Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

От туризма и краеведения – к музейной педагогике.

2017-05-16 536
От туризма и краеведения – к музейной педагогике. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Николай Григорьевич Карпов – директор МОУ «Климовская средняя общеобразовательная школа» Череповецкого района Вологодской области, закончил естественно-географический факультет Вологодского педагогического университета. Вся его долгая педагогическая деятельность с самого начала переплелась с велотуризмом, краеведением, школьно-музейной работой.

История музея Климовской средней школы.

 

12 декабря 1987 года птицефабрике «Череповецкая», которая находилась в п. Климовское Череповецкого района, исполнилось 20 лет. К юбилейной дате в поселке был открыт музей, посвященный истории сельхозпредприятия и передовикам производства.

Часть экспозиций отражала развитие социальной сферы в п. Климовское. В одном из залов силами местных краеведов С.Ш. Мустаева, Н.Н. Ермолаева, Г.Н. Богданова была создана экспозиция «История поселка Климовское и окрестных деревень», собраны разнообразные экспонаты XIX – начала XX века: орудия труда и предметы крестьянского быта, старинные деньги и книги, иконы. Музей пользовался большой популярностью у местных жителей и приезжих.

После распада СССР птицефабрика испытывала экономические проблемы и одно время даже находилась на грани банкротства. Для сохранения производства создали новое предприятие – ОАО «Череповецкий бройлер». Началось освобождение от подсобного хозяйства: конефермы, кроликофермы, животноводческого комплекса, а также учреждений социальной сферы: детского сада, музея. Часть музея отдали Череповецкому районному военкомату. Затем в его помещении разместили подростковый клуб. Яркие стенды стали ветшать, из музея пропадали экспонаты.

В январе 1996 года по инициативе С.Ш. Мустаева часть экспонатов краеведческого отдела передали Климовской средней школе, чтобы оборудовать кабинет краеведения.

Создание в школе такого кабинета было необходимо еще по одной причине. С 1975 года здесь работает секция велотуризма, руководителем которой является автор. Первый велопоход школьников по маршруту Климовское – Белозерск – Кириллов – Климовское состоялся в мае того же года. В то время приходилось крутить педали по грунтовым дорогам. За первым походом последовал второй, третий… К осени 1996 года их количество перевалило за 50. Школьники-велотуристы колесили дороги Вологодской, Ленинградской, Костромской, Тверской, Ивановской, Архангельской, Мурманской областей, Карелии. Из походов привозили буклеты, открытки, краеведческую литературу, минералы, изделия народных промыслов и другие материалы. В кабинете географии, истории, литературы был накоплен, но не систематизирован, краеведческий материал, к которому прибавились творческие исследовательские работы учеников.

В конце 1996 года в просторном помещении начальной школы оборудовали кабинет краеведения. Его основными экспонатами стали «Интерьер крестьянской избы», экспозиция «Эхо минувшей войны», уголок «Из истории Климовской средней школы». Активное участие в оборудовании экспозиций приняли учителя и ученики школы, завхоз М.Ю. Костичев, краевед С.Ш. Мустаев. В кабинете оставили парты, что позволило проводить здесь уроки истории, географии, «Истоков», классные часы и музейные занятия.

Учитель географии Т.С. Нетужилова организовала краеведческий кружок. Ребята собирали материалы об учителях-ветеранах Климовской средней школы, участвовали в заочных районных и областных конкурсах по краеведению, вели подготовку к районным краеведческим конференциям.

В 2000 году на пороге нового века, нового тысячелетия было решено преобразовать краеведческий кабинет в школьный музей. Каждый год будет отдалять нас от ХХ-го века. Поэтому очень важно сохранить память о минувшем столетии.

Создание краеведческого музея оказалось делом не простым. За организацию взялась К.В. Окунева – учитель-пенсионер и бывший школьный библиотекарь. Она вела факультатив по краеведению с учениками 7-х классов. На теоретических занятиях ребята изучали историю д. Климовское, г. Череповца, встречались с ветеранами войны и труда. Во время практических занятий ученики под руководством Капитолины Васильевны занимались систематизацией газетного материала, изготовляли бирки с названиями экспонатов, составляли описи. К концу 2001 учебного года кабинет краеведения стал обретать черты школьного музея.

 

Экскурсионная работа в музее.

 

Неотъемлемой частью любого музея является экскурсионная работа. Интерес к ней ребята проявили сразу. В сентябре 2002 года была создана группа экскурсоводов из учащихся 8-х классов. Популярность школьного музея росла, обозначилась его роль в учебно-воспитательном процессе, дух творчества прочно поселился в музейном кабинете.

