Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

В рамках музейно-просветительской программы

2017-05-16 603
В рамках музейно-просветительской программы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

«Детство наше золотое»

Музейное занятие «Школьные годы чудесные»

Цель занятия: Способствовать укреплению связи поколений в семье.

Задачи:

1. Погрузить школьников в обстановку, в которой жили бабушки и дедушки.

2. Познакомить школьников со школьными годами, особенностями учебы бабушек и дедушек в 40-60-е годы ХХ века.

Участники: школьники 2-4 классов, их бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки

Место проведения занятия: исторический музей клуба «Исток»

Оборудование:

1. Музыкальный центр, диски с записью школьного вальса, детских песен (возможен проигрыватель с пластинками).

2. Открытки в формате А-4 «На уроке русского языка», «На уроке математики», «На уроке географии», «На уроке музыки», «На уроке физкультуры», «Домашнее задание», «Ура, пятерка!», «Опять двойка», «Встреча с выпускником».

3. Экспонаты для заданий, разложенные по местам.

4. Учебники и газеты для обертывания.

5. Классный журнал.

6. Листы с задачами разных поколений.

7. Прослушивание детских песен.

8. Фото З.А. Боричевой, учительницы начальных классов Среднечудской начальной школы, в формате А-4

 

Ход занятия

Участники занятия рассаживаются на стулья, звучит песня «Школьный вальс», звуки становятся тише.

Музейный педагог: Ребята, сейчас вы слышите песню «Школьный вальс». Эта песня ваших бабушек и дедушек. Под эту мелодию они впервые пошли в школу и под нее танцевали на выпускном вечере. Давайте представим, какими же были ваши бабушки, когда пошли в школу. (Показывается открытка «Первый раз в школу». Обращается внимание на праздничную одежду первоклассницы, букет, радостный взгляд).

 

Блок 1. Собираемся в школу

Музейный педагог: Представьте себе, что ваша бабушка или дедушка живут вот в этом доме. Они собираются в школу. Посмотрите на эту комнату и найдите место, где находится школьная форма, где стоит портфель школьника, где хранятся учебники, тетради, письменные принадлежности. (Участникам занятия предлагается указать местонахождение предметов. Педагог подходит к указанным музейным предметам, показывает форму, портфель, учебники, письменные принадлежности. Комментирует).

А сейчас давайте попробуем собрать портфель. У нас по расписанию – уроки русского языка, математики, чтения, музыки. В портфель укладываем учебники, тетради, линейку, карандаш, ручку. (Музейный педагог приглашает одного из участников занятия, и он укладывает указанные вещи в портфель). А это что такое? (Показывается чернильница-непроливайка, перочистка. Объясняется их назначение).

А сейчас давайте обратим внимание на учебники. Они очень старые, но хорошо сохранились. Как вы думаете, почему? Да потому, что к ним школьники хорошо относились. Обложек в то время не было и ваши бабушки и дедушки оборачивали свои учебники старыми газетами. Давайте попробуем это сделать. (Выдаются газеты, учебники и ребята делают обложки из газет.)

Блок 2. В школе

Музейный педагог: Итак, мы приготовились и пришли в школу. Начинаются уроки. Давайте вспомним, какие уроки у нас по расписанию. Я буду вам показывать картинки, и если у нас есть такой урок, вы будете хлопать в ладоши, а если нет такого урока, то будете топать. (Показываются картинки «На уроке русского языка», «На уроке математики», «На уроке географии», «На уроке музыки», «На уроке физкультуры») Чем отличаются уроки того времени и ваши уроки? Что общего между ними? (Участники занятия отвечают на вопрос, музейный педагог дает комментарии)

А вот и классный журнал. Давайте рассмотрим его. Интересно, почему в одном журнале ведется запись уроков двух классов. Как вы думаете? (Отвечают на вопрос). Оказывается дело в том, что один учитель одновременно проводил урок для двух классов. Давайте попробуем и мы это сделать. Сейчас разделимся на четыре класса, и будем проводить четыре урока сразу. (Делятся на группы по цвету наклеек на спинке стульев)

Итак, первый урок у нас – математика. Вам дается задание определить, какие задачи могли решать ваши бабушки и дедушки, а какие прабабушки и прадедушки. Задачи взяты из учебников 1912г., 1940г. и 2005г.

  • Задача №1.

Денис хотел записать на фотокассету мультфильмы, показ которых длится 46мин., 48мин., 26мин., 54мин., 32мин. Поместятся ли все они на 180-минутной кассете?

  • Задача №2.

Путешественникъ проъхал 297 верстъ, послъ чего ему осталось ъхать до мъста назначенiя еще 433 версты. Сколько верстъ всего он должен был проъхать?

