Изобразительное искусство России — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Изобразительное искусство России

2020-04-01 309
Изобразительное искусство России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Первые два десятилетия XX в. — время расцвета русского искусства, особенно живописи. На него оказал глубокое воздействие стиль модерн, ложившийся в России в последней трети XIX в., который выдвинул на первый план проблему создания но­вых форм и выразительных средств.

Основные течения европейского ис­кусства — фовизм, кубизм, футуризм и др. — получили в России блестящее развитие. Почти все они пришли на российскую почву с некоторым опо­зданием, поэтому художники сочета­ли черты разных стилей, создавая соб­ственные, совершенно новые и уникальные варианты. В свою очередь и русское искусство нашло серьезных ценителей на Западе.

Иконография русского кубизма в основном заимствована у французов: скрипка или гитара (вслед за Пикассо и Браком), посуда и фрукты (вслед за Сезанном). Однако иногда вторгаются необычные предметы, например: тра­диционный русский поднос (Попова), самовар (Кончаловский, Лентулов, Ма­левич) или часы (Попова, Розанова).

Самые значительные результаты в кубофутуристический период дали портрет и однофигурная композиция.

Русский авангард объединил абст­рактные полотна В. Кандинского, кар­тины П.Филонова, состоящие из мел­ких фрагментов, поэтичные произве­дения М. Шагала и удивляющие не­ожиданными решениями творения К. Малевича. Эти художники на про­тяжении жизни меняли свои взгляды, надолго покидали Россию и все же вошли в мировое искусство именно как представители русского авангарда.

В первой половине 1910-х годов рус­ские художники активно вели экспери­менты и поиски, создавали новые груп­пы и объединения («Бубновый валет», «Ослиный хвост» и др.). Художественная жизнь стала захватывающе интерес­ной: одна за другой следовали выстав­ки, издавались разнообразные журналы.

Объединение московских худож­ников «Бубновый валет» существовало в 1910—1917 гг. Его членами были П. П. Кончаловский, А.В.Куприн, И.И.Машков, А.В.Лентулов, Р.Р.Фальк и др. Для них были харак­терны ориентация на творчество П.Се­занна и отчасти В. Ван Гога, мощное ощущение вещественности, яркая красочность. Среди участников выставок «Бубнового валета» были Д. Д. Бурлюк, К.С.Малевич, А.Т.Матвеев, Л.С.По­пова, В.Е.Татлин, А.А.Экстер и др. В общество входили также М.Ф.Лари­онов и Н.С.Гончарова, не удовлетво­рявшиеся «западничеством» и искав­шие радикальных новшеств в искусст­ве. Они вместе с группой художников в 1912 г. провели отдельную выставку «Ослиный хвост».

Петр Петрович Кончаловский (1 876 — 1956) в русской живописи XX в. играл ведущую роль. Он был великолепным живописцем и виртуозным колористом. В натюрморте «Сухие краски» (1912) цвет передает не столько раскраску, сколько материальную плотность ве­щей. В работах 1920-х годов исчезает «бубнововалетский» схематизм формы и цвета, живопись обретает колористи­ческую тонкость. В ней празднично си­яет обнаженное тело, белеют древние стены новгородских соборов, сверка­ет стекло зеленой рюмки. Кончалов­ский был прекрасным портретистом («Семейный портрет», «Портрет скри­пача Ромашкова», портреты компо­зитора С.С.Прокофьева, писателя А.Н.Толстого, режиссера В.Э.Мей­ерхольда и др.). Полотна художника поражают радостным мироощущени­ем и могучим живописным темпераментом.

Александр Васильевич Куприн (1 880 1960) писал натюрморты в духе Сезанна, добиваясь мощи цветового и плас­тического строя, усиленной ракурсности и обобщенности форм («Натюр­морт с синим подносом», «Натюрморт со статуэткой», «Осенний букет» и др.). Художник создавал также декоратив­ные пейзажи в тонально сближенном колорите («Тополя», «Пейзаж с лу­ной»), индустриальные виды.

