Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2020-04-01 | 202 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
История европейского и американского изобразительного искусства позволяет проследить развитие таких авангардистских течений начала XX в., как фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм. В середине и конце XX в. наряду с перечисленными «измами» возникают такие явления, как поп-арт, оп-арт, фотореализм и кинетическое искусство. В целом зарубежное искусство предыдущего столетия представляет собой весьма пеструю картину течений и направлений.
Фовизм
Картины, станковая графика, книжные иллюстрации, расписные керамические изделия, эскизы театральных декораций фовистов радуют яркими красками, динамикой и экспрессией.
Фовизм (fauvisme от фр. fauve — дикий) был одним из первых «измов» начала XX в. Как и большинство названий авангардных течений, этот термин появился случайно. Критик Л. Вок-сель употребил его по отношению к группе художников, выставленных на Осеннем Салоне 1905 г. (А.Дерен, А.Матисс, А.Марке и др.), чьи произведения с их ярким колоритом и деформированными линиями казались творениями дикарей. Фовисты исходили из наблюдений натуры, но главной ценностью считали живописные приемы, передающие эмоции художника. Искусство фовистов заключало в себе эстетический протест против реалистических традиций в живописи XIX в. Фовизм не имел специфической нравственно-философской окраски.
Разных по индивидуальному складу мастеров на короткий срок (1905 — 1907) сплотили тяготение к динамичным композиционным ритмам, колористическим контрастам, поиски свежих решений в «примитивном творчестве», средневековом и восточном искусстве. Почти все фовисты были крупными живописцами, графиками и скульпторами. Нередко они занимались оформлением спектаклей, модой. Для многих путь к фовизму был непростым. Им пришлось преодолеть череду творческих экспериментов, столкновений со сложившимися традициями. Так, французский живописец А.Дерен, один из представителей фовизма, писал экспрессионистские картины-ландшафты, натюрморты в стиле кубизма, пейзажи в духе неоклассицизма и др.
|
В начале 1900-х годов среди всех фовистов решительно выделился французский художник Анри Матисс (1869 — 1954) — личность одаренная и универсальная. Он писал яркие декоративные полотна («Испанка с бубном», «Танец», «Красные рыбки», «Урок музыки», «Симфония красного» и др.). Матисс работал во многих областях: картины, скульптура, станковая графика, книжная иллюстрация, театральные декорации, роспись керамики, теория искусства, педагогика.
Матисс стремился к обновлению декоративного искусства, ясность и радостная уравновешенность которого должны были, по его мнению, передаваться зрителю. Плоскостные картины Матисса проложили последующим поколениям художников путь к абстракции.
Под впечатлением поездки в Алжир в 1906 г. Матисс увлекся линейными орнаментами мусульманского Востока в стиле арабесок (например, «Накрытый стол — красная гармония»). Изображая интерьеры, например «Красную комнату», художник словно вплетает фигуры в орнаментальную композицию. Синие узоры на красном фоне стены и поверхности стола, фигура женщины и пейзаж за окном объединены единым ритмом.
Одни из лучших работ художника — две большие настенные картины для дома русского коллекционера С. Щукина: «Танец» (1909/1910) (см. цв.'вкл.) и «Музыка» (1910). Динамика предельно обобщенных и даже искаженных красных тел, изображенных на сине-зеленом фоне, замечательно передает идею быстрого танца («Танец»).
Результатом двух путешествий в Марокко (1911 — 1913) стало появление ярких, излучающих свет ландшафтов и фигурных композиций, краски которых резко контрастируют одна с другой (например, «Бербер», 1913). В картинах, созданных между 1914 и 1916 г., Матисс сводил формы к основным геометрическим фигурам. Художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок.
|
В 1941 г. Матисс перенес тяжелую операцию. Ухудшение здоровья вынудило его упростить свой стиль. Чтобы сберечь силы, художник разработал технику составления изображения из обрезков бумаги (так называемые декупажи, или коллажи), которая давала ему возможность добиться долгожданного синтеза рисунка и цвета. Теперь не надо было рисовать форму и раскрашивать ее — ножницы сразу вырезали из цветной бумаги нужные объекты. Матисс создал в этой технике серию иллюстраций, посвященных цирку, и иллюстрации для книги «Джаз».
