Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2020-04-01 | 309 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Первые два десятилетия XX в. — время расцвета русского искусства, особенно живописи. На него оказал глубокое воздействие стиль модерн, ложившийся в России в последней трети XIX в., который выдвинул на первый план проблему создания новых форм и выразительных средств.
Основные течения европейского искусства — фовизм, кубизм, футуризм и др. — получили в России блестящее развитие. Почти все они пришли на российскую почву с некоторым опозданием, поэтому художники сочетали черты разных стилей, создавая собственные, совершенно новые и уникальные варианты. В свою очередь и русское искусство нашло серьезных ценителей на Западе.
Иконография русского кубизма в основном заимствована у французов: скрипка или гитара (вслед за Пикассо и Браком), посуда и фрукты (вслед за Сезанном). Однако иногда вторгаются необычные предметы, например: традиционный русский поднос (Попова), самовар (Кончаловский, Лентулов, Малевич) или часы (Попова, Розанова).
Самые значительные результаты в кубофутуристический период дали портрет и однофигурная композиция.
Русский авангард объединил абстрактные полотна В. Кандинского, картины П.Филонова, состоящие из мелких фрагментов, поэтичные произведения М. Шагала и удивляющие неожиданными решениями творения К. Малевича. Эти художники на протяжении жизни меняли свои взгляды, надолго покидали Россию и все же вошли в мировое искусство именно как представители русского авангарда.
В первой половине 1910-х годов русские художники активно вели эксперименты и поиски, создавали новые группы и объединения («Бубновый валет», «Ослиный хвост» и др.). Художественная жизнь стала захватывающе интересной: одна за другой следовали выставки, издавались разнообразные журналы.
|
Объединение московских художников «Бубновый валет» существовало в 1910—1917 гг. Его членами были П. П. Кончаловский, А.В.Куприн, И.И.Машков, А.В.Лентулов, Р.Р.Фальк и др. Для них были характерны ориентация на творчество П.Сезанна и отчасти В. Ван Гога, мощное ощущение вещественности, яркая красочность. Среди участников выставок «Бубнового валета» были Д. Д. Бурлюк, К.С.Малевич, А.Т.Матвеев, Л.С.Попова, В.Е.Татлин, А.А.Экстер и др. В общество входили также М.Ф.Ларионов и Н.С.Гончарова, не удовлетворявшиеся «западничеством» и искавшие радикальных новшеств в искусстве. Они вместе с группой художников в 1912 г. провели отдельную выставку «Ослиный хвост».
Петр Петрович Кончаловский (1 876 — 1956) в русской живописи XX в. играл ведущую роль. Он был великолепным живописцем и виртуозным колористом. В натюрморте «Сухие краски» (1912) цвет передает не столько раскраску, сколько материальную плотность вещей. В работах 1920-х годов исчезает «бубнововалетский» схематизм формы и цвета, живопись обретает колористическую тонкость. В ней празднично сияет обнаженное тело, белеют древние стены новгородских соборов, сверкает стекло зеленой рюмки. Кончаловский был прекрасным портретистом («Семейный портрет», «Портрет скрипача Ромашкова», портреты композитора С.С.Прокофьева, писателя А.Н.Толстого, режиссера В.Э.Мейерхольда и др.). Полотна художника поражают радостным мироощущением и могучим живописным темпераментом.
Александр Васильевич Куприн (1 880 — 1960) писал натюрморты в духе Сезанна, добиваясь мощи цветового и пластического строя, усиленной ракурсности и обобщенности форм («Натюрморт с синим подносом», «Натюрморт со статуэткой», «Осенний букет» и др.). Художник создавал также декоративные пейзажи в тонально сближенном колорите («Тополя», «Пейзаж с луной»), индустриальные виды.
