История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2019-12-27 | 310 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Русская школа изобразительного искусства всегда несла в себе черты глубокого осмысления изображаемого и отличалась обострённой эмоциональностью цветового решения. Наиболее полно эти особенности раскрылись в сюжетной картине. В настоящее время в среде художников и зрителей наблюдается отсутствие внимания к этому сложному и интересному жанру изобразительного искусства. Мы считаем, что художники и педагоги — представители русской школы живописи должны сохранить и передать большой объём знаний о сюжетной картине своим преемникам. С этой целью, прежде всего надо пробудить в них познавательную активность, творческие способности, одной из которых является образное мышление.
Чувство цвета, как вспомогательная художественная способность оказывает воздействие на развитие образного мышления, а в живописном произведении наиболее полно раскрыть художественный образ позволяет колорит. Цвет является одним из изобразительных средств, создающих форму живописного произведения и передающих его содержание. Выдающиеся художники-живописцы сознательно использовали не только его изобразительные, но и выразительные свойства.
Композиция — такая художественная форма произведения, где очень важно передать собственные впечатления от увиденного. Таким образом, перед будущим учителем — сегодняшним студентом, стоит задача — самому научиться живо откликаться на увиденное событие, созерцаемое анализировать с точки зрения художественного образа, уметь характеризовать его не только графически, но и колористически.
Курсу «Композиция» на художественно-графических факультетах педвузов отведено небольшое количество часов. Из-за недостатка времени многие задачи данного курса (например, цветовая трактовка будущей композиции) теряют свою значимость. В результате, окончательный эскиз композиции является маловыразительным по живописи, а, в конечном счете, содержание произведения становится неясным. Из большого количества эскизов живописной композиции лишь единицы обращают на себя внимание цветовой характеристикой образа.
|
Часто бывает и так, что студенты, которые являются хорошими рисовальщиками и живописцами, не проявляют интереса к композиции. Рисунок и живопись являются для них самоцелью. Им трудно представить и изобразить с помощью графических и живописных средств конкретный сюжет. Это говорит о том, что отдельные познавательные процессы, такие как образное мышление, творческое воображение не получают своего развития в деятельности этих студентов.
Для того чтобы изобразить определенный сюжет, передать его смысл, нужно отобрать в натуре самое характерное, обобщить свои впечатления, и, опираясь на знания в области композиции, живописи, цветоведения, психологии зрительного восприятия, перспективе создать эскиз на конкретную тему.
Изучив процесс создания живописного произведения зрелыми художниками, мы отметили, что живописная трактовка образа возникала подчас наряду с линейно-пространственной. Впоследствии же претерпевала различные изменения или не менялась. Рассматривая многочисленные эскизы, предваряющие создание картины, можно наблюдать развитие творческого поиска художника.
Вестник № 2
Мы считаем, что проблеме развития образного мышления студентов средствами цветового решения эскиза композиции уделяется недостаточное внимание.
Сегодняшний студент ХГФ, став впоследствии педагогом, на определённом этапе сам перестаёт обращать внимание на цветовое решение композиции и не побуждает к этому учащихся. Это является одной из причин исчезновения интереса к изобразительной деятельности в целом.
|
Несмотря на то, что проблемы развития и формирования образного мышления на занятиях композицией рассматривались в ряде исследований (например, процесс развития живописного видения цвета на занятиях живописью), и были получены результаты, которые положительно повлияли на качество развития образного мышления и подготовки специалистов, проблема развития образного мышления студентов ХГФ средствами колорита в сюжетной композиции остается слабой стороной подготовки специалистов — учителей изобразительного искусства.
В результате студент ХГФ — будущий учитель изобразительного искусства в школе не может создать выразительную живописную трактовку сюжетной композиции. Живописные работы многих учеников 1-5 классов наоборот удивляют необычностью и свежестью цветового решения. Однако, учитель изобразительного искусства сам недостаточно подготовленный в художественном творчестве, неспособен развивать образное мышление школьников. Отсюда мы можем сделать вывод о том, что от нерешенности данной проблемы в значительной мере страдает качество подготовки учителей изобразительного искусства. В этом и заключается актуальность проблемы.
