Областной центр детского и юношеского туризма и экскурсий — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Областной центр детского и юношеского туризма и экскурсий

2017-05-16 540
Областной центр детского и юношеского туризма и экскурсий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ

Вологда

2007

ББК 79.1

М 18

 

 

Составитель

О.Б. Карпова, методист ОЦДЮТиЭ

 

 

Художник

Л.Н. Коленецкая, педагог дополнительного

образования ОЦДЮТиЭ

 

М 18 Создаем школьный музей вместе (методические рекомендации в помощь организаторам музеев учреждений образования)/ Сост. О.Б.Карпова – Вологда, ИЦ ВГМХА, 2007. - с.

 

 

В данный сборник вошли методические материалы из опыта работы О. М. Мануйловой и Н. Г. Карпова, череповецких краеведов-практиков, педагогов-исследователей, для которых работа с детьми является образом жизни. От идеи создания школьного музея до воплощения в жизнь задуманных интерактивных проектов лежит долгий период экспедиционного поиска, совместного творчества детей и педагогов…

 

© Коллектив авторов


Раздел I. Теория школьно-музейного дела

 

Раздел II. Практика школьно-музейного дела

 

Историко-краеведческие экспедиции – способ комплектования фондов школьного музея

Ольга Михайловна Мануйлова – педагог дополнительного образования высшей категории, методист высшей категории, «Отличник народного просвещения». Окончила Ярославский государственный университет, исторический факультет. Работала учителем истории в пос. Яшкино Кемеровской области, затем учителем истории и старшей пионервожатой в Климовской школе Череповецкого района. В настоящее время работает во Дворце детского и юношеского творчества им. А.А. Алексеевой руководителем туристско-краеведческого клуба «Исток». Ольга Михайловна – неутомимый педагог-исследователь, для которого работа с детьми является образом жизни. От идеи создания школьного музея до воплощения в жизнь задуманных интерактивных проектов ребята из клуба «Исток» прошли долгий период экспедиционного поиска, совместного творчества. Мы предлагаем руководителям школьных музеев воспользоваться опытом краеведа-практика.

Введение.

Являясь особым социальным институтом, школьные музеи обладают мощным образовательным и воспитательным потенциалом. В деятельности музея наиболее последовательно воплощена идея сотворчества педагогов и учащихся. Роль педагога - научить школьников основам музееведения, привлекая для этого специалистов-музейщиков, стать консультантом в решении сложных задач и быть рядом с ними в повседневной деятельности, делить с ними радости и искать пути решения возникающих проблем.

Работа в школьном музее способствует освоению исторического опыта, формированию гражданской ответственности, приобретению навыков работы с первоисточниками; у юных музейщиков появляется глубокий интерес к истории края, к истории Родины.

Основу реализации музеем документирующей функции составляет комплектование фондов. Комплектование является начальной стадией создания музея, необходимым условием его существования и развития. Поэтому так важно правильно организовать и вести поисково-собирательскую работу, четко представлять цели и задачи комплектования музейного собрания, знать и уметь выполнять основные правила и методические приемы, применяемые в процессе поисково-собирательской работы школьного музея.

Изымая предмет музейного значения из среды бытования, где он гармонично вписывался в действительность, и где он имел десятки или сотни связей с этой действительностью, мы несем за него ответственность. Если мы не описали правильно предмет музейного значения, не записали историю его создания и бытования, его значение и место в историческом событии, его легенду, мы значительно снижаем его значимость, а иногда и уничтожаем его как исторический источник.