  • Задача №3.

У одного мальчика было 15 монет по 5 коп. каждая, а монет по 3 коп. было на 10 меньше. Сколько денег было у мальчика?

  • Задача №4.

Школьники пошли на экскурсию в музей космонавтики в 11 часов. Дорога до музея и обратно заняла 1 час. Осмотр музея продолжался 1 час 10 минут. Когда школьники возвратились с экскурсии?

  • Задача № 5.

Купецъ купилъ чай за 1340 рублей, а продалъ его за 1438 рублей. Сколько онъ получилъ прибыли?

  • Задача № 6.

В мае семья колхозника заработала на 15 трудодней меньше, чем в июне. Сколько трудодней выработала семья в июне, если в мае мать выработала 17 трудодней, что составило пятую часть выработанных трудодней?

· Задача № 7.

Для математического кружка купили сначала 10 одинаковых микрокалькуляторов, уплатив 10 рублей, а потом купили еще 8 таких же микрокалькуляторов. Запиши выражение, которое обозначает стоимость второй покупки.

  • Задача № 8

Въ 1872 году было привезено въ Англiю пшеницы из Россiи 55352549 пудов, изъ Соединенныхъ штатовъ 27031814 пудовъ, из Австралiи 1551825 пудовъ и изъ Индiи 4850961 пудъ. Сколько всего пшеницы было привезено въ Англiю въ 1872 году?

· Задача № 9. В четвертых классах школы было 96 учеников, из них пятая часть пионеры; в третьих же классах было 80 учеников, их них пятая часть пионеры, во сколько раз больше было пионеров в четвертых классах, чем в третьих?

Правильные ответы: Задачи современных детей – № 1,4,7; бабушек и дедушек – №3,6,9; прабабушек и прадедушек - № 2,5,8.

На уроке музыки мы слушаем песни, которые пели и слушали бабушки. (Звучат фрагменты песен: «То березка, то рябина», «У дороги чибис», «Мы идем, идем полями…») О чем эти песни, что мы можем узнать из песен о детстве бабушек и дедушек? (Участники занятия отвечают на вопросы)

Следующим по расписанию у нас – урок русского языка. Вам предлагается в тетрадке написать чернилами свое имя. (По очереди берут перьевую ручку и выполняют задание).

А на уроке чтения ваши бабушки и дедушки в школе занимались хоровой декламацией. Сейчас попробуем этим же заняться и мы. Для декламации мы выбрали четверостишия из книги 1939 года.

Лебедев-Кумач

Светит над миром наш герб величавый,-

Молот рабочий и серп трудовой.

Армии Красной – победная слава

Слава звезде боевой!

 

Слава колхозным полям плодородным,

Слава могучим заводским станкам,

Слава великим успехам народным,

Слава рабочим рукам!

 

Крепни, Советская наша держава,

Звезды, сияйте на башнях Кремля!

Ленину – слава, Сталину – слава,

Слава стране Октября!

(Музейный педагог зачитывает, участники занятия хором декламируют)

Итак, мы с вами закончили учебный день. Скажите, отличаются ли содержание уроков ваших бабушек и дедушек от ваших уроков? Чем? (Участники занятия отвечают на вопрос).

Блок 3. Домашнее задание

Закончились занятия в школе, ученики пришли домой, и их ждет выполнение домашнего задания. А на дворе весна, так хочется погулять, друзья гоняют мяч, а тут надо готовить уроки. (Показывается открытка «Домашнее задание», читается текст на открытке)

Вова делит, Вова множит,

Но ответ найти не может.

Про себя вздыхает Вовка:

«Разве это обстановка?

 

За окном футбольный матч,

Под столом футбольный мяч…

Разве это обстановка

Для решения задач?»

Как вы думаете, какой выбор сделает ученик? (Выслушиваются предположения, затем показываются две открытки «Ура, пятерка!» и «Опять двойка» – как последствия того или иного выбора)