При первом взгляде на живописное полотно зритель отмечает форму, т.е. композицию, цветовое решение произведения, затем анализирует сюжет. Отличительной особенностью сюжетной картины является её большая информативность. К сожалению, именно эта отличительная особенность делает картину непопулярной в настоящее время. Современному зрителю хочется чтобы живописное произведение затрагивало, главным образом, его чувства, а не разум, поэтому его обременяет задача отыскивать явный и скрытый смысл сюжетной композиции. Однако, и художнику, и зрителю, желающему научиться понимать язык живописной картины, необходимо обратить внимание на вопросы содержания.
Данные вопросы рассматривались в работах Н.Н. Волкова, Ю.Я. Герчук, СВ. Коровкевич, Г.М. Манизер, Н.А. Дмитриевой, М. Каган, Р.С. Кауфман, СМ. Даниэля, Е.В. Шорохова. Значительная информация по этим вопросам содержится в переписке П.П. Чистякова.
Содержание композиции раскрывается с помощью формы. Одной из составляющих формы является цвет. Существует ряд работ, касающихся цветоведения, колорита и живописной композиции: С. Алексеева, М.В. Алпатова, Г.В. Беды, Н.Н. Волкова, АА Унковского, К.Ф. Юона, АС Зайцева, Ж. Вибера, Г.М. Шегаля, Б.В. Иогансона, актуальны диссертационные исследования Ю.В. Коробки и Е.А. Хижняк, затрагивающие вопросы обоснования живописного понимания и колористического видения.
|
Одной из задач, стоящих перед художником-живописцем, является создание цветового строя, а не простого воспроизведения окраски предметов. Художник определяет каким будет цветовое решение, опираясь на интуицию. Выбор цветового строя, колорита зависит от вкусов, требований эпохи, но талантливые художники всегда находили новое решение, которое было созвучно не вкусам публики, а внутренним переживаниям автора и героев, изображаемых им. Мы считаем, что колорит — это оптимальная сгармонированность всех цветов картины.
Гораздо проще ознакомить студентов с цветовыми строями различных эпох и
85
Вестник № 2
научить применять готовые сочетания, однако не имеет смысла ограничивать студентов и сужать поле их деятельности, ведь мышление начинает работать тогда, когда студент самостоятельно ищет ответы на предлагаемые ему вопросы.
Вопросами мышления, характеризуемого как «визуальное», «продуктивное», «творческое», «художественное», «художественно-образное» занимались Кьерке-гор, Р. Арнхейм, В.П. Зинченко, Б.М. Величковский, Г.Г. Вучетич, В.М. Мунипов, В.М. Гордон, В.И. Жуковский, Д.В. Пивоваров, Б.И. Беспалов, М. Вертгеймер, Я.А. Пономарёв, В.В. Столин, А.Н. Соколов, Д. Дьюи, П.П. Блонский, Л.С. Выготский.
Проблемам развития и формирования данного вида мышления на занятиях композицией и портретом посвящены диссертационные исследования А.А. Голуба, В.Л. Илющенко, Н.Н. Ломаевой.
Характеристика зрительным образам была дана в трудах В.П. Зинченко, Н.Ю. Вергилеса, П.П. Блонского, художественным образам в работах ГЛ. Ермаш, Е.В. Шорохова, B.C. Кузина.
Деятельность художника становится более продуктивной если перед ним возникает задача активного восприятия действительности. Именно на этой основе начинает действовать образное мышление, создающее новые образы, носящие черты эмоционально-эстетической оценки и зависящие от психологических особенностей личности художника, его установок. Художественный образ — это способ мышления в искусстве.
|
Образное мышление нельзя рассматривать изолированно от таких средств формирования образа как память и воображение. Они обобщают зрительные впечатления и дают возможность впоследствии оперировать ими.
В ходе констатирующего этапа эксперимента мы обратили внимание, что среди студентов преобладает зрительный тип графиков и живописцев, который является для нас наиболее интересным, так как это именно те, кто способен работать над сюжетной композицией, и они осознают необходимость изучения данной дисциплины. Проанализировав знание студентами законов, правил, средств живописной композиции, мы пришли к выводу, что наиболее полно студенты знакомы с контрастами, подчинением средств идейному замыслу, воздушной и цветовой перспективой, ритм и сюжетно-композиционный центр ими вовсе не упоминаются. Мы выяснили, что в работе над композицией студенты опираются на память, а не на воображение, причём многие из них могут воспроизвести по памяти не только форму, но и цветовое состояние.