Автор методических разработок в течение 29 лет занимался туристско-краеведческой и поисково-собирательской деятельностью, три года в школе и почти 26 лет во Дворце детского и юношеского творчества им. Алексеевой в качестве руководителя туристско-краеведческого клуба «Исток». Значение этой деятельности и понимание необходимости ее правильного выполнения пришло с опытом. С 1994 года клуб «Исток» стал совершать историко-краеведческие экспедиции. Летом – полевые, а зимой – с ночевкой в сельских школах. Целью экспедиций вначале была запись воспоминаний, а затем – и сбор предметов музейного значения. Более тысячи воспоминаний, которым придан статус документа, переданы в Череповецкий государственный архив. В 2004/2005 уч. году члены туристско-краеведческого клуба «Исток» создали музейную экспозицию, посвященную 60-летию Победы. При написании данных методических рекомендаций автор использовал опыт работы туристско-краеведческого клуба «Исток».

 

II. Комплектование фондов

Одной из главных функций музея является научно-документационная. Музеи предназначены научно документировать явления, процессы, закономерности развития общества и природы посредством создания и сохранения коллекций, составляющих музейное собрание.

Процесс создания коллекций, т.е. выявление, отбор и приобретение предметов музейного значения, называется комплектованием фондов.

Фонды музея – это совокупность всех принадлежащих музею музейных предметов с относящимися к ним научно-вспомогательными материалами т.е. предметами, не обладающими свойствами музейных предметов, но помогающими их изучению и экспонированию (различными воспроизведениями-копиями, муляжами; макетами, слепками, реконструкциями, картами, планами, чертежами, схемами и т.д.).

Основу музейных фондов составляют музейные предметы. Музейный предмет – это извлеченный из реальной действительности, из среды бытования предмет музейного значения, включенный в музейное собрание и способный длительно сохраняться. Он является носителем социальной или естественно-научной информации, культурно-исторической ценностью.

В зависимости от типа музейных предметов (или источников) в основном фонде выделяют вещевые, письменные, изобразительные, фото-кино-видео- аудиоисточники.

Целью комплектования фондов является создание музейного собрания, комплексно отражающего исторические процессы, соответствующие профилю музея.

Задачи комплектования фондов следующие.

· Создание научно-полноценной экспозиции, построенной на основе подлинников.

· Сохранение памятников истории и культуры.

· Проведение научно-исследовательской и культурно-просветительной работы на основе подлинников.

Этапы комплектования (их последовательность, может варьироваться).

· Выделение интересующих музей исторических, историко-литературных и др. фактов или фактов современной жизни.

· Определение объектов действительности для музейного изучения с целью комплектования фондов.

· Выявление предметов музейного значения.

· Приобретение предметов музейного значения и превращение их в музейные предметы.

Принципы комплектования.

  • Комплексность источников при формировании любой коллекции (персональной, тематической). Не должно быть «ограниченного» сбора материала, например, при формировании коллекции ветерана войны неправильно собирать материал, касающийся только его участия в военных действиях, и не учитывать материалы предвоенных и послевоенных лет.
  • Неделимость фонда. Нарушение этого принципа приводит к тому, что документы и вещи одного лица (предприятия, учреждения) оказываются в разных музеях, в разных коллекциях).
  • Изучение среды бытования предметов музейного значения.
  • Краеведческий принцип комплектования.
  • Мемориальность. Музейные предметы приобретают более высокую значимость и ценность при выявлении их автора, владельца, дарителя и т.д.
  • Научная обоснованность комплектования фондов обеспечивается разработкой концепции комплектования фондов. Концепция комплектования фондов - это обобщенная система представлений о задачах, направлениях, формах и методах комплектования фондов музея в соответствии с его профилем и местом в музейной сети.

При подготовке концепции комплектования

  • определяется круг процессов, явлений, подлежащих документированию.
  • Определяются хронологические рамки темы комплектования.
  • Определяются методы комплектования (тематический, систематический, т.е. сбор коллекций однотипных предметов; комплексный, содержащий элементы тематического и систематического).
  • Определяются общие и частные критерии отбора предметов в музейный фонд. Общие критерии: информативность – свойство предмета давать информацию, быть источником знаний; экспрессивность – способность предмета оказывать на человека эмоциональное воздействие; аттрактивность – способность предмета привлекать внимание своим внешним видом; репрезентативность – способность предмета наиболее полно отражать события, явления, процессы; репрезентативность включает в себя свойство предмета быть типичным или уникальным в настоящий момент или на момент его создания. Частные критерии: сохранность, профильность, физическая возможность хранения предмета в музее.

