История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2020-04-01 | 219 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Во второй половине XIX в. в исторической и жанровой живописи зарождаются многие особенности искусства критического реализма. Продолжает развиваться бытовой жанр.
В русском искусстве огромную роль сыграло Товарищество передвижных художественных выставок, в уставе которого говорилось о том, что выставки должны помочь провинциальным жителям познакомиться с русским искусством, а также развить любовь к искусству в обществе. Основоположниками Товарищества были Н.Н.Ге, В.Г.Перов, И.Н.Крамской и др. Главным художественным принципом Товарищества был реализм, или «правда жизни», как говорили передвижники. Для них было важно отразить национальное своеобразие русской жизни и русского искусства. Одним из аспектов проблемы национальной специфики было постижение русского характера или типа. Стремление к типическому очевидно в таких работах, как «Крестьянин с уздечкой» И.Н.Крамского, «Кочегар» Н.А.Ярошенко, «Шахтерка» Н.А. Касаткина и др.
Особое место в творчестве передвижников занимал пейзаж. Художники А.К.Саврасов, И.И.Шишкин, А. И. Куинджи, Ф. А. Васильев запечатлели красоту и мощь русской природы, сумев в истинно национальном отразить вечное, непреходящее. В.Д.Поленов прославился как пейзажист и автор полотен на исторические темы.
В творчестве передвижников разнообразно был представлен бытовой жанр: от «хоровых сцен» — многофигурных шествий, гуляний, свадебных церемоний (И. Е. Репин «Крестный ход в Курской губернии», В.М.Максимов «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу») до картины-рассказа с небольшим количеством действующих лиц (Н. В. Неврев «Смотрины»). Историческая живопись передвижников была связана в основном с именами И. Е. Репина и В.И.Сурикова.
|
Выразителями передвижнических идей в художественной критике явились В.В.Стасов и И.Н.Крамской.
Архитектура
Вторая половина XIX в. в архитектуре была временем господства эклектизма (историзма). Архитекторы пробовали обрести источник вдохновения, отбирая и смешивая элементы разных стилей или проектируя здание в стиле предшествующей эпохи.
Развитие промышленности в России не стояло на месте. С начала XIX в. стали производить ковкое железо, которое все больше использовалось в строительстве. Железо также внедрялось при строительстве большепролетных конструкций. Хотя чугун очень хрупок, он все равно получил широкое применение в строительстве, так как его было легче производить.
Облик городов в то время стремительно менялся. Доходные дома занимали центральные улицы, вытесняя особняки, театры, музеи, банки, пассажи (универсальные магазины) и вокзалы, и соперничали по размерам и обилию украшений с храмами и дворцами. Следовательно, нужны были яркие архитектурные решения.
Здания второй половины XIX в. содержат элементы, восходящие к древнерусской архитектуре, орнаменты, заимствованные из народной вышивки или воспроизводящие в камне резьбу по дереву. Этот стиль, получивший название «неорусский», поддерживали и правительство, и передовая художественная интеллигенция. В нем отразились важнейшие идеи времени — историзм и патриотизм.
Архитектура этой эпохи во многом определила облик современных городов. Тогда было начато строительство церкви Воскресения на Крови в Петербурге (1883—1907), Исторического (1875—1883) и Политехнического (1875—1907) музеев, Верхних торговых рядов (ГУМ, 1889—1893) в Москве, вокзалов в ряде городов, Театра оперы и балета в Одессе (1884-1887) и др.
Скульптура
Во второй половине XIX в. скульпторы обратились к сюжетности, историческому и бытовому правдоподобию, даже к иллюстративности. Их работы изобиловали подробностями, особенно это касалось монументальной скульптуры. Характерный пример — памятник «Тысячелетие России» в Великом Новгороде (1862) по проекту М.О. Микешина (1835— 1896). Тяжеловесная форма памятника напоминает колокол, увенчанный царской державой. Однако ее трудно оценить по достоинству из-за множества фигур. Шесть статуй вокруг державы олицетворяют русскую государственность — от Рюрика до Петра Великого. Ниже расположен рельеф, в котором аллегорические персонажи чередуются с фигурами политических деятелей, святых, полководцев, писателей, художников.
|
Скульпторы добивались удачи, лишь отказавшись от монументальности. Таков знаменитый памятник А. С. Пушкину на Тверском бульваре в Москве (1880) работы А. М.Опекушина (1838 — 1923). Памятник относительно невелик, это произведение скорее камерное, чем монументальное. Поэт стоит задумавшись, в свободной, естественной позе. Однако скульптору удалось передать состояние вдохновенности, которое делает скромный облик Пушкина возвышенным и прекрасным.
