Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Понятие и признаки субъектов хозяйственной деятельности

2017-05-16 387
Понятие и признаки субъектов хозяйственной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Субъектами хозяйственной деятельности являются носители хозяйственных прав и обязанностей, обладаю­щие определенными признаками. Как правило, выделяет­ся четыре основных признака субъектов хозяйственной деятельности: наличие обособленного имущества, на базе которого осуществляется хозяйственная деятельность; ре­гистрация в установленном порядке или легитимация иным образом; наличие хозяйственной компетенции; са­мостоятельная имущественная ответственность.

Важнейшим признаком субъекта хозяйственной дея­тельности является наличие у него обособленного имуще­ства. Обособленность имущества, самостоятельная от­ветственность, в том числе имущественная, характеризует любой полностью дееспособный субъект права, а не толь­ко организацию с правами юридического лица. Имущест­во необходимо для осуществления хозяйственной, прежде всего коммерческой, деятельности. Правовой формой обособления является право собственности, наличие ко­торого дает обладателю максимум возможностей зани­маться непосредственно предпринимательской деятельно­стью, а также осуществлять руководство создаваемыми организациями, определять направления их деятельности и условия ее осуществления.

Собственнику принадлежат права владения, пользова­ния и распоряжения своим имуществом. В соответствии с действующим законодательством собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежа­щего ему имущества любые действия, не противоречащие законодательству, общественной пользе и безопасности, не наносящие вреда окружающей среде, историко-куль­турным ценностям и не ущемляющие прав и защищаемых законом интересов других лиц, в том числе: отчуждать свое имущество в собственность другим лицам; переда­вать им, оставаясь собственником, права владения, поль­зования и распоряжения имуществом; отдавать имущест­во в залог и обременять его другими способами; а также распоряжаться им иным образом. При этом следует иметь в виду, что наличие у собственника именно таких прав в отношении своего обособленного имущества является на­иболее важным условием появления субъекта хозяйствен­ной деятельности. Наличие именно таких прав способст­вует более полной реализации собственного экономичес­кого интереса к ведению дел с целью получения прибыли.

Юридические лица, созданные на основе собственнос­ти Республики Беларусь или собственности администра­тивно-территориальных единиц, не являются собственни­ками закрепленного за ними имущества. Признаком их имущественной обособленности является самостоятель­ный баланс государственного унитарного или казенного предприятия и самостоятельная смета государственного учреждения с правом распоряжения имуществом. Кроме того, субъекты хозяйствования могут обладать имущест­вом не только на основе права собственности, хозяйствен­ного ведения или оперативного управления, т.е. на основе вещных прав, но и на основе иных прав, например обяза­тельственных (аренда, заем).

ГК Республики Беларусь определяет предпринима­тельскую деятельность как самостоятельную деятель­ность юридических и физических лиц, осуществляемую ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направлен­ную на систематическое получение прибыли от пользова­ния имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания ус­луг, если эти работы или услуги предназначаются для ре­ализации другим лицам и не используются для собствен­ного потребления (ст. 1).

Таким образом, цель предпринимательства - это по­лучение прибыли или личного дохода. Выступление в хо­зяйственном обороте с целью получения прибыли означа­ет, что только профессиональное занятие производством товаров (работ, услуг) дает основание считать участников такой деятельности предпринимателями. Если гражданин эпизодически или непрофессионально без цели извлече­ния прибыли выполняет какие-то работы, услуги (напри­мер, по просьбе соседа даже с оплатой разового вознаг­раждения производит ремонт в квартире), то он не может расцениваться как предприниматель. В этом случае на не­го могут распространяться нормы гражданского права, но не положения, регулирующие хозяйственные отношения.

Субъекты хозяйственной деятельности легитимиру­ются посредством государственной регистрации. Госу­дарственная регистрация может производиться только в порядке, определяемом законодательными актами. В Рес­публике Беларусь порядок государственной регистрации субъектов хозяйствования регулируется ГК, законами, де­кретами Президента Республики Беларусь и другими за­конодательными актами. Так, Декретом Президента Рес­публики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11 (в ред. Декре­та Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2007 г. № 8) утверждено Положение о государственной регистра­ции и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования. Согласно указанному Положению госу­дарственного регистрации подлежат:

• создаваемые (реорганизуемые) юридические лица:

• хозяйственные товарищества и общества, унитар­ные предприятия, производственные кооперативы, в том числе сельскохозяйственные производственные коопера­тивы, и крестьянские (фермерские) хозяйства (далее - коммерческие организации);

• ассоциации (союзы) - объединения коммерческих и (или) некоммерческих организаций, объединения ком­мерческих организаций и (или) индивидуальных предпри­нимателей, потребительские кооперативы, садоводческие товарищества, торгово-промышленные палаты, учрежде­ния, товарищества собственников (далее - некоммерчес­кие организации);

• граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели);

• изменения и (или) дополнения, вносимые в учреди­тельные документы коммерческих и некоммерческих ор­ганизаций, а также в свидетельства о государственной ре­гистрации индивидуальных предпринимателей.