Однако специальных знаний не хватало. Для знакомства с работой профессиональных экскурсоводов и расширения кругозора мы совершили поездки в Череповецкий краеведческий и археологический музей, в центр традиционной народной культуры с. Воскресенское Череповецкого района.

Через месяц ученики представили тематику своих экскурсий: «Лён, его обработка, изделия из льна», «Кузнечный промысел, изделия из железа», «Гончарное производство, посуда из глины», «Изделия из бересты» и другие.

С ноября экскурсии для учеников 1 – 7-х классов Климовской средней школы стали регулярными. Высоко оценили проведенные ребятами экскурсии библиотекари и учителя начальных классов Череповецкого района.

С 20 ноября 2002 года по 15 мая 2003 года юные экскурсоводы провели 36 экскурсий. По пять экскурсий провели Марина Блинова, Настя Фролова, Настя Березина и Сергей Беляевский. Одновременно ребята занимались описанием экспонатов, пополняя свои знания, позволяющие более квалифицированно и интересно проводить экскурсии, приобщаться к деятельности музейных работников.

Для повышения интереса климовских школьников к музею в школе провели массовую акцию по сбору предметов с советской символикой. Ученики и учителя приносили советские деньги, значки, марки, конверты, лотерейные билеты, открытки. Активисты музея систематизировали собранный материал и развернули экспозицию «К 80-летию СССР». Классные руководители 5-11 классов с января по май 2003 года провели тематические экскурсии, используя созданную экспозицию.

С тех пор советом музея ежегодно планируется годовая тематическая экскурсия, которую проводят классные руководители или подготовленные ими школьники. В 2004 году – экскурсия «История Климовской земской начальной школы». В 2005 году – экскурсия «Наш земляк М.И. Сорокин – Герой Советского Союза». В 2006 году – экскурсия «Выпускник Климовской средней школы Сергей Смирнов – воин-интернационалист».

Закономерным итогом работы учеников и учителей школы стало успешное участие в областном конкурсе «Музеи-дебютанты» и получение официального статуса школьного музея.

Часть экскурсоводов- кружковцев после 9 класса поступили в учебные заведения Череповца и Вологды. Остальным оставалось учиться два года, то есть необходимо было готовить новых музейных гидов.

В 2004 – 2005 учебном году педагогический коллектив Климовской средней школы принимает решение приступить к предпрофильной подготовке учащихся на II ступени. В 9 классе пять учителей вызвались вести элективные курсы. Автор разработал программу «Экскурс-ура!»

Программа курса предназначена для учащихся 8-9 классов. Содержание курса позволяет расширить краеведческие знания школьников, познакомить их с основами профессиональных знаний по музееведению и экскурсоведению. Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому и эмоциональному развитию детей, воспитывает любовь к родному краю, формирует художественно-эстетическое восприятие окружающего мира.

Курс имеет четкую практическую направленность, так как на занятиях учащиеся готовят экскурсии по школьному краеведческому музею, самостоятельно прорабатывают различные информационные источники, краеведческую литературу, справочные энциклопедии, словари. Ребята готовят и проводят экскурсии для одноклассников и, выставляя друг другу рейтинговые оценки, определяют лучших экскурсоводов. Победители получают право проводить экскурсии для учащихся и гостей Климовской средней школы.

В 2004 – 2005 учебном году элективный курс «Экскурс-ура!» проводился в 9 классе. Первый блин не получился комом. Все ученики подготовили и провели экскурсии. Наиболее высокие оценки одноклассников получили Света Дербина – экскурсия «Икона в крестьянском доме», Екатерина Зыкалова – экскурсия «Русская изба», Оксана Овенникова – экскурсия «О чем поет самовар». Девушки провели несколько экскурсий для учеников 1 – 8 классов, а в апреле 2005 года для директоров школ Череповецкого района во время проведения на базе Климовской средней школы тематического семинара.

Через год О. Овенникова стала победителем заочного конкурса школьных экскурсоводов на районной конференции «Мир через культуру».

В 2005 – 2006 учебном году курс проводился с учениками 8 класса. По итогам занятий были выявлены новые экскурсоводы: Роман Багакашвили – экскурсия «От лучины до электрической лампочки», Мария Веселова – «Изделия из бересты», Татьяна Шабанова «Меры длины на Руси». Ребята провели экскурсии для воспитанников детского сада «Рябинка», учеников начальной школы, родителей 8 класса.