Несмотря на болезнь, Матисс продолжал активно работать до конца жизни. Он написал серию интерьеров яркими насыщенными красками. Такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947) и «Египетский занавес» (1948), построены на контрастах между светом и темнотой, между внутренним и внешним пространствами. В конце 1940-х годов Матисс создал витражи для часовни Розового Венца, которая была спроектирована и построена на его деньги. Это была последняя работа мастера.
Кубизм
Почти одновременно с фовизмом возник кубизм. Кубизм (фр. cubisme, от cub — куб) — художественное направление европейского изобразительного искусства начала XX в. Кубисты стремились выявить геометрическую структуру видимых объемных форм, разлагая реальные предметы на части и организовывая их в другом порядке в новую форму. Название этому направлению дали за внешнее сходство живописи кубистов с простыми геометрическими телами — шаром, конусом, призмой, кубом. Кубизм ставил целью познание реальности, раскрытие внутренней, философской сущности предметов с помощью новых средств. Он знаменовал собой отказ от реализма и вызов стандартной красивости официального салонного искусства. Основоположниками кубизма были П. Пикассо и Ж. Брак. В их картинах кубистического периода создается трагический образ изломанного, разрушающегося мира.
Кубизм сложился во французском искусстве в 1900— 1910-е годы. В истории кубизма принято выделять три периода: так называемый сезанновский, аналитический и синтетический.
|
В картинах сезанновского периода геометризация форм подчеркивает устойчивость, предметность мира, массивные объемы как бы раскладываются на плоскости холста, цвет выделяет отдельные грани предмета (П.Пикассо «Три женщины», 1909; Ж. Брак «Эстак», 1908).
В картинах аналитического периода предмет дробится на мелкие грани и сходящиеся под углом плоскости, которые четко отделяются друг от друга, используется ограниченный набор красок. Изображение одного и того же предмета показывается с разных сторон одновременно во многих ракурсах. Картины изображают то, что мы знаем о пространстве и фигурах, а не только то, что мы видим. Это приводит к ритмической игре форм, плоскостей, объемов. Изображение словно распадается на холсте (П.Пикассо «Портрет А. Воллара», 1910).
В последний, синтетический период предпочтение отдается декоративному началу. Картина превращается в красочное плоскостное панно (П.Пикассо «Гитара и скрипки», 1918; Ж. Брак «Женщина с гитарой», 1913). Основным становится прием коллажа. Объект словно собирается, синтезируется из разнообразных фрагментов или знаков — слов, цифр, нот, обрывков газет, цветной бумаги, обоев, схематических рисунков и красочных мазков. Отказ от изображения пространства и объема как бы компенсируется прикладыванием реальных объемных конструкций к плоскости холста. В это же время появляется кубическая скульптура с геометризацией и сдвигами форм, деформированием фигур, внешние контуры которых обозначаются металлическими полосами и др.
Великий испанский художник и скульптор Пабло Пикассо (1881 — 1973) создал более 15 тыс. картин. Многоаспектность и стилевая многогранность искусства П.Пикассо наиболее заметно проявляется в таких его работах, как «Девочка на шаре», «Авиньонские девицы», «Портрет А. Вол-лара», «Музыкальные инструменты», «Девушка с веером», «Голубь мира», в графических сериях «Арлекин», «Пьеро», «Художник и модель» и др.
Картиной «Голубая комната» (1901) Пикассо открыл свой так называемый «голубой период». Прохладные сине-зеленые тона, которые он использовал при написании «Голубой комнаты», характерны для всех его произведений этого периода творчества («Жизнь», «Мальчик с собакой» и др.). Одно из выдающихся произведений голубого периода — картина «Мать и дитя». В этой работе дан пронзительный лирический символ тоски и душевного неблагополучия. Фигура матери серым пятном выделяется на темном фоне, однако красноватые отблески все же вносят в картину теплоту.
|
В 1904 г. Пикассо поселился в Париже. Период с 1905 по 1906 г. в творчестве Пикассо принято называть «розовым». В колорите работ этих лет преобладают розово-серые и розово-золотистые оттенки. Большинство произведений «голубого» и «розового» периодов творчества Пикассо посвящены теме трагического одиночества обездоленных (слепых, нищих, бродяг) и романтической жизни странствующих комедиантов. На картине «Семья акробатов» среди группы бродячих акробатов, изображенных на фоне пустынного пейзажа, выделяется Арлекин с чертами лица самого Пикассо. Картины наполнены острым и горьким чувством утраченной гармонии человека с миром, образами предельной хрупкости и беззащитной красоты («Девочка на шаре» и др.). Произведения Пикассо отмечены проникновенностью психологической характеристики человека, их отличают тонкость цветового строя, пластичность форм и лаконичность рисунка.
