбление.

 

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.205 с.