Эскиза живописной сюжетной композиции — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Эскиза живописной сюжетной композиции

2019-12-27 310
Эскиза живописной сюжетной композиции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Русская школа изобразительного искусства всегда несла в себе черты глубоко­го осмысления изображаемого и отличалась обострённой эмоциональностью цвето­вого решения. Наиболее полно эти особенности раскрылись в сюжетной картине. В настоящее время в среде художников и зрителей наблюдается отсутствие внимания к этому сложному и интересному жанру изобразительного искусства. Мы считаем, что художники и педагоги — представители русской школы живописи должны со­хранить и передать большой объём знаний о сюжетной картине своим преемникам. С этой целью, прежде всего надо пробудить в них познавательную активность, твор­ческие способности, одной из которых является образное мышление.

Чувство цвета, как вспомогательная художественная способность оказывает воздействие на развитие образного мышления, а в живописном произведении на­иболее полно раскрыть художественный образ позволяет колорит. Цвет является одним из изобразительных средств, создающих форму живописного произведения и передающих его содержание. Выдающиеся художники-живописцы сознательно использовали не только его изобразительные, но и выразительные свойства.

Композиция — такая художественная форма произведения, где очень важно пе­редать собственные впечатления от увиденного. Таким образом, перед будущим учите­лем — сегодняшним студентом, стоит задача — самому научиться живо откликаться на увиденное событие, созерцаемое анализировать с точки зрения художественного обра­за, уметь характеризовать его не только графически, но и колористически.

Курсу «Композиция» на художественно-графических факультетах педвузов отведено небольшое количество часов. Из-за недостатка времени многие задачи данного курса (например, цветовая трактовка будущей композиции) теряют свою значимость. В результате, окончательный эскиз композиции является маловырази­тельным по живописи, а, в конечном счете, содержание произведения становится неясным. Из большого количества эскизов живописной композиции лишь едини­цы обращают на себя внимание цветовой характеристикой образа.

Часто бывает и так, что студенты, которые являются хорошими рисовальщи­ками и живописцами, не проявляют интереса к композиции. Рисунок и живопись являются для них самоцелью. Им трудно представить и изобразить с помощью гра­фических и живописных средств конкретный сюжет. Это говорит о том, что отде­льные познавательные процессы, такие как образное мышление, творческое вооб­ражение не получают своего развития в деятельности этих студентов.

Для того чтобы изобразить определенный сюжет, передать его смысл, нужно отобрать в натуре самое характерное, обобщить свои впечатления, и, опираясь на знания в области композиции, живописи, цветоведения, психологии зрительного восприятия, перспективе создать эскиз на конкретную тему.

Изучив процесс создания живописного произведения зрелыми художниками, мы отметили, что живописная трактовка образа возникала подчас наряду с линей­но-пространственной. Впоследствии же претерпевала различные изменения или не менялась. Рассматривая многочисленные эскизы, предваряющие создание карти­ны, можно наблюдать развитие творческого поиска художника.


Вестник 2

Мы считаем, что проблеме развития образного мышления студентов средс­твами цветового решения эскиза композиции уделяется недостаточное внимание.

Сегодняшний студент ХГФ, став впоследствии педагогом, на определённом этапе сам перестаёт обращать внимание на цветовое решение композиции и не по­буждает к этому учащихся. Это является одной из причин исчезновения интереса к изобразительной деятельности в целом.

Несмотря на то, что проблемы развития и формирования образного мыш­ления на занятиях композицией рассматривались в ряде исследований (например, процесс развития живописного видения цвета на занятиях живописью), и были по­лучены результаты, которые положительно повлияли на качество развития образно­го мышления и подготовки специалистов, проблема развития образного мышления студентов ХГФ средствами колорита в сюжетной композиции остается слабой сто­роной подготовки специалистов — учителей изобразительного искусства.

В результате студент ХГФ — будущий учитель изобразительного искусства в шко­ле не может создать выразительную живописную трактовку сюжетной композиции. Живописные работы многих учеников 1-5 классов наоборот удивляют необычностью и свежестью цветового решения. Однако, учитель изобразительного искусства сам недо­статочно подготовленный в художественном творчестве, неспособен развивать образ­ное мышление школьников. Отсюда мы можем сделать вывод о том, что от нерешен­ности данной проблемы в значительной мере страдает качество подготовки учителей изобразительного искусства. В этом и заключается актуальность проблемы.