Экспедиция является одной из самых сложных форм комплектования фондов, но и самой результативной, если проводится регулярно и с соблюдением определенных правил.

V. Этапы экспедиции

l-й этап: подготовка экспедиции

Теоретическая

1. В течение учебного года участникам экспедиции читаются лекции по туризму и методике поисковой работы, по психологии, этике поиска, по истории XX века.

2. Изучение специальной литературы по истории той местности, куда запланирована экспедиция.

3. Изучение фондов музея с целью выявления направлений комплектования.

Практическая

1. Участники экспедиции принимают участие в тренировочных туристских походах, в соревнованиях по технике туризма.

2. Для участников экспедиций с учебной целью организуются встречи с ветеранами, на которых они учатся записывать воспоминания, заполнять полевые документы. На занятии дается анализ выполненной работы.

Техническая

1. Подготовка и ремонт общего туристского снаряжения (группового и личного).

2. Подготовка специального снаряжения и оборудования (фотоаппараты, диктофоны, планшеты, папки для хранения воспоминаний, водонепроницаемая упаковка). Оформление полевой документации (акт приема, полевая опись, полевой дневник, удостоверения участников и др.).

3. Подготовка материалов и снаряжения для обеспечения сохранности собранных предметов музейного значения: конверты разных размеров, картонные коробки, папки с завязками, кусочки плотной бумаги или картона для этикеток и бирок, мягкую оберточную бумагу и т. д.

Организационная

1. Составление программы, сметы экспедиции.

2. Составление списка участников, распределение обязанностей.

3. Составление графика дежурства.

4. Назначение командиров поисковых групп.

 

2-й этап: полевое исследование.

 

Порядок работы в экспедиции.

Жизнь в многодневной экспедиции проходит в соответствии с примерным режимом дня, но он не является догмой, поэтому возможны изменения в связи с выполняемой работой. Главное и неизменное в режиме дня – сон не менее восьми часов, чередование работы и отдыха, четырехразовое питание. Если группа уходит далеко от места бивуака, то вместо полдника берется перекус (см. приложение).

Воспитательное значение экспедиций и их эффективность возрастают, если в экспедиции организовано самоуправление. Среди участников экспедиции выбирается командир, наиболее опытный участник. Между остальными распределяются должности: ответственный за снаряжение, ответственный за питание, казначей, ответственный за экспедиционную работу, культорг, физорг, летописец, санитар, ответственный за фотосъемку, ответственный за аудиозапись, комендант лагеря, ремонтник. Деятельность каждого из них организуется на всех трех этапах: подготовка к экспедиции, собственно экспедиция, подведение итогов. Для каждой должности разрабатываются обязанности. После экспедиции деятельность каждого обсуждается и дается оценка, каждый сдает письменный отчет с анализом своей деятельности (см. приложение).

Поисково-исследовательская деятельность в экспедиции проходит ряд ступеней:

1. Выявление предметов музейного значения.

Выявление предметов музейного значения зависит от темы музея, от цели экспедиции. Если вы собираете материалы по истории образования, то в первую очередь необходимо обратиться к учителям, но это не значит, что предметы музейного значения по данной теме можно найти только у них. Существует несколько приемов выявления:

· Встреча с людьми пожилого возраста (их фамилии и адреса можно узнать в сельсовете или у односельчан). Во время встречи расспросить человека о событиях его жизни, выяснить, не хранит ли он предметы, отражающие жизнь семьи в какой-либо исторический период, либо связанные с определенной темой.

· Заходить в каждый дом населенного пункта и интересоваться, нет ли предметов музейного значения. Ведь в случае смерти стариков, молодые часто не знают, что делать со старыми вещами и готовы передать их в музей.

