Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2020-04-01 | 324 |
5.00
из
|
Заказать работу |
(1791 — 1830) вырос в среде художников. Его отец, Феодосии Федорович, был скульптором, а дядя, Семен Федорович, — пейзажистом. В девять лет Щедрин поступил в Академию художеств. Восхищение городскими видами итальянца Д. А. Каналетто, которые он видел в Эрмитаже, а также, вероятно, влияние дяди определили выбор будущего живописца: он стал пейзажистом. Окончив Академию художеств в 1811 г., Щедрин получил большую золотую медаль и право совершить пенсионерскую поездку за границу, но ее пришлось отложить из-за войны с Наполеоном в Европе.
Щедрин несколько лет совершенствовался при Академии, представляя на выставки свои картины, изображающие окрестности Петербурга. В пейзажах 1815 — 1817 гг. он показал не центральные улицы и набережные Невы, которые так привлекали мастеров XVIII столетия, а безмятежные городские окраины, прогуливающихся господ, погруженных в повседневные заботы простолюдинов.
Только в 1818 г. Щедрин наконец поехал в Италию, которая стала для него второй родиной. Здесь излюбленным жанром художника стал пейзаж реального места, населенный живыми, характерными типами. Вот один рыбак плывет в лодке, другой сушит сети, кто-то тащит корзину, многие просто отдыхают. Любимыми моделями Щедрина были нищие и бродяги: они позволяли лучше передать местный колорит, который особенно ценили заказчики.
В многочисленных видах Рима и его окрестностей мастер под воздействием натуры постепенно отказался от общепринятого в то время коричневатого теплого колорита и стал писать в холодных голубоватых и серебристых тонах. Сильвестр Щедрин стремился передать живое впечатление от природы, многообразной и изменчивой.
Негой южного итальянского лета наполнен цикл «Террасы на берегу моря». Щедрин запечатлел необыкновенно уютные, прогретые солнцем и увитые лозами винограда террасы в разное время дня, наблюдая жизнь и нравы различных персонажей: священников и монахов, нищих и мальчишек.
Единство природы и обживших ее людей в произведениях Щедрина столь естественно, что кажется, будто художник писал их одновременно. Однако летом он обычно выполнял с натуры пейзаж, а зимой «населял» его людьми. Поэтому некоторые незавершенные работы мастера непривычно безлюдны. Таков, например, «Вид Амалъ-фи близ Неаполя» (1826). На первом плане картины видны коричневато-зеленые скалы, на горизонте — голубая гора, а между ними — светлые домики приютившегося на скале городка Амальфи.
В последние годы жизни художник нередко писал ночные пейзажи, освещенные светом луны или костра. На картине «Неаполитанские рыбаки в лунную ночь. Вид Позилиппо» (конец 1820-х гг.) жаркий огонь костра на первом плане контрастирует с холодным серебристым блеском лунной дорожки на поверхности моря. Щедрин одним из первых открыл этот необычный цветовой эффект, ставший очень популярным в русской живописи середины и второй половины XIX в.
Пейзажи Щедрина пользовались огромным успехом у публики. Материально независимый от Академии, он был вольным художником и до конца дней жил в Италии. Его творчество предвосхитило открытия французских импрессионистов.
Василий Андреевич Тропинин (1776 — 1857) — крупнейший русский портретист. Велико его значение и в развитии бытового жанра. Тропинин принадлежит к числу тех художников сентиментально-романтической направленности, которые искали пути непосредственного отражения окружающей жизни. Полотна этого живописца излучают теплые краски и мягкий свет.
Тропинин был крепостным и только в 1823 г. под давлением общественного мнения получил свободу. После избрания академиком Академии художеств он поселился в Москве, где и прожил до конца жизни.
В. А. Тропинин. Портрет сына художника
Одним из лучших произведений раннего Тропинина является «Портрет сына художника». Очарователен образ задумчивого, небрежно одетого мальчика с растрепанными волосами. Теплая гамма золотисто-охристых, розовато-коричневых оттенков, сочетание корпусного и лессировочного письма еще напоминают живопись XVIII в. Однако живость восприятия натуры свидетельствует о силе реалистических начал в искусстве Тропинина.
В 1820-е годы Тропинин создает особый вид жанровой картины — поясное изображение человека, занятого каким-либо привычным делом. Фигура, как правило, изображена крупным планом на нейтральном фоне. Образ сохраняет портретное сходство, но главным является социальная типизация черт, что характерно для бытового жанра. Художник писал портреты современников: господ и крестьян, ученых и мастеровых, писателей и художников и др.