Блок 4. Учительница

Музейный педагог: Вот мы с вами закончили учебный день. А кто же в школе самый главный, без чего мы не можем представить себе школу? Конечно, без учителя. Какая же она, учительница, самая любимая? (Дети отвечают на вопрос) Такой учительницей для ваших бабушек и дедушек могла стать Зоя Африкановна Боричева. (Показывается фотография). Она работала в сельской Среднечудской школе, начала работать в 1942 году, вместо ушедшего на фронт директора школы. В том же году ей самой пришлось ехать за эвакуированными ленинградцами. Со станции 50 километров шла пешком, а обессиленных детей и женщин везли на лошадях. Дети просили у нее: «Девочка, дай хлебца», а потом, когда пришли в школу, удивились, что это их учительница. Она поддерживала их, чем могла. Доставала муки, и техничка каждый день пекла для ослабленных детей хлеб. Весной сажали у школы морковь. Уже в сентябре техничка помоет морковь, разложит на кучки на парты каждому, как приходят в школу утром, на переменах едят морковь. В те годы было немало трудностей, но молодая учительница преодолевала их вместе с детьми. Вместе с ребятами и с родителями заготавливали дрова для школы, мальчики их кололи, а девочки с Зоей Африкановной укладывали. Не хватало ручек – на переменах делали их из малиновых веточек и вставляли перо, тетрадей не было – расчерчивали листы бумаги для письма, сами делали первоклассникам палочки для счета. В войну с 4 часов утра до 8 молодая учительница работала в поле вместе с колхозниками, и после уроков до восьми вечера – тоже работа в поле. В деревне много было неграмотных, так учительница писала письма за них, руководила в д. Николо-Раменье хором, бегала за 5 километров на репетиции и выступления. После войны вокруг школы вместе с учениками она посадила деревья – аллеи вишен, лип, калины, рябины, дубов, берез, елей. Они с ребятами развели вокруг школы сад, организовали питомник. После окончания 4 класса каждый выпускник приносил из школы домой яблоню и сажал ее на своем огороде. За 18 лет работы Зои Африкановны в школе у каждого деревенского дома появился сад. Ее ученики живут по всей стране: на Сахалине, в южных республиках, в Якутии, на Урале. Все вспоминают свою любимую учительницу и стараются навестить ее. (Показывается открытка «Встреча с выпускником», музейный педагог комментирует содержание открытки)

А вот еще один экспонат – носовой платок, который дети подарили Зое Африкановне. Простой, незамысловатый, но мы чувствуем тепло души, которое вложил ребенок в этот подарок.

Население уважало учительницу, а ребята любили ее. Даже частушку о ней пели:

Скоро я от вас уеду

По дорожке каменной

Передай привет, подруга,

Зое Африкановной.

И таких учителей немало, мы думаем, что у вас есть тоже своя любимая учительница, которая отдает вам свои знания, свою душу. Не забывайте ее, когда будете взрослыми, приходите к ней, ведь учителя всегда рады встрече со своими взрослыми учениками. А сейчас мы с вами прощаемся. До новой встречи!

 

Музейное занятие «Игры и забавы бабушек и дедушек»

Цель занятия: способствовать связи поколений в семье через знакомство с играми и забавами бабушек и дедушек.

Задачи

    1. Познакомить с играми и забавами бабушек и дедушек.
  1. Развить познавательный интерес к истории 40-60-х годов ХХ века.

Участники: школьники 2-4 классов, их бабушки, дедушки.

Место проведения занятия: исторический музей клуба «Исток».

Оборудование

  1. Карточки с рисунками игрушек.
  2. Музейные предметы: кукла, плюшевый мишка, санки, настольная игра, коньки, самокат, детская книга, ладыжки. Все они разложены в жилом интерьере (Используются музейные предметы из дублетного фонда).
  3. Открытки по теме «Игры и забавы бабушек и дедушек» в формате А-4.
  4. Пластинки для прослушивания детских песен во время выполнения заданий.
  5. Листы бумаги для выполнения самодельных игрушек.

Ход занятия

Участники занятия рассаживаются на стулья, звучит веселая детская песня.

Музейный педагог: Здравствуйте, ребята! А вы любите играть? Назовите ваши любимые игры и игрушки. (Называют) Как вы думаете, ваши бабушки и дедушки любили играть, когда были такими же, как вы? Да, конечно же, дети во все времена и во всех странах любят играть. И игры у них похожие, но все-таки у каждого времени есть свои игры и забавы. И сегодня на занятии мы с вами познакомимся с игрушками, любимыми играми и забавами ваших бабушек и дедушек.

Блок 1. Игры и игрушки

Сейчас каждому участнику я дам карточку, на которой изображены игрушки. (Участникам занятия выдаются карточки). Вы должны найти своих товарищей с такими же карточками (участники делятся на группы по количеству игрушек).

Следующее задание. Вы должны найти свою игрушку в жилом интерьере, осторожно взять ее. Не забывайте, что это музейные предметы и обращаться с ними надо осторожно (участники ищут игрушки).

А теперь группам дается задание придумать легенду этих музейных предметов, то есть их историю, и подумать, как бабушки и дедушки играли в эти игрушки, изобразить эту игру. За помощью в выполнении этого задания можно обратиться к бабушкам или дедушкам, которые присутствуют на занятии (участники должны рассмотреть музейный предмет, придумать легенду, и проделать с ним определенные действия.

