Характеристика педагогического общения — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Характеристика педагогического общения

2019-09-04 209
Характеристика педагогического общения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Педагогическое общение – это взаимодействие педагога с детьми в учебно-воспитательном процессе, направленное на создание благоприятного психологического климата, способствующее более полному развитию личности. Велика и значима роль педагога в таком общении: он организует его и управляет им. Особую значимость приобретает правильная организация педагогического общения в работе с детьми, имеющими ОНР.

В целенаправленной педагогической деятельности общение приобретает социальные задачи. Педагог должен знать закономерности педагогического общения, обладать коммуникативными способностями и речевой культурой.

Администрацией учреждения и психологом в рамках экспериментальной работы осуществлялось исследование личностных качеств и коммуникативной деятельности педагогов, климата в педагогическом коллективе. Блок диагностики педагогов включал следующие методики:

- определение педагогических способностей,

- определение стиля общения с детьми,

- ситуативная и личностная тревожность,

- уровень социальной фрустрированности,

- климат в коллективе,

- эмоциональное выгорание,

- самооценка.

Диагностические методики и результаты диагностики в схемах, диаграммах, гистограммах и таблицах представлены в Приложении. Полученные результаты и выводы исследования позволяют для каждого педагога разработать рекомендации, организовать индивидуальные и коллективные консультации, способствующие обучению специалистов продуктивным формам и методам сотрудничества, взаимодействия.

Профессионально-педагогическое общение имеет определенную структуру, которая соответствует логике инновационного педагогического процесса, включающего: замысел, воплощение замысла, анализ и оценку. Выделим соответствующие этапы профессионально-педагогического общения:

- прогностический;

- начальный период общения;

- управление общением;

- анализ осуществленной системы общения;

- моделирование системы на предстоящую деятельность.

Охарактеризуем перечисленные этапы.

Прогностический этап общения моделирование педагогом предстоящего общения с детским коллективом в процессе подготовки непосредственной деятельности – включает в себя работу над содержанием занятия, режимного момента, воспитательного мероприятия, планирование.

Кроме того, идет коммуникативное прогнозирование предстоящей деятельности, что помогает конкретизировать вероятную картину общения, предусмотреть конфликтные ситуации на занятии или вне его, настроить себя на занятие; диктует и отбор материала, и методы обучения.

Мы предлагаем следующую последовательность коммуникативной подготовки:

1. Настройтесь на конкретный детский коллектив, с которым предстоит работать. Восстановите в памяти опыт общения с этим коллективом (стремитесь развить положительные ощущения от общения и блокировать отрицательные).

2. Вспомните, какой тип общения свойственен Вам в коллективе. Возможен ли он на сегодняшнем занятии, мероприятии, вписывается ли в него?

3. Попытайтесь представить себе, как дети воспримут Вас и материал занятия.

4. Соотнесите присущий Вам стиль общения с детьми с целью и задачами занятия, попытайтесь добиться единства.

5. Представьте себе общую психологическую атмосферу реализации фрагментов и частей занятия, что поможет выбрать средства обучения и воспитания, сделает планирование более целенаправленным.

6. Вспомните свои взаимоотношения с отдельными детьми, избегайте стереотипов психологических установок по отношению к детям.

7. Попытайтесь ощутить в целом предстоящую атмосферу общения на занятии, это сделает Вас более уверенным.

Начальный период общения организация непосредственного общения с детским коллективом в момент начального взаимодействия с ним. Этот этап, занимающий на практике 2-5 минут, очень важен. Условно его можно назвать «коммуникативной атакой», во время которой педагог завоевывает инициативу в общении. За чрезвычайно малый промежуток времени конкретизуется спланированная ранее модель общения, уточняются условия и структура предстоящего общения, осуществляется начальная стадия непосредственного взаимодействия, начинается управление инициативой в общении.