Нас интересовали вопросы преподавания сюжетной композиции в русской школе изобразительного искусства на протяжении XVTII - XXI веков. Ознакомившись с учебными программами по живописи и композиции, мы пришли к выводу, что большое внимание уделялось сюжетной композиции и умению писать по представлению в Санкт-Петербургской Академии художеств в XVIII в. В настоящее время данные проблемы успешно решаются в Российской Академии живописи, ваяния и зодчества. В конце XIX — начале XX вв. в Санкт-Петербургской Академии художеств, Московском училище живописи, ваяния и зодчества возрос интерес к вопросам колорита, что повлекло спад интереса к раскрытию сюжета.
На основании изученных методов преподавания, анализа знаний, умений, навыков в области сюжетной живописной композиции нами была создана программа по композиции. Она включала в себя элементы проблемного обучения. Так как именно проблемная ситуация способна заставить активно работать эмоциональную сферу. Именно с этой целью перед выполнением отдельных упражнений мы читали студентам отрывки литературных произведений, ставили для прослушивания му-
86
Вестник № 2
зыкальные произведения, предлагали просмотреть фрагменты кинофильмов. Работая в аудитории, студент получал конкретное задание, это позволяло сосредоточить его внимание на отдельном слагаемом композиции, в результате, студент добивался лучшего результата при выполнении каждого конкретного задания. В итоге повысился уровень образного мышления.
Во время поискового этапа эксперимента, давая студентам задание воспроизвести по памяти и по представлению постановку, которую они писали с натуры, мы отметили, что студенты заинтересованно работали по представлению, труднее давалась работа по памяти. При анализе уровней образно-эмоционального осмысления постановки мы выяснили, что самый высокий и самый низкий уровни были выявлены при работе по представлению. При работе по памяти большее количество студентов осмысливает постановку на среднем уровне. Мы сделали вывод, что наряду с этюдами с натуры надо выполнять этюды по памяти и по представлению. Это помогает активизировать творческий процесс.
|
Сравнивая уровни знаний в живописи и композиции, мы пришли к выводу, что студенты лучше оперируют знаниями по живописи, так как с вопросами живописи они сталкиваются чаще.
На занятиях по живописи мы ставили перед студентами задачи по раскрытию художественного образа, просили домыслить отдельные детали постановки или заострить внимание на психологическом состоянии изображаемого, в результате чего, этюд получался более выразительным. Особое внимание мы уделяли развитию живописной техники в этюдах и эскизах композиции, знакомя студентов с творчеством выдающихся живописцев, мы обращали внимание на разнообразие живописной техники у одного и того же автора в зависимости от выбора сюжета и отсутствие однообразия техники в пределах одной картины, что впоследствии сказалось живописных этюдах студентов.
Выдвинутая гипотеза о том, что, ведя поиски колорита в небольших эскизах будущего произведения, можно развить образное мышление при использовании: серии практических заданий по живописи и композиции, помогающих более глубоко осознать связь содержания и формы, выявить конкретные элементы колорита, которые могли бы передать содержание в конкретном эскизе; группы методов, приёмов, которые вызвали бы интерес не только к восприятию произведений искусства, но и окружающей жизни с позиций изобразительного искусства и трактовки этих явлений с помощью живописных средств, нашла своё подтверждение.
Разработанный нами краткий лекционный курс, в состав которого входило сообщение о методах работы над картинами выдающихся художников, прочитанный студентам, в значительной мере стимулировал их быть более активными и заинтересованными в процессе работы над живописной сюжетной композицией.
Нами было экспериментально доказано, что решать проблему развития образного мышления средствами цвета в композиции можно в том случае, если обращать внимание студентов на эту проблему на занятиях по живописи и композиции. В связи с недостатком времени, выделяемого на изучение композиции, отдельные вопросы можно решать, работая над живописными этюдами.
В результате проведенного нами исследования повысился уровень образного мышления студентов экспериментальных групп на 30%, что отразилось на качестве живописных этюдов и эскизов. Количество эскизов увеличилось, они стали более выразительными и разнообразными. Наряду с эскизами жанровых композиций возросло количество эскизов на исторические, религиозные и батальные сюжеты.
87
Вестник № 2
Абишева СИ.,
старший преподаватель Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова
|
|
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!