Илья Иванович Машков (1881 — 1 944) в начале своего творческого пути полностью разделял принципы, про­возглашенные художниками «Бубново­го валета». Изобильность, мажорность, красочность машковских постановок («Ягоды на фоне красного подноса», «Натюрморт с ананасом», «Портрет мальчика в расписной рубашке», «Ав­топортрет» и др.) оказались созвучны программе объединения. На первой вы­ставке «Бубнового валета» огромное полотно Машкова «Автопортрет и портрет Петра Кончаловского» ошеломи­ло многих. Художники предстали в виде полуобнаженных музицирующих си­лачей с грубо размалеванными тела­ми. В 1910-е годы живопись Машкова утрачивает дерзкую стихийность, но он обретает вкус к фактуре вещей. В даль­нейшем Машков полностью отказыва­ется от «левых» взглядов и переходит в лагерь классических живописцев («Хлебы», «Снедь московская. Мясо, дичь», «Ананасы и бананы», «Клубника и бе­лый кувшин» и др.).

Аристарх Васильевич Лентулов (1882—1943) — наиболее последова­тельный кубофутурист и один из ини­циаторов создания объединения «Буб­новый валет». Его картины составле­ны из динамически сталкивающихся, звучно окрашенных плоскостей, даже в городских пейзажах он тяготеет не к перспективному, а к плоскостному решению пространства («Василий Бла­женный», «Звон», «У Иверской», «Мо­сква» и др.).

С начала 1920-х годов Лентулов пе­реходит от огромных картин к менее масштабным и более реалистичным. Он пишет пейзажи, портреты, натюрмор­ты, пронизанные полнотой бытия, в тональном колорите.

Роберт Рафаилович Фальк (1886 — 1958) начал творческий путь в объеди­нении «Бубновый валет». В этот пери­од он любил яркие, контрастные со­четания, обобщенные выразительные контуры, которые подчеркивал черной краской. Главное в его лаконичных пей­зажах и натюрмортах 1910-х годов — физически осязаемая полновесность домов или древесных крон, бутылок или крынок. Он использует для этого, как и многие «валеты», сезанновские приемы и некоторые особенности вывесочного примитива, уплотняющие объем. Художник вносит в работы рез­кую деформацию форм, стремясь до­биться эмоциональной выразитель­ности.

Ранние произведения Фалька отли­чают некоторая сумрачность, скрытый драматизм живописного строя («Крас­ная мебель»). Постепенно живопись ху­дожника становится сложнее и тонь­ше по цвету, исчезают кубистические сдвиги («Портрет Л.М.Эренбурга», «Больная», «Парижанка», автопортрет «В красной феске» и др.).

Михаил Федорович Ларионов (1881 — 1964) был лидером русского авангар­да. В годы учебы он увлекался импрес­сионизмом («Розовый куст», «Сад», «Рыбы при закате»). В 1907 г. Ларионов открыл для себя народное искусство — русский лубок, ремесленную вывеску и др. Этап примитивизма в творчестве художника был очень плодотворным («Франты», «Парикмахеры», «Хлеб»). В 1913 г. Ларионов подготовил выстав­ку лубка, участвовал в выставке «Ми­шень» с лучистыми картинами («Пе­тух и курица», «Лучистая скумбрия и колбаса» и др.). Он разработал теорию лучизма, тем самым заложив основы абстрактного искусства. Об этом мы уже вспоминали в начале части 7.

В 1915 г. вместе с Гончаровой он выполнял эскизы костюмов и декора­ций для балетов С. П.Дягилева. В дальнейшем Ларионов и Гончарова ра­ботали в Париже. В истории русского искусства их имена неразделимы.

Наталия Сергеевна Гончарова (1881 — 1962), так же как Ларионов, испытыва­ла интерес к кубизму и футуризму, а в 1906 г. увлеклась народным искусством. Созданный ею неопримитивизм — ог­ромный вклад в искусство начала XX в. Вдохновение художница черпала в рус­ской иконе, народных лубочных кар­тинках, в языческих символах («Убор­ка хлеба», «Рыбная ловля», «Идолы»). Особенностью живописи Гончаровой было использование плоских цветовых пятен, очерченных четким контуром.

В 1911 — 1912 гг. Гончарова начала исповедовать принципы лучизма, разработанные Ларионовым («Велосипе­дист»). Самым насыщенным в ее твор­честве был 1913 год (шесть работ на выставке лубка, лучистские произве­дения на выставке «Мишень», при­кладные работы на персональной вы­ставке в Москве, оформление балета «Золотой петушок» для Русских сезонов в Париже и др.). Она участвовала во всех выставках «левых» художников. Со­временники называли ее, А.А.Экстер и О.В.Розанову «амазонками русско­го авангарда».