Примеры. Кукла: спеть колыбельную песню. Мишка: прочитать стихотворение «Уронили мишку на пол». Санки: сказать, для чего можно использовать санки, изобразить пантомимой. Настольная игра: показать, как в нее играли. Коньки: показать пантомимой катание на коньках. Самокат: прокатиться на самокате. Детская книга: рассказать, о чем читали книги бабушки и дедушки. Ладыжки: продемонстрировать игру. Скакалка: поскакать на скакалке и т.д. Во время выполнения задания музейный педагог следит за бережным отношением к музейным предметам. В конце музейный педагог комментирует выполнение задания.

Блок 2. Работа с открытками

Музейный педагог: Ребята, у нас в музее есть коллекция открыток на тему «Детство», которые рассказывают о детстве ваших бабушек и дедушек в 40-60-е годы прошлого века. И сейчас мы посмотрим, как выглядели ваши бабушки и дедушки в детстве, какие у них были игрушки и как они в них играли (показываются открытки, скопированные на цветном ксероксе, и участники игры раскладывают их по разным признакам: зимние и летние игры и забавы, как играли с куклой, как играли с мишкой, игры для девочек и игры для мальчиков. После выполнения задания педагог дает комментарий).

Блок 3. Самодельные игрушки

Музейный педагог: Не всегда в семьях была возможность купить игры и игрушки. Тогда дети делали игрушки сами. Угадайте, какие игрушки из тех, что вы видите, самодельные (самокат, ладыжки). А сейчас мы с вами попробуем сами себе сделать игрушки. Мальчики делают самолет, а девочки раскрашивают платье для самодельной куклы (участникам игры выдаются листы бумаги, они выполняют задание, музейный педагог помогает им и в заключение комментирует выполнение задания).

Блок 4. Массовые игры и самодеятельность

Музейный педагог: Для специального задания мне нужны три девочки, которые любят выступать на сцене (выбираются желающие, они уходят в другой кабинет с руководителем. Остальные играют в массовые игры: «Ручеек», «Садовник» и др., отгадывают загадки, участвуют в аттракционах. В это время другой руководитель репетирует сценку «Светит месяц» или частушки на пионерскую тему. Затем артисты возвращаются, показывают сценку).

Сценка «Светит месяц, светит ясный». Для нее нужны три персонажа: Дарья Марья, Акулина. Исполняется песня, и во время ее исполнения персонажи выполняют указанные в песне действия.

Светит месяц, светит ясный,

Светит желтая луна.

Дарья, Марья, Акулина

Танцевать пришли сюда.

 

Дарья любит наряжаться,

Марья любит долго спать,

Акулина в фартук модный

Любит хлопок собирать.

 

Дарью выгнали с колхоза,

Марью вымели метлой,

Акулине за работу

Дали орден трудовой.

Музейный педагог: Итак, мы сегодня погрузились в детство ваших бабушек и дедушек, поиграли в игрушки, в игры, в которые они играли, все вместе повеселились. А сейчас посмотрите на открытки с номерами, которые размещены на стенде. Подумайте, какими же были ваши бабушки и дедушки. Какими вы представляете их в детстве (музейный педагог называет номера открыток и ребята поднимают руки, когда называется номер открытки, где изображены бабушка и дедушка, как их представляют ребята, в детские годы). В заключение занятия мы делаем вывод: детские годы любого поколения невозможно представить без игры. Конечно, бабушкины игры отличаются от тех, в которые сейчас играете вы, но есть и общие игры и игрушки. Наверное, и ваши внуки будут играть в куклы и машинки, но у них появятся и новые игрушки. Но это в далеком будущем. А пока мы прощаемся с вами. До новых встреч.

Музейное занятие «Ретро-елка»

Сценарий составлен из фрагментов новогодних праздников, опубликованных в журнале «Вожатый» за 1957-1964г., при написании сценария использованы идеи группы социального проектирования.

Цель: показать, как встречали Новый год бабушки и дедушки в детские годы в начале 60-х годов ХХ века.

Задачи:

1. Знакомство с организацией детского праздника, посвященного встрече Нового года в 60-е годы прошлого века.

  1. Укрепление связи поколений в семье.

Участники: учащиеся 3-4 классов, их бабушки и дедушки

Оформление мероприятия:

  1. В музее стоит украшенная игрушками 1940-60-х годов елка
  2. Кабинет украшен снежинками, гирляндами, шарами.

3. В кабинете устанавливается ширма, за которой находятся персонажи – участники праздника, а также необходимое оборудование – мигающее устройство.

Действующие лица: Незнайка, Пончик, девочка из 60-х годов, Дед Мороз и Снегурочка.

Ход занятия

Незнайка: Наш молодой новогодний привет

Пончик: Всем от пяти до 16 лет.