В 1907 г. Пикассо решительно порывает с реализмом и создает «Девушек из Авиньона» («Авиньонских девиц»). Похожие на маски лица пяти обнаженных женщин кажутся разбитыми на отдельные части, пропорции тел искажены. Эта работа, лишенная общепринятой классической перспективы, стала первым образцом кубизма.
Пикассо совершил переход к кубизму под влиянием негритянской скульптуры. Интересуясь масками и статуэтками народов Африки, он приобретал их и хранил в своей мастерской. Пикассо сам вырезал из дерева фигуры нарочито примитивного вида.
Одной из предпосылок возникновения в Европе интереса к негритянскому искусству[12] стало накопление этнографического материала и создание в конце XIX в. этнографических музеев. Историческую ценность такого рода памятников признали сразу, а вот их эстетическое значение оценили позднее, во многом благодаря П.Гогену и художникам-авангардистам начала XX в. Затем появились и искусствоведческие исследования о скульптуре Африки и Океании.
Пикассо на основе знакомства с африканским искусством выработал новый принцип построения художественной формы — изображать то, что мыслишь, а не то, что видишь. Русский художник и теоретик искусства В.И.Матвеев объяснил этот принцип через понятие «пластического символа»: «Посмотрите на какую-нибудь деталь, например на глаз; это не глаз, иногда это щель, раковина или что-нибудь ее заменяющее, а между тем эта фиктивная форма здесь красива, пластична — это мы и назовем пластическим символом (курс, автора. — Н. С.) глаза... Все части тела человека переданы символично. Свободные и самостоятельные массы в совокупности составляют "символ человека". Массы, соответствующие определенным частям тела, соединяются произвольно, не следуя связям человеческого организма...».
|
Ярким примером этого являются его картины «Дружба» и «Три женщины».
Картина «Дружба» решена очень обобщенно. Кажется, что фигуры вытесаны из единого куска грубо обработанного дерева. Изображение частей тела и черт лица предельно упрощено и почти сведено к неким знакам. Трактовка лиц напоминает ритуальные маски, образы носят отрешенный характер. Полотно «Три женщины» производит цельное впечатление, поражает сплоченностью всех элементов формы. Эти и некоторые другие особенности картин связаны с негритянской темой. Пикассо в живописи не имитировал внешний вид негритянских скульптур, а перенимал общие принципы их формообразования.
В контексте европейской традиции это был революционный скачок от искусства «подражательного» к искусству, которое теоретики кубизма называли «концептуальным». Художник постиг магическое и ритуальное назначение африканских масок и статуэток и благодаря негритянским «идолам» осознал магическую природу живописи.
В «Портрете А. Воллара» (1910) форма едва улавливается в геометрии изломанных линий (аналитический кубизм), однако портрет передает не только сходство, но и даже движение мысли.
С середины 1910-х годов Пикассо увлекся опытами в области коллажа «Papiers colles» («Бумажные обрезки»).
Он наклеивал куски бумаги на полотно и включал в состав композиции («Бутылка аперитива», «Гитара», 1913), что привело его к так называемому «синтетическому кубизму».
На вершине своего кубистического периода в 1914 г. Пикассо обратился к неоклассическим образам сильных и здоровых людей, навеянным античной скульптурой и вазописью. Произведения художника 1920-х годов наполнены восхищением перед красотой человека. Это нашло отражение в таких работах, как «Три женщины у источника», «Мать и дитя», иллюстрации к «Метаморфозам» Овидия, отличающиеся утонченным изяществом графического решения. Одновременно с этим Пикассо продолжал работать в различных стилевых направлениях, на основе которых складывался его собственный стиль.