· У односельчан спрашивать, в какой семье могут находиться предметы музейного значения по интересующей теме.

2. Подготовка к работе с информантами

· Разделение участников на поисковые группы.

· Получение группами поисковых заданий.

· Получение технических средств (диктофон, фотоаппарат, видеокамера) и полевой документации.

3. Беседа с информантом, запись воспоминаний, выявление предметов музейного значения

Во время экспедиции недопустимо ставить целью только сбор музейных предметов. Необходимо подготовить человека, расположить его к себе, расспросить об истории семьи, чтобы, изымая предмет из среды бытования, получить максимум информации об этой среде, об истории предмета, о его владельце, о людях, которые хранили его (если владелец умер). Записывать воспоминания необходимо в соответствии с памяткой. Памятка разработана членами туристско-краеведческого клуба «Исток» (см. приложение).

Наиболее полным и интересным воспоминаниям желательно придать статус документа. Для этого необходимо обработать воспоминания, то есть начисто переписать рассказ, выстраивая его логически, поставить подпись респондента и заверить ее печатью сельсовета. Желательно тиражировать документ в нескольких экземплярах для того, чтобы передать один из экземпляров для хранения в местный государственный архив и оставить один экземпляр сельской школе, на территории которой работает экспедиция (см. приложение).

Для записи воспоминаний наиболее информированных собеседников можно пользоваться диктофоном, при этом помнить правила пользования данной техникой.

· Перед встречей сделать пробную запись и проверить ее качество.

· Всегда иметь при себе дополнительный комплект батареек и кассет.

· Правильно установить диктофон, чтобы он улавливал голоса говорящих.

· Избегать записи в шумных местах.

4. Ведение экспедиционной документации: полевого дневника, тетради записей рассказов информантов, тетради фото-аудио-видео- и кинофиксаций, полевых описей, актов приема-передачи.

5: Хранение предметов музейного значения в полевых условиях.

Для того чтобы не перепутать находки, все найденные предметы снабжаются временным шифром (номер, под которым он зарегистрирован в полевой описи). Шифр наносится на упаковку или на отдельную этикетку, которая привязывается к предмету.

Все предметы музейного значения требуют бережного обращения. При транспортировке необходимо предохранять их от влаги и деформаций. Письменные документы перекладывают чистыми листами бумаги, хрупкие и твердые предметы заворачивают в вату или ткань, помещают в картонные коробки..

3-й этап: подведение итогов экспедиции

1. По возвращении из экспедиции необходимо занести все найденные музейные предметы в книгу поступлений музея. Если это вещественные предметы, то при необходимости провести их санитарную обработку.

2. Каждый участник экспедиции пишет впечатления об экспедиции, отчет о своей работе.

 

VI. Основные условия, необходимые для проведения историко-краеведческих экспедиций:

· наличие группы учащихся, заинтересованных в данной работе и подготовленных к ней теоретически и практически;

· наличие туристского снаряжения, обеспечивающего жизнедеятельность участников в полевых условиях;

· финансирование экспедиций; овладение участниками экспедиций туристскими и поисковыми навыками;

· наличие научного руководителя и инструктора по туризму для осуществления экспедиции;

· физическое здоровье участников, а также степень их тренированности.

 

Приложения

Приложение № 1

 

Полевая документация.

 

Полевой дневник. Ведется в общей тетради. Заполняется на правой стороне листа. Поля оставляются слева, у корешка, что необходимо для последующей прошивки тетради. Нумеруются листы дневника, а не страницы. На 1-ом листе в заголовочной части указываются полное название музея, поискового отряда и его принадлежность к определенной школе или внешкольному учреждению с полным названием населенного пункта и его местонахождения, указанием ведомственного подчинения школы или внешкольного учреждения; тема поисковой работы; маршрут следования или объект исследования; сроки проведения экспедиции; руководители экспедиции; ответственный за ведение полевой документации. На 2-ом листе помещается список поискового отряда с указанием полных имен и обязанностей в группе. Затем следуют подневные записи: дата, место работы (или маршрут продвижения), задача дня, ход ее выполнения, итоги дня, ф.и.о. и подпись ведущего дневниковые записи. В дневник вносятся сведения о предметах музейного значения, которых не удалось получить. В дневник не заносятся фактические сведения (рассказы, воспоминания), в нем содержатся только отсылки к конкретной тетради записей или описям, где зафиксированы сведения о событиях или предметах.

