IV. Виды экспедиций и особенности их проведения — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

IV. Виды экспедиций и особенности их проведения



Однодневные экспедиции проводятся по населенным пунктам, находящимся в 3-5 км. В выходной день утром участники встречаются, разбиваются на поисковые группы, отправляются по заданным маршрутам, записывают воспоминания, собирают предметы музейного значения. Через несколько часов все возвращаются в указанное место. Если местом сбора участников была школа, или учреждение дополнительного образования, то возможно приготовление обеда дежурными и тогда, пообедав, приступают к обработке воспоминаний. А если участники собирались на улице, то после работы расходятся домой и обрабатывают воспоминания дома. На следующий выходной участники отправляются в те же населенные пункты и подписывают обработанные и размноженные воспоминания, проверяют правильность записи воспоминаний и легенд музейных предметов.

Многодневные зимние проводятся в течение учебного года в субботу и воскресенье или на каникулах. Длительность - 2-5 дней. Проживание возможно организовать в сельской школе. Участники спят на полу в спальных мешках, или укрываясь одеялами. Питание возможно по договоренности со столовой или готовят еду кипятильником в котелках, или на электроплитке, которую берут с собой. Возможно включение местных ребят в состав поисковых групп. Это облегчает работу, т.к. сельские школьники знают всех жителей своего и соседних населенных пунктов. Совместная деятельность важна и для сельских ребят, они получают практические навыки поисковой работы.

Многодневные летние – по продолжительности достигают 5-10 дней. Летом экспедиции могут проходить в полевых условиях. На берегу реки в 1,5-2 км. от деревни разбивается лагерь, участники посещают деревни в радиусе 7 км. от лагеря. Во время экспедиции лагерь может менять свое местоположение 1-2 раза.

Комплексные. В них, наряду с юными историками, могут принимать участие школьники, исследующие природу, литературу, фольклор родного края. С 1996 до 2000 года туристско-краеведческий клуб «Исток» ежегодно проводил комплексные экспедиции по побережью Рыбинского водохранилища, в которых кроме истоковцев принимали участие секции экологии и биологии, конструктивной географии научного общества учащихся ДДиЮТ

V. Этапы экспедиции

l-й этап: подготовка экспедиции

Теоретическая

1. В течение учебного года участникам экспедиции читаются лекции по туризму и методике поисковой работы, по психологии, этике поиска, по истории XX века.

2. Изучение специальной литературы по истории той местности, куда запланирована экспедиция.



3. Изучение фондов музея с целью выявления направлений комплектования.

Практическая

1. Участники экспедиции принимают участие в тренировочных туристских походах, в соревнованиях по технике туризма.

2. Для участников экспедиций с учебной целью организуются встречи с ветеранами, на которых они учатся записывать воспоминания, заполнять полевые документы. На занятии дается анализ выполненной работы.

Техническая

1. Подготовка и ремонт общего туристского снаряжения (группового и личного).

2. Подготовка специального снаряжения и оборудования (фотоаппараты, диктофоны, планшеты, папки для хранения воспоминаний, водонепроницаемая упаковка). Оформление полевой документации (акт приема, полевая опись, полевой дневник, удостоверения участников и др.).

3. Подготовка материалов и снаряжения для обеспечения сохранности собранных предметов музейного значения: конверты разных размеров, картонные коробки, папки с завязками, кусочки плотной бумаги или картона для этикеток и бирок, мягкую оберточную бумагу и т. д.

Организационная

1. Составление программы, сметы экспедиции.

2. Составление списка участников, распределение обязанностей.

3. Составление графика дежурства.

4. Назначение командиров поисковых групп.

 

2-й этап: полевое исследование.

 

Порядок работы в экспедиции.

Жизнь в многодневной экспедиции проходит в соответствии с примерным режимом дня, но он не является догмой, поэтому возможны изменения в связи с выполняемой работой. Главное и неизменное в режиме дня – сон не менее восьми часов, чередование работы и отдыха, четырехразовое питание. Если группа уходит далеко от места бивуака, то вместо полдника берется перекус (см. приложение).

Воспитательное значение экспедиций и их эффективность возрастают, если в экспедиции организовано самоуправление. Среди участников экспедиции выбирается командир, наиболее опытный участник. Между остальными распределяются должности: ответственный за снаряжение, ответственный за питание, казначей, ответственный за экспедиционную работу, культорг, физорг, летописец, санитар, ответственный за фотосъемку, ответственный за аудиозапись, комендант лагеря, ремонтник. Деятельность каждого из них организуется на всех трех этапах: подготовка к экспедиции, собственно экспедиция, подведение итогов. Для каждой должности разрабатываются обязанности. После экспедиции деятельность каждого обсуждается и дается оценка, каждый сдает письменный отчет с анализом своей деятельности (см. приложение).