После «классического» периода кубизма, окончание которого пришлось на начало Первой мировой войны, Пикассо поочередно прибегал к взаимоисключающим способам выражения своей индивидуальности. В течение многих лет он то возвращался к реалистическим изображениям, то продолжал развивать кубистический стиль, доведя его почти до абстракционизма, то создавал работы, близкие к сюрреализму, вызвавшему у него большой интерес.
В 1937 г. Пикассо создал один из своих шедевров — грандиозное полотно «Герника» — живой отклик на бомбардировку испанского города Герника фашистами. Монументальная картина написана маслом в черно-белой гамме, ее можно было бы назвать графикой, выполненной живописными средствами. Картина не имеет сюжета и наполнена символическими изображениями людей с искаженными от ужаса лицами и зверей без конечностей и туловищ. Она состоит из фрагментов, обломков узнаваемых и деформированных до неузнаваемости объектов живой и неживой природы. Неестественные ракурсы, широко раскрытые рты, экспрессивные движения передают ощущение хаоса и разрушения. Художник подчеркивает изломанность форм, которые смещаются, пересекаются друг с другом. У многих персонажей соединены изображения анфас и профиль — это одно из художественных открытий Пикассо, берущее свое начало в пещерной живописи. Такой прием вполне соответствует духу кубизма, хотя наполняется новым смыслом.
Изображение в верхней части полотна можно толковать как глаз, всемирное око, потухшее солнце. Вместо зрачка Пикассо нарисовал электрическую лампочку. Этот символ света вселяет надежду, так как лампочку можно зажечь, чтобы солнце вновь светило над миром.
Картина состоит из символов, и сама она является художественным символом всемирной катастрофы. И поныне нет единого мнения об этом произведении: одних оно потрясает как крик страдания, гнева и протеста, а других оставляет равнодушными.
В это же время были написаны полотна «Плачущая женщина», «Портрет Доры Маар» (см. цв. вкл.) и еще ряд портретов, в которых Пикассо запечатлел одновременно анфас и профиль, продолжая развивать найденный метод. Художник разлагает предмет на составные геометрические элементы, представляющие его одновременно с нескольких точек зрения, оперирует комбинациями ломающихся, пересекающихся плоскостей.
В период Второй мировой войны Пикассо, не отказываясь от кубизма, писал великолепные реалистические портреты и натюрморты, выполненные традиционными средствами в яркой индивидуальной манере. После войны он занимался скульптурой и керамикой, работал над литографиями (например, серия «Женские головы»), гравюрами (серия «Художник и модель») и рисунками с антивоенной тематикой, в частности, в 1949 г. он представил на суд публики плакат «Голубь мира». В эти годы отчетливо проявляется такая характерная особенность творческого метода Пикассо, как создание многолистных серий. К. числу наиболее известных его произведений относится цикл рисунков и литографий «Человеческая комедия» (1954). Пикассо также перерабатывал картины старых мастеров в соответствии со своими творческими установками: известно 58 вариаций картины Д.Веласкеса «Менины» (1957).
Наследие Пикассо оказало значительное влияние на многие области искусства XX в.
Французский художник Жорж Брак (1882—1963) начинал с пейзажей в духе фовизма. В 1907 г. поэт и критик Г.Аполлинер привел Брака в мастерскую П.Пикассо. Между ними завязались дружба и сотрудничество. Иной раз работы Пикассо и Брака едва отличались друг от друга, и бывало, что оба ставили на них одинаковую подпись. В 1908 г. он наряду с П. Пикассо стал основателем кубизма. Для Брака характерен преимущественный интерес к натюрмортам, выполненным большей частью в коричневых и зеленых тонах. Он изображал предметы с разных ракурсов, отказавшись тем самым от принятой ранее в искусстве центральной перспективы. Кроме того, художник передавал предметы и фигуры в крайне упрощенной форме: так что, не зная названия картины, трудно было догадаться, что на ней изображено.
Брак смешивал с краской песок, древесные и железные опилки (например, «Натюрморт с виноградом», 1912), применял в своих композициях буквы и цифры, которые наносил с помощью трафаретов, чтобы сделать фактуру своих картин разнообразной и многослойной.
Разъединение цвета и формы стало основой для создания картин методом коллажа — наклеивания раскрашенных листов бумаги, газет, обоев на холст («Гитара», «Натюрморт со стаканом и газетой», 1912). Ломаные ритмы геометрических форм на картине «Кларнет и бутылка рома на камине» (1911) должны были передать в зрительных образах ритмы и мелодию образов музыкальных. Многие работы Брака и ряда других кубистов, в том числе и П.Пикассо, этого периода отразили переход от геометризованного изображения реальных предметов к условной передаче отвлеченных понятий.
