Характеристика параметров оценки и уровней взаимодействия специалистов ДОУ компенсирующего вида — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Характеристика параметров оценки и уровней взаимодействия специалистов ДОУ компенсирующего вида

2019-09-04 207
Характеристика параметров оценки и уровней взаимодействия специалистов ДОУ компенсирующего вида 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Структурные характеристики

Признаки Характеристика уровней взаимодействия

Ценностно-ориентационная зрелость коллектива

Ориентированность на достижения  

Ориентация на решение воспитательных, образовательных и коррекционных задач, постоянная готовность коллектива прикладывать усилия для достижения высоких результатов в деятельности. Стремление к изучению и использованию новшеств, высокий уровень профессиональной компетенции педагогов, постоянное совершенствование структуры управления и взаимодействия.

Высокий - признаки проявляются полностью в течение длительного времени.

Средний – признаки проявляются в значительной степени.

Низкий – признаки проявляются в незначительной степени либо не проявляются вовсе.

Ориентированность на развитие
Ориентированность на саморазвитие

Уровень развития коллектива

Ответственность Постоянное добросовестное отношение членов коллектива к выполнению своих обязанностей без жесткого контроля со стороны администрации, готовность по собственной инициативе принимать на себя ответственность за выполнение каких-то новых работ, формально не входящих в их обязанности.

Высокий - признаки проявляются полностью в течение длительного времени.

Средний – признаки проявляются в значительной степени.

Низкий – признаки проявляются в незначительной степени либо не проявляются вовсе.

Сработанность Готовность в случае необходимости самостоятельно согласовывать свои действия друг с другом без обращения к руководителю.
Включенность в управление Высокая степень влияния передовых членов педагогического коллектива на принимаемые администрацией решения, касающиеся планов и организации работы дошкольного учреждения.

Сплоченность

Единство ориентаций Высокая степень принятия членами коллектива его целей и реализуемых способов их достижения. Значительное совпадение мнений, оценок, установок и позиций по отношению к различным моментам совместной деятельности, прежде всего в согласии с оценкой коллектива качества полученного результата.

Высокий - признаки проявляются полностью в течение длительного времени.

Средний – признаки проявляются в значительной степени в течение длительного времени.

Низкий – признаки проявляются в незначительной степени либо не проявляются вовсе.

Совместимость Отсутствие межличностных отношений, несущих потенциальную угрозу возникновения отчужденности и межличностных конфликтов. Высокая привлекательность работы в коллективе для его членов.
Потенциальная стабильность Высокая способность противостоять внутренним и внешним воздействиям, негативно влияющим на эффективность совместной деятельности. Постоянный состав педагогического коллектива в течение длительного времени.

2.3. Управление взаимодействием специалистов в дошкольном учреждении для детей с нарушениями речи.

В ДОУ компенсирующего вида продуктивное взаимодействие специалистов является необходимым условием, обеспечивающим эффективность коррекционно-развивающего процесса и поддерживающим существование учреждения в современном социуме.

Поскольку управленческая деятельность в современном ДОУ компенсирующего вида должна обеспечивать согласованность совместного труда сотрудников в решении задач воспитания, обучения, коррекции и развития детей с речевой патологией, актуальными являются вопросы управления взаимодействием специалистов и обеспечения эффективности такого взаимодействия.

Взаимодействие в системе управления осуществляется между коллективами – «взрослые – взрослые», «взрослые – дети». Конечной целью такого взаимодействия является развитие личности ребенка, которое и определяет специфику управления.

Всякое взаимодействие определяется целью. Как бы ни было сложно устроено сообщество, в любом из них можно выделить два крайних случая: цели либо совпадают, либо противоположны. Все остальные случаи лежат между ними. В случае совпадения целей наилучшим способом взаимодействия является сотрудничество. При таком взаимодействии возникает положительный психологический климат, мнение каждого ценится. Группа, построенная по такому принципу, легко перестраивается, способна приспосабливаться к изменениям и реагировать на новшество.

В настоящее время основной тенденцией совершенствования управления является переход от вертикальных структур к линейным функциональным структурам (к «горизонтальному управлению»).

Как отмечают Ю.А. Конаржевский, В.С. Лазарев, управление современными образовательными учреждениями также характеризуется ослаблением его вертикальных функций и развитием горизонтальных структур. Соответственно в этой структуре меняются и отношения: основное звено – специалисты, те, кто работает с ребенком; идет децентрализация управления, перераспределение прав. Это в конечном итоге определяет принципиально другой подход к организации деятельности работников – от должностных инструкций к командной работе. Поэтому оценка результатов труда осуществляется не по конечному результату работы каждого сотрудника, а по тому, что он сделал для успешной работы команды.

Это положение, на наш взгляд, очень важно для дошкольных образовательных учреждений по ряду позиций. Во-первых, педагогический труд является по характеру творческим, зависит во многом от личности педагога, поэтому не может быть подвергнут жестокой регламентации. В основе должно лежать доверие при сохранении со стороны руководителя функции контроля. Во-вторых, несмотря на индивидуальный характер, педагогический труд по сути является коллективным, его результат зависит от единства взглядов всех сотрудников, направленных на ребенка, педагогическую деятельность, методы работы и т.д., поэтому так важно сотрудничество всех педагогов и других работников дошкольного учреждения. Ю.А. Конаржевский так характеризует значение горизонтальных связей в организации:

- сеть горизонтальных связей служит инструментом координационной и информационной поддержки сотрудников, которым предоставляется самостоятельность в действиях, особенно при делегировании полномочий;

- наличие широких горизонтальных связей предохраняет работников от застоя, это инструмент обмена и движения профессиональной информации;

- они способствуют развитию взаимодействия между сотрудниками.

Таким образом, мы можем констатировать значительную роль горизонтальных связей в достижении эффективности управления дошкольным образовательным учреждением, в связи с чем руководителю необходимо уделять пристальное внимание их развитию.

В ходе экспериментальной работы по теме «Взаимодействие специалистов в процессе формирования коммуникативной деятельности дошкольников с ОНР» нами было выделены основные требования к построению организационных структур, выполнение которых позволяет повысить их эффективность, среди них следующие.

1. Наличие ясно сформулированной цели или нескольких целей (принцип единства целей).

2. Организационная структура должна быть предельно проста, чтобы обеспечивать:

a) возможность работникам легче понимать, приспосабливаться к данной форме управления и активно участвовать в реализации целей организации;

б) динамичность структуры, что особенно важно в изменяющихся условиях.

3. Система связей должна быть эффективной, обеспечивать четкую и быструю передачу информации, уменьшить до минимума искажения в информационных источниках и распоряжениях (в процессе передачи), иметь соответствующую обратную связь.

4. Количество звеньев в организации не должно быть слишком большим, так как это не характерно для ДОУ.

5. Функции линейного руководства должны быть четко разграничены и скоординированны.

Наилучшая структура, по мнению М.Х. Мескона и др., - та, которая позволяет организации эффективно распределять и накапливать усилия своих сотрудников и, таким образом, удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью.

Очевидно, что в педагогическом коллективе ДОУ компенсирующего вида необходимо проводить специальные мероприятия по обучению технологии эффективного сотрудничества и построения модели взаимодействия специалистов. Формами обучения могут являться индивидуальные и групповые консультации, тренинги, круглые столы, семинары-практикумы и т.д.

С методической точки зрения технологическую схему проведения семинара-практикума по теме: «Модель взаимодействия специалистов ДОУ» можно представить следующим образом:

Схема 4


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.