Искусство России первой половины XIX В. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Искусство России первой половины XIX В.

2020-04-01 166
Искусство России первой половины XIX В. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Для многих видов искусства XIX век стал поистине золотым. Богатый выдающимися произведениями изобразительного искусства, музыки, прозы и поэзий, он оставил значительный след в русской и мировой художественной культуре. Победа России в Отечественной войне 1812г., кризис феодально-крепостнической системы и отрицание самодержавия и крепостничества в наиболее прогрессивных общественных кругах, воздействие передовых идеалов – все это в большой мере характер русского искусства XIX столетия.

Высокий духовный потенциал XIX в. в изобразительном искусстве выража­ется в общем подъеме гражданствен­ного пафоса, разнообразии индивиду­альных живописных концепций, в сме­лости и размахе градостроительства. Все это значительным образом отличает новую эпоху от предыдущего этапа, более однообразного по стилистиче­ским и жанровым подходам.

Историю русского изобразительно­го искусства XIX в. в научной литера­туре принято делить на два достаточ­но отчетливо различимых периода — первую и вторую половину XIX в. Раз­деление это является, естественно, несколько условным по временным границам. Например, первая полови­на столетия захватывает 1850-е годы. Тем не менее такое деление верно от­ражает своеобразие процесса развития художественной культуры.

Пафос искусства первой половины XIX в. определялся общественным подъемом, вызванным избавлением от тирании Павла I, расширением нацио­нально-освободительных движений. Огромное влияние на художественную культуру этого времени имело разви­тие передовых социальных идеалов декабристов.

В этот период стремление к прямо­му отражению окружающей действи­тельности становится ведущим в жи­вописи.

В русской культуре первой полови­ны XIX в. большое значение приобрел романтизм. В ведущих странах Запад­ной Европы он подвергал критике идеи Просвещения, а в России часто выступал в тесной связи с ними. Вера в просветительские идеалы разума, прогресса, прав личности — все это было еще актуальным в русской об­щественной жизни.

Развитие романтических идеалов в русском искусстве можно разделить на два этапа. В первой трети века русский романтизм в изобразительном искус­стве свободен от крайностей индиви­дуализма. Часто в одном произведении романтические черты сочетаются с классицистическими. Во многих проявлениях русский романтизм этого вре­мени близок сентиментализму, что луч­ше всего выразилось в жанре портрета. В центре внимания художников нахо­дится натура яркая, неповторимая, значительная в силу своих личностных, а не сословных достоинств. Особенно существенна была роль романтизма в формировании эстетических взглядов О.А.Кипренского, менее отчетливо он повлиял на творчество А. Г. Венециа­нова, В.А.Тропинина и др.

Романтизм нашел воплощение и в пейзаже. В первой трети XIX в. в рус­ской живописи возникает жанр пей­зажа (творчество С.Ф.Щедрина).

Определенные романтические чер­ты можно обнаружить и в архитектуре, и скульптуре начала века. Важно отме­тить, что весь цикл своего развития, от становления до упадка, романтизм совершает именно в пределах первой половины XIX в., хотя предромантические веяния появились в конце XVIII в.

Во второй трети XIX в. романтизм на русской почве переживает новый этап развития. В это время и черты ро­мантизма в изобразительном искус­стве (противопоставление идеала про­зе жизни, гиперболизм образов, на­пряженность колорита, контрасты све­тотени, динамика пространственных построений и др.) становятся более чет­кими. Однако отнюдь не всегда роман­тизм открывал новые, перспективные пути в искусстве. Порой он приобре­тал мистическую экзальтированность в церковной живописи или снижался до ложного величия в жанровых кар­тинах на итальянские сюжеты. Одним из характерных признаков русского романтизма по-прежнему остается тес­ная связь с классицизмом.

Роль классицистического наследия в романтизме была противоречивой. С одной стороны, романтизм впитал в себя веру в прекрасную и благородную природу человека, которая заключалась в этических и эстетических идеалах высокого классицизма. Многие клас­сические средства художественной выразительности (строгость рисунка, четкость построения формы и др.) были взяты на вооружение художни­ками-романтиками. Позитивную роль наследия классицизма можно обнаружить в творчестве К.П.Брюллова, Ф.А.Бруни и А.А.Иванова. С другой стороны, классицизм, воспринятый только как сумма художественных ка­нонов, безусловно, тормозил разви­тие романтизма.

Важной особенностью романтизма рассматриваемой эпохи является то, что в его сфере зарождаются историзм и ре­ализм. Ярчайший пример — творчество Александра Иванова. Он также показы­вает эволюцию пейзажного жанра: от классицистического понимания пейза­жа как героического аккомпанемента действиям человека художник идет к глубокому проникновению в объектив­ные закономерности жизни природы.

В это же время происходит накоп­ление реалистических черт и в плас­тических искусствах.