В русской монументальной скульптуре кризис классицизма ощущается в постепенной утрате ею патриотических идей, общественного пафоса. Порой в монументальной скульптуре проступают элементы романтизма и даже бытовой жанровости. В станковой пластике эти поиски дают принципиально новые решения, например в творчестве П.К.Клодта.
Петр Карлович Клодт (1 805 — 1867) прославился изображением коней. Он посещал Академию художеств вольнослушателем.
Самые известные скульптуры Клодта — это четыре группы «Укрощение коня», установленные на Аничковом мосту в Петербурге. В них скульптор последовательно изобразил стадии укрощения необъезженного коня. Общая тема этих произведений может быть определена как борьба воли и разума человека со стихийными силами природы. Поверженный наземь при первой попытке обуздать животное, человек в итоге становится победителем. В этих группах мы видим сочетание точности в передаче натуры с обобщенностью пластической формы, реалистической конкретности — с элементами декоративности. Ясно читаются силуэты, выразительны ракурсы. Группы Клодта — превосходные образы монументально-декоративной скульптуры, прекрасно вписывающиеся в городскую среду.
Другая выдающаяся работа Клодта — памятник баснописцу И. А. Крылову для Летнего сада в Петербурге (1855). Реалистически изображенный пожилой писатель, одетый в старомодный сюртук, непринужденно сидит с книгой в руках. Всю среднюю часть постамента занимает сплошной, опоясывающий памятник горельеф с изображениями животных — персонажей басен Крылова.
|
Официальный характер имеет конный памятник Николаю I (1858) перед Исаакиевским собором. Фигура коня мастерски исполнена Клодтом.
Стремление к более многогранному и непосредственному отражению реальной действительности составляет главную особенность русской скульптуры второй половины XIX в.
Живопись
Искусство второй половины XIX в. традиционно охватывает период с начала 1860-х до начала 1890-х годов — время господства так называемого критического реализма. Лучше всего отражала идеи реализма жанровая живопись, главенствующая на протяжении 1860-х годов.
В пейзаже наряду с романтическими углубляются и реалистические тенденции (И.К.Айвазовский и др.).
Особое место в русской живописи принадлежит произведениям передвижников — В.Г. Перова, И. Н.Крамского, И.Е.Репина, В.М.Васнецова, А.К.Саврасова, И.И.Шишкина, В. Д. Поленова и др. Творчество их было чрезвычайно разнообразно по жанрам: исторические и социально-бытовые картины, портреты, пейзажи и др.
Иван Константинович Айвазовский (1817—1900) был великолепным маринистом. Он родился в Феодосии, учился в петербургской Академии художеств (1833— 1837). Художника влекла к себе «свободная стихия» моря и бесконечная изменчивость его состояний. Айвазовский преимущественно писал картины не с натуры, а полагался на свою феноменальную зрительную память.
Особый восторг русской общественности вызвала картина «Девятый вал» (1850). Потерпевшие кораблекрушение люди чудом уцелели на обломках. Надеясь на спасение, они противостоят грозному морю. Эта картина продолжала развитие романтического направления в живописи.
В лучших работах более позднего времени («Черное море», 1881) художник отходит от академического романтизма. Мастер пользовался здесь тонкими градациями светотени для более точной и естественной передачи различных состояний морской стихии.
|
За долгую творческую жизнь Айвазовским написано несколько тысяч картин, среди них большое значение имели произведения, посвященные подвигам русского флота («Чесменский бой», «Наваринский бой», обе 1848).
Товарищество передвижных художественных выставок. В 1870-х годах по инициативе художника Г. Г. Мясоедова возникло новое, не зависящее от Академии объединение — Товарищество передвижных художественных выставок. Эта организация устраивала ежегодные выставки, показывала их в разных городах России и распределяла доходы между членами. Душой и идеологом объединения был И.Н.Крамской.