В 2006 – 2007 учебном году на курсах занимаются ученики 8 класса. К 15 декабря 2006 года в музее Климовской школы проведено 250 экскурсий, на которых побывало более 2500 человек. Бывают не только коллективные, но и индивидуальные посещения школьного краеведческого музея. Как правило, после очередной экскурсии книга отзывов пополняется новыми записями. Вот некоторые из них.

«Спасибо вам большое за экскурсию, за уют и тепло вашего музея».

Группа педагогов Шекснинского района. 22.04.04г.

«Выражаем благодарность за очень содержательную экскурсию. Спасибо за внимание к нашей культуре. Пока живы традиции русской культуры – жива страна».

Учителя географии Череповецкого района. 23.11.04г.

«С большим удовольствием ознакомился с экспонатами нашего северного края, милой Вологодчины. Спасибо, желаю, чтобы музей жил и расширялся». А.М. Туркин – первый зам. главы Администрации Череповецкого района. 01.09.05.

«С большим интересом познакомился с экспонатами музея, собранными энтузиастами благородного дела. Не зная прошлого, не уважая его, не познать и настоящего».

Л.М. Куралёв – уроженец д. Поповское, полковник запаса, афганец. 07.10.05г.

«Экскурсия по музею Климовской школы вдохновила нас на следующее путешествие по дорогам России».

Группа велотуристов Нелазской средней школы. 30.06.06г.

 

Краеведческие путешествия.

 

Экскурсионная работа в школьном музее внесла новизну в деятельность секции велотуризма. Велопоходы по Череповецкому и соседним районам приобрели краеведческую направленность. Весной 2004 года в музее школы побывали учителя-ветераны и с интересом прослушали рассказ Виты Трефиловой о гончарном производстве в окрестностях Ёрги. Но одна из посетительниц музея обратила внимание экскурсовода на то, что посуду из глины раньше изготовляли не в Ёрге, а в соседних деревнях – Горка, Новотрюмово, Остров. Она рассказала, что в ее родной деревне Шабанова Гора в доме матери есть немало интересных вещей, которые бы украсили школьный музей. У юных краеведов появилось желание побывать в этих местах, расположенных в 20-ти километрах от Климовского.

В сентябре состоялся краеведческий велопоход, в котором участвовали восемь учеников 10 класса и учителя-краеведы.

В д.Горка краеведы познакомились с В.Н. Федоровым. Ему за семьдесят, но ветеран хорошо помнит, как занимался гончарным делом. Подробно рассказал, где брали глину, какой гончарный круг использовали в работе, как вели обжиг и добивались различного окраса посуды. Виталий Николаевич назвал нам фамилии известных в округе гончаров – Н.Г. Горбачев, Е.П. Цветков, М.Н. Румянцев и другие. Из д.Шабанова Гора привезли в музей более десятка экспонатов. За три года совершили десять краеведческих велопоходов, побывав в тридцати деревнях Череповецкого района, выяснили, что гончарный промысел хоть и называется ёрговским, действительно был сосредоточен в д.Горка, Остров, Новотрюмово и Некрасово, возле которых залегала качественная глина. Встреча со старожилами деревень позволила установить фамилии более тридцати гончаров.

Во всех походах приняла участие Виталия Трефилова, которая подготовила работу «Гончарное производство в окрестностях Ёрги». На областной конференции «Мир через культуру» (март 2006г.) на секции «Музееведение» Виталия заняла 2-е место. В школьных велопоходах приняла участие Юлия Мустаева. Она выбрала интересную тему «Микротопонимы окрестностей Климовского». Ее работа была признана лучшей на районной конференции «Мир через культуру» в феврале 2006года.

По инициативе первых учеников – экскурсоводов ежегодно поводятся краеведческие автовелопоходы. А родилась идея так. Во время экскурсии в музей с 6 классом в феврале 2003 года учитель Т.И. Сапожникова посетовала, что не может подарить музею интересные вещи крестьянского быта, так как находятся они в доме матери Анны Ивановны в д. Поленовская Белозерского района. Решили организовать в Белозерский район не простую поездку, а целую этнографическую экспедицию.

В автовелопоход отправились 12 учеников и 2 учителя. С собой взяли 3 велосипеда. За два дня экспедиции к велотуризму приобщились все желающие.