После 1917 г. Брак постепенно отходит от кубизма, создавая различные натюрморты, пейзажи, композиции с человеческими фигурами. Цветовые решения их разнообразны, а линия приобретает почти орнаментальную выразительность.
В 1930-е годы Брак писал многочисленные натюрморты с характерным декоративным расположением плоскостей. В картине «Чаша с фруктами и салфетки» (1929) он разделил пространство на несколько вертикальных полос различной цветовой окраски.
По существу, в работах этих лет Брак вплотную подходит к абстракционизму. Однако он не делает последнего шага к абстрактному искусству и не отказывается от предметности. Гораздо более интересная для художника задача — создать самые благоприятные возможности для любования объектом в неожиданном ракурсе.
Одним из составных элементов восьми картин, объединенных в серию «Из мастерской» (1949), была птица, которая со временем превратилась в самостоятельный мотив, стала в творчестве Брака своего рода символом.
Брак работал как график, скульптор и театральный художник. Например, он придумал костюмы и декорации для нескольких постановок С.Дягилева. В 1953 г. Брак оформил Зал этрусков в Лувре. Через все его творчество проходят интерес к формальному построению композиции и забота о декоративности.
Футуризм
Термином «футуризм» (лат. futurum — будущее) обозначают авангардистские движения в искусстве начала XX в. в некоторых европейских странах (прежде всего в Италии и России), имеющие различную, иногда даже противоположную политическую ориентацию, но исповедующие одни и те же эстетические принципы. Футуристов объединяют идея создания «искусства будущего», отрицание предшествующих художественных традиций и выбор урбанистических тем, в частности темы машинной цивилизации. Футуристы вдохновлялись новыми технологиями, средствами передвижения и связи. Именно на попытках связать искусство с наукой и техникой строилась новая эстетика.
Футуризм в некоторых приемах близок кубизму, но принципиально отличается от него выраженной сюжетностью, литературной подосновой. Доминирующим началом в живописи всех футуристов являлась динамика. Для ее передачи они разрабатывали различные техники симультанности (одновременности). По их мнению, зритель, чтобы ощутить новую концепцию отражения движения и пространства, должен чувствовать себя помещенным в центр картины. Характерные черты живописи футуризма — совмещение точек зрения и умножение контуров, как бы вызванные быстрым движением, деформация фигур, резкие контрасты цветового строя, хаотичное вторжение в композицию обрывков текста и др.
В Италии футуристы У. Боччони, К. Карра, Дж. Балла, Дж. Северини, Л. Руссоло, вождем и теоретиком которых был поэт Ф.Т. Маринетти, стремились освободить искусство от бремени прошлого и восславить современность. В живописи У. Боччони и Л. Руссоло нередко строили красочную гамму на резких контрастах. Дж. Северини демонстрировал в своих полотнах яркие и чистые цвета. К. Карра предпочитал использовать серые и коричневые тона. В скульптуре (У. Боччони, Дж. Балла) иллюзию движения передавали с помощью нагромождения и сдвигов обтекаемых или угловатых объемов. Архитекторы-футуристы Пьячентини, Петруччи и Фредзотти составили ряд фантастических проектов «городов будущего», предвосхитивших некоторые тенденции современной архитектуры. Эти архитекторы приняли за основу не пышный римский имперский стиль, а строгий стиль с геометрическими формами, складывающийся под влиянием проходивших тогда раскопок. Подобно многочисленным итальянским городам, «города будущего» располагались вокруг центральной площади с церковью и ратушей. В крупнейшем из этих городов — Литтория (сегодня Ла-тина) архитектора О. Фредзотти — путь к площади проходит через портики с угловыми пилонами.
Многие футуристы в 20 —30-е годы XX в. отходят от футуризма: К. Карра становится одним из создателей метафизической живописи, Дж. Балла возвращается к академическим традициям, Дж. Северини обращается к кубизму, а Л. Руссоло живописи предпочитает занятия музыкой.