Тетрадь записей рассказов информантов. В ней записываются воспоминания и рассказы информантов и полевые наблюдения участников экспедиции. Записи ведутся от первого лица в тетради, на правой стороне листа, слева оставляют поля; нумеруются листы, а не страницы. В начале каждой записи указывают ф.и.о. информанта, год его рождения (возраст) и адрес. После беседы записи переписываются набело в одной тетради, с ними знакомят информанта при следующей встрече, во время которой информант делает в тетради запись о том, что с его слов все записано верно, ставит дату и расписывается.

Тетрадь фотофикаций (реестр фотосъемок). В ней указываются порядковые номера негативов (пленок), место, время, обстоятельства съемки, сюжет снимка, автор снимка.

Полевая опись. Ведетсяв отдельной тетради с пронумерованными листами. Если материал собирается несколькими группами школьников, каждая из них ведет свою полевую опись. Схема полевой описи следующая: 1. №п/п. 2.Дата и место обнаружения (место обнаружения предмета музейного значения фиксируется с указанием индекса и полного почтового адреса). 3.Наименование предмета (дается в формулировке собеседника с указанием его литературного произношения; если в названии есть прилагательное, оно пишется после имени существительного). 4. Количество (для рукописей и книг - количество листов). 5. Материал и способ изготовления (у предметов, изготовленных из нескольких материалов, указываются все материалы). 6. Размер (все измерения даются в сантиметрах, лишь размеры графики в миллиметрах). Вначале указывается высота предмета, затем ширина, а затем толщина; у круглых предметов указывается диаметр; для предметов неправильной формы параметры указываются по габаритам. 7.Назначение предмета и способ его использования. 8.Сохранность (степень сохранности описывается подробно с указанием всех утрат, повреждений, деформаций, ветхости, загрязнения, пожелтения, надрывов, проколов, ржавчины и др.). 9. Описание предмета (оно должно быть кратким, но достаточным для того, чтобы предмет был узнаваем). 10. Владелец или источник поступления (Ф.И.О. владельца или дарителя записываются полностью, без сокращений). 11. Историческая справка ("легенда") о предмете. 12. Примечания.

Акты приема - передачи. На предметы, поступающие в ходе комплектования от учреждений, организаций или частных лиц, составляются акты приема-передачи. При дарении дополнительно к акту заключается договор дарения. Владелец должен сделать в акте собственноручную запись, подтверждающую факт передачи им музею всех поименованных в акте предметов. Его подпись должна быть заверена подписями свидетелей. В акте должно содержаться такое описание предмета, по которому предмет был бы узнаваем. Акт заверяется подписью руководителя учреждения и скрепляется печатью учреждения.

В процессе сбора материалов в полевых условиях на предметах карандашом проставляются номера, под которыми они занесены в полевые описи, или к ним прикрепляются бирки с написанными на них номерами.

По завершении экспедиции все полевые документы нумеруются в правом верхнем углу каждого листа, а не страницы, прошиваются по корешку, заверяются печатью и подписью ответственного лица, шифруются. Все предметы регистрируются в Книге поступлений. Причем, предметы, составляющие единый тематический комплекс или коллекцию, регистрируются в КП под одним порядковым номером. Далее каждый предмет данного комплекса (коллекции) получает свой индивидуальный дробный номер. Например, 250/1, 250/2, 250/3 и т.д., где 250 - номер коллекции по КП, 1,2,3 - порядковые номера предметов в данной коллекции. Порядковые номера предметов соответствуют их номерам в полевой описи.