Тропинин создал прекрасные образы простых людей («Пряха», «Кружевница»). Художник стремился тронуть зрителя миловидностью своей модели, ее застенчивостью, сквозь которую светится природная естественность натуры. Он точно передавал прическу, костюм и аксессуары.
Мастер был очень популярен в 1840-е годы. В легкой, свободной манере написан «Портрет А.С.Пушкина», где поэт представлен просто, по-домашнему. Лицо поэта овеяно сдержанной взволнованностью.
Выразителен и объективен «Автопортрет с палитрой», где художник изобразил себя на фоне окна с видом на Кремль. Художника увлекает тональное решение холста. Портрет написан при теплом вечернем освещении, колорит строится на сочетании теплых и холодных цветовых оттенков.
Подобно Кипренскому, Тропинин раскрывает в портретах душевные богатства и ценность человеческой личности, не зависящую от сословной значимости.
Алексей Гаврилович Венецианов (1780 — 1847) родился в Москве в семье купца. В двадцать два года он отправился в Петербург и поступил на государственную службу. В свободное время Венецианов посещал Эрмитаж, изучал и копировал картины старых мастеров. Здесь же он познакомился с известным портретистом В.Боровиковским и стал его учеником.
В 1811 г. на соискание звания академика художник представил в Академию художеств «Автопортрет». С этой целью традиционно выставлялись религиозные или исторические картины либо портреты известных людей, а автопортрет — впервые. Из мягко освещенного пространства прямо к зрителю обращено некрасивое, но одухотворенное лицо мастера. Его глаза за стеклами очков внимательны и сосредоточенны. Работа была прекрасно написана и вызвала всеобщее одобрение. Венецианов стал академиком. Вскоре он женился, приобрел имение Сафонково в Тверской губернии, оставил службу и уехал в деревню. В своей усадьбе Венецианов продолжил занятия живописью и начал педагогическую деятельность. Художника влекли русская природа, простые люди, их труд и образ жизни, напрямую связанные с землей.
Картина «Гумно» (1823) (см. цв. вкл.) написана с натуры. Венецианов изобразил гумно с работающими и отдыхающими людьми, с лошадьми, повозками, земледельческими орудиями. Потоки солнечного света проникают в помещение сразу с трех сторон: через проем на переднем плане холста, через ворота слева и на заднем плане. Венецианов приказал выпилить стену гумна, чтобы изобразить интерьер максимально достоверно. Группы и отдельно стоящие фигуры крестьян постепенно уводят взгляд зрителя в глубь картины.
В дальнейшем Венецианов создал целую серию «крестьянских» полотен. Художник писал без эскизов и предварительного рисунка, сразу на холсте с натуры или по воспоминаниям. Непосредственность и простота резко отличали его картины от академических работ. Мальчик-пастушок спит на берегу речки. У него за спиной типичный русский пейзаж, один из первых в истории отечественной живописи («Спящий пастушок», 1823—1824). Статная женщина в сарафане идет по полю, держа под уздцы лошадей. Ее взгляд прикован к ребенку, сидящему на краю поля («На пашне. Весна», первая половина 1820-х). Хлеб созрел, и его убирают женщины-жницы. Крестьянка, сидящая вполоборота к зрителю на высоком помосте, кормит младенца («На жатве. Лето», середина 1820-х). Красота, величавость и поэтичность венециановских крестьянок имеют обобщенный характер. В этих картинах большую роль играет русский пейзаж: золотые и зеленые поля, высокое чистое небо, темный ельник и др.
Наиболее значительные примеры крестьянского портрета в живописи первой трети XIX в. — это венециановские «Захарка», «Девушка с теленком», «Голова крестьянина», «Крестьянка с васильками». Непосредственность, портретность характеристики модели в этих произведениях является одним из самых серьезных реалистических завоеваний эпохи.
Значение Венецианова в русской живописи определяется и его педагогической деятельностью. Он обучил живописи более 40 юношей, в большинстве крепостных, а также детей ремесленников и мещан. В основе обучения было рисование с натуры. Достижения и открытия Венецианова продолжали жить в русском искусстве благодаря работам учеников.
