Готовность педагогического коллектива к организации творческой деятельности. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Готовность педагогического коллектива к организации творческой деятельности.

2019-09-04 415
Готовность педагогического коллектива к организации творческой деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Н.М. Шакирова под готовностью педагога к организации творческой деятельности понимает сформированность у него соответствующих качеств и свойств личности, а именно:

- осознания себя как творческой индивидуальности, наличия творческой активности, самостоятельности;

- потребности в творческом взаимодействии с детьми;

- наличие знаний, умений, навыков, опыта организации процесса познания, труда, общения как творческой деятельности.

Предполагается также наличие у педагога совокупности творческих способностей и исследовательских умений, среди которых важное место занимают организаторские способности, инициативность, активность, настойчивость, внимание и наблюдательность, искусство нестандартно мыслить, богатое воображение, исследовательский подход к анализу учебно-воспитательных ситуаций и творческому решению педагогических задач, самостоятельность суждений и выводов, эмоционально-волевые свойства.

Как отмечает Н.Ф. Вишнякова, развитие в личности индивидуального прямо пропорционально совершенствованию в ней творца. Творческая индивидуальность рассматривается как высшая характеристика профессионального творчества. Она включает интеллектуально-творческую инициативу, интеллектуальные способности, широту и глубину знаний, чуткость к противоречиям, склонность к творческому сомнению («сомневаться во всем»), способность испытывать внутреннюю созидательную борьбу, информационный голод, чувство новизны, необычного в проблеме, профессионализм, жажду познания.

Мы определили педагогическое творчество как деятельность, отличающуюся качественно новыми подходами к организации коррекционно-воспитательного процесса в МДОУ и формирующая высоко эрудированного, с точки зрения современной науки, творчески мыслящего человека.

Главными признаками педагогического творчества, как творчества в целом, являются: создание нового или существенное усовершенствование известного; оригинальность, неповторимость продукта деятельности, ее результатов; взаимосвязь творчества и самотворчества, самосозидания, т.е. творческий человек постоянно работает над собой, над созиданием нового.

Согласно типологии В.И. Андреева, профессия педагога относиться к блоку профессий «художник» наряду с профессиями скульптора, писателя, музыканта. Тем самым в профессии педагога подчеркивается аспект собственного творчества, творческого осмысления окружающей действительности.

Показателями инновационного потенциала педагогического коллектива являются следующие качества:

1) Восприимчивость и отношение к новшествам.

2) Подготовленность к освоению новшеств.

3) Степень новаторства педагогов МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 105».

1) Восприимчивость к новому это способность предвидеть ход и результаты работы, потребность в постоянном профессиональном росте.

Признаки восприимчивости к новому у педагога:

а) постоянно следит за передовым опытом в своей сфере деятельности, стремится внедрить его с учетом изменяющихся образовательных потребностей населения, общества;

б) Постоянно, много и упорно занимается самообразованием;

в) имеет приверженность к определенным своим идеям, развивает их в процессе педагогической деятельности;

г) Постоянно анализирует свою деятельность, привлекает к этому родителей, коллег, научных консультантов и др.;

д) имеет чувство перспективы, прогнозирует свою деятельность.

Шкала оценки восприимчивости к новому:

5 баллов – выражена очень сильно

4 балла – восприимчивость выражена

3 балла – проявляется, но не всегда

2 балла – слабо проявляется

1 балл – не проявляется

Коэффициент инноваций в коллективе определяется по формуле:                                                        

КИ = К факт

 Кmax

где Кфакт – фактически полученное количество баллов;

  Кmax – максимально возможное количество баллов;

  КИ – коэффициент инноваций.

 Например, общее количество исследуемых педагогов в МДОУ «Д/с компенсирующего вида № 105»: 19 человек. В этом случае Кmax = 19x5 = 95баллов, Кфакт / октябрь 2001/ составило 70.6 баллов →

КИ= 70.6 =0.7

          95

Предполагается, что величина КИ до 0.4 включительно является недостаточной, до 0.5 – низкой, до 0.7 – средний, до 0.8 – достаточной, более 0.8 – высокой для осуществления инновационных процессов. В результате систематического целенаправленного развития культуры педагогической деятельности, коэффициент инновационного потенциала составил:

  КИ= 78 =0.8

          95

что является достаточной величиной для осуществления инновационных процессов.

2. Подготовленность к освоению новшеств включает в себя:

- информированность педагогов о новшествах, наличие потребностей в изменении и обновлении педагогического процесса;

- направленность их на разработку и освоение новшеств;

- наличие системы знаний и умений для успешной реализации профессиональной педагогической деятельности, наличие знаний и умений для исследовательской деятельности.

Подготовленность к освоению новшеств оценивается посредством методов наблюдения, анкетирования, бесед, творческих знаний, создания специальных ситуаций, в которых может раскрыться личность педагога.

3. Степень новаторства педагогического коллектива.

Определяется выделением групп среди педагогов.

1. Новаторы. Сюда включаются педагоги с ярко выраженным новаторским духом, которые всегда первыми воспринимают новое, знакомятся с ним и считают, что новое хорошо уже потому, что оно новое. Эта категория воспитателей обладает способностями к решению нестандартных задач, они не только воспринимают новшества, осваивают их, но и сами разрабатывают педагогические инновации.

2. Передовики. Группу составляют те, кто первыми осуществляют практическую, экспериментальную проверку той или иной инновации в своем конкретном ДОУ, на своем предмете. Они первые подхватывают появившиеся в округе, районе, ДОУ инновации.

3. Умеренные или «золотая середина». Освоение новшеств осуществляется педагогами этой группы умеренно, они не спешат, но в то же время не хотят быть среди последних. Они включаются в инновационную деятельность, когда новое будет воспринято большинством или частью коллег.

4. «Предпоследние». Это те педагоги, которые предпоследними решаются к принятию новшеств. Эта категория воспринимает новое только после того, как сформируется общее положительное мнение к новому.

5. Группа последних. Педагоги, сильно связанные с традициями, со старыми, консервативными формами работы.

Для уточнения оценок проводился опрос среди педагогов по выявлению их отношения к инновациям и нововведениям, по выявлению их отношения к инновациям и нововведениям в МДОУ. Использовалась анкета из книги Шамовой Т.И. «Оценка управленческой деятельности руководителя школы». По результатам анкетирования в педагогическом коллективе четко выделились 6 групп педагогов. 5 групп соответствуют группам, выделенным Ангеловски К.:

1. «новаторы»

2. «передовики»

3. «умеренные»

4. «предпоследние»

5. «последние»

6. «молодые» или «новички»

Кроме этого, мы выделили шестую группу педагогов: молодые педагоги, только что закончившие вуз, осваивающие традиционные методики и получающие первоначальную информацию об инновациях в МДОУ, городе, области. Результаты представлены на рисунке 1.

Рис.1. Определение групп педагогов.

Наиболее многочисленными оказались группы 2 и 3: «передовиков» и «умеренных». Чуть менее группа «предпоследних». Значительна группа молодых, не определившихся в профессиональном плане педагогов.

Таким образом, можно оценить степень новаторства педагогического коллектива, как среднюю, ближе к достаточной для внедрения и использования новшеств.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.