Приложение № 2

 

Самоуправление в экспедиции

 

Обязанности участников экспедиции.

1. Командир группы:

- координирует деятельность всех членов штаба экспедиции;

- ведёт заседание штаба экспедиции;

- в случае отсутствия руководителя принимает на себя срочные решения;

- собирает отчёты членов штаба и пишет общий отчет об экспедиции;

2. Ответственный за снаряжение:

- составляет список группового снаряжения, необходимого в экспедиции;

- берет в пункте проката снаряжение и выдает его членам экспедиции под расписку;

- в ходе экспедиции следит за сохранностью группового снаряжения, при необходимости даёт указания ремонтнику по ремонту снаряжения;

- после экспедиции собирает снаряжение, которое было использовано в экспедиции, проверяет его сохранность и сдает в пункт проката;

- пишет отчет, в котором указывает снаряжение, которое было использовано в экспедиции, а также степень его сохранности после экспедиции;

- контролирует деятельность ремонтника.

В помощь ответственному за снаряжение назначается ремонтник.

3. Ответственный за питание:

- составляет меню на каждый день экспедиции;

- пишет раскладку продуктов на экспедицию в соответствии с нормами питания;

- составляет смету на питание и включает в общую смету;

- руководит закупкой продуктов и их расфасовкой;

- распределяет продукты по рюкзакам участников экспедиции;

- в ходе экспедиции следит за соблюдением меню, регулирует расходование продуктов;

- при необходимости делает закупку продуктов в ходе экспедиции;

- вместе с ответственным за снаряжение составляет список группового снаряжения, необходимого для приготовления пищи и следит за его сохранностью;

- после экспедиции сдает отчёт, в котором указывает: 1.меню на каждый день, 2. раскладку продуктов, 3. смету на питание, 4. свои замечания по питанию в данной экспедиции, 5. оценку деятельности поваров и костровых в ходе экспедиции.

4. Ответственный за экспедиционную работу.

Вместе с командиром составляет план экспедиции по следующей форме:

 

Дата Населенные пункты Количество поисковых групп Информанты
       

 

- составляет список специального снаряжения (планшеты, бумага, пишущая машинка, диктофоны и т.д.), необходимого в экспедиции;

- занимается подготовкой снаряжения;

- занимается подготовкой походной документации (акт приема, полевая опись, полевой дневник);

- вместе с руководителем намечает тематику экспедиции и проводит с участниками учебу по составлению вопросников;

- при подготовке экспедиции проводит инструктаж новичков;

- вместе с руководителем назначает командиров поисковых групп;

- следит за правильностью оформления полевых документов;

- в ходе экспедиции ведет ежедневный учет собранных предметов музейного значения и сдает их руководителю. При необходимости вместе с руководителем корректирует работу поисковых групп;

- контролирует деятельность ответственных за фотосъемку и аудио запись;

- составляет отчет о поисковой работе по следующей форме:

 

Дата Деревня Поисковая группа Ф.И.О. информанта Краткое содержание Приложение
           

 

К отчету прилагаются: акты приема, полевая опись, полевой дневник, воспоминания. В отчете дается анализ проведенной работы (что получилось, что не получилось, почему, дается анализ деятельности командиров поисковых групп).

5. Ответственный за фотосъемку:

- возглавляет группу фотографов, если их несколько в экспедиции;

- при подготовке к экспедиции составляет примерный план фотосъемок;

-составляет смету на фототовары и фотоуслуги, включает в общую смету, закупает фотопленки;

-в ходе экспедиций ведет тетрадь фотофиксации;

-после экспедиции сдает тетрадь ответственному за поисковую работу, пишет анализ проведенной работы, сдает финансовый отчет;

-после экспедиции обеспечивает проявку фотопленки и печатание фотографий, распространение фотографий среди участников экспедиции;

-в ходе экспедиции обеспечивает сохранность фотоаппарата.

