Средства и онтогенез коммуникативной деятельности ребенкаотждествлять речь со словомммуникация является важнейшим наряду с речью средством общения и взаимопонимания людей. тради — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Средства и онтогенез коммуникативной деятельности ребенкаотждествлять речь со словомммуникация является важнейшим наряду с речью средством общения и взаимопонимания людей. тради

2019-09-04 267
Средства и онтогенез коммуникативной деятельности ребенкаотждествлять речь со словомммуникация является важнейшим наряду с речью средством общения и взаимопонимания людей. тради 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Общение является одним из основных условий развития ребенка, важнейшим фактором формирования личности, наконец ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Согласно концепции Л.С. Выготского, все высшие психические функции человека первоначально формируются как внешние, то есть такие, в реализации которых участвует не один, а минимум два субъекта. И лишь постепенно они становятся внутренними, превращаются из интерпсихических в интрапсихические. Отечественная психология рассматривает развитие ребенка как процесс присвоения им общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями.

Коммуникация – главнейший фактор общего психического развития детей, играющий решающую роль в обогащении содержания и структуры детского сознания, определяющий опосредованное строение специфически человеческих процессов.

На роль общения в психическом развитии ребенка неоднократно ссылались Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, В.С. Мухина, А.Г. Рузская, Р.А. Смирнова, Н.М. Щелованов, Н.М. Аксарина, Д.Б. Эльконин и др. Процесс общения ускоряет ход развития детей. Влияние коммуникации в форме ее положительного воздействия прослеживается во всех сферах психической жизни ребенка – от процессов восприятия до становления личности и самосознания (Х.Т. Бедельбаева, Д.Б. Годовикова, М.Г. Елагина, С.В. Корницкая, С.Ю. Мещерякова, Е.О. Смирнова и др.) Общение со взрослым обогащает опыт ребенка, при этом взрослый одновременно является для него непосредственным примером и образцом. Овладение уникальной человеческой способностью – речевым общением происходит только благодаря теплому эмоциональному контакту и совместной деятельности со взрослым.

Как и всякая другая деятельность человека, деятельность общения характеризуется рядом существенных параметров, и, прежде всего определенной структурной организацией. В недрах этой сложноорганизованной структуры особое место принадлежит коммуникативной потребности, представляющей собой источник и одновременно предпосылку данного вида деятельности. Коммуникативная потребность – это стремление человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию и к самооценке.

Рассматривая мотивационно-побуждающую фазу процесса общения и характер его становления у детей дошкольного возраста, прежде всего необходимо отметить тесную связь и взаимообусловленность потребности и мотива, возникающих в недрах коммуникативной деятельности.

Мотивом общения, как известно, является партнер в тех своих качествах, ради которых ребенок инициативно обращается к нему или поддерживает предпринятую взрослым коммуникативную деятельность. Поэтому мотив общения совпадает с объектом. В мотивах общения опредмечиваются потребности ребенка, заставляющие его искать помощи взрослого, при этом потребность в новых впечатлениях порождает познавательные мотивы общения, потребность в активном функционировании – деловые мотивы общения, потребность в признании и поддержке – личностные мотивы общения. В каждом периоде детства один из мотивов общения выдвигается на первый план. Смена ведущего мотива определяется изменением ведущей деятельности ребенка и положением общения в системе общей жизнедеятельности детей.

Рассмотрим, какими средствами пользуется ребенок, реализуя в процессе коммуникации обозначенные мотивы. Согласно теории А.А. Леонтьева, средства общения равнозначны операциям, с помощью которых каждый участник коммуникации строит свои действия общения и вносит свой вклад во взаимодействие с другим человеком. Наиболее значимыми, на наш взгляд, являются три основные категории средств общения, выделенные М.И. Лисиной: экспрессивно-мимические, к которым относится улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации; предметно-действенные: локомоторные и предметные движения, а также позы, используемые для целей общения (приближение, удаление, протягивание взрослому различных вещей, притягивание и отталкивание взрослого, позы, выражающие протест или, наоборот, стремление прижаться к нему); речевые: высказывания, вопросы, ответы, реплики.

Три категории средств общения, перечисленные нами в том порядке, в котором они появляются в онтогенезе, составляют основные коммуникативные операции в дошкольном детстве. Экспрессивно-мимические средства общения возникают в онтогенезе первыми (на 2-м месяце жизни ребенка). Их своеобразие состоит в том, что они одновременно служат и проявлением эмоциональных состояний ребенка, и активными жестами, адресованными окружающим людям. Несмотря на индивидуализированность, выражение эмоций у ребенка становится знаком, понятным другим людям, благодаря усвоению детьми соответствующих эталонов, принятых в данном обществе.

Предметно-действенные средства общения возникают в онтогенезе значительно позднее. Они тоже имеют знаковую функцию, без которой невозможно взаимопонимание между разными людьми. Данные средства отличаются высокой степенью произвольности и позволяют детям достаточно точно и быстро добиться от взрослого желаемого взаимодействия.

Речевые средства общения появляются в онтогенезе позднее всего, после того как экспрессивно-мимические и предметно-действенные средства общения уже достигли высокого развития и значительной сложности. Но тем не менее использование речи для целей коммуникации имеет принципиальное значение. Л.С. Выготский указывал на тот факт, что общение не опосредованное речью или другой знаковой системой, возможно только самого примитивного типа и в самых ограниченных размерах. Для того, чтобы передать какое-либо переживание или содержание сознания другому человеку, нет другого пути, кроме отнесения передаваемого содержания к известному классу, к известной группе явлений, а это непременно требует обобщения. Высшие, присущие человеку формы общения возможны, по мнению Л.С. Выготского, только благодаря тому, что человек с помощью мышления обобщенно отражает действительность.

Общение вызывает к жизни речь, но и речь развивается, совершенствуется в зависимости от развития и изменения форм общения.

Психологические исследования Л.Н. Галигузовой, М.Г. Елагиной, М.И. Лисиной, С.Ю. Мещеряковой, А.Г. Рузской позволяют говорить о том, что к 2-м месяцам у ребенка складывается ситуативно-личностное общение с близкими взрослыми, характеризующееся личностными мотивами. В конце первого полугодия разворачивается ситуативно-деловое общение на фоне предметных манипуляций, составляющих новый вид деятельности ребенка. Содержание потребности детей в общении обогащается новым компонентом – стремлением к сотрудничеству, совместному действию со взрослым. Деловой мотив общения объединяется с потребностью в доброжелательном внимании взрослых.

Третьей в общегенетическом порядке становится форма внеситуативно-познавательного общения. В рамках этой формы контакты детей со взрослыми связаны с познанием и активным анализом ими объектов и явлений физического мира. Основным средством общения здесь служит речь, так как только слово позволяет детям преодолеть рамки частной ситуации и выйти за пределы сиюминутного времени и места.

Удовлетворение познавательных интересов приводит к углублению их знакомства с окружающим и к вовлечению в сферу их внимания мира людей – объектов и процессов социального мира. При этом перестраивается и форма общения детей – она становится внеситуативно-личностной. Внеситуативно-личностное общение протекает на фоне игры как ведущей деятельности, содержанием потребности в общении является желание получить взаимопонимание и сопереживание взрослого. Основными средствами общения служат речевые операции.

Связь речи и общения является двусторонней, поскольку именно возникновение речи делает возможным переход от ситуативных форм общения к внеситуативным. Но можно предположить, что новое содержание потребности, мотивов, задач внеситуативных форм общения предъявляет к речи, как к средству общения, особые требования и стимулируют ее дальнейшее развитие.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.