Незнайка: Ребята, вы меня узнали? Я – ваш друг Незнайка.

Пончик: А это я – Пончик.

Незнайка: Сегодня вас ждут веселые шутки,

Пончик: Скучать вы не будете здесь ни минутки.

Незнайка: Начинаем свое представление.

Пончик: Заходите, вас ждут приключения.

Вместе: Нету елки нашей выше!

Нету елки нашей краше!

Наша елка выше крыши!

Вот какая елка наша!

Незнайка: Здесь на елке новогодней

Пончик: Все присутствуют сегодня:

Петя, Вова, Ира, Саша,

Ваня, Митя, Глеб, Наташа,

И Тамара, и Сергей,

Коля, Нина, Алексей,

Тоня, Валя, Жора, Миша,

Юра, Катя, Люба, Гриша,

Боря, Соня, Ибрагим,

Зина, Лена, Степа, Ким,

Игорь, Костя и Сурен,

И Светлана, и Владлен,

Надя, Вера, Шура, Сеня,

Витя, Клава, Настя, Женя,

Алик, Люда, Гена, Таня,

Маша, Лида, Федя, Аня,

Шалико, Петрусь, Тарас!

Рады вдеть всех у нас!

Незнайка: Весело прокатимся

На машине времени

Мы – представители

Молодого племени!

Пончик: Наша времени машина

Это – золотое средство,

Чтобы дружно нам попасть

В бабушкино детство.

Незнайка: Итак, я готов покатать вас на машине времени.

Запросто! Мне Шурупчик показывал

(они заходят за ширму, оттуда раздаются звуки машины, мигают лампочки).

Пончик: Что-то у Незнайки не получается. Давайте поможем ему. Выключаем свет. Начинаем отсчет. 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1 ПУСК!

(Звуки машины усиливаются, чаще мигают лампочки, дверь открывается, выскакивает рыцарь в кольчуге и размахивает мечом)

Пончик: Незнайка, не в ту эпоху попали! Давай скорей выруливай!

(Звуки машины усиливаются, чаще мигают лампочки, дверь открывается, выходит девочка в школьной форме.)

Девочка: Ой! А что это у вас? Куда я попала? Какие вы все красивые и нарядные! Ой! А это же Тоня (Валя, Наташа)! (Подходит к одной из бабушек.). Какая ты стала солидная! А помнишь, тебя Витька за косы таскал? А помнишь, тебя Толька толкнул, и ты кляксу посадила в тетрадь, вот такую! (Показывает)

Незнайка: Ну вот видишь, попали куда надо. Что же еще для Нового года надо? Ребята, подскажите! (Ребята кричат: «Деда Мороза и Снегурочки»)

Пончик: А твоя машина времени может в пространстве перемещаться?

Незнайка: Она все может! Давай-ка, дуем за Дедом Морозом и Снегурочкой.

(Уходят за ширму. Слышатся звуки машины, мигают лампочки, дверь открывается, выбегает Баба Яга.)

Баба Яга: Вы меня звали? Я знаю, без меня ни одна елка не проходит. А что это за ребята такие нарядные? (К девочке) А ты чего вырядилась как пугало?

Девочка: Баба Яга, да ты попала на елку в 50-е годы! А я – Попова Таня. Сейчас мне уже 60 лет, а я видишь какая маленькая.

 

Вариант 1

Незнайка: Хватит вам болтать, давайте на машине времени за Дедом Морозом и Снегурочкой поехали! (Заходит за ширму, пытается завести машину, раздаются отдельные звуки, а машина не заводится)

Баба Яга: Ничего у вас не получится! Или я не Баба Яга! Пока не исполните три моих желания, никуда не поедем!

Девочка: Да какие желания, скажи скорее, все исполним.

Баба Яга: Мое первое желание: пусть каждый из вас подойдет и скажет мне на ухо вежливое слово. (Участники подходят и произносят вежливые слова). Так, молодцы, вы знаете вежливые слова, а слышите ли вы их? Сейчас вы должны выполнять все мои указания, если я скажу слово «спасибо». Итак, встаньте, пожалуйста, в круг, возьмитесь за руки. А я не сказала волшебное слово, прокукарекайте, пожалуйста, посмотрите на соседа слева, пожалуйста, на соседа справа, скажите что-нибудь хорошее соседу слева, пожалуйста, справа. Сядьте. Сядьте, пожалуйста.

Мое второе желание: Как мне хочется чудес! Незнайка и Пончик, вы бы мне какое-нибудь чудо показали. (Пончик показывает фокусы)

Мое третье желание: Каждый произнесет зимнее слово. Только, чур, не повторяться! (Произносят «зимние» слова: снег, метель, сугроб, Новый год, пурга, каток, лыжи, хоккей и др.)