В начале XIX в. господствующим сти­лем в русской архитектуре и скульптуре стал ампир. Это поздняя стадия клас­сицизма, именуемая обычно зрелым, или высоким, классицизмом. Класси­цизм сохраняет свои позиции в этих ви­дах искусства вплоть до начала 1840-х годов. Именно высокий классицизм придает единство искусству первой половины XIX в.

В этот период бурно развивалось градостроительство. Здание подчинялось городскому ансамблю — улице, площади или набережной, и поэтому укрупнялись архитектурные формы. Зодчие отказывались от мелких де­коративных деталей, использовали в оформлении построек скульптуру. Твор­чество А.Н.Воронихина, А.Д.Захаро­ва, Ж.Тома де Томона, О.И.Бове, К. И. Росси, их достижения в области синтеза скульптурного и живописно­го декора, убранства интерьеров — ог­ромный вклад русского искусства пер­вой трети XIX в. в мировую культуру.

Из периферийных городов Россий­ской империи особенно быстро строи­лись, а главное — получили превосход­ную планировку Одесса, Керчь, Пол­тава. После пожара 1812 г. интенсивно отстраивалась Тверь, в восстановлении которой участвовал К. И. Росси.

Академия художеств несомненно остается в начале XIX в. главным худо­жественным центром России. Возрас­тает популярность академических вы­ставок. Постепенно интерес к изобра­зительному искусству охватывает все более широкие общественные слои.

В изобразительном искусстве наблю­дается стремление сблизить искусство с жизнью, которое тесно связано с об­щей демократизацией культуры этой эпохи. О. А. Кипренский, В. А. Тропинин, А. Г. Венецианов и его ученики активно работают над портретами дру­жеского, интимного характера. Фор­мируется жанр бытовой картины, ро­доначальником которого становится А. Г. Венецианов. Одновременно разви­вается в творчестве художников венециановской школы жанр живописного интерьера.

Архитектура

 

Первая треть XIX в. — высшая фа­за в почти вековом развитии архитектуры классицизма, так называемый русский ампир. Новизну и стилистиче­ское своеобразие этого этапа в преде­лах общего классицистического кано­на определяют преобладание в архи­тектурном творчестве градостроительных задач и господство общественных сооружений.

Необходимость учитывать большие пространственные перспективы при­вела к укрупнению архитектурных форм и членений, сокращению эле­ментов, членящих объем. Таким обра­зом подчеркиваются монументальные качества архитектуры. Наиболее полно эти черты выразились в проектах и со­оружениях Ж. Тома де Томона, А. Д. За­харова и чуть позднее В.П.Стасова.

Пространственный размах предоп­ределяет характерную для архитекту­ры ампира протяженность фасадов, все вертикальные акценты композиции подчиняются горизонтальной доми­нанте.

Утверждение пространственных цен­ностей над ценностями объема и фор­мы явилось источником специфиче­ских трудностей и противоречий, сде­лавших ампир одновременно высшим и критическим моментом в развитии русского классицизма. В связи с этим следует обратить внимание на то, что крупнейшие сооружения ампирной эпохи в столицах — это перестройки или перепланировки существовавших прежде комплексов. Таковы в Петер­бурге Адмиралтейство А.Д.Захарова, Горный институт А. Н. Воронихина, здание Главного штаба К. И.Росси, в Москве — Торговые ряды О. И.Бове на Красной площади, здание Москов­ского университета Д.Жилярди. По­скольку при этом архитектурная задача сводилась к оформлению уже имею­щихся зданий классическими фаса­дами со стороны парадных магистра­лей и площадей, возникала угроза фасадного, декоративно-оформительского понимания архитектуры. Эта тенденция отчетливо видна в творче­стве К. И. Росси и В. П. Стасова, одна­ко А.Д.Захарову и Ж.Тома де Тома удалось преодолеть названные труд­ности.

1830— 1850-е годы в русской архи­тектуре были временем разложения классицистической системы и оформ­ления новых принципов эклектики. Гигантомания — один из признаков упадка стиля, так как она приводит к потере чувства пропорций за счет об­щего впечатления грандиозности. От­части диспропорциональностью отме­чен облик Исаакиевского собора в Петербурге архитектора О. Р. де Монферрана (1818—1858). Следствием сво­бодного выбора форм явилось распро­странение «неостилей».

Петербургский архитектор А. И. Штакеншнейдер, построивший дворец князей Белосельских-Белозерских на Невском проспекте (1846—1848), был одним из инициаторов необарокко.

Всоставе «неостилей» особенно за­метным был так называемый неорусский стиль, распространившийся с 1830-х годов в культовых и дворцовых сооружениях. Наиболее отчетливо черты этого стиля можно проследить в постройках К. А. Тона (Большой Крем­левский дворец, здание Оружейной палаты в Кремле). В них причудливо сочетаются классицистическая регуляр­ность

планировки с декоративными мо­тивами древнерусского зодчества. Храм Христа Спасителя в Москве (1839 — 1883) К.А. Тона также не лишен эк­лектичности неорусского стиля.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.