В России футуризм отчетливее всего выразился в литературе (Д.Д. Бур-люк, В.В.Маяковский, В.Хлебников и др.)- В изобразительном искусстве идеи футуризма развивали некоторые участники группы М.Ларионова «Ослиный хвост» (Д.Бурлюк, Н.Гончарова, К.Малевич и др.). Сходство идейно-эстетических взглядов и творческих интересов поэтов и живописцев закрепило название «футуризм» за всем «левым» искусством в России.
Самобытность русского варианта футуризма сказалась в возникновении такого явления, как кубофутуризм, совмещающий черты кубизма и футуризма. Кубофутуристы не только изображали любой предмет или сюжет как сочетание геометрических форм, но и стремились придать им движение, присущее футуризму.
После Октябрьской революции 1917 г. большинство футуристов активно участвовали в политико-агитационных начинаниях советской власти, в реформах системы художественного образования. Однако к началу 1920-х годов русский футуризм фактически распался.
Итальянский художник Джакомо Балла (1871 — 1958) принадлежал к числу основателей футуризма. В своем творчестве он разрабатывал оригинальные способы передачи движения на плокости. Как и большинство футуристов, Балла прежде всего интересовали возможности запечатления динамики. На одной картине он стремился одновременно отобразить последовательные фазы движения. Возникающий эффект напоминает сменяющие друг друга кадры кинопленки.
Например, на картине «Динамика собаки на поводке» (1912) мы видим собаку со множеством ног — так художник соединил разные фазы движения в одно целое. На картине «Девочка, бегущая на балкон» (1912) Балла использовал подобный прием и с помощью разноцветных точек одинакового размера наилучшим образом передал ритм и движение. Для этого он выбрал прозрачные краски и добился слияния фигуры и окружения. Таким образом, Балла смог воплотить в своей работе принцип футуристов «Синтез времени, места, формы, цвета и тона».
Балла изобразил движение автомобиля («Гоночный автомобиль») и полет ласточки («Полет ласточек») (обе — 1913). Стремительность снующих в воздухе птиц не только показана с помощью «разложенного движения», но и подчеркнута размещением их на фоне неподвижных ставен.
Одновременно он продолжал исследования света, работая над абстрактными композициями, такими, как «Меркурий проходит мимо Солнца — вид в телескоп» (1914).
В 1920-е годы Балла увлекся созданием так называемых пластических комплексов — подвижных конструкций из проволоки, картона и глянцевой бумаги. Далее последовали эскизы бытовых предметов. В конце 1930-х Балла отошел от футуризма и обратился к традиционной живописи.
Экспрессионизм
Впервые слово «экспрессионизм» (от лат. expressio — выражение) было употреблено применительно к творчеству Сезанна, Ван Гога и Матисса. Впоследствии оно стало обозначать немецкое художественное направление начала XX в., первыми представителями которого были члены групп «Мост» и «Синий всадник».
Некоторые полотна экспрессионистов выглядят почти реалистическими, радуют своими цветовыми сочетаниями (Ф. Марк «Синяя лошадь»; Э. Кирхнер «Девушка с подсолнухами»), другие — удивляют изломанными формами, выражающими разрушение, катастрофу и панику (Ф. Марк «Лань в цветнике», «Судьба животных», «Абстрактные формы»), третьи — будоражат изображением ужасов войны, нищих и калек (О. Дике «Продавец спичек», «Солдаты в газовой атаке», триптих «Война»; Г.Гросс «Столпы общества»).
Что же объединило таких разных художников? Все они объявили целью творчества воплощение своих острых, порой трагических душевных переживаний. По сравнению с представителями других направлений экспрессионисты смело, даже дерзко отражали в своих произведениях жизненные конфликты, но, к сожалению, не видели выхода из них. Экспрессионизм сохранял и развивал связи с предшествовавшей ему немецкой художественной культурой. На характер искусства экспрессионизма и мировоззрение художников этого направления наложили печать острые социально-политические конфликты, потрясавшие Германию, особенно Первая мировая война.
В зарубежной искусствоведческой литературе экспрессионизм часто рассматривается как направление, возникшее и оформившееся в процессе отрицания импрессионизма. Экспрессионизм действительно во многом противоположен импрессионизму. Однако эти направления противостоят друг другу не только и даже не столько из-за различия художественных приемов, сколько из-за особенностей мировоззренческого характера.