Передвижники создали искусство, которое должно было говорить правду о жизни, и прежде всего о русской жизни, — русский реализм. Быть верным действительности для художника-реалиста — означало не только точно воспроизводить узнаваемые подробности быта, обстановки, одежды, но и передавать типичность ситуаций и характеров. Картины передвижников заставляли задуматься над общественными вопросами, сострадать тем, кто несчастен и обездолен.
С Товариществом передвижных художественных выставок были связаны почти все заметные художники-реалисты 1870—1880-х годов. К середине 1890-х годов оно утратило свою роль. Всего до 1917 г. прошло 45 выставок Товарищества; последняя, 48-я была устроена в 1923 г.
Василий Григорьевич Перов (1834 — 1882) вначале учился в Арзамасской школе живописи, а потом поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Самым популярным художником 1860-х годов Перова сделали три жанровых полотна". «Сельский крестный ход на Пасхе», «Чаепитие в Мытищах» и «Тройка. Ученики мастеровые везут воду».
«Сельский крестный ход на Пасхе» вызвал у публики разные реакции: от негодования до полного согласия с видением художника. Из кабака вываливаются пьяные участники праздничного шествия, среди них и сам священник. Хмурый пейзаж усиливает ощущение беспросветного мрака, грязи, тоски. Это полотно запечатлело унылую картину убожества русской деревни.
На картине «Чаепитие в Мытищах» разжиревший, самодовольный поп пьет чай за столиком на свежем воздухе. Он не замечает стоящих рядом нищих — босоногого мальчика и солдата. Калеку с боевой наградой на старой шинели грубо отталкивает от стола прислужница.
То же настроение скорбного сочувствия обездоленным звучит в картине «Проводы покойника». Согбенная фигура вдовы крестьянина показывает, что ее горе безутешно, а безрадостный пейзаж усугубляет ощущение тоски, затерянности несчастных героев в пустынном холодном мире.
Персонажи картины «Тройка. Ученики мастеровые везут воду» — дети, впряженные в сани с огромной обледенелой бочкой, вызывают еще большее сострадание у зрителя. Столь же печален сюжет, мрачен пейзаж и в других произведениях Перова этого периода, таких, как «Утопленница» и «Последний кабак у заставы».
|
Портреты, которые Перов создал в конце 1860 —начале 1870-х годов, тра-диционны по композиции и очень сдержанны по цвету. При этом художник стремился как можно точнее передать и внешний облик, и особенности личности героя. Портрет драматурга А.Н.Островского (1871) слегка напоминает жанровое полотно. Островский изображен в домашней одежде. Он внимательно глядит на зрителя и, кажется, сейчас вступит в разговор.
Ф. М.Достоевский (1872) показан иначе. Руки сцеплены у колен, взгляд направлен чуть выше сомкнутых пальцев, но, в сущности, обращен внутрь себя (в этот период писатель работал над романом «Бесы»). В облике Достоевского подчеркнута почти болезненная напряженность.
Жанровые картины охотничьей серии Перова свободны от серьезной идейной или социальной нагрузки. Художник изображал ничем не примечательных людей, поглощенных любимым занятием: они ловят птиц («Птицелов», 1870), рассказывают и слушают охотничьи истории («Охотники на привале», 1871). Позы, жесты и мимика этих героев кажутся немного нарочитыми.
Перов превосходно отразил в живописи нравы и типы, взгляды и интересы своей эпохи. Его творчество оказало влияние на современников и на последующие поколения художников.
Иван Николаевич Крамской (1837 — 1887) — выдающийся живописец и график — писал портреты и картины на евангельские сюжеты. Он родился в маленьком городе Острогожске в семье мелкого чиновника, окончил четырехклассное училище, был переписчиком, подмастерьем иконописца, ретушером у фотографа, затем приехал в Петербург и поступил в Академию художеств.
Крамской немало времени уделял исполнению заказов, писал множество портретов. Наиболее интересен его «Автопортрет» (1867). К зрителю повернуто умное и волевое лицо с пристальным взглядом. В нем нет ничего, что связывалось бы с привычными представлениями о художнике как о творческой личности, зато Крамской передал в собственном облике типичные черты разночинца 1860-х годов.