Инициатива педагога в организации общения обеспечивается:

- четкостью организации начального контакта с детским коллективом (группой);

- оперативным переходом от организационных процедур (приветствие, усаживание и т.п.) к деловому и личностному общению;

- оперативным достижением социально-психологического единства с коллективом;

- введением личностных аспектов во взаимодействие с детьми;

- преодолением воздействия стереотипных и ситуативных негативных установок на отдельных детей;

- организацией целостного контакта со всем коллективом (группой);

- постановкой задач и вопросов, которые в начальный момент взаимодействия способны мобилизовать коллектив;

- сокращением запрещающих педагогических требований и расширением позитивно ориентирующих педагогических требований;

- внешним видом педагога (опрятность, подтянутость, собранность, активность, доброжелательность, обаяние);

- реализацией речевых и невербальных средств взаимодействия, активным включением мимики, микромимики, контакта взглядом и т.п.;

- умением «транслировать» в детский коллектив собственную расположенность к детям, дружественность;

- постановкой ярких, притягательных целей деятельности и показом путей их достижения;

- пониманием ситуативной внутренней настроенности детей и передачей детям этого понимания.

Управление общением. На этом этапе педагог решаются коммуникативные задачи, связанные с педагогическими. Педагогу необходимо поддерживать инициативу детей, организовывать диалогическое общение, корректировать свой замысел с поправкой на реальные условия. На этом этапе педагогу приходится быстро принимать решения при возникающих затруднительных или непредвиденных ситуациях, отклонениях от заранее смоделированного общения. В этом случае вносятся поправки или заменятся вариант общения.

Анализ осуществленной системы общения и моделирование системы общения на предстоящую деятельность.На этом этапе педагогического общения педагог должен выявить сильные и слабые стороны общения, осмыслить, в какой мере он удовлетворен процессом взаимодействия с детьми, спланировать систему предстоящего общения с коллективом с учетом необходимых корректив.

Для организации педагогического общения важно представлять его логику и технологию.

Начальный этап – важнейший момент в установлении контакта между педагогом и детьми. Предлагаем его следующую технологическую цепочку (вариант Л.А. Байковой, Л.К. Гребенкиной, адаптированный).

1. Ориентировочная стадия.

- в коммуникативной памяти восстанавливаются особенности предыдущего общения в данном коллективе;

- устанавливается новая ситуация и ее оперативное соотношение как с прошлой, так и со спланированной ранее собственной моделью взаимодействия;

- уточняются стиль, система и особенность предстоящего общения.

2. Стадия привлечения внимания.

Различные варианты:

- речевой (вербальное обращение к детям);

- паузальный (с активным внутренним обращением - требованием внимания);

- двигательно-знаковый (проход по группе, запись на доске, предъявление наглядных пособий, игрушек и т.п.);

- аудиальный (предъявление музыки, шумов, звуков)

- смешанный.

3. Стадия «зондирования души» объекта.

Уточняет сложившиеся на предыдущих стадиях представления об условиях общения и неожиданных коммуникативных задачах, определяет уровень готовности к немедленному началу продуктивного общения, выбирает оптимальный момент для его начала.

4. Стадия вербального общения.

Использует слово, которое должно активно воздействовать на чувства и сознание, стимулировать мышление, воображение, создавать потребность в поисковой деятельности с ярко выраженным при этом личным отношением педагога к тому, о чем идет речь в ситуации общения.

Организация и управление диалогическим общением требует от коррекционного педагога, психолога следования определенным принципам и правилам:

1) Безусловное принятие ребенка - исходное положительное отношение к ребенку, принятие его со всеми его особенностями, недостатками, промахами, бедами. Принимать ребенка - значит проявлять к нему терпимость, стремиться понять его, помочь ему.

2) Проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом.

3) Осознание и признание права личности быть непохожей на других, терпимость.

4) Представление права на свободу выбора.

5) Оценка не личности ребенка, а его деятельности.