Поисково-исследовательская деятельность в экспедиции проходит ряд ступеней:

1. Выявление предметов музейного значения.

Выявление предметов музейного значения зависит от темы музея, от цели экспедиции. Если вы собираете материалы по истории образования, то в первую очередь необходимо обратиться к учителям, но это не значит, что предметы музейного значения по данной теме можно найти только у них. Существует несколько приемов выявления:

· Встреча с людьми пожилого возраста (их фамилии и адреса можно узнать в сельсовете или у односельчан). Во время встречи расспросить человека о событиях его жизни, выяснить, не хранит ли он предметы, отражающие жизнь семьи в какой-либо исторический период, либо связанные с определенной темой.

· Заходить в каждый дом населенного пункта и интересоваться, нет ли предметов музейного значения. Ведь в случае смерти стариков, молодые часто не знают, что делать со старыми вещами и готовы передать их в музей.

· У односельчан спрашивать, в какой семье могут находиться предметы музейного значения по интересующей теме.

2. Подготовка к работе с информантами

· Разделение участников на поисковые группы.

· Получение группами поисковых заданий.

· Получение технических средств (диктофон, фотоаппарат, видеокамера) и полевой документации.

3. Беседа с информантом, запись воспоминаний, выявление предметов музейного значения

Во время экспедиции недопустимо ставить целью только сбор музейных предметов. Необходимо подготовить человека, расположить его к себе, расспросить об истории семьи, чтобы, изымая предмет из среды бытования, получить максимум информации об этой среде, об истории предмета, о его владельце, о людях, которые хранили его (если владелец умер). Записывать воспоминания необходимо в соответствии с памяткой. Памятка разработана членами туристско-краеведческого клуба «Исток» (см. приложение).

Наиболее полным и интересным воспоминаниям желательно придать статус документа. Для этого необходимо обработать воспоминания, то есть начисто переписать рассказ, выстраивая его логически, поставить подпись респондента и заверить ее печатью сельсовета. Желательно тиражировать документ в нескольких экземплярах для того, чтобы передать один из экземпляров для хранения в местный государственный архив и оставить один экземпляр сельской школе, на территории которой работает экспедиция (см. приложение).

Для записи воспоминаний наиболее информированных собеседников можно пользоваться диктофоном, при этом помнить правила пользования данной техникой.

· Перед встречей сделать пробную запись и проверить ее качество.

· Всегда иметь при себе дополнительный комплект батареек и кассет.

· Правильно установить диктофон, чтобы он улавливал голоса говорящих.

· Избегать записи в шумных местах.

4. Ведение экспедиционной документации:полевого дневника, тетради записей рассказов информантов, тетради фото-аудио-видео- и кинофиксаций, полевых описей, актов приема-передачи.

5: Хранение предметов музейного значения в полевых условиях.

Для того чтобы не перепутать находки, все найденные предметы снабжаются временным шифром (номер, под которым он зарегистрирован в полевой описи). Шифр наносится на упаковку или на отдельную этикетку, которая привязывается к предмету.

Все предметы музейного значения требуют бережного обращения. При транспортировке необходимо предохранять их от влаги и деформаций. Письменные документы перекладывают чистыми листами бумаги, хрупкие и твердые предметы заворачивают в вату или ткань, помещают в картонные коробки. .

3-й этап: подведение итогов экспедиции

1. По возвращении из экспедиции необходимо занести все найденные музейные предметы в книгу поступлений музея. Если это вещественные предметы, то при необходимости провести их санитарную обработку.

2. Каждый участник экспедиции пишет впечатления об экспедиции, отчет о своей работе.

 

VI. Основные условия, необходимые для проведения историко-краеведческих экспедиций:

· наличие группы учащихся, заинтересованных в данной работе и подготовленных к ней теоретически и практически;

· наличие туристского снаряжения, обеспечивающего жизнедеятельность участников в полевых условиях;

· финансирование экспедиций; овладение участниками экспедиций туристскими и поисковыми навыками;

· наличие научного руководителя и инструктора по туризму для осуществления экспедиции;

· физическое здоровье участников, а также степень их тренированности.

 






Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.009 с.