Славу Крамскому принесла работа «Христос в пустыне» (1872). В центре безграничной каменистой пустыни под широким светлым небом сидит Иисус Христос, пребывающий в напряженном, скорбном раздумье. Для многих современников полотно читалось как иносказание: образ Христа был символом нравственного подвига, готовности к жертве во имя людей. Крамской хотел изобразить героя, совершающего нелегкий выбор и предчувствующего трагическую развязку.
В 1873 г. в Ясной Поляне, усадьбе Льва Николаевича Толстого, Крамской работал над его портретом для галереи П.М.Третьякова. Удивительное сходство — одно из достоинств этой работы. В ней прочитываются важные свойства личности писателя: глубокий ясный ум, воля, спокойная уверенность. Основное внимание художник уделил лицу. Руки не закончены, за свободными сборками блузы не ощущается тела.
Еще одна знаменитая картина Крамского — «Неизвестная» (1883). Молодая женщина в мехах и бархате с высокомерным выражением лица едет в прогулочной коляске по Невскому проспекту. Однако в лице героини можно увидеть не только надменность, но и грусть, затаенную драму.
Крамской сыграл очень важную роль в художественной жизни 1870 — 1880-х годов: он помог сплотиться художникам, ощутившим, насколько устарели академические правила, выразил в речах, статьях и письмах потребность в новом искусстве, которое отражало бы реальную жизнь.
Николай Николаевич Ге (1831 — 1894) — известный исторический живописец, портретист и пейзажист. Он учился в Академии художеств (1850 — 1857). Итоговая работа принесла молодому художнику большую золотую медаль и дала возможность поехать за границу.
В Италии Ге написал полотно «Тайная вечеря» (1863). Художник выбрал сюжет, к которому обращались многие мастера прошлого. Однако вместо трапезы, на которой Иисус предсказывает, что один из двенадцати учеников, сидящих рядом, предаст Его, Ге изобразил момент разрыва Иуды с Христом. Порывистым движением набрасывая плащ, Иуда уходит от Учителя. Напряженный конфликт подчеркнут резким освещением. Светильник, стоящий на полу, заслонен темным зловещим силуэтом Иуды. Фигуры апостолов освещены снизу и отбрасывают на стену огромные тени; поднялся потрясенный Петр, страдание написано на лице юного Иоанна, нахмурился возлежащий Христос. Картина была восторженно встречена в России.
Вернувшись на родину, Ге обратился к русской истории и на первой же выставке передвижников показал картину «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871). По одну сторону стола сидит Петр в простой одежде, без парика, в высоких сапогах; взор его, направленный на сына, полон гнева. По другую — стоит царевич, бледный, нескладный, с опущенным взором. В облике Петра подчеркнуты энергия и сила, в фигуре Алексея — робость и безволие. Художник стремился к психологической и исторической достоверности, к точности и простоте.
В центре недописанной картины «Голгофа» (1893) — Христос и два разбойника. Сын Божий в отчаянии закрыл глаза, откинул назад голову. Слева от Него нераскаявшийся разбойник со связанными руками, расширенными от ужаса глазами, полуоткрытым ртом. Справа раскаявшийся разбойник, печально отвернувшийся. Все фигуры на полотне неподвижны. Широкими мазками написаны лиловая одежда Христа и темно-желтая — раскаявшегося разбойника, белая плоская вершина Голгофы, синие тени.
До конца жизни Ге вдохновляла надежда на то, что с помощью искусства человек может прозреть и исправить мир.
В творчестве художников-передвижников значительное место занимал пейзаж, они с проникновенным лиризмом и теплотой изображали различные уголки русской природы.
Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897) — один из родоначальников русского реалистического пейзажа, первооткрывателей новой красоты живописи, новых ее возможностей. Окончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества, он уже в двадцать четыре года стал членом Академии художеств, а в двадцать шесть — преподавателем этого училища. Саврасов много путешествовал за границу. Вернувшись в Россию, художник принял участие в организации Товарищества передвижных художественных выставок.
На первой выставке передвижников Саврасов представил произведение, сразу принесшее ему известность, — «Грачи прилетели» (1871). Искусствовед И. В. Долгополов писал о том, что можно услышать, как звучит эта картина, уловить музыку весны: звон капели, журчание воды в проталинах, шорох ветвей берез, грачиный гомон, скрип сверкающего наста, шелест весеннего ветра и тихий колокольный звон.