6) Владение способностью чувствовать (эмпатия), понимать (идентификация) каждого ребенка, смотреть на проблему его глазами, с его позиций.

7) Возможность учитывать индивидуально-психологические и личностные особенности ребенка.

Из этих принципов вытекают правила педагогического общения:

· проявлять педагогический такт (в каждом конкретном случае применять метод, поддерживающий чувство достоинства ребенка);

· уметь:

- по внешним признакам определить состояние ребенка;

- поддерживать мимикой, позой высказывания ребенка;

- выслушивать с вниманием и уважением;

- не прерывать ребенка;

- владеть культурой речи (доступность, образность, логичность, лаконичность);

- управлять мимикой, жестами;

- вести диалог, а не монолог.

· уметь управлять своим состоянием, чувствами (вытеснением отрицательных мыслей и желаний из сознания, установка на положительное восприятие ребенка-собеседника, владение приемами длительного включения положительных эмоций, «свечение» (В.Л. Леви) – излучение тепла, любви, доброжелательности).

Диалогическое общение строится на взаимопонимании и взаимном уважении субъектов коррекционно-воспитательного процесса. Однако жизнь полна противоречий, и в профессиональной деятельности педагог часто встает перед проблемой: как разрешить конфликт с ребенком, с коллегами?

Одним из компонентов педагогической культуры являются культура поведения в конфликтной ситуации, владение технологией разрешения конфликтов. Конфликт - это процесс резкого обострения противоречий и борьбы двух или более сторон в решении проблемы, имеющей значимость для каждого из участников. Конфликт = проблема (противоречие) + конфликтная ситуация + участники + инцидент.

Экспериментально-поисковая деятельность МДОУ «Д/с компенсирующего вида № 105» потребовала изучения стилей педагогического общения, уровня конфликтности в коллективе. Использование методических рекомендаций по разрешению конфликта В.И. Андреева, Ю.Б. Гиппенрейтер, Д. Карнеги в практической работе специалистов ДОУ позволили нам значительно снизить уровень конфликтности в коллективе.

При производственном конфликте используется следующая технологическая цепочка:

1. При вступлении в конфликт проведите аналитическую работу:

- определите проблемы, относящиеся к ценностной сфере (стоит ли настаивать на своем, значимо ли это?);

- определите ваши ценностные альтернативы;

- выберите одну из них, исходя из последствий, которые она влечет за собой;

- проанализируйте последствия разрешения конфликта в близкой и дальней перспективе;

- определите причины возникновения конфликта (те противоречия, которые привели к его возникновению, цели и мотивы участников конфликта);

- проанализируйте отношения участников до возникновения конфликта;

- выявите, есть ли лица, заинтересованные в конфликте или его позитивном разрешении;

- определите свои задачи (каков должен быть позитивный результат, удовлетворяющий интересы обеих сторон и улучшающий дело);

- выберите способы взаимодействия с оппонентом, не унижающие ни одну из сторон. Мысленно проиграйте как можно больше позитивных вариантов решения конфликта.

2. Возьмите на себя управление разрешением конфликта. Проявите инициативу в поиске консенсуса (кто делает первый шаг, тот и выигрывает; если Вы чувствуете, что не правы, признайте это сразу):

- в начале переговоров используйте либо «Я-сообщение», либо «активное слушание»;

- дайте почувствовать своему оппоненту его значимость;

- не выдвигайте сразу свои требования и условия, подчеркните точки соприкосновения, взаимные интересы;

- обосновывайте, аргументируйте заинтересованность человеком и его проблемами.

В работе с детьми мы использовали следующую технологическую цепочку разрешения конфликта, включающую алгоритм анализа педагогической ситуации и решения педагогической задачи.

1. Активное слушание;

2. «Я - сообщение»;

3. Сбор возможных решений: «Как же нам быть?»;

4. Детализация принятого решения;

5. Выполнение принятого решения;

6. Контроль. Лучше, если свою деятельность будет анализировать сам ребенок.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.