Баба Яга: Ну, ладно, так уж и быть расколдую я Деда Мороза и Снегурочку. Ох, как мне не хочется это делать. Ох! Ох! Ну, давайте, кричите их! Кричите громче! Еще громче! Еще громче!

 

Вариант 2

(Незнайка заводит машину времени. Входят Дед Мороз и Снегурочка)

Дед Мороз: Здравствуйте, ребята, С Новым годом, октябрята! С праздником, орденоносная пионерия! А что же у вас делает эта странная бабулька? Кто она? (Дети говорят, что это Баба Яга)

Снегурочка: Дедушка, а почему они называют ее Бабой Ягой? Ведь бабушки все хорошие!

Дед Мороз: Да вот эта бабушка заблудилась в тридевятом королевстве, а там ее заколдовал злой волшебник, вселил в нее свои злые чары.

Снегурочка: А как же нам расколдовать ее?

Дед Мороз: Она должна сделать для нас какое-нибудь доброе дело.

Баба Яга: Ага! Не дождетесь!

Дед Мороз подзывает к себе Снегурочку, Незнайку, Пончика, девочку и совещается с ними. В это время Баба Яга бегает вокруг них и кричит: «Не дождетесь, не дождетесь!»

Дед Мороз: Ребята, вам понравилась игра «Пожалуйста»? Давайте мы еще раз в нее поиграем! Итак, встали в круг. И ты, Баба Яга, вставай. Взялись за руки, посмотрели на своего соседа слева, посмотрели на своего соседа справа, погладили по головке своего соседа справа, слева. Выбросили из головы всякие дурные мысли, расстались со всеми злыми привычками.

Баба Яга: Ребята, а что-то мне не хочется больше делать злые дела, давайте я вам песенку спою, какую мы в детстве пели, когда я была обычной девочкой.

Дед Мороз: Ну вот, видите, добро победило зло. И пора нам всем, ребята, встать вокруг елки и спеть новогоднюю песенку.

(Водят хоровод и поют песню «В лесу родилась елочка»)

Снегурочка: А я знаю, что у ребят-истоковцев есть хорошая традиция: загадывать под Новый год желания, и если они добрые, то обязательно должны исполниться. Давайте вслух пожелаем что-нибудь всем нам. Все высказывают свои пожелания)

Дед Мороз: Ну вот и настало нам время расставания. Давайте прощаться до следующего Нового года. До свидания, ребята!

Снегурочка: До свидания!

Незнайка, Пончик, девочка (хором): До новых встреч!

 

 

Музейное занятие «Военное детство»

Цель занятия: Показать детям, какое детство было у бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек во время Великой Отечественной войны.

Задачи:

1. Погрузить участников занятия в обстановку военного времени, в которой жили в детстве представители старшего поколения семьи.

2. Познакомить с вкладом детей в приближение Победы.

Участники: школьники 2-4 классов, их бабушки и дедушки.

Место проведения занятия: исторический музей клуба «Исток».

К занятию необходимо приготовить:

1. Запись танго «Рио-Рита», голос Левитана, объявляющий о начале войны, песни «Вставай, страна огромная!».

2. Предметы, которые характеризуют обстановку военного времени (белый халат, письмо с фронта, военная фотография, чемоданы, вязаные рукавицы, книги, изданные в военное время).

3. Бумага, ручка или карандаш каждому участнику.

Ход занятия.

Музейный педагог: Представьте себе лето 1941 года. Советский народ жил мирной жизнью. Строили заводы, возводили плотины, собирали на полях урожай, растили детей, пели песни. Воскресенье 22 июня. (Звучит танго «Рио-Рита») Солнечный жаркий день. Люди отдыхали, кто-то ушел гулять с друзьями на Соборную горку и в Соляной сад, кто-то принимал гостей. И везде звучала «Рио-Рита». Это танго было популярно среди населения, молодежь любила танцевать под эту музыку. (Гаснет свет, звучит голос Левитана и куплет песни «Священная война».)

Перед вами интерьер жилого помещения в предвоенные годы. Как вы думаете, кто жил в этом доме? Кто был членом семьи? Как они жили? (Участники отвечают, а музейный педагог должен обратить внимание на количество спальных мест и подвести к выводу, что здесь жила семья из трех человек. В семье любили музыку, мама увлекалась вышивкой и вязанием.)

 

Блок 1. Изменения в доме.