Полотно решено в тончайшем колорите изысканных валеров бледно-лазоревых, голубых, бирюзовых тонов. Лучи солнца бросают сложные серо-голубые тени на снег. Живопись холста многослойна. Цветная мозаика мазков в светах доведена до эмалевой плотности. Сдержанная красочная гамма передает настроение спокойной светлой радости.
Художник прибегает к ювелирной деталировке картины. Пейзаж до предела обжит. Кричат грачи, хлопотливо строя свои гнезда, вьется сизый дымок из трубы деревянного домика, видны следы на снегу. Весь холст полон скрытого внутреннего движения. Березы отбрасывают тени на снег, еле колышутся их голые ветки, дрожат отражения в темных проталинах, неспешно плывут облака. Саврасов работал над этой картиной в мастерской по этюдам, выполненным с натуры.
На полотне «Проселок» (1873) Саврасов изобразил размытую после дождя проселочную дорогу, уходящую вдаль. Темные силуэты деревьев выделяются на светлом фоне облачного неба. Островки зеленой травы на обочине дополняют картину. Просторное небо, отшумевшая гроза, просиявшее сквозь облака солнце, напоенные влагой и светом земля, поля, деревья — все это становится для художника источником чистейшей поэзии. Даже грязь и лужи на дороге превращены в драгоценную живописную материю. Смелость живописи обусловлена пленэрным решением. «Проселок» открывает новые горизонты русской пейзажной живописи.
К лучшим произведениям последнего периода творчества Саврасова относятся картины «Рожь», «Оттепель», «Ночка», «Весна. Огороды» и др.
Иван Иванович Шишкин (1832 — 1898) — выдающийся пейзажист, певец русской природы. Точность рисунка, скрупулезная живопись и пристрастие к монументальным композициям выделяют его среди других художников. После окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества, а затем Академии художеств в Петербурге (с большой золотой медалью) он был отправлен в поездку по Европе. В Германии Шишкин завершил обучение и стал академиком.
Многие рисунки и этюды художника прямо просятся в ботанический атлас. В отличие от представителей романтизма с их страстью к необычному Шишкин вдохновляется тем, что можно назвать типичными местами русской природы: это широта пространства, высокое голубое небо, золотое поле, могучие сосны.
Настоящую славу Шишкину принесла картина «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии», в 1872 г. получившая первую премию на выставке Общества поощрения художников. Впервые в русском искусстве художник показал не опушку леса и не вид на лесные дали, а величавую чащу с громадами стволов. Мастера часто называли фотографом. С документальной точностью, почти без поэтического трепета он стремился воспроизвести мельчайшие детали ландшафта. В его картинах растение одного вида не спутаешь с другим. Познавательно-натуралистическое начало сочетается с прославлением красоты родной природы.
К сожалению, Шишкин остался в пределах светотеневого понимания пленэра, вопросы колорита его почти не волновали, что ограничивало его творческий диапазон.
Шишкин часто создавал свои произведения на основе нескольких мотивов, увиденных в разных местах. На картине «Рожь» (1878) он изобразил необычайно высокие колосья и могучие сосны посередине поля (см. цв. вкл.). Это убедительный образ изобилия и богатырской мощи русской природы.
Картину «Утро в сосновом лесу» (1889) Шишкину помогал писать друг, художник К.А.Савицкий, который изобразил на переднем плане медведицу с тремя медвежатами и туман над оврагом справа. Сосновый бор написал Шишкин. Медвежата играют на упавших деревьях, а медведица на них ворчит. Оба художника не считали картину творческой удачей, однако публика ее полюбила.
Холст «Корабельная роща» (1898) — последняя работа Шишкина. Здесь воспевается величавая красота русского леса. Художник добивается полной иллюзии живой хвои, солнечного света и прозрачной воды.
Талант Шишкина оценили и представители Академии художеств, и члены Товарищества передвижных выставок.
Архип Иванович Куинджи (1842 — 1910) был пейзажистом, стремившимся соперничать с природой. Он родился в Мариуполе на побережье Азовского моря. Куинджи не получил систематического художественного образования, но рисовал постоянно. Он некоторое время жил у И.К.Айвазовского в Феодосии, а в конце 1860-х годов переехал в Петербург. С друзьями, будущими передвижниками, художник много работал на природе.