Октябрьская революция 1917 г. ко­ренным образом изменила направле­ние развития русского искусства.

После 1917 г. искусство скульптуры приобрело особое общественно-политическое значение. План монументаль­ной пропаганды предписывал снятие памятников «в честь царей и их слуг» и установку монументов видным дея­телям революционного движения. Не­обходимо было создать образ современности как героической эпохи, закре­пить в массовом сознании мысль о том, что от «старого мира» не осталось и сле­да, что новая власть утверждается на века. Памятники, монументы играли клю­чевую роль в советской скульптуре.

В годы Гражданской войны самым распространенным искусством была графика. Быстрее всего откликался на новые идеи и происходящие события плакат. Лаконизм силуэта, цвета, чет­кость линии, призывный текст — все способствовало доходчивости изобра­жения и соответствовало остроагитационной направленности плаката.

Автором широко известных полити­ческих плакатов «Ты записался добровольцем?» и «Помоги!» был Д. С. Моор. На плакате «Ты записался доброволь­цем?» на зрителя в упор устремлен на­стойчивый взгляд красноармейца, крас­ным силуэтом выделяющегося на фоне дымящих заводских труб. Плакат «Помо­ги!» посвящен голодающим Поволжья. Трагизм изображения достигнут тем, что фигура изможденного старика в белой рубахе с отчаянно вскинутыми руками помещена на черный фон и словно пронзена сломанным колосом.

Особое место в плакате тех лет за­нимала абсолютно новаторская форма агитационного искусства — «Окна са­тиры РОСТА» (Российского телеграф­ного агентства), в которых сотрудни­чали М.Черемных, В.Маяковский, Д. Моор.

В книжной графике первой поло­вины XX в. работали такие признан­ные мастера, как М.В.Добужинский, С. В. Чехонин и др. В области детской иллюстрации наиболее интересна ле­нинградская школа графики, возглав­ляемая В.Лебедевым. Художники этой школы (В. Конашевич, В.Замирайло, Н. Радлов и др.) отличались высокой профессиональной культурой, осно­ванной на прочных реалистических традициях. Под влиянием В.Лебедева сложилось творчество превосходных иллюстраторов Е.Чарушина, Ю.Вас­нецова, В.Курдова.

Художники московской школы гра­фики во главе с Владимиром Андрееви­чем Фаворским (1886—1964) прославились высоким искусством ксилогра­фии. Фаворский вернул черному штри­ху энергию и пластическое напряже­ние. Он разрабатывал принципы взаи­модействия объемов и изобразитель­ного пространства со стилем литературного произведения. Фаворский рассматривал книгу как синтез искусств. Он иллюстрировал «Домик в Коломне» А, С. Пушкина, библейскую «Книгу Руфь», «Рассказы о животных» Л. Н.Толстого и др. Последние работы Фаворского — ксилографии к «Слову о полку Игореве» и «Борису Годунову» А.С.Пушкина — эпически величест­венны и классически строги. В гравю­рах к «Маленьким трагедиям» А. С. Пуш­кина Фаворский достиг подлинного единства иллюстраций и текста.

Во второй половине 1920-х годов художественная жизнь начала испыты­вать все нарастающее идеологическое давление государства. Многие мастера были вынуждены уехать за границу. Оставшиеся художники-абстракциони­сты лишились возможности выстав­ляться, подверглись травле, арестам.

В 1930-е годы главным художествен­ным методом был провозглашен социалистический реализм — вариант ака­демического искусства, призванный воспитывать людей в духе коммунисти­ческой морали. В 1932 г. специальным правительственным указом были за­прещены все независимые художественные объединения и создана го­сударственная система творческих со­юзов — Союз художников СССР, Союз архитекторов СССР и т.п.

На картинах, выполненных в русле соцреализма, все написано очень тща­тельно, легко узнаваемо и изображе­но так, как в жизни, будь то пейзаж или натюрморт, портрет передовика производства или маленького ребенка. Скульптуры рабочих, трактористов, спортсменов тоже выглядят очень реалистично.

В 1947 г. была создана Академия ху­дожеств СССР. К 1950-м годам в обла­сти изобразительного искусства была установлена жесткая система подготов­ки кадров и распределения заказов.

 

* * *


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.