6. Ответственный за аудиозапись:

-при подготовке к экспедиции составляет смету на аудиокассеты, батарейки и включает в общую смету, закупает аудиотовары;

- в ходе экспедиции вместе с командиром поисковой группы выявляет наиболее интересных рассказчиков, производит запись;

- ведет тетрадь аудиофиксации, сдает ответственному за экспедиционную работу;

- в ходе экспедиции следит за сохранностью аудиоаппаратуры;

- после экспедиции пишет отчет о работе.

7. Комендант лагеря:

- при подготовке к экспедиции распределяет участников экспедиции по палаткам, составляет режим дня, вместе с зав.питом составляет график дежурства;

- принимает участие в выборе места лагеря, делает планировку лагеря;

- помогает участникам в установке палаток, отвечает за оборудование кухни и др. общественных мест, за их благоустройство;

- в ходе экспедиции следит за выполнением режима дня, за чистотой на территории лагеря и в палатках;

- в завершении экспедиции организует участников на очистку места лагеря;

- после экспедиции пишет отчет о выполнении режима дня, о чистоте и т.д.;

- указывает нарушителей, а также наиболее отличившихся ребят.

8. Ответственный за здоровье:

- перед экспедицией проходит инструктаж у врача по оказанию первой помощи;

- комплектует аптечку, при необходимости закупая недостающие лекарства, включая их стоимость в общую смету;

- в ходе экспедиции следит за личной гигиеной участников, а также за выполнением гигиенических правил при приготовлении пищи;

- при необходимости оказывает первую медицинскую помощь;

- после экспедиции составляет отчет о проведенной работе, дает анализ состояния здоровья участников.

9. Летописец:

- ведет летопись при подготовке к экспедиции, в ходе экспедиции, а также при подведении итогов экспедиции;

- дает задание участникам экспедиции описать те или иные события, включая их в общую летопись;

- после экспедиции сдает летопись командиру.

10. Культорг:

- при подготовке к экспедиции подбирает игры, конкурсы;

- в ходе экспедиции организует досуг участников;

- при подведении итогов пишет анализ проведенной работы.

11. Ремонтник:

- при подготовке к экспедиции комплектует ремонтное снаряжение, при необходимости докупая недостающие инструменты, внося их стоимость в общую смету;

- в ходе экспедиции при необходимости ведет ремонт группового снаряжения;

- после экспедиции пишет отчет о проделанной работе.

12. Казначей:

-вместе с командиром составляет смету экспедиции;

- изыскивает средства на экспедицию (родительские деньги, спонсоры);

- ведет сбор денег с участников по ведомости;

- распределяет деньги строго по смете;

- хранит деньги;

- в заключение дает полный письменный отчет об использованных средствах.

 

Приложение 3

Деловая игра

по обучению методике поисковой работы (игра была подготовлена в 1995г.)

 

Цель: обучение методике поисковой работы.

Деловая игра проводится в виде путешествия по станциям. Все участники делятся на четыре команды. Каждая команда получает маршрутный лист, где обозначен порядок прохождения станций. Время нахождения на каждой станции – 20 минут. Работа команды на станции не оценивается, т.к. игра носит не соревновательный, а учебный характер и рассчитана на учащихся 6-­7 классов, которые только начинают поисковую работу.

Данная деловая игра была посвящена 50-летию Победы, но она может быть наполнена любым краеведческим содержанием.

 

Содержание игры

1 станция «Адреса поиска».

На этой станции участники игры знакомятся с первым этапом поиска. Они узнают, в какие государственные учреждения и общественные организации нужно обращаться краеведам, начинающим поисковую работу.

Оформление станции. На доске висит ватманский лист, на котором в центре написано «Поиск» и от центра ведут 6 лучей. В конце каждого луча - пустой кармашек. В кабинете 6 столов. За каждым столом сидит человек. Все они – представители «государственных учреждений», «общественных организаций» или «частные лица», которые могут помочь в поиске.