В д. Поленовская остановились в доме А.И. Мельниковой. Анна Ивановна долгое время работала учителем и рассказала ребятам о том, в каких условиях учились их сверстники в 30-40-е годы. С интересом слушали краеведы рассказ ветерана о выращивании, обработке льна, изготовлении из льна ткани. Анна Ивановна подарила музею ткацкий станок, прялки, полотенце из льна, глиняную посуду. А.П. Михайлов – 90-летний ветеран – рассказал много интересного о жизни деревни в 30-е годы, о том, как шил сапоги из кожи. В д. Хлопузово познакомились с А.Е. Мельниковым. Александр Егорович долгие годы работал кузнецом, через его руки прошла не одна тонна железа. Сельскому умельцу приходилось изготавливать подковы, ковать лошадей, ремонтировать все виды сельхозтехники.

Кузница в деревне давно не работает, но сохранилось бревенчатое здание с горном, наковальней, частью инструментов. Александр Егорович помог нам отобрать наиболее интересные экспонаты для музея.

На следующий день побывали в Белозерске. Посетили музей истории, побывали на колокольне, расположенной на берегу Белого озера. По городскому валу проследовали к музею «Люди и озеро». Завершилась экскурсия посещением клуба ратоборцев «Синеус».

В мае 2004 года состоялся не менее увлекательный автовелопоход в Кириллов-Ферапонтово-Куракино. В д. Куракино познакомились с Н.Г. Мишенцевой, которая организовала производство изделий из глины. В г. Кириллове открыт фирменный магазин «Куракинская керамика». В апреле 2005 года совершили автовелопоход в Устюжну-Даниловское, посетили не только городской краеведческий музей и знаменитую усадьбу, но и четыре школьные музея. В мае 2006 года побывали в с. Сизьма Шекснинского района. Жители старинного села с любовью создают музейный комплекс, бережно сохраняют местные обряды и обычаи.

Автовелопоходы позволили не только пополнить школьный музей новыми экспонатами, но и приобрести бесценный опыт по ведению музейного дела.

С января 2004 года заведующей музея является В.В.Долгих – лаборант школы, библиотекарь по профессии. Под ее руководством ученики продолжают работу по систематизации собранного материала, описание экспонатов. Проведена нумерация всех экспонатов.

С 2004 года в небольшой комнате рядом с музеем создается экспозиция «История Климовской земской начальной школы». Еще в 80-е годы один из жителей п. Климовское подарил школе бесценный экспонат – старинный статистический бланк.

Согласно этому историческому документу Климовская земская начальная школа Петриневской волости Череповецкого уезда Новгородской губернии начала действовать с 1912 года.

Из документа явствует, что школа расположена на частной земле в наемном здании. При школе находилась квартира учителя. Школу посещало 24 ученика в 1 классе и 12 во втором. Со всеми занимался один учитель – Зинаида Яковлевна Самосудова, стаж педагогической работы 6 лет. Закон Божий вел священник Васильевской церкви Алексей Захарович Белоликов. Годовое жалование учителя составляло 360 рублей, священника – 30 рублей. В школе имелось 234 учебника по восьми предметам и 103 книги для внеклассного чтения. В школе было всего 4 карты, 14 таблиц и одни счеты. Учебный год продолжался 125 дней. Ученики исправно посещали уроки, второгодников не было.

Экспозиция «История Климовской земской начальной школы» позволяет перенестись в первое десятилетие 20 века. Стол учителя, стол учеников и пара скамеек, доска черного цвета. Удачно вписывается в интерьер экспозиции картина «Крестьянские дети в школе» – автор выпускница Климовской средней школы 2005 года Спицына Анастасия.

На столах более десятка учебников и книг, изданных в конце XIX-го – начале XX-го веков, газеты, фотографии того времени. На доске мел, школьный звонок, портреты А.С. Пушкина и М.В. Ломоносова. Возле доски классные счеты.

Выпускницы 2006 года Марина Блинова и Надежда Лопатина провели ряд экскурсий по данной экспозиции. Анастасия Березина подготовила реферат «История Климовской земской начальной школы». На районной краеведческой конференции «Мир через культуру» она заняла призовое место.

В музее есть еще одна небольшая, но ценная экспозиция «Эхо минувшей войны». На одном стенде помещены фамилии местных ветеранов войны, фотографии. Другой стенд посвящен уроженцу д. Поповское Герою Советского Союза М.И. Сорокину. Ветеран живет в г. Краснодар, скоро ему исполнится 90 лет и приехать на родину не позволяет состояние здоровья.