Экспрессионизм складывался не изолированно, а во взаимодействии с другими направлениями искусства XX в. По времени возникновения и по ряду применяемых художниками приемов он близок фовизму. Непосредственно связан он и с абстракционизмом, главным образом через деятельность В. Кандинского. В области художественных интересов, в частности это касается поисков средств передачи динамики, экспрессионизм граничит с футуризмом.
Пользуясь художественными приемами, сходными с приемами других направлений, а порой даже заимствованными у них или у отдельных выдающихся художников, экспрессионисты приспосабливали эти приемы для своих целей, для реализации собственных задач.
Таким образом, позиции экспрессионизма были двойственными. С одной стороны, представители этого направления не отказывались полностью от контакта с действительностью: окружающий мир опосредованно влиял на их творчество, способствовал рождению субъективных чувств художника, выражаемых в его произведениях. С другой стороны, экспрессионисты все же отошли от прямого, адекватного отображения явлений объективной действительности, существующей вне личности самого художника. В результате творчество экспрессионистов хотя и не отрывалось полностью от реального мира, но все же приобретало субъективистский характер и в этом отношении шло в русле модернизма. Экспрессионизм занял в немецкой живописи первой трети XX в. значительное место.
Норвежский художник Эдвард Мунк (1 863 — 1 944) выразил отчаяние и страх, охватившие общество конца XIX в. В своем творчестве он предвосхитил многие идеи экспрессионизма. Мунк был духовным наставником представителей этого направления в искусстве.
В 1889 г. Мунк начал работать над так называемыми «Фризами жизни», основанными на записях из личного дневника. Самой известной и наиболее часто репродуцируемой картиной цикла стало полотно «Крик» (1893) (см. цв. вкл.), символизирующее одиночество человека и его страх перед жизнью. Замысел картины возник из чувства, пережитого Мунком во время одной из прогулок: «Солнце ушло прямо вниз — небеса стали красными, будто кровь. Я ощутил, как все вокруг меня исходит криком, пронизывающим природу». На картине изображен мост, который, расширяясь по диагонали, пересекает две нижние трети пространства. На фоне прямых линий моста выделяется кричащая фигура в темном, очерченная кривыми линиями. Эта фигура с прижатыми к голове ладонями и голым черепом напоминает призрачное видение. Светлая голова хорошо заметна на фоне мрачного пейзажа, занимающего пространство справа. Под полосой неба четко очерчены два холма и воды то ли озера, то ли залива. Большую часть картины занимают интенсивные теплые цвета — от желтого до красного, на оставшейся части синий и зеленый проработаны красными и желтыми штрихами. Яркие краски должны были бы передавать радостное настроение, но это не так. Контраст светлых и темных тонов, прямых и кривых линий создает ощущение дискомфорта. Кажется, что они подхватывают крик, чтобы передать его дальше. Фигуры двух уходящих пешеходов усиливают тревожное впечатление. Интересно отметить, что если рассмотреть только верхнюю часть холста, то пейзаж с двумя фигурами, спокойно прогуливающимися на берегу озера, чтобы насладиться красками заката, приобретает умиротворенное звучание.
Другие знаменитые работы цикла «Фризы жизни» — «Страх» (1894), «Ревность» (1895) и «Отчаяние» (1898). На рубеже веков Мунк завершил «Фризы жизни» и впервые выставил их в 1902 г.
В конце 1890-х появились первые картины без ужаса и отчаяния, характерного для прежних работ Мунка. Так, на картине «Плодородие» (1898) изображены люди на фоне гармоничной природы. Большую часть времени Мунк проводил в Берлине, где стал популярным портретистом, превосходно передающим характер человека.
Немецкий художник и график Пауль Клее (1879—1940) разработал собственный художественный язык, посредством которого он хотел изобразить мир, лежащий по ту сторону действительности («Деревце в кустарнике», «Красные и белые купола», «Городская картина», «Полнолуние», «Город сновидений», «Черный князь», «Натюрморт с цветком и окном» и др.). Клее — один из тех художников, которых трудно отнести к какому-либо определенному направлению Или течению. Ближе всего он соприкасался с искусством экспрессионизма, но тяготел к абстракционизму, сюрреализму и другим новейшим течениям. В 1906 — 1920 гг. Клее входил в объединение «Синий всадник» и, как все его мастера, пережил длительное увлечение наивной живописью, в том числе детским рисунком. Художник изображал мир мечтаний и детских фантазий с помощью своеобразных символов.