Музейный педагог: С началом войны изменилась жизнь людей. И в первый же день большинство мужчин ушли на фронт, а дома их ждали матери, жены, дети. Война вошла в каждый дом. И даже сам дом изменился. В нем появились новые вещи. Перед вами музейные предметы, которым вы должны найти место в комнате. (Показывает музейные предметы и просит разложить их по комнате, участники выполняют задание. В ходе выполнения задания музейный педагог дает комментарии, как вещи характеризуют изменения в семье. Белый халат – в Череповце много госпиталей. Письмо с фронта, военная фотография – отец ушел на фронт. В комнате много чемоданов – приехали эвакуированные родственники из блокадного Ленинграда. Вязаные рукавицы – отправляли вещи на фронт. Книги, изданные в военные годы – культурная жизнь страны не замирает).

Блок 2. Письма на фронт

Музейный педагог: Отцы ушли на фронт, дома у них остались дети. На стенде вы видите фотографию Кокорина Николая Федоровича. Ему было 35 лет, когда началась война. Дома у него остались пятеро детей. Накануне отъезда на фронт он подстриг волосы детям и сказал им: «Когда отрастут волосики, я вернусь с фронта». Утром его маленькая дочь Эля проснулась рано, а папы нет. Она со слезами выбежала из дома, увидела отца и провожавшую его мать, бросилась их догонять, а отец обернулся и сказал: «Если Эля плачет, значит, я не вернусь». Отец часто писал письма домой, вспоминая о детях. «1 декабря 1941 года. Привет! Здравствуйте дорогие мои жена Фрося, дети Тамарочка, Эллечка, Толенька, Юричек и Коля, шлю вам, мои дорогие сердечный привет и желаю всего лучшего в жизни. Еще передайте сердечный привет дорогой мамаше. Ну, Фросенька, я пока жив и здоров, а вперед что будет никому не дано знать. Я тут было поболел животом сутки четверо и выписали, но долго болеть здесь не дают, да и сам знаю, что некогда, надо выполнять задание т. Сталина – уничтожать врага…». Представьте себе, что ваш папа на фронте, и вы пишете ему письмо. Через пять минут вы должны его отправить. У вас всего пять минут. (Участники пишут письмо папе на фронт. После выполнения задания педагог зачитывает несколько писем, комментирует их). Николай Кокорин воевал под Оштой, был тяжело ранен и скончался в госпитале от ран. Когда члены клуба «Исток» в 1994 году были на праздновании 50-летия освобождения Ошты, они встречались с участниками боев. Одна из медсестер рассказала, что к ним привезли тяжелораненого солдата. Он все просил: «Сестра, спасите меня, у меня пятеро детей». Может, это был он?

Блок 3. Сыны полка

Музейный педагог: Многие мальчишки сами стремились попасть на фронт. Таким был череповецкий мальчик Петя Судаков. (Показ фотографии). Три раза он бежал на фронт. Два раза его возвращали. На третий раз он добрался до Ленинграда, только что освобожденного от блокады, устроился на завод, но мечты о фронте не оставлял. Вместе с ним работали такие же беглецы из Вологодской области: Коля Жихарев из Сокола, Витя Воронин из Вологды. Рядом с заводом проходила железная дорога, ребята заметили, что у поворота поезда замедляют ход. И однажды они забрались на платформу проезжавшего состава с танками, юркнули под брезент, укрывавший танки, залезли в танк. Эшелон медленно двигался по направлению к фронту, часто были остановки. Однажды эшелон подвергся сильной бомбардировке, после которой командиры танков полезли проверять свои машины. И вот тогда обнаружили беглецов. Мальчишки рассказали, что родом из Вологодской области. Ребятам не поверили, ведь Вологодская область находилась так далеко от фронта. Прошел слух по эшелону: «Диверсантов поймали», и все собрались посмотреть на этих диверсантов, в том числе и Фаина Павловна Лаврова, военврач этой 30-й танковой бригады. Начались расспросы. Выяснилось, что один из «диверсантов», а это был Петя Судаков, учился в той же школе, что и Фаина Павловна. Чтобы проверить правдивость ребят, Лаврова попросила назвать имя кого-нибудь из учителей первой школы. Петя назвал Алексееву Ангелину Анатольевну, имя которой носит сейчас наш Дворец, учительницы рисования первой школы и первого директора Дома пионеров, которую любили все ребята Череповца. Так имя Ангелины Анатольевны стало паролем, ребятам нельзя было не поверить. Домой их было отправлять не с кем, их и решили оставить в бригаде. Пока добирались до фронта, ребятам сшили обмундирование. На фотографии вы видите Петю Судакова в военной форме. Здесь он уже с наградами. Фронтовая судьба неугомонного Пети полна всяческих приключений. Например, однажды он с одним бойцом получил приказ отправиться в разведку в тыл врага. Засветло не успели вернуться и заночевали в стогу сена. Утром услышали немецкую речь. Оказывается, в этом же стогу сена, с другой стороны, ночевали три фашиста. Наши завязали бой и победили в нем.