Но активисты музея ведут переписку с Михаилом Ивановичем. Его воспоминания, газетные статьи помогли подготовить экскурсии, посвященные 60-летию Победы в Великой Отечественной войне.

В одном из витражей экспозиции находятся экспонаты, привезенные с места боёв на полуострове Рыбачьем из велопоходов 1989 и 1991 года.

Ребятам интересно заниматься деятельностью, которая развивает их творческие способности, позволяет узнать много нового, приобрести умения и навыки, необходимые во взрослой жизни.

 

 

Элективный курс «Экскурс-Ура!» (музейная программа)

 

Н.Г. Карпов – директор МОУ «Климовская средняя

общеобразовательная школа» п. Климовское Череповецкого района.

 

Пояснительная записка

 

Программа элективного курса «Экскурс – ура!» предназначена для учащихся 8 – 9 классов. Содержание элективного курса позволяет расширить знания учащихся по краеведению, познакомить их с основами профессиональных знаний по музееведению, экскурсоведению, т. е включает материал, выходящий за рамки базовых программ. Одновременно школьники углубляют знания по истории, географии Вологодской области.

Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, воспитывает любовь к родному краю, богатству культуры своего народа, формирует художественно эстетическое восприятие окружающего мира.

Данный курс представляется актуальным, поскольку знакомит учащихся со способами работы с географической, краеведческой, исторической литературой, развивает практические умения, которые необходимы учащимся для овладения содержанием большинства школьных предметов, способствует воспитанию личности компетентной в сфере интеллектуальной и информационно-коммуникативной деятельности.

Курс имеет четкую практическую направленность, так как на занятиях ученики должны подготовить экскурсии по экспонатам школьного краеведческого музея, самостоятельно поработать с различными информационными источниками: краеведческой литературой, справочными энциклопедиями. Подготовка экскурсии не является самоцелью. Ребята проводят экскурсии среди одноклассников, выявляют лучшие из них, выставляя рейтинговые оценки. Победители получают право проводить экскурсии для учеников начальной школы, 5-7 классов, гостей Климовской средней школы.

Программа не создает учебной перегрузки школьников, т.к. подготовка экскурсий ведется на занятиях в музее под руководством учителя и не предусматривает домашних заданий.

Курс имеет важное образовательное значение для дальнейшего изучения социально-экономической географии, истории. Он может быть предложен учащимся, сориентированным на различные профили старшей школы, в первую очередь гуманитарный, социально-экономический.

 

Тематическое планирование

 

№ п/п   Тема занятия Кол- во час Деятельность учащихся Форма контроля Оборудование
  Введение. Особенности элективного курса «Экскурс – ура!». 1 ч. Лекция с элементами практ.работы    
  Знакомство с историей краеведческого музея Климовской средней школы. 1 ч. Интерактивное музейное занятие   Экспозиции музея «Русская изба», «Эхо минувшей войны», «История земской начальной Климовской школы».
  Основы музееведения, музейной экскурсии. 1 ч. Лекция. Составление словаря по теме занятия.  
  Выбор тематики для проведения экскурсий в школьном музее. 1 ч. Самостоятельный осмотр экспозиции школьного музея, отдельных экспонатов. Беседа с учителем.    
5-6 Отбор материала для экскурсии. 2 ч. Отбор материала из краеведческой литературы, конспектирование материала. Провер-ка конспекта Краеведческая литература, энциклопедии, справочный материал, заметки из районной газеты «Сельская новь».
  Экскурсия в музей г.Череповца или в ЦТНК с. Воскресенское. 1 ч. Слушание экскурсии. Анализ деятельности экскурсовода. Мини-тести-рование Экспозиции музея
8-9 Оформление материалов экскурсий школьниками. 2 ч. Написание текста экскурсии. Проверка конспекта Тетради, альбомы, музейные экспонаты.
10-11 Проведение экскурсий в группе. 2 ч. Проведение экскурсий в группе слушателей элективных курсов. Рейтинговая оценка экскурсий. Конспекты материалов экскурсии. Экспозиции музея. Видеокамера.
  Подведение итогов. 1 ч. Участие в анкетировании    

 

Программа и методические рекомендации по содержанию и проведениюзанятий.

Введение. 1 час.

Поскольку элективный курс «Экскурс – ура!» краткосрочен, целесообразно проведение вводного занятия, где учащиеся знакомятся с общей структурой и примерным содержанием курса: формами проведения занятий, объемом творческой работы, выполняемой школьниками в период изучения курса.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что данный элективный курс позволит им проявить свои творческие способности в нестандартной ситуации, выработать умение черпать нужную информацию из краеведческой литературы, справочников, энциклопедий.