Клее осуществлял интенсивные поиски оптимальных соотношений формы и цвета. Постепенно он нашел свой беспредметный стиль. До 1919 г. он работал над структурными ландшафтами и картинами с загадочным содержанием.
В работе «Сенекио» перед нами — схематизированное изображение человеческого лица, разделенного на цветные геометрические фигуры. Формы предельно обобщены: голова — круг, шея — прямоугольник, плечи — прямая линия. Будучи портретом комедианта Сенекио, картина может быть также истолкована как символ театра.
С 1921 по 1931 г. Клее был одним из ведущих преподавателей в школе дизайна «Баухауз» и опубликовал много сочинений по теории искусства.
Клее разработал концепцию «архитектурного сплетения картины». Он создавал картины из переплетения линий, вставляя в них графические элементы (например, стрелки, как на картине «Точка поражения», 1922), из полос, зазоров и решеток (например, «Красное, желтое и синее в архитектуре картины», 1923; «Главные и окольные пути», 1929). Помимо этого, художник рисовал по-детски прелестные работы («Поющая машина», 1922; «Золотая рыбка», 1925; и др.). Клее применял различные виды художественных техник и материалов (акварель, масло, тушь). В некоторых случаях созданную картину он разрезал на части, из которых затем собирал новую, на манер коллажа. Клее был замечательным колористом и добивался в своих произведениях музыкальности цветовых созвучий.
Прекрасное, по мнению Клее, не заключается в вещи, предмете как таковом, оно есть лишь впечатление, побуждающее к формотворчеству. Художника интересовали внутренние законы вещей и их соотношение друг с другом. Он хотел найти универсальные шифры, с помощью которых можно было бы провести параллели с новыми мирами.
Последними работами Клее были так называемые «картины с поперечной штриховкой», которые по своему «стенографическому» исполнению ассоциируются с формами природы (например, «Смерть и огонь», 1940).
Несмотря на свою неповторимость, Клее оказал серьезное влияние на дух европейского искусства последующих лет.
Абстракционизм
Абстракционизм (от лат. abstractio — отвлечение) — беспредметное искусство, нонфигуративное искусство, обобщающее название для целого ряда художественных движений в искусстве XX в. Для абстракционизма характерны спонтанное выражение внутреннего мира художника, его подсознания в хаотических абстрактных формах (абстрактный экспрессионизм и супрематизм), предельное обобщение или полный отказ от формы, беспредметные композиции (из линий, точек, пятен и др.), эксперименты с цветом.
Основоположники абстракционизма В. Кандинский и К. Малевич использовали понятие «беспредметное искусство», указывая при этом, что отсутствие предмета в картине не есть отсутствие в ней смысла.
Многие движения внутри абстракционизма отчасти сохраняли предметность, чтобы выявить в изображаемых объектах некие первичные, абсолютные сущности пластического или идеального характера. Художники стремились работать с чистыми формами, которые возникли еще в предшествующую эпоху у постимпрессионистов.
В первой половине XX в. в абстрактном искусстве господствует геометрическое направление (П.Мондриан). В годы Второй мировой войны в США сложилась школа абстрактного экспрессионизма, распространившегося затем во многих странах Европы. Художники ставили своей целью запечатлеть на полотне в обобщенной форме энергию творческого процесса, передать спонтанный характер творчества через случайно возникающие эффекты. Ярчайшим лидером абстрактного экспрессионизма был Дж. Поллок.
В скульптуре абстракционизм выразился несколько меньше, чем в живописи. Ряд интересных работ с применением нетрадиционных методов и материалов принадлежит Ж. Миро, Г. Муру и др.
Представители некоторых течений в абстрактном искусстве создавали логически упорядоченные конструкции, что перекликалось с поисками рациональной организации форм в архитектуре и дизайне (супрематизм русского живописца К. Малевича, конструктивизм и др.). Абстракционизм был откликом на общую дисгармонию мира и имел успех, потому что провозглашал отказ от сознательного в искусстве (это было актуально для XX в.) и призывал «уступить инициативу формам, краскам, цвету».
Голландский живо
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!