Художники венециановской школы — А.А.Алексеев, Н.С.Крылов, Е.Ф.Крен-довский, Л. К. Плахов, Г. В.Сорока — развивали жанр интерьера в живописи, который получил название «в комнатах» (А. В.Тыранов «Мастерская художников братьев Черенцовых», К.А.Зеленцова «Мастерская художника А.Г.Венецианова в Петербурге», Г. В. Сорока «Кабинет дома в Островках» и др.). Интерьеры всегда открыты, через окна и двери льется свет, виднеется пейзаж или открывается в дверной проем анфилада комнат. Пейзажи венециановских учеников, как правило, изображают окрестности родного дома. Произведения венециановской школы в целом составляют ряд идентичных по своей художественной структуре образов.
Карл Павлович Брюллов (1799 — 1852) был крупнейшим живописцем эпохи. Он сумел найти золотую середину между господствовавшим в академической живописи классицизмом и новыми романтическими веяниями. В ряде его работ чувствуются следы реалистического мироощущения. Брюллов получил академическое образование и еще студентом имел репутацию молодого гения.
В 1822 г. только что созданное Общество поощрения художников отправило Брюллова за границу, где он плодотворно работал («Итальянское утро», «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя», «Итальянский полдень» и др.). Картина «Итальянский полдень» рождает ощущения полуденной жары и прохладной тени, жажды и предвкушения вкуса винограда. Это однофигурная композиция, в которой ярко выражено душевное состояние прекрасной женщины. Обращение к натуре, далекой от классических пропорций, вызвало неодобрение в Обществе поощрения художников, поэтому Брюллов отказался от пансиона и стал независимым живописцем.
В последние годы пребывания в Италии он написал знаменитую «Всадницу» (1832), грациозно сидящую на великолепном вороном скакуне. Скромную воспитанницу графини Самойловой Джованину Паччини художник изобразил как титулованную особу. Красотой и ловкостью амазонки восхищается ее маленькая сестра Амалия Паччини, как бы призывая зрителя разделить ее восторг. В отличие от традиционных портретов здесь герои показаны в движении. Обобщенный колорит картины, построенный на гармонии локальных цветов, в дальнейшем стал преобладающим в живописи Брюллова.
Известное монументальное полотно К. П. Брюллова «Последний день Помпеи» является национальным достоянием. Поражает не только блестящее живописное мастерство художника, но и то, что он гениально соединил в своей картине принципы строгого академического искусства с романтической взволнованностью, предугадав пути дальнейшего развития русской живописи.
К.П.Брюллов побывал на раскопках Помпеи и Геркуланума, чтобы изучить их руины и памятники, точно воспроизвести события на своем полотне. Он изобразил трагедию гибнущего от извержения вулкана города, столкновение человека и разрушительных сил природы. Перед лицом разбушевавшейся стихии люди ведут себя по-разному: одни безвольно покоряются судьбе, другие рвутся к спасению, проявляя любовь и героизм, алчность и предательство. Позы, жесты, лица, действия людей передают панический страх, ужас, отчаяние, решимость. Символично то, что в толпе помпеян художник изобразил самого себя, уносящего ящик с кистями и красками. Композиция этой картины построена на ритме светлых и темных пятен, разнообразных контрастах.
Картина была написана в Риме и совершила триумфальное шествие по многим столицам Европы. Тем самым русская академическая школа получила полное признание на Западе.
Принес ты мирные трофеи
С собой в отеческую сень,
И стал «Последний день Помпеи»
Для русской кисти первый день.
(Е.Баратынский)
По возвращении в Петербург Брюллов много работал в жанре портрета.
Портрет знаменитой светской красавицы Ю. П. Самойловой с воспитанницей Амацилией — типичный парадный портрет. Горделивая осанка женщины, взгляд, устремленный поверх толпы, снятая маска воспринимаются как вызов, брошенный обществу. Изумительна гармония локальных цветов картины. Брюллов великолепно передает фактуру тканей. Фоном для величественной фигуры служит красный занавес, отделяющий ее от карнавальной толпы. Брюллов запечатлел не просто бал, а, как он говорил, «маскарад жизни».
К.П.Брюллов. Последний день Помпеи
Одной из вершин мастерства художника является «Автопортрет» (1848). На нем изображен больной и глубоко усталый человек. Голова его покоится на красной подушке. Этот цвет образует колористическую доминанту. В исхудалом лице в большей степени выражено страдание нравственное, чем физическое. Внимательный, все понимающий взгляд художника устремлен на зрителя. Тонкая нервная рука устало свисает с подлокотника кресла. (Руки на портретах Брюллова всегда очень выразительны.) «Автопортрет» был создан за один сеанс и сохранил все преимущества этюда — яркость и живость. Можно проследить движение кисти и представить последовательность работы. Портрет свидетельствует о том, какой могучей творческой энергией обладал художник.