Занятие 2. 1 час.

Знакомство учащихся с историей создания комплексного краеведческого музея Климовской средней школы. Встреча с Климовским краеведом Мустаевым Сергеем Шайдуловичем. Введение учащихся в краеведение, знакомство с краеведческими источниками, методами краеведческой работы.

Занятие 3. 1 час.

Учащиеся знакомятся с основами музееведения, усваивают понятия музейный предмет, музейная экспозиция, узнают об особенностях хранения экспонатов, их размещения при создании музейной экспозиции. Под руководством учителя школьники овладевают методикой описания музейного экспоната, создания музейной экспозиции, получают сведения о музейной экскурсии, методике ее построения.

Занятие 4. 1 час. Выбор тематики экскурсии для проведения в школьном музее.

Учащиеся детально рассматривают музейные экспозиции, отдельные экспонаты школьного музея.

В ходе индивидуальной беседы с учителем школьники обосновывают выбор темы экскурсии. В случае затруднения учащихся с выбором темы экскурсии решение принимается совместно с учителем.

Занятие 5-6. 2 часа.

Учитель подбирает разнообразную краеведческую литературу, краеведческие статьи из районной газеты «Сельская новь», областных газет «Красный север», «Вологодская неделя», справочники и энциклопедии.

Школьники самостоятельно отбирают материал для экскурсии, конспектируют его. Далее с помощью учителя проводят логичное построение отобранного материала для проведения экскурсии.

При желании ребята проводят самостоятельный поиск дополнительного краеведческого материала по выбранной теме.

Занятие 7. 1 час.

Экскурсия в музей г. Череповца или в центр традиционной народной культуры с. Воскресенское. Цель занятия - наблюдение за работой экскурсовода: умение располагаться к слушателям и экспозициям, умение обращать внимание на интересные экспонаты, переход с группой от одной экспозиции к другой и т. д.

Занятие 8 – 9. 2 часа. Оформление материалов экскурсий школьниками.

На занятиях учащиеся прописывают текст экскурсии, прочитывают текст вслух для определения продолжительности экскурсии, проверки соответствия текста с имеющимися в музее экспонатами, корректируют текст в случае необходимости.

Занятие 10 – 11. 2 часа. Проведение экскурсий в группе.

На этом занятии ученики поочередно выступают и в роли экскурсоводов и в роли экскурсантов. Учитель выстраивает очередность экскурсии. Ученик объявляет тему и проводит экскурсию по выбранной экспозиции или группе экспонатов школьного музея. Затем проводится вторая, третья экскурсия и т.д. продолжительность экскурсии не превышает 10 минут, поэтому процесс не утомляет ребят. Выступления учеников снимаются на видеокамеру.

В кабинете географии проходит просмотр видеозаписи с целью дать самооценку своей деятельности, сравнить еще раз рассказ одноклассников для выставления оценки.

Ребята выставляют рейтинговую оценку одноклассникам по двум позициям: выбор материала и умение подать его, умение заинтересовать слушателей.

Занятие 12. 1 час. Подведение итогов.

Объявление рейтинговых оценок, проведение анкетирования учащихся с целью оценки курса и внесения предложений по совершенствованию курса.

 

Литература для учителя.

 

  1. Маленькое окно в большой мир. Вологда. 2004г. Школьный музей (методические рекомендации).
  2. Предпрофильная подготовка учащихся. Вологда. 2005г. Курсы по выбору. Химия, география, биология.
  3. Русский Север. Под редакцией И.В. Власовой. Этническая история и народная культура XII – XX вв., М. Наука. 2004г.
  4. В. Соловьев. Русская культура с древнейших времен и до наших дней. М.: Белый город. 2004.
  5. Материалы по истории местного курса. Ученые записки кафедры истории. Т. 36. Вологда. 1967г.
  6. Аннотированный каталог музеев общеобразовательных школ Вологодской области. Вологда. 2004.