При первом взгляде на живописное полотно зритель отмечает форму, т.е. ком­позицию, цветовое решение произведения, затем анализирует сюжет. Отличитель­ной особенностью сюжетной картины является её большая информативность. К сожалению, именно эта отличительная особенность делает картину непопулярной в настоящее время. Современному зрителю хочется чтобы живописное произведе­ние затрагивало, главным образом, его чувства, а не разум, поэтому его обременяет задача отыскивать явный и скрытый смысл сюжетной композиции. Однако, и ху­дожнику, и зрителю, желающему научиться понимать язык живописной картины, необходимо обратить внимание на вопросы содержания.

Данные вопросы рассматривались в работах Н.Н. Волкова, Ю.Я. Герчук, СВ. Коровкевич, Г.М. Манизер, Н.А. Дмитриевой, М. Каган, Р.С. Кауфман, СМ. Да­ниэля, Е.В. Шорохова. Значительная информация по этим вопросам содержится в переписке П.П. Чистякова.

Содержание композиции раскрывается с помощью формы. Одной из составляю­щих формы является цвет. Существует ряд работ, касающихся цветоведения, колорита и живописной композиции: С. Алексеева, М.В. Алпатова, Г.В. Беды, Н.Н. Волкова, АА Унковского, К.Ф. Юона, АС Зайцева, Ж. Вибера, Г.М. Шегаля, Б.В. Иогансона, акту­альны диссертационные исследования Ю.В. Коробки и Е.А. Хижняк, затрагивающие вопросы обоснования живописного понимания и колористического видения.

Одной из задач, стоящих перед художником-живописцем, является создание цветового строя, а не простого воспроизведения окраски предметов. Художник оп­ределяет каким будет цветовое решение, опираясь на интуицию. Выбор цветового строя, колорита зависит от вкусов, требований эпохи, но талантливые художники всегда находили новое решение, которое было созвучно не вкусам публики, а внут­ренним переживаниям автора и героев, изображаемых им. Мы считаем, что колорит — это оптимальная сгармонированность всех цветов картины.

Гораздо проще ознакомить студентов с цветовыми строями различных эпох и

85


Вестник 2

научить применять готовые сочетания, однако не имеет смысла ограничивать сту­дентов и сужать поле их деятельности, ведь мышление начинает работать тогда, ког­да студент самостоятельно ищет ответы на предлагаемые ему вопросы.

Вопросами мышления, характеризуемого как «визуальное», «продуктивное», «творческое», «художественное», «художественно-образное» занимались Кьерке-гор, Р. Арнхейм, В.П. Зинченко, Б.М. Величковский, Г.Г. Вучетич, В.М. Мунипов, В.М. Гордон, В.И. Жуковский, Д.В. Пивоваров, Б.И. Беспалов, М. Вертгеймер, Я.А. Пономарёв, В.В. Столин, А.Н. Соколов, Д. Дьюи, П.П. Блонский, Л.С. Выготский.

Проблемам развития и формирования данного вида мышления на занятиях композицией и портретом посвящены диссертационные исследования А.А. Голуба, В.Л. Илющенко, Н.Н. Ломаевой.

Характеристика зрительным образам была дана в трудах В.П. Зинченко, Н.Ю. Вергилеса, П.П. Блонского, художественным образам в работах ГЛ. Ермаш, Е.В. Шорохова, B.C. Кузина.

Деятельность художника становится более продуктивной если перед ним возни­кает задача активного восприятия действительности. Именно на этой основе начинает действовать образное мышление, создающее новые образы, носящие черты эмоцио­нально-эстетической оценки и зависящие от психологических особенностей личности художника, его установок. Художественный образ — это способ мышления в искусстве.

Образное мышление нельзя рассматривать изолированно от таких средств формирования образа как память и воображение. Они обобщают зрительные впе­чатления и дают возможность впоследствии оперировать ими.

В ходе констатирующего этапа эксперимента мы обратили внимание, что сре­ди студентов преобладает зрительный тип графиков и живописцев, который являет­ся для нас наиболее интересным, так как это именно те, кто способен работать над сюжетной композицией, и они осознают необходимость изучения данной дисцип­лины. Проанализировав знание студентами законов, правил, средств живописной композиции, мы пришли к выводу, что наиболее полно студенты знакомы с конт­растами, подчинением средств идейному замыслу, воздушной и цветовой перспек­тивой, ритм и сюжетно-композиционный центр ими вовсе не упоминаются. Мы выяснили, что в работе над композицией студенты опираются на память, а не на воображение, причём многие из них могут воспроизвести по памяти не только фор­му, но и цветовое состояние.