Завершала творческий путь художника большая работа в Исаакиевском соборе. Он исполнил все предварительные картоны и эскизы росписи, начал расписывать купол собора, но заболел и не смог закончить.
Александр Андреевич Иванов (1 806 — 1858) — величайший живописец своей эпохи. Он родился в Петербурге в семье профессора Академии художеств, который и стал его наставником в искусстве.
В начале своего творческого пути художник создал много произведений на библейские сюжеты. В картине «Явление Христа Марии Магдалине» (1834 — 1836) классическая правильность поз и жестов героев сочетается с религиозной просветленностью их лиц. За эту работу Иванов получил звание академика и продление пансиона на пребывание в Италии.
Самое большое полотно А. Иванова, знаменующее целый этап в развитии русской живописи, — «Явление Христа народу» — картина на евангельский сюжет. Художник работал над ней более 20 лет. Эта картина, ставшая, бесспорно, главным произведением художника, есть не только изображение божественного чуда, но и чуда духовного преображения, нравственного обновления человечества.
Христос, возникающий на склоне холма, направляется в долину реки Иордан, где Иоанн Креститель обличает зло и несправедливость, царящие в мире. Фигура Христа служит подтверждением истинности слов прорицающего победу добра и справедливости Иоанна. Центральная фигура картины — изможденный раб, предчувствующий свое духовное освобождение.
Слева от Иоанна находится группа будущих апостолов, которые вскоре последуют за Христом. Справа — фарисеи и книжники, отвергающие истину во имя догмы. Художник показывает людей разного возраста и общественного положения. Во многих подготовительных этюдах к картине Иванов выступает новатором, опередившим современников в понимании законов световоздушной среды и живописи под открытым небом. Он подробно разрабатывал мотивы природы по отдельным темам, обусловленным композицией картины (деревья первого плана, земля, камни, вода, деревья дальних планов, горы, небо).
В 1840-е годы Иванов задумал цикл росписей на библейские сюжеты. Поражает обилие и разнообразие выполненных акварелью эскизов. Они поистине вдохновенны и потрясают зрителя мощью образов («Три странника возвещают Аврааму о рождении Исаака», «Сбор манны в пустыне», «Шествие пророков», «Проповедь в храме», «Женщины и знавшие Христа смотрят издали на распятие» и др.).
Несмотря на то что эскизы росписей не были реализованы на стенах, они превосходят все сделанное русскими художниками XIX в. в этой области.
Павел Андреевич Федотов (1815 — 1852) — основоположник бытовой сатирической картины. Нужда преследовала художника от рождения до самой смерти, поэтому тема гнетущей, беспросветной бедности — одна из основных в его творчестве.
В свободные от службы часы юный прапорщик посещал рисовальные классы Академии художеств и залы Эрмитажа, где выставлялись жанровые картины голландских мастеров XVII в. Сначала Федотов работал графическими материалами (карандаш, сепия и акварель), позднее перешел к живописи маслом.
На картине «Свежий кавалер» (1846) герой стоит посреди тесной захламленной комнаты в величественной позе, ацепив орденский крестик на свой полосатый халат, а кухарка с насмешкой указывает хозяину на прохудившийся сапог. Рассказанный Федотовым комический случай приобретает большой обобщающий смысл. В этой картине Федотов только пробовал себя в масляной живописи. Вводя цвет, он скорее раскрашивал отдельные предметы, чем объединял их в гармоничную цветовую композицию. «Свежий кавалер» — это апогей человеческой пустоты, чванства и пошлости.
«Сватовство майора» (1848) напоминает сцену из водевиля на очень распространенный сюжет — брак по расчету. Не очень молодой майор, видимо проигравшийся в пух и прах, решил поправить свои дела, женившись на девушке из купеческой семьи, которой лестно породниться с дворянином. Долгожданное появление жениха производит всеобщий переполох. Хозяин дома, солидный купец, торопливо застегиваясь, улыбается свахе, которая нахваливает жениха. Кухарка оцепенела с блюдом в руках, а позади нее снуют и перешептываются домочадцы. Невеста изображает смущение и готова упорхнуть, а мать одергивает ее за подол роскошного платья. Майор стоит в передней и виден только зрителям. Он приосанился, втягивает брюшко и подкручивает усы, желая показаться бравым кавалером. В колорите два цветовых пятна играют решающую роль: бледно-розовое платье невесты, выделяющееся светлым пятном на сложном фоне, и светло-зеленая стена передней, на которой хорошо заметен темный силуэт офицера. За «Сватовство майора» Академия художеств присвоила Федотову звание академика.