 

Литература для учащихся

 

  1. В. Белов Лад. Архангельск: Северо - Запад. кн. изд.1985.
  2. В. Белов Повседневная жизнь русского Севера. М.: Молодая гвардия. 2000.
  3. М. Семенова Мы – славяне! С.-Пб.: Азбука. 1997.
  4. Л. Беловинский. Энциклопедический словарь российской жизни и истории. М.: ОЛМА-ПРЕСС. 2004.
  5. Череповец. Краеведческий альманах І. Вологда: Русь.1996.
  6. Череповец. Краеведческий альманах ІІ. Вологда: Легия.1999.
  7. Череповец. Краеведческий альманах ІІІ. Вологда: Легия.2002.
  8. Н. Лопатенко. Традиционная керамика Ёрги. Вологда. 1993.
  9. Е. Ильина Вологодские гончары. Вологда. 2000.
  10. Г. Виноградов. История Череповецкого края. Белозерск. 1985.
  11. Г. Сазоненко и др. История Череповца до 1948г. Череповец. ЧМО,УО.1995.
  12. А Клиентов. Народные промыслы. М.: Белый город 2004г.
  13. Русская изба. Иллюстрированная энциклопедия. С-П.: Искусство 2004г.
  14. Энциклопедия русского быта. М.: «Альта - принт» 2005г.
  15. А.В. Камкин «Истоки» Учебное пособие 5 кл. М.: ТШБ 2001г.

 

 

Примерные тексты экскурсий.

Экскурсия на тему «Производство железа на Вологодчине.»

Алексей Кузнецов, 8 класс.

На всем пространстве Железного Поля – от Устюжны до Уломы и Череповеси (Череповец), до Тырпиц и Белозерска – тысячами пудов добывали болотные железные руды, днем и ночью не переводилась работа у кузнецов. Превращение поселения Устюжны в тринадцатом веке в Железный Устюг, Железнопольск, Устюжну Железнопольскую.

Рудознатцы определяли месторождение по ржавой воде озер и красноватому илу на поверхности болот. Это приметы общеизвестные. Наверное, у каждого «копача» имелись свои профессиональные тайны, но до нас ни один из подобных секретов не дошел. Руда чаще всего залегала на дне болот и озер. Тогда сколачивался плот, и него производили, как разведку, так и добычу. Разведку вели шестами, с заостренным концом или железным щупом – рожком. «Добыча руды, особенно озерной, требовала большой физической силы и ловкости: двое рабочих на плоту отъезжали от берега и отыскивали богатое рудное место. Один черпал руду ковшом, прикрепленным к шесту длиной 5 – 8 метров, а второй в проволочном решете полоскал ее в воде, отмывая глину и песок. В среднем за день поднимали от 100 до 200 пудов, за сезон – 5 – 10 тыс. пудов. С плотов руду сгружали на берег в кучи по тысяче пудов каждая.

Специальные печи – домницы вмещали по полтора – два пуда руды. Когда то в древности делали их на возвышенных местах. Чтобы использовать силу ветра для усиления горения. Позже научились применять искусственное дутье, стали поддерживать огонь с помощью мехов. Колхозник деревни Заэран так описывает домашнюю металлургию (запись 30-х годов): «Домница – это большое горно с открытым верхом. С мехами домница соединяется двумя глиняными трубками, стенки домницы так же сделаны из глины. В это горно насыпается пережженная руда вместе с древесным углем – в прослойку. После чего начинают «дуть кричи». Поступающий воздух через трубку из мехов усиливает горение и правит руду».

После варки железа в домнице с него как бы снимают «пенку», то есть домница разламывается из нее достается горячая крица, кладется на наковальню и проковывается: при перековке из железа удаляется лишний шлак.

Получается мягкое, опарошное железо, дальнейшая перековка и закалка давала сталь.

Домница за сезон обычно выплавляла от семидесяти до ста пятидесяти пудов железа. То есть на территории Железного Поля рудокопами ежегодно добывалось несколько сот тысяч болотной руды.

 

Экскурсия на тему «Лапти и другие изделия из бересты».

Мария Веселова, 8 класс.

По мнению археологов, детская, мужская и женская обувь древних славян имела примерно одинаковый фасон, различаясь в зависимости от пола и возраста, в основном размерами и особенностями отделки.

Во все времена наши предки охотно обувались в лапти – «лапти», «лыченицы», «лычные сапоги». Способы плетения лаптей – например, в прямую клетку или в косую, с пятки либо с носка – были у каждого племени, и вплоть до начала нашего века разнились по областям.

Плетение лаптей считалось легкой работой, которой мужчины занимались «между делом». «Связывая лыко», мужчина обеспечивал обувью всю семью – т.к. специальных мастерских не было долгое время.

Первые инструменты для плетения лаптей – кочедырки, которые были найдены учеными, были изготовлены еще в каменном веке. Вот как давно появились лапти!

