Роль ономатопеи в процессе номинации — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Роль ономатопеи в процессе номинации

2020-04-01 182
Роль ономатопеи в процессе номинации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ономатопея рассматривается как одно из наиболее значимых свидетельств примарной мотивированности языкового знака, которая лежала в основе проторечи. Доказательством данного утверждения могут служить исследования А.М. Шахнаровича, Е.И. Исениной, Н.И. Лепской, которые показывают, что первичная невербальная система коммуникации ребенка позднее переходит в «звукоизобразительную» стадию, когда первые слова отражают фундаментальное свойство детской речи: приблизить звуковую форму к изображаемому предмету или явлению, когда ребенок ищет буквального отражения действительности. [42, c.180]

Таким образом, ономатопея - второстепенный способ образования слов. Базой для создания звукоподражательных единиц языка служит окружающий нас мир со своим многообразием звуков. Мир звуков, встречаемых в природе, богат и разнообразен. Фонетическая же структура любого языка значительно беднее. Но природные звуки не обладают самостоятельным значением, поэтому они являются лишь базой для образования новых лексических единиц посредствам фонетической системы того или иного языка.

Следовательно, звукоподражания помогают передать звуки реальной действительности разными способами. Все это приводит к тому, что ономатопеические слова, в отличие от других лексических единиц, имеют особый фонетический строй, который не типичен для обычных слов языка.

Например, многие звукоподражательные глаголы, которые занимают среди звукоподражательных слов значительное место, сравнительно легко опознаются и отличаются от обычных глаголов. Это оказывается возможным благодаря тому, что акустические особенности фонем приближаются к акустическому сигналу в той мере, в какой это позволяет сделать особенности индивидуального восприятия носителей данного языка и рамки сложившейся фонетической системы. [1, с.7]

Вместе с тем следует подчеркнуть, что вследствие разнообразия природных звуков звукоподражательные слова передают эти звуки неодинаково. Например, простые звуки более точно передаются людьми, что приводит к возникновению звукоподражательных слов, совпадающих в различных языках. Для имитации сложных звуков в разных языках используется разный звуковой арсенал, поэтому эти звуки передаются лишь приблизительно.

Необходимо отметить, что звукоподражание не может стать идентичным звукам внешнего мира. В. Скаличка объясняет это тем, что «звуки языка являются элементами языковой системы, звуки же внешнего мира являются составной частью системы реального мира». [34, с. 112] При этом, ономатопоэтические слова не только изображают звуки, свойственные предметам, но и выражают чувства носителя языка, передают его эмоции и ощущения. Это отличает ономатопоэтические единицы от описательного образа, создаваемого другими единицами лексики.

Зачастую процесс порождения новых лексических единиц на основе звукоподражания являлся произвольным, случайным, окказиональным. Мы разделяем точку зрения Г. Пауля, который утверждал, что для того, чтобы слово вошло в систему языка, этот процесс должен оказывать длительное и прочное воздействие на психику, так «чтобы в дальнейшем можно было, опираясь на значение, воспроизвести по памяти звучание и, опираясь на звучание, воспроизвести значение.

Необходимым условием возникновения новообразований в сознании человека, впервые его употребляющего, и понимания его другими является, по мнению учёного, так называемая «причинная связь». Благодаря многократному повторению эта причинная связь становится излишней, так как её постепенно заменяют уже успевшие стать достаточно прочными внешние ассоциации. [30, с. 47]

Эта точка зрения находит место и в работах других учёных в этой области. Так А.Г. Спиркин интерпретирует данную мысль следующим образом: «Звуковой раздражитель по принципу ассоциации связывался в мозгу человека со зрительным образом этого предмета. Подражание этому звуку порождалось способностью сообщить другим членам коллектива об этом предмете. Образовывалась и закреплялась условная связь между образом и мыслью о предмете, издававшем звук, со слуховым образом звука и с кинетическими ощущениями речедвигательного аппарата». [35, с. 32]

Отсюда следует, что основой наименования всего предмета становилось звучание, которое передавало один из признаков предмета. Затем полученное название распространялось на класс однородных предметов. Подражательные звуки наиболее понятно и ощутимо выражают представление данного предмета или действия.

В итоге рассмотрения данного вопроса можно сказать, что в случае, когда человек образует новые лексические единицы, он выделяет из множества одновременно воспринимаемых им впечатлений какой-нибудь определенный объект.

Г. Пауль считает, что человек не умеет производить подобное выделение логическим путем, оно должно произойти за счет какого-либо толчка извне. Надо, чтобы в окружающем его внешнем мире произошло нечто такое, что привлекло бы к себе его внимание. «Осознавая окружающее, человек выделяет в нем не находящиеся в покое и безмолвные предметы, а в первую очередь предметы движущиеся и звучащие, и для них-то он и создает первые звуки своего языка». [30, с. 54]

Многие ученые, вслед за Г. Паулем, придерживаются мнения, что основополагающим для образования звукоподражательных единиц стал принцип исключительности, или уникальности, звучаний внешнего мира. «Звукоподражательные слова имеют отношения к звукам и движениям, производимым ртом, руками и ногами». [34, с. 303]

Что касается звукоподражательных глаголов, которые для нас представляют особый интерес, то их семантика в полной мере реализуется только в контексте. Употребление звукоподражательного глагола в сочетании с определенными словами, т.е в определенном лексическом окружении и синтаксическом контексте, оказывает непосредственное влияние на семантику слова. Звукоподражательное слово, попадая в различные контексты, взаимодействуя с другими словами, содержащимися в данных контекстах, семантически обогащается, приобретает дополнительные семантические оттенки.

Следует отметить тот факт, что С.А. Аваков, исходя из анализа звукоподражательных глаголов в английском и немецком языках, утверждает, что не менее важным компонентом смысловой структуры звукоподражательных глаголов, является сема звучания. Хотя звукоподражательные глаголы, лишенные этой семы, не могут существовать, в разных языках эта сема выражается по-разному. [1, с.10]

Это мы можем объяснить тем, что хотя животные и издают везде одинаковые звуки, но воспроизводит эти звуки человек, воспринимающий субъект, который передает услышанные звуки посредством своего конкретного языка. При этом важно отметить, что люди разных национальностей различно слышат звуки, издаваемые животными и птицами.

По справедливому утверждению Э. Сепира звукоподражания не порождены природой, а только внушены ею. Именно по этой причине один и тот же акустический образ по-разному изображается в разных языках. Выбор той или другой фонемы для данного звукоподражательного слова диктуется, с одной стороны, акустическими особенностями денотата, а с другой - артикуляционно-акустическими свойствами реализации самой фонемы.

Являясь органическим слагаемым системы языка, звукоподражательные слова со временем изменяют свою внутреннюю и внешнюю форму. О том, что звукоподражательные слова - это категория речи исторически изменяющаяся, свидетельствует и наличие грамматической синонимии среди звукоподражательных слов. [1, с. 12]

Распространенное в лингвистическом сообществе мнение о звукоизобразительной лексике, в том числе и звукоподражательных единицах, как маргинальном, периферийном пласте словарного состава языка привело к тому, что до настоящего времени вопросы семантики и словообразования ономатопов, в том числе и немецкого языка, остаются наименее разработанными, несмотря на то, что звукоизобразительная лексика представляет собой достаточно многочисленную группу слов, настоятельно требующую системного описания.

 



Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.