Илья Иванович Машков (1881 — 1 944) в начале своего творческого пути полностью разделял принципы, провозглашенные художниками «Бубнового валета». Изобильность, мажорность, красочность машковских постановок («Ягоды на фоне красного подноса», «Натюрморт с ананасом», «Портрет мальчика в расписной рубашке», «Автопортрет» и др.) оказались созвучны программе объединения. На первой выставке «Бубнового валета» огромное полотно Машкова «Автопортрет и портрет Петра Кончаловского» ошеломило многих. Художники предстали в виде полуобнаженных музицирующих силачей с грубо размалеванными телами. В 1910-е годы живопись Машкова утрачивает дерзкую стихийность, но он обретает вкус к фактуре вещей. В дальнейшем Машков полностью отказывается от «левых» взглядов и переходит в лагерь классических живописцев («Хлебы», «Снедь московская. Мясо, дичь», «Ананасы и бананы», «Клубника и белый кувшин» и др.).
|
Аристарх Васильевич Лентулов (1882—1943) — наиболее последовательный кубофутурист и один из инициаторов создания объединения «Бубновый валет». Его картины составлены из динамически сталкивающихся, звучно окрашенных плоскостей, даже в городских пейзажах он тяготеет не к перспективному, а к плоскостному решению пространства («Василий Блаженный», «Звон», «У Иверской», «Москва» и др.).
С начала 1920-х годов Лентулов переходит от огромных картин к менее масштабным и более реалистичным. Он пишет пейзажи, портреты, натюрморты, пронизанные полнотой бытия, в тональном колорите.
Роберт Рафаилович Фальк (1886 — 1958) начал творческий путь в объединении «Бубновый валет». В этот период он любил яркие, контрастные сочетания, обобщенные выразительные контуры, которые подчеркивал черной краской. Главное в его лаконичных пейзажах и натюрмортах 1910-х годов — физически осязаемая полновесность домов или древесных крон, бутылок или крынок. Он использует для этого, как и многие «валеты», сезанновские приемы и некоторые особенности вывесочного примитива, уплотняющие объем. Художник вносит в работы резкую деформацию форм, стремясь добиться эмоциональной выразительности.
Ранние произведения Фалька отличают некоторая сумрачность, скрытый драматизм живописного строя («Красная мебель»). Постепенно живопись художника становится сложнее и тоньше по цвету, исчезают кубистические сдвиги («Портрет Л.М.Эренбурга», «Больная», «Парижанка», автопортрет «В красной феске» и др.).
|
Михаил Федорович Ларионов (1881 — 1964) был лидером русского авангарда. В годы учебы он увлекался импрессионизмом («Розовый куст», «Сад», «Рыбы при закате»). В 1907 г. Ларионов открыл для себя народное искусство — русский лубок, ремесленную вывеску и др. Этап примитивизма в творчестве художника был очень плодотворным («Франты», «Парикмахеры», «Хлеб»). В 1913 г. Ларионов подготовил выставку лубка, участвовал в выставке «Мишень» с лучистыми картинами («Петух и курица», «Лучистая скумбрия и колбаса» и др.). Он разработал теорию лучизма, тем самым заложив основы абстрактного искусства. Об этом мы уже вспоминали в начале части 7.
В 1915 г. вместе с Гончаровой он выполнял эскизы костюмов и декораций для балетов С. П.Дягилева. В дальнейшем Ларионов и Гончарова работали в Париже. В истории русского искусства их имена неразделимы.
Наталия Сергеевна Гончарова (1881 — 1962), так же как Ларионов, испытывала интерес к кубизму и футуризму, а в 1906 г. увлеклась народным искусством. Созданный ею неопримитивизм — огромный вклад в искусство начала XX в. Вдохновение художница черпала в русской иконе, народных лубочных картинках, в языческих символах («Уборка хлеба», «Рыбная ловля», «Идолы»). Особенностью живописи Гончаровой было использование плоских цветовых пятен, очерченных четким контуром.
В 1911 — 1912 гг. Гончарова начала исповедовать принципы лучизма, разработанные Ларионовым («Велосипедист»). Самым насыщенным в ее творчестве был 1913 год (шесть работ на выставке лубка, лучистские произведения на выставке «Мишень», прикладные работы на персональной выставке в Москве, оформление балета «Золотой петушок» для Русских сезонов в Париже и др.). Она участвовала во всех выставках «левых» художников. Современники называли ее, А.А.Экстер и О.В.Розанову «амазонками русского авангарда».
