Особенности общения детей с нарушениями речи — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности общения детей с нарушениями речи

2019-09-04 1299
Особенности общения детей с нарушениями речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Исследования Б.М. Гриншпуна, Г.С. Гуменной, Г.В. Гуровец, Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой, Л.Б. Халиловой, Г.В. Чиркиной, С.Н. Шаховской и др. указывают на стойкие лексико-грамматические и фонетико-фонематические нарушения у детей с ОНР. Вследствие этого спонтанное формирование речевых умений и навыков у них либо невозможно вовсе, либо осуществляется весьма дисгармонично. Данное обстоятельство усугубляется дефицитом средств общения, отсутствием полноценных условий для накопления речевого опыта. Самостоятельная контекстная речь детей с ОНР является несовершенной по своей структурно-семантической организации. У большинства из них недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли. Владея ограниченным набором слов и синтаксических конструкций, они испытывают значительные трудности в программировании высказывания, в синтезировании отдельных его элементов в структурное целое и в отборе материала, соответствующего той или иной цели высказывания.

Несмотря на различную трактовку причин, вызывающих нарушение нормального онтогенетического развития речи у детей с тяжелой речевой патологией, авторами отмечается, что для дошкольников данного контингента характерны специфические трудности речемыслительной деятельности. Дефицитарность когнитивной деятельности, в свою очередь, приводит к искаженному формированию процесса коммуникации.

По мнению А.В. Ястребовой, ведущей задачей обучения детей с тяжелыми нарушениями речи является практическое овладение языком в целях общения. При этом автор указывает на целесообразность развития не только лексико-грамматических средств языка для полноценного общения, но и на необходимость освоения детьми коммуникативной функции интонации, которая служит языковым средством выражения эмоциональных отношений между общающимися.

Анализируя контингент детей дошкольного возраста, страдающих моторной алалией, Б.М. Гриншпун отмечает, что в отличие от нормальных детей, у которых в процессе онтогенеза формируется речевая деятельность, опосредованная системой языковых знаков, в ходе развития детей с тяжелыми нарушениями речи накапливаются лишь отдельные речевые действия и отдельные языковые знаки, что препятствует формированию языковой системы. Элементарные речевые умения детей оказываются явно недостаточными для осуществления полноценной деятельности общения (Б.М. Гриншпун, В.И. Селиверстов). Ввиду перечисленных обстоятельств основной задачей коррекционной работы с детьми, имеющими ОНР, является формирование у них языковой системы и коммуникативных умений и навыков.

В.К. Воробьева обращает внимание на широту, а главное, стойкость речевого дефекта детей, страдающих моторной алалией. Большинство из них испытывает значительные трудности при объединении нескольких предложений в единое связное высказывание, поскольку у таких детей нет навыка самостоятельного речевого общения. Т.Б. Филичева и Г.В. Чиркина также говорят о том, что у детей с ОНР к началу школьного обучения недостаточно сформированы языковые средства, заметно задерживается формирование коммуникативной и обобщающей функции речи.

С.А. Миронова подчеркивает, что у детей с ОНР наряду с основными – речевыми трудностями отмечается крайне низкий уровень вербальной активности в общении. Младшие дошкольники пользуются в основном невербальными средствами. Кроме того, у детей с тяжелой речевой патологией имеются серьезные трудности в понимании обращенной речи.

С.Н. Шаховская считает, что в структуре дефекта при ОНР отмечается несформированность речевой деятельности и других психических процессов, выявляется своеобразие лексической системы, слово не формируется как фокус соединения лексического и грамматического значений, как элемент семантического поля. Вместе с тем без овладения словарем невозможно овладеть речью как средством общения и орудием мышления. Включенное в речь слово служит коммуникации. При ОНР выявляется несформированность речемыслительной деятельности, связанной с языковым материалом разного уровня. В числе прочих модальностей не сформированы лексико-семантическая и морфологическая структура слова. У большинства детей данного контингента отмечается бедность и качественное своеобразие лексики, недостаточность развития процессов обобщения и абстракции, нарушение процессов тематического отбора и семантического выбора слов при порождении речевого высказывания. Пассивный словарь значительно преобладает над активным и переводится в актив крайне медленно. Дети не используют имеющийся у них инвентарь лингвистических единиц, не умеют оперировать ими, что говорит о несформированности упорядоченной структуры языковых средств, о невозможности осуществлять спонтанно выбор языковых знаков и использовать их в речевой деятельности. По мнению автора, это происходит в результате нарушения самой структуры языковых знаков у данной категории детей. Бедность словаря не обеспечивает им возможности полноценного общения и, следовательно, общего развития.

Л.Г. Соловьева делает вывод о взаимообусловленности речевых и когнитивных умений. Особенности речевого развития детей с ОНР явно препятствует осуществлению полноценного общения, что выражается в снижении потребности в общении, несформированности форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь), особенностях поведения (незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм). Указанные речевые и коммуникативные затруднения препятствуют установлению и поддержанию контактов со сверстниками во время игры, формированию игры как деятельности. Особенности диалогического поведения во время игровой деятельности проявляются в многословности, склонности перебивать собеседника, неспособности слушать. Дети используют такие типы высказывания, которые не требуют речевой реакции сверстника. Следовательно, подлинное диалогическое общение у них не формируется.

Таким образом, дети с ОНР испытывают серьезные трудности в организации собственного речевого поведения, отрицательно сказывающиеся на общении с окружающими и, прежде всего, со сверстниками. Изучение межличностных отношений в группе дошкольников с ОНР, проведенное О.А. Слинько, показало, что хотя в ней и действуют социально-психологические закономерности, общие для нормальных детей и их сверстников с речевой патологией, проявляющиеся в структуре групп, тем не менее, на межличностные отношения детей интересующего нас контингента в большей степени влияет выраженность речевого дефекта. Так, среди отвергаемых в группе чаще всего находятся дошкольники, имеющие тяжелую степень речевого недоразвития, несмотря на то, что они обладают положительными чертами, в том числе, стремлением к общению.

Анализ проблемы общения, основанный на данных современных психологических и психолингвистических источников, позволяет сделать следующие принципиальные для данной работы выводы.

Коммуникативная деятельность, являясь важнейшим условием полноценного развития ребенка, имеет сложную структурную организацию, основными компонентами которой являются предмет общения, коммуникативная потребность и мотивы, единицы общения, его средства и продукты. На протяжении дошкольного возраста содержание структурных компонентов общения меняется, совершенствуются его средства, основным из которых становится речь.

Решающим фактором становления коммуникативной деятельности ребенка ученые считают его взаимодействие со взрослыми, отношение к нему взрослых как к личности, учет ими уровня сформированности коммуникативной потребности, достигнутого ребенком на данном этапе развития. Нормы поведения, усвоенные им в семье, отражаются на процессе общения со сверстниками. В свою очередь, многие качества, приобретенные ребенком в детском коллективе, привносятся в семью. Стиль общения педагога с детьми, его ценностные установки отражаются в отношениях детей между собой, в психологическом микроклимате группы.

Поскольку у детей с ОНР заметно ограничены возможности спонтанного формирования коммуникативных умений и навыков, очевидно, что процесс их коммуникативного развития должен осуществляться в специально организованной среде, которую может создать взаимосвязанная работа специалистов ДОУ компенсирующего вида.

СОДЕРЖАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.