В 1873 г. Куинджи написал картину «На острове Валааме». Каменистая земля с редкими деревьями справа окаймлена озером. От горизонта надвигается темная мгла, поглощая дальний лес. Хмурое небо почти все озарено необыкновенным светом с переливами, напоминающими сияние драгоценных камней. Суровые пейзажи Русского Севера впервые были показаны с таким удивительным чувством прекрасного. П.М.Третьяков купил это произведение, что дало возможность Куинджи совершить поездку в Европу. Здесь он изучал зарубежное искусство, особенно его, заинтересовали полотна французских живописцев барбизонской школы.
Вместе с тем Куинджи не пошел по импрессионистическому пути, сохраняя монументально-эпическую композицию с широко открывающимися далями и используя цвет не пле-нэрно, а декоративно. В своих работах художник прежде всего стремился передать освещение, контрасты света и тени («Солнечные пятна на инее», «Украинская ночь», «Вечер на Украине» и др.). Пространство картины «Вечер на Украине» (1878) тонет в сумраке, последние солнечные лучи освещают белые хаты на темном пригорке среди садов.
Картина «Березовая роща» (1879) необычна по композиции (см. цв. вкл.). Кулисное построение пейзажа напоминает театральную декорацию. На первом плане деревья изображены не целиком, а только их белые стволы. Позади них — силуэты кустов и деревьев, а вокруг — изумрудная зелень травы с темной прогалиной заболоченной воды. Иллюзия яркого освещения достигнута с помощью светотеневых и цветовых контрастов. О таинственных опытах художника с красками ходили слухи.
Знаменитая картина Куинджи «Лунная ночь на Днепре» (1880) произвела настоящий фурор. Публика была ошеломлена необыкновенной силой иллюзии лунного света, которой добился живописец. Некоторые даже полагали, что за холстом находится лампочка. К сожалению, открытая Куинджи комбинация красок оказалась недолговечной, картина потемнела, и теперь можно только предположить, какой ее увидели первые зрители. Эта работа свидетельствует о тяготении мастера к сочиненному пейзажу, созданному на основе пристального изучения природы.
В 1881 г. Куинджи выставил пейзаж «Днепр утром», неожиданно написанный в спокойных светлых тонах. Сквозь туманную дымку слева виден пригорок, поросший травами. Справа извивается, убегая вдаль, лента реки, а над ней простирается бесконечная глубина неба. Это была последняя широко известная работа мастера.
Яркая цветность, подчеркнутая декоративность сочетались в его картинах с уплощенностью предметов. Художник вплотную подошел к стилистике, предвосхищающей модерн.
Не все передвижники одобряли своеобразную живопись Куинджи, поэтому в 1880 г. он покинул Товарищество.
Будучи руководителем пейзажной мастерской Академии художеств (1894— 1897), Куинджи во многом способствовал становлению таких художников, как Н. К. Рерих, К. Ф. Богаевский и др.
Федор Александрович Васильев (1850—1873) — великолепный пейзажист. Он родился в семье бедного почтового чиновника, окончил рисовальную школу при Обществе поощрения художников, затем пользовался советами Шишкина, женившегося на его сестре, и покровительством Крамского. Васильев не стремился подражать наставникам, а старался выработать свой стиль. Так, романтической взволнованностью отличается его картина «Перед дождем» (1870).
Лучшие произведения художника свидетельствуют о мастерстве и поэтическом проникновении в природу («Оттепель», «Мокрый луг», «В Крымских горах»). В первой значительной работе «Оттепель» (1871) образ русской природы выходит за пределы простой «пейзажности», копирования мотива. Картина «Мокрый луг» (1872) явилась творческим итогом и большой удачей Васильева. Она написана в Крыму, где он находился на лечении, по старым этюдам и воспоминаниям о красоте среднерусской природы. Дарование художника не успело раскрыться в полной мере из-за его ранней смерти. Васильев внес огромный вклад в развитие русского пейзажа, напоив его, по выражению И.Н.Крамского, «поэзией при натуральности исполнения».
Василий Дмитриевич Поленов (1 844 —1927) — выдающийся живописец, создавал пейзажи, жанровые и исторические картины, работал как театральный декоратор, архитектор, иллюстратор. Он учился в Академии художеств и одновременно в Петербургском университете на юридическом факультете. Академией художеств был направлен в заграничную командировку на шесть лет, побывал в Германии, Италии, Франции, изучал и копировал старых мастеров. Тогда же Поленов написал картины на сюжеты из европейской истории. Вернувшись в Россию в 1876 г., он получил за эти работы звание академика.