Нас интересовали вопросы преподавания сюжетной композиции в русской школе изобразительного искусства на протяжении XVTII - XXI веков. Ознакомив­шись с учебными программами по живописи и композиции, мы пришли к выво­ду, что большое внимание уделялось сюжетной композиции и умению писать по представлению в Санкт-Петербургской Академии художеств в XVIII в. В настоящее время данные проблемы успешно решаются в Российской Академии живописи, ва­яния и зодчества. В конце XIX — начале XX вв. в Санкт-Петербургской Академии художеств, Московском училище живописи, ваяния и зодчества возрос интерес к вопросам колорита, что повлекло спад интереса к раскрытию сюжета.

На основании изученных методов преподавания, анализа знаний, умений, навыков в области сюжетной живописной композиции нами была создана програм­ма по композиции. Она включала в себя элементы проблемного обучения. Так как именно проблемная ситуация способна заставить активно работать эмоциональную сферу. Именно с этой целью перед выполнением отдельных упражнений мы читали студентам отрывки литературных произведений, ставили для прослушивания му-

86


Вестник 2

зыкальные произведения, предлагали просмотреть фрагменты кинофильмов. Рабо­тая в аудитории, студент получал конкретное задание, это позволяло сосредоточить его внимание на отдельном слагаемом композиции, в результате, студент добивался лучшего результата при выполнении каждого конкретного задания. В итоге повы­сился уровень образного мышления.

Во время поискового этапа эксперимента, давая студентам задание воспро­извести по памяти и по представлению постановку, которую они писали с натуры, мы отметили, что студенты заинтересованно работали по представлению, труднее давалась работа по памяти. При анализе уровней образно-эмоционального осмыс­ления постановки мы выяснили, что самый высокий и самый низкий уровни были выявлены при работе по представлению. При работе по памяти большее количество студентов осмысливает постановку на среднем уровне. Мы сделали вывод, что на­ряду с этюдами с натуры надо выполнять этюды по памяти и по представлению. Это помогает активизировать творческий процесс.

Сравнивая уровни знаний в живописи и композиции, мы пришли к выводу, что студенты лучше оперируют знаниями по живописи, так как с вопросами живо­писи они сталкиваются чаще.

На занятиях по живописи мы ставили перед студентами задачи по раскрытию художественного образа, просили домыслить отдельные детали постановки или за­острить внимание на психологическом состоянии изображаемого, в результате чего, этюд получался более выразительным. Особое внимание мы уделяли развитию жи­вописной техники в этюдах и эскизах композиции, знакомя студентов с творчест­вом выдающихся живописцев, мы обращали внимание на разнообразие живопис­ной техники у одного и того же автора в зависимости от выбора сюжета и отсутствие однообразия техники в пределах одной картины, что впоследствии сказалось живо­писных этюдах студентов.

Выдвинутая гипотеза о том, что, ведя поиски колорита в небольших эскизах будущего произведения, можно развить образное мышление при использовании: серии практических заданий по живописи и композиции, помогающих более глу­боко осознать связь содержания и формы, выявить конкретные элементы колорита, которые могли бы передать содержание в конкретном эскизе; группы методов, при­ёмов, которые вызвали бы интерес не только к восприятию произведений искус­ства, но и окружающей жизни с позиций изобразительного искусства и трактовки этих явлений с помощью живописных средств, нашла своё подтверждение.

Разработанный нами краткий лекционный курс, в состав которого входило сообщение о методах работы над картинами выдающихся художников, прочитан­ный студентам, в значительной мере стимулировал их быть более активными и за­интересованными в процессе работы над живописной сюжетной композицией.

Нами было экспериментально доказано, что решать проблему развития об­разного мышления средствами цвета в композиции можно в том случае, если обра­щать внимание студентов на эту проблему на занятиях по живописи и композиции. В связи с недостатком времени, выделяемого на изучение композиции, отдельные вопросы можно решать, работая над живописными этюдами.

В результате проведенного нами исследования повысился уровень образного мышления студентов экспериментальных групп на 30%, что отразилось на качестве живописных этюдов и эскизов. Количество эскизов увеличилось, они стали более выразительными и разнообразными. Наряду с эскизами жанровых композиций воз­росло количество эскизов на исторические, религиозные и батальные сюжеты.

87


Вестник 2

Абишева СИ.,

старший преподаватель Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.