П. Л. Федотов. Сватовство майора
Следующая работа художника — «Завтрак аристократа» (1849—1850). Бедный, но не желающий потерять свою репутацию, молодой щеголь застигнут врасплох нежданным гостем именно в тот момент, когда собирается приступить к своему скудному завтраку. Он прячет черствый ломоть хлеба под книгу. Его поза и лицо выражают страх и неловкость. Картина написана в насыщенном колорите.
Новый этап в творчестве Федотова начался с вариантов картины «Вдовушка» (1851 — 1852). Это незабываемый образ страдающей женщины: весь прежний уклад ее жизни катастрофически рухнул, нищета и голод угрожают ей и еще не родившемуся ребенку. Поза и лицо вдовушки выражают бессилие перед судьбой: глаза заплаканы, голова покорно склонена, рука безвольно опущена. Идея этой картины остросоциальна.
Герой картины «Анкор, еще анкор» (1851 — 1852) — офицер, служащий, видимо, где-то в глухой провинции. Он лежит на топчане и играет с собакой, заставляя ее прыгать через чубук курительной трубки. И это несерьезное занятие, и вся обстановка убогого жилища выражают скуку человека, который не знает, чем заполнить свои однообразные дни. Цветовой контраст освещенной свечой красной скатерти и холодного зимнего пейзажа за окном усиливает ощущение тоски и безысходности. В названии картины бессмысленно повторяется одно и то же слово (encore по-французски означает «еще»). Трудно найти другое произведение, в котором с такой силой были бы показаны глубочайшая тоска и беспросветность жизни.
Последняя картина Федотова «Игроки» (1852) — редкий для того времени образец группового портрета. Карточная игра превращается в загадочное драматическое событие. Комната освещена свечами, отчего вокруг пляшут зловещие тени. Игра закончена, и трое игроков встали, разминая затекшие от долгого сидения тела. Проигравший, застывший за столом в оцепенении, похож на Федотова.
Картины Федотова были первым и чрезвычайно ярким проявлением критического реализма в живописи.
Вопросы и задания
1.Охарактеризуйте архитектуру первой половины XIX в. на примере лучших сооружений А. Н. Воронихина, А.Д.Захарова, Ж. Тома де Томона, О. И. Бове, К. И. Росси.
2.Расскажите о творчестве И.П.Мартоса.
3.Какие традиции развивал в медальерном искусстве Ф.П.Толстой?
4.Как романтизм проявился в живописи первой половины XIX в.?
5.Расскажите о лучших портретах В. А. Тропинина.
6.Почему А. Г. Венецианова называют родоначальником бытового жанра? Приведите примеры.
7.Расскажите о творчестве К. П. Брюллова.
8. Каковы особенности творчества А.А.Иванова?
9. Какие обличительно-сатирические и романтические черты можно увидеть в работах П. А. Федотова?
Темы рефератов
·Монументальная пластика первой половины XIX в.
·Русские живописцы первой половины XIX в.
·Портрет в живописи В.Тропинина.
·А. Г. Венецианов и его школа.
·Портретная живопись К. П. Брюллова.
·Библейские сюжеты в творчестве А. А. Иванова.
ЛИТЕРАТУРА
Алленов М. М. Русское искусство X — начала XX века. Архитектура. Скульптура. Живопись. Графика/ М. М. Алленов, О. С. Евангулова, Л.И.Лифшиц. — М., 1989.
Грабарь И. Э. Петербургская архитектура XVIII-XIX веков/И. Э.Грабарь.-СПб., 1994.
ДаринскийА.В. История Санкт-Петербурга. XVIII — XIX вв. / А.В.Даринский, В.И.Старцев. - СПб., 2000.
История русского искусства / под ред. В.В.Ванслова, А.К.Лебедева и др. — М., 1991.
Ломов С. П. Русские живописцы XVIII — XIX веков / С.П.Ломов. - М., 1997.
Рапацкая Л. А. Искусство «серебряного века» / Л. А. Рапацкая. — М., 1996.
Русская живопись: энциклопедия / ред. Г. П. Конечна. - М., 2003.
Русские художники: энциклопедический словарь / Т. Б.Вилинбахова, Ю.Я.Герчук, С. М.Даниэль и др. — СПб., 1998.
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!