В работах 1870-х годов проявилось мастерство художника в пленэрной живописи, полновластно вошедшей с тех пор в русское искусство. В картинах «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» выражена красота реальной, но опоэтизированной природы.
В 1878 г. художник поселился в Москве. Он представил на передвижную выставку картину «Московский дворик», которую не посчитал значительной. Поленов написал уголок Арбата солнечным летним утром. В траве играют дети, один малыш стоит около тропинки. В правой части полотна изображена лошадь, запряженная в телегу, в глубине - женщина с ведром, куры у сарая, за дощатыми заборами видны купола церкви и белая колокольня. Эту картину можно посчитать жанровой зарисовкой из жизни простого народа, а можно — философским обобщением повседневного, будничного до возвышенного, вечного. Это произведение стало важным этапом в русской живописи.
В.Д.Поленов. Московский дворик
В 1881 — 1882 и 1899 гг. Поленов совершил путешествие по Ближнему Востоку и Греции в связи с работой над картиной «Христос и грешница» и серией картин «Из жизни Христа». Этюды, привезенные из первого путешествия на Восток, в художественном отношении стоят выше тех картин, ради которых они делались.
Учениками Поленова были такие известные художники, как К.А.Коровин, И.И.Левитан, А.Я.Головин, А. Е.Архипов и др.
Илья Ефимович Репин (1 844 — 1930) — яркий представитель реалистической школы живописи. Учился в Академии художеств и одновременно в Рисовальной школе Общества поощрения художников у И.Н.Крамского. Репин писал на актуальные темы, страстно, увлеченно, постоянно совершенствовал технику живописи, пробовал разнообразные манеры. Репин создал произведения разных жанров: бытового, исторического, портреты, пейзажи и др. Натура для него была важнее всего. Художник оставил множество карандашных зарисовок и красочных этюдов.
В 1873—1876 гг. Репин работал в Париже, где усвоил некоторые приемы импрессионистической живописи: широкий мазок, выразительность цветового пятна, хотя система работы дополнительными цветами осталась для него непонятной.
Первым значительным произведением Репина стала картина «Бурлаки на Волге» (1870— 1873). В этом групповом портрете волжских бурлаков Репин создал поэму о русском народе. Характерные типажи показаны в различном эмоциональном состоянии — здесь можно отметить мрачное угрюмство, злобу, смирение и желание освободиться от непосильного бремени. Фигуры размещены в горизонтальном формате по принципу классического фриза. Размеренно-спокойный ритм композиции придает сюжету роль эпического повествования.
Наиболее успешный период репинского творчества — 1880-е годы. Художник написал много портретов, бытовых и исторических картин («Портрет художника Г. Г. Мясоедова», «Портрет писателя В.М.Гаршина», «Протодиакон», «Крестный ход в Курской губернии», «Портрет В.В.Стасова», «Портрет Л. Н. Толстого», «Портрет М. П. Мусоргского» и др.). Характеристика героев репинских портретов рождается за счет ситуации позирования, обыгранной в соответствии с темпераментом, манерами, привычками модели. Грандиозное полотно «Торжественное заседание Государственного совета...» (1901 — 1903) — групповой портрет, в котором Репин достигает поразительного сходства персонажей и живописной свободы.
Картина Репина «Не ждали» (1884— 1888) посвящена судьбе революционера-народника, возвратившегося из ссылки домой. Здесь возникают определенные культурологические ассоциации с традиционной для европейского искусства темой возвращения блудного сына. Однако герой репинского полотна ждет не прощения, а понимания и оправдания жертвы, совершенной им во имя долга перед народом.
Психологическим драматизмом и критически-обличительным пафосом пронизана историческая живопись Репина («Царевна Софья», «Иван Грозный и сын его Иван»).