Октябрьская революция 1917 г. коренным образом изменила направление развития русского искусства.
После 1917 г. искусство скульптуры приобрело особое общественно-политическое значение. План монументальной пропаганды предписывал снятие памятников «в честь царей и их слуг» и установку монументов видным деятелям революционного движения. Необходимо было создать образ современности как героической эпохи, закрепить в массовом сознании мысль о том, что от «старого мира» не осталось и следа, что новая власть утверждается на века. Памятники, монументы играли ключевую роль в советской скульптуре.
|
В годы Гражданской войны самым распространенным искусством была графика. Быстрее всего откликался на новые идеи и происходящие события плакат. Лаконизм силуэта, цвета, четкость линии, призывный текст — все способствовало доходчивости изображения и соответствовало остроагитационной направленности плаката.
Автором широко известных политических плакатов «Ты записался добровольцем?» и «Помоги!» был Д. С. Моор. На плакате «Ты записался добровольцем?» на зрителя в упор устремлен настойчивый взгляд красноармейца, красным силуэтом выделяющегося на фоне дымящих заводских труб. Плакат «Помоги!» посвящен голодающим Поволжья. Трагизм изображения достигнут тем, что фигура изможденного старика в белой рубахе с отчаянно вскинутыми руками помещена на черный фон и словно пронзена сломанным колосом.
Особое место в плакате тех лет занимала абсолютно новаторская форма агитационного искусства — «Окна сатиры РОСТА» (Российского телеграфного агентства), в которых сотрудничали М.Черемных, В.Маяковский, Д. Моор.
В книжной графике первой половины XX в. работали такие признанные мастера, как М.В.Добужинский, С. В. Чехонин и др. В области детской иллюстрации наиболее интересна ленинградская школа графики, возглавляемая В.Лебедевым. Художники этой школы (В. Конашевич, В.Замирайло, Н. Радлов и др.) отличались высокой профессиональной культурой, основанной на прочных реалистических традициях. Под влиянием В.Лебедева сложилось творчество превосходных иллюстраторов Е.Чарушина, Ю.Васнецова, В.Курдова.
Художники московской школы графики во главе с Владимиром Андреевичем Фаворским (1886—1964) прославились высоким искусством ксилографии. Фаворский вернул черному штриху энергию и пластическое напряжение. Он разрабатывал принципы взаимодействия объемов и изобразительного пространства со стилем литературного произведения. Фаворский рассматривал книгу как синтез искусств. Он иллюстрировал «Домик в Коломне» А, С. Пушкина, библейскую «Книгу Руфь», «Рассказы о животных» Л. Н.Толстого и др. Последние работы Фаворского — ксилографии к «Слову о полку Игореве» и «Борису Годунову» А.С.Пушкина — эпически величественны и классически строги. В гравюрах к «Маленьким трагедиям» А. С. Пушкина Фаворский достиг подлинного единства иллюстраций и текста.
|
Во второй половине 1920-х годов художественная жизнь начала испытывать все нарастающее идеологическое давление государства. Многие мастера были вынуждены уехать за границу. Оставшиеся художники-абстракционисты лишились возможности выставляться, подверглись травле, арестам.
В 1930-е годы главным художественным методом был провозглашен социалистический реализм — вариант академического искусства, призванный воспитывать людей в духе коммунистической морали. В 1932 г. специальным правительственным указом были запрещены все независимые художественные объединения и создана государственная система творческих союзов — Союз художников СССР, Союз архитекторов СССР и т.п.
На картинах, выполненных в русле соцреализма, все написано очень тщательно, легко узнаваемо и изображено так, как в жизни, будь то пейзаж или натюрморт, портрет передовика производства или маленького ребенка. Скульптуры рабочих, трактористов, спортсменов тоже выглядят очень реалистично.
В 1947 г. была создана Академия художеств СССР. К 1950-м годам в области изобразительного искусства была установлена жесткая система подготовки кадров и распределения заказов.
* * *
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!