Давайте мы представим себя разведчиками. Как вы думаете, что должен уметь разведчик? (перечисляют) Правильно, разведчик должен уметь бесшумно передвигаться в тылу врага. А сейчас попробуйте вы. Я вам покажу маршрут, по которому вы должны цепочкой пройти как можно тише. Представьте, что кругом враги. ( Педагог проходит по маршруту, участники идут за ним).

Все мальчишки с танковой бригадой дошли до Берлина. На фотографии вы видите бойцов 30-й танковой бригады у Бранденбургских ворот в Берлине и среди них Петю Судакова и Фаину Павловну. А на этой фотографии вы видите, как Фаина Павловна и Петр Александрович приехали в Череповец на празднование 35-летия Победы, а наши ребята из «Истока» встречают их на вокзале. Тогда у Петра Александровича спросили: «А почему же вы так упорно стремились на фронт, ведь вам было всего 13 лет?» Он ответил: «Мне казалось, если меня не будет на фронте, то нашим не победить» И, наверно, так думал каждый человек в стране, и именно поэтому мы победили в войне с намного превосходящим по силам и вооружению противником.

Блок 4. Вклад детей в приближение победы.

Музейный педагог: Взрослые, оставшиеся в городе, работали на производстве, а школьники, чем могли, помогали фронту: собирали средства на строительство танков и самолетов, собирали лекарственные травы, в госпиталях помогали ухаживать за ранеными, ставили концерты. Представьте себе, что вы выступаете перед ранеными в госпитале. Чем сейчас вы можете порадовать раненых? (Читают стихи, поют песни и т.д.)

Итак, ребята, мы с вами погрузились в детство бабушек и дедушек, которое пришлось на военные годы. Нелегкой была их жизнь, отцы ушли на фронт, там же оказались и самые отчаянные мальчишки, которые воевали за свою страну с фашистами. Но и здесь, в Череповце, ребята-школьники, как могли, приближали победу. Сейчас они старенькие – дети войны. Как это ни парадоксально, но многие из них вспоминают то время как самое счастливое в жизни. Тогда плодотворно, интересно работал коллектив городского Дома пионеров, возглавляемый Ангелиной Анатольевной Алексеевой. В Доме пионеров школьники занимались в драматическом, балетном, столярном, кукольном, юннатском, музыкальном, краеведческом и других кружках. И война для многих детей не казалась такой жестокой, потому что они были заняты делом, рядом с ними были умные, добрые и все понимающие люди. О них мы узнаем по воспоминаниям воспитанников Дома пионеров военных лет. Вот как сами они оценивают то время: «Мы 1932 – 1936 года рождения. Наше детство связано с войной и тяжелым послевоенным временем. Но мы для себя это время считаем радостным и счастливым, потому что с нами рядом были прекрасные, добрые, умные, честные, порядочные, любящие нашу Родину, ее историю люди». На этом наше занятие заканчивается. До свидания!

 

Музейное занятие «Пионерское детство»

Цель занятия: показать ребятам, как их сверстники 20-60-х годов ХХ века принимали участие в жизни пионерской организации.

Задачи:

1. Дать ребятам представление о пионерской организации.

2. Познакомить ребят с законами юных пионеров, с их общественными делами.

3. Вызвать у участников желание вступить в детскую общественную организацию.

Участники: школьники 2-4 классов, их бабушки и дедушки

Место проведения занятия: музей истории ДДиЮТ, исторический музей клуба «Исток»

Оборудование:

1. Музыкальный центр или проигрыватель, записи пионерских, детских песен.

2. Пронумерованные открытки формата А-4 с иллюстрациями законов юных пионеров, стенд для их размещения.

3. Красный галстук на шее у музейного педагога, галстуки для повязывания участникам занятия.

4. Открытка формата А-4 «Прием в пионеры».

5. Отрядный красный флажок, горн, барабан.

6. Таблички с пионерскими поручениями.

7. Старые учебники и газеты для обертывания учебников.

8. Бумага, цветные карандаши для газеты.

9. Открытки, скопированные в формате А-4, рассказывающие о делах пионеров.

 

Ход занятия

Участники занятия рассаживаются на стулья, звучит первый куплет пионерского марша.

Блок 1. Законы юных пионеров

Музейный педагог: Ребята, 19 мая был большой праздник для всех ваших бабушек и дедушек. А вы знаете, что это за праздник? (19 мая – День пионерии). А хотели бы вы попробовать стать пионерами? Но прежде, чем стать пионером, мы познакомимся с законами юных пионеров. (На стенде вывешиваются открытки с н


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.186 с.