Полотно «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880—1891) отражает тенденцию реализма, связанную с поисками героических характеров и жизнеутверждающего идеала. Запорожцы пишут издевательский ответ султану Магомету IV, предложившему им перейти к нему в подчинение. Смех становится выражением свободолюбивого духа запорожцев. Репин помещает рядом с сотрясающимся от громкого хохота казаком в красной одежде и белой папахе персонажа с грустным лицом. Такой контраст еще больше усиливает общее веселье. Композиционная целостность подчеркивает единство героев картины. Художник добивается впечатления раскованности движений людей с помощью разнообразных ракурсов фигур. Интересно отметить, что, изображая легендарное прошлое, Репин трактует его как событие, происходящее в настоящем.
Василий Иванович Суриков (1848 — 1916) был великим историческим живописцем. Он родился в Красноярске, окончил петербургскую Академию художеств и поселился в Москве.
Первое большое полотно Сурикова «Утро стрелецкой казни» (1881) — всенародная драма и развернутая панорама народной жизни. Изображены все слои населения — от царя до нищего. Суриков с помощью повторов и поворотов фигур выявляет торжественный ритм страшного обряда приготовления к казни. Например, в группе стрельцов два похожих человека в центре различимы только тем, что один — чернобородый, а другой — белобородый, словно поседевший в предчувствии смерти. Гневный взгляд рыжебородого стрельца обращен к Петру I, изображенному на коне у Кремлевской стены и отвечающему стрельцу таким же сердитым взглядом. Это выражение непримиримого противостояния двух миров. Стрельцы осознают неизбежность своей гибели и крушения тех государственных идей, за которые они боролись. Эффект горящих свечей в руках стрельцов, едва заметный в предрассветной голубоватой полумгле, составляет колористическую завязку полотна и символизирует противоборство света и тьмы.
На картине «Меншиков в Березове» (1883) показан сподвижник Петра I А. Д. Меншиков в изгнании. Он со своими детьми сидит за столом в тесной холодной избе. Убогая обстановка контрастирует с богатым нарядом старшей дочери Марии и дорогим перстнем на руке самого опального князя. Эти детали помогают понять, что герои картины привыкли к другой жизни — к роскоши и славе. Их мысли далеко. Фигура Меншикова несоразмерна масштабу окружающего пространства. Многие критики указывали на это, как на ошибку художника, но Суриков хотел подчеркнуть этим приемом, что некогда грозный властелин не смирился, полон сил и ждет своего часа.
Сюжет картины «Боярыня Морозова» (1887) отражает раскол Русской православной церкви в результате реформы XVII в. Одной из главных фигур раскольничества была боярыня Ф.П.Морозова. Суриков изобразил момент, когда опальную боярыню провозят в санях по московской улице. Ей сочувствуют нищенка на коленях, девушка в расшитом цветами платке, боярышня в синей шубке, юродивый, но далеко не все персонажи. Отдавая должное непокорству и стойкости Морозовой, толпа остается равнодушной к мрачному, демоническому духу, которым овеян ее образ. Религиозный фанатизм в чертах неистовой боярыни просто пугает. Морозова грозно вскинула руку, показывая двуперстие — символ старой веры. Юродивый повторяет жест боярыни, но в нем содержится уже совсем иной смысл — это знак благословения на крестную муку и одновременно знак прощания.
В. И. Суриков. Боярыня Морозова
Известный искусствовед Н.Волков считал, что картину Сурикова «Боярыня Морозова» можно рассматривать как шествие, хотя движутся, рассекая толпу, лишь сани с боярыней-раскольницей и возницей, да слева бежит мальчик. Дело в том, что в композиции этой сложной картины персонажи объединяются по типу отклика на увоз боярыни, на ее фанатическое восклицание и жест двуперстия. Правое крыло композиции — отклик сочувствия, левое — с фигурами смеющихся попов — отклик злорадства. Волна отклика в правом крыле не затухает по мере удаления от боярыни. Вся правая, главная, неподвижная часть толпы жестами и взорами провожает боярыню. Начиная с жеста и взора юродивого, все повороты фигур и наклоны голов воспринимаются как выражение следования движению саней.
Волна отклика втягивает идущих и стоящих людей в общее движение. Фигуры неподвижных любопытных свидетелей (мальчик у решетки окна, фигуры вдали слева) введены лишь для контраста.
Суриков, работая над «Боярыней Морозовой», мучился над передачей движения саней по рыхлому снегу. Достаточную длину пути, который проехали полозья, художник долго искал, ему даже пришлось пришить кусок холста снизу картины.
Перспектива саней усиливает впечатление движения, а направленность фи
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!