Становление фоносемантики как науки о звукоизобразительности — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Становление фоносемантики как науки о звукоизобразительности

2020-04-01 260
Становление фоносемантики как науки о звукоизобразительности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Отношение между звуком и значением в языках пытались установить часто, но не всегда успешно. Языкознание сопротивлялось таким попыткам, подвергая их сомнению или вообще не признавая, так как усматривало в них дилетантство. Все это не мешает, однако, тому, что подобные отношения действительно существуют. [10, с. 98]

В середине XX века появляется ряд работ, которые существенно повлияли на становление фоносемантики как отдельной отрасли языкознания. Огромная роль в разработке данного вопроса принадлежит таким русским лингвистам, как А.П. Журавлеву, С.В. Воронину, В.В.Левицкому и др. Наибольшего успеха в изучении фоносемантики достиг А.П.Журавлев. В своих исследованиях он доказал сам факт существования фонетического значения, указал на его специфику, дал ему четкое определение, описал его структуру. А.П.Журавлев впервые четко сформулировал цели и задачи фоносемантики, обозначил спектр проблем внутри явления.

Согласно А. П. Журавлеву, звук - значимая единица языка, обладающая определенным фонетическим значением. Он опровергал предположение о том, что звук вообще нельзя соотнести с представлениями о реальных объектах и явлениях. Как подчеркивал сам А. П. Журавлев в одной из своих работ: «Никто не станет отрицать, что закрепленные в нашем сознании представления о «звучащих» реалиях включают в себя не только зрительный, но и слуховой образ, и поэтому восприятие одного только звука может вызвать в сознании соответствующий зрительный образ, и наоборот. Уже это соображение позволяет считать, что звуковая форма знака способна играть изобразительную роль и поэтому может быть соотносима с содержанием». [21, c. 12]

Позже теорию Журавлева развивает Л.Н.Санжаров, который утверждает, что фонетическое значение, в отличие от лексического и грамматического, носит коннотативный характер, обозначая цвет, различные виды оценки, эмоции. Таким образом, исследования по фоносемантике доказывают, что звук - это значимая единица и его значение носит коннотативный характер. [9, с. 7]

Если книга А.П. Журавлева была посвящена главным образом детальному изучению символических свойств звуков русского языка и функционированию фонетического значения в речи, то работа В.В. Левицкого «Семантика и фонетика» затрагивает иной круг вопросов: типология языковых знаков и место символа среди них, методика экспериментального изучения звукового символизма, природа и источники его порождения, степень универсальности звукосимволических правил. [26, с.8] Данные исследования стали предпосылкой становления новой науки, о которой в 1982 уже самим своим названием заявила работа С.В. Воронина «Основы фоносемантики».

Исходя из этого, фоносемантика является относительно новым разделом языкознания. Согласно С.В. Воронину, внешней предпосылкой возникновения этой дисциплины как самостоятельной служит тот факт, что предметом фоносемантики является звукоизобразительная система языка, и эта система, как и любая другая, требует самостоятельного рассмотрения.

Внутренние (лингвистические) парадигматические предпосылки обусловлены свойством, на основании которого конструируется рассматриваемая система. Таковым является звукоизобразительность, или фонетическая (примарная) мотивированость. С точки зрения С.В. Воронина, внутренней предпосылкой стали попытки древних ученых решить вопрос, каким образом слово передает значение. В основе спора лежал вопрос о том, называют ли слова вещи произвольно и связи между звуком и значением нет, или же слова называют вещи непроизвольно, и связь между звуком и значением есть. [14, с. 9]

На эти и на другие вопросы пытается ответить фоносемантика. Основы фоносемантики были заложены С.В. Ворониным, который дал следующее определение данному понятию.

Фоносемантика - новая наука языковедческого цикла, имеющая своим предметом звукоизобразительную (т.е. звукоподражательную, или ономатопеическую, и звукосимволическую) систему языка. [13, с. 5]

Основными принципами фоносемантики, по мнению С.В. Воронина, являются принцип непроизвольности языкового знака, принцип детерминизма, отражения, целостности, многоплановости.

Предметом изучения фоносемантики является звукоизобразительная система языка, единицы которой обладают необходимой, существенной, повторяющейся и относительно устойчивой непроизвольной фонетически мотивированной связью между фонемами слова и полагаемым в основу номинации признаком объекта-денотата (мотивом).

Если фонетика, фонология имеют отношение к изучению звука, а семантика (семасиология) - к изучению значения (смысла), то фоносемантика исследует примарную (фонетическую) мотивированность языковых единиц, т.е. занимается тем, что в традиционных терминах называется связью между звуком и значением.

Стоит отметить, что звукоизобразительная система любого языка состоит из двух подсистем: звукоподражательной и звукосимволической. В отличие от звукоподражательных, в которых носители языка без особого труда определяют наличие мотивированной связи «между звуком и значением, в звукосимволических словах в ходе языковой эволюции эта связь оказалась затемненной, ослабленной и даже на первый взгляд полностью утраченной, но с помощью этимологического анализа эта связь выявляется. [14, с. 22] Зачастую этот момент не учитывается, что приводит к неоправданному принижению роли числа звукоизобразительных слов.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.