Лапти крепились к ноге с помощью длинных завязок – «поворозов» завязки несколько раз перекрещивались на голени, прихватывая онучи. Онучи – это длинные, широкие полоски ткани, которыми обматывалась нога ниже колена.

Дешевизна, доступность, легкость и гигиеничность такой обуви не требует доказательств. Другое дело, как свидетельствует практика, лапти имели очень малый срок службы. Зимой они изнашивались за десять дней, после оттепели – за четыре дня, а летом вовсе за три дня. Собираясь в дальний путь, с собой брали не одну пару запасных лаптей. Но сколько же нужно было бересты, чтобы обуть весь народ? Подсчеты показывают, что если бы наши предки усердно рубили деревья, то они исчезли бы еще в доисторической эпохе. Всего вероятнее, что они владели различными способами брать часть коры, не губя дерево. Сроки заготовки бересты могут меняться в зависимости от места произрастания березы, времени наступления и характера весны. На севере России наиболее благоприятные сроки заготовки бересты наблюдаются с 20 нюня по 10 июля. В этот период березовый сок уже не получить. А в устойчивую жаркую погоду, после надреза на стволе береста сходит без усилий.

Кроме обуви плели еще и изделия домашнего обихода, как крупные, объемные, так и небольшие по размерам. Например: сахарницы, конфетницы, шкатулки, стаканы для карандашей, кужни, пестери, кошели д.р.

Кошель – это дорожная заплечевая емкость для переноса продуктов. Для детей плели не большие кошели до 40 см. Каждый взрослый умел плести кошель, но в деревне должен был быть мастер. Продукты в кошеле долго сохранялись, а зимой долго не замерзали. Существовало поверье, что если хранить в кошеле орех-двойчатку, то это человек будет богат. Кошель держали в сенях, во дворе, на чердаке. Их ни когда не выбрасывали, а сжигали, подобно другой утвари из бересты.

Пестерь – это дорожная заплечная емкость в форме мешка, в которой переносили еду.

Кужня – это берестяной короб, с высокими стенками. Кужня использовалась для сеяния и хранения муки, хранения ягод, орехов и т.д. иногда верхний край укреплялся и украшался зубчиками.

Из бересты издавна на Руси изготавливали бураки (туеса). Их использовали по-разному: в них хранили сметану, масло, квас, носили обед работающим в поле.

Туес – это крестьянский цилиндрический сосуд из бересты, с деревянным дном и плотно входящей крышкой с ручкой.

Полоски бересты так плотно прилегали друг к другу, что такие сыпучие продукты, как соль, не высыпались. Как теперь известно, смолистое вещество, находящееся в бересте, препятствовало закисанию продуктов.

Как и деревянные предметы, изделия из бересты украшали резьбой и росписью. Береста – прекрасный материал для вырезания острым ножом тонких кружевных узоров. Такими ажурными берестяными «кружевами» украшали шкатулки, ларцы, пудреницы и коробочки, вазы и стаканчики. А еще узоры на бересте выдавливались специальными штампиками. Это называется тиснением. Например в туесах легкие веточки разбрасывали по красному и желтому фону. Так же кроме росписи, бересту украшали гравировкой и прорезью, из которой делали узорные полосы, и выплетали целые фигурные предметы.

 

Экскурсия на тему «Эволюция светильника».

(путь от лучины до электрической лампочки)

Роман Багакашвили, 8 класс.

Человек всегда тянулся к свету. Первобытные люди разводили в пещере костер, который давал тепло и освещал пещеру.

Когда люди стали строить жилье, нужно было придумать другой способ освещения. Так появился светец.

Светец – это приспособление для освещения лучиной. Имели место и другие названия – светило, светильник, светильня, светыч.

Простейший светец представлял собой согнутый под прямым углом стержень из кованого железа, на одном конце которого имелась развилка с 3-4 рожками, а на другом пятник (острие). Такой светец втыкали острием в щель деревенской стены, а между рожками вставляли лучину. Для падающих угольков под светец ставили корыто, или какой-либо сосуд с водой.

Другой тип светцов – висячие, рассчитаны на несколько лучин. Подвесной светец зацепляли за железную скобу, вбитую в балку.

Более распространены и удобны в быту были переносные светцы. Небольшие, состоящие из металлической развилины, деревянной стойки и донца, светцы ставили на лавку.

Удобны были распространенные на Северо-русских террито


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.125 с.