При этом не нуждается в какой-либо легитимации в ка­честве субъекта хозяйственной деятельности государство.

Деятельность субъектов хозяйствования без государст­венной регистрации является незаконной и запрещается.

Хозяйственная компетенция как необходимый эле­мент правосубъектности означает совокупность прав, ко­торыми наделен субъект в соответствии с законом и учре­дительными документами. Хозяйственная компетенция предполагает возможность осуществления субъектом оп­ределенных видов хозяйственной деятельности, соверше­ния сделок. На практике выделяют общую, ограничен­ную, специальную и исключительную хозяйственные компетенции.

Под общей хозяйственной компетенцией понимается возможность субъектов хозяйствования иметь права и обязанности, необходимые для осуществления любых ви­дов хозяйственной деятельности, не запрещенных зако­ном.

Субъект хозяйствования, являясь носителем общей хозяйственной компетенции, имеет право самостоятельно ограничить ее в учредительных документах. В этом слу­чае будет иметь место ограниченная компетенция.

Отдельные субъекты хозяйственной деятельности за­коном наделены специальной компетенцией. Это значит, что указанные субъекты хозяйствования имеют права, со­ответствующие целям хозяйственной деятельности, пре­дусмотренным в уставе, и несут связанные с этой деятель­ностью обязанности. Например, специальной компетенци­ей обладают некоммерческие организации.

Исключительной компетенцией обладают субъекты, избравшие для себя такой вид деятельности, при ведении которой законодателем установлен запрет на осуществле­ние каких-либо иных видов хозяйственной деятельности. Например исключительной является деятельность бан­ков, кредитных, аудиторских организаций и др.

Компетенция субъектов хозяйственной деятельности может быть ограничена практикой лицензирования. Например, отдельными видами деятельности субъект хозяй­ствования вправе заниматься только после получения ли­цензии - специального разрешения соответствующего ор­гана. Перечень видов деятельности, на осуществление ко­торых требуется лицензия, и органов, выдающих лицен­зии, утверждается правительством. Кроме того, в ст. 31 ГК предусмотрено, что в случаях, предусмотренных зако­нодательными актами, предпринимательская деятель­ность гражданина (индивидуального предпринимателя, учредителя, участника, собственника имущества или ру­ководителя юридического лица и др.) может быть ограни­чена в судебном порядке на срок до трех лет. При этом предприятие и иное имущество, находящееся в собствен­ности указанного гражданина, может быть использовано им в период действия ограничения для предприниматель­ской деятельности исключительно путем передачи этого имущества в доверительное управление.

Признак самостоятельной имущественной ответ­ственности означает, что субъект хозяйствования отве­чает сам своим имуществом перед контрагентами и госу­дарством. Субъект хозяйствования может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимуществен­ные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответ­чиком в суде от своего имени, выступать полноправным участником гражданского оборота. Так, юридические ли­ца, кроме финансируемых собственником учреждений, отвечают по своим обязательствам всем своим имущест­вом.

Республика Беларусь является особым субъектом хо­зяйствования, так как государство само устанавливает порядок создания, регистрации и прекращение деятельно­сти субъектов хозяйствования, определяет объем их пра­воспособности. Учредив субъект хозяйствования, государ­ство снимает с себя ответственность по его обязательст­вам, однако оно может в порядке исключения принять на себя ответственность по обязательствам государственных организаций или установить, что государственные органи­зации несут ответственность по обязательствам государ­ства. Республика Беларусь, ее административно-террито­риальные единицы не отвечают по обязательствам со­зданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмот­ренных законодательными актами. Например такое ис­ключение предусмотрено в п. 5 ст. 115 ГК, из которого следует, что Республика Беларусь несет субсидиарную от­ветственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

Государственное учреждение отвечает по своим обяза­тельствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответ­ственность по его обязательствам несет собственник соот­ветствующего имущества (п. 2 ст. 120 ГК).

Предприниматель, осуществляющий свою деятель­ность без образования юридического лица, отвечает по обязательствам, связанным с этой деятельностью, имуще­ством, принадлежащим ему на праве собственности.

Имущественная ответственность предпринимателя, осуществляющего свою деятельность на основе контрак­та (договора), должна быть определена в контракте (дого­воре). При этом она может обеспечиваться внесением за­логовой суммы или предоставлением для этих целей свое­го личного имущества в иной форме. Пределы ответст­венности предпринимателя устанавливаются действую­щим законодательством, учредительными документами или договором с собственником имущества либо уполно­моченным им органом.

Таким образом, к субъектам (участникам) хозяйст­венной деятельности относятся граждане и юридичес­кие лица, осуществляющие хозяйственную деятельность, зарегистрированные в установленном законом порядке и выступающие в хозяйственном обороте с целью получе­ния прибыли, а также Республика Беларусь и ее админис­тративно-территориальные единицы.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.