 

Задание 1.

Участники игры подходят к представителям и задают вопросы, на которые те дают утвердительные или отрицательные ответы. Как только участники догадаются, представитель какой «организации» или «учреждения» сидит за столом, они получают табличку с названием и кладут её в конверт. Когда все конверты заполнены, задание считается выполненным.

Представленные организации и учреждения: библиотека, музей, военкомат, архив, Дворец творчества, а также Совет ветеранов войны и труда.

 

Задание 2

Группа делится на 2-3 подгруппы, каждая из которых составляет план поиска по предложенной теме: «Наш земляк – герой Советского Союза», «Наша школа в годы Великой Отечественной войны», «Наши земляки – участники партизанского движения», «Предприятия Череповца – фронту». Через 5 минут группы зачитывают свой план. Идёт обсуждение.

2 станция «Вопросник».

Задание 1

Организаторы игры составили три вопросника по 12 вопросов в каждом. Темы вопросников: «Участники войны». «Труженики тыла», «Дети войны». Вопросники разрезаны и перемешаны. Участники должны разобрать таблички по темам. Если участников много, то они делятся на 2-3 команды. Каждой команде выдается комплект вопросов.

Задание 2.

Участники отвечают на вопросы викторины.

1. Как можно расположить собеседника к себе, чтобы он более откровенно и полно рассказывал о том, что вас интересует?

2. В каком случае записанные и оформленные документы являются историческим источником, научным документом?

3. Можно ли корректировать воспоминания?

4. От какого лица ведется запись воспоминаний?

5. Как сделать, чтобы запись была более полной и точной, не имея при себе магнитофона или диктофона?

6. Как зафиксировать отношение говорящего к тем или иным событиям, ведь оно передаётся не только словами, но и жестами, мимикой, интонацией?

 

3 станция «Этика поиска»

Задание 1. Участникам предлагается посмотреть сценку «Краевед у бабушки». Затем предлагается найти ошибки краеведа. Ошибки: I. Не поздоровался. 2. Не снял головной убор. 3.Прошёл и сел без разрешения. 4.Не представился. 5.Не взял ручку и тетрадь для записи. 6. Не подготовил вопросы для беседы. 7. Невнимательно слушал, перебивал. 8. Делал некорректные высказывания, типа «Этот ужасный?». 9.Выпрашивал у бабушки последнее письмо с фронта от мужа. 10.Не оформил поисковые документы.

Задание 2. Участникам предлагается решить 4 ситуации. Ребята предлагают решения, а педагог комментирует их. Ситуации могут быть следующие.

  • Краеведы во время поиска в своем городе нашли мать Героя Советского Союза-земляка. Она старая и очень больная женщина. Родственников у неё нет. Единственное, что осталось у неё в жизни – письма, фотографии, вещи сына. Имеют ли право ребята просить для музея эти исторические реликвии? Если нет, то, как поступить, чтобы они не пропали? (Для женщины слишком много значат эти письма, поэтому нельзя брать, но нельзя, чтобы после ее смерти соседи выбросили их) Ответ: надо окружить одинокую больную женщину заботой, вниманием, чаще навещать ее, помогать ей по хозяйству, после ее смерти взять эти реликвии, желательна передача их в государственный музей.
  • Ребята пришли на встречу с женщиной, которая с 1943 по 1945 гг. находилась в фашистском концлагере и была организатором антифашистского движения. Во время встречи она не могла говорить и всё время плакала. Как быть ребятам? Ответ: необходимо оставить ей вопросник и договориться о следующей встрече.
  • Во время экспедиции отряд краеведов нашёл уникальные документы и фотографии. Работники музея попросили передать им на хранение эти материалы. Ребята отказались. Правы ли они? Ответ: нет.

4 станция «Документы поиска»

Для того, чтобы материалы поиска можно было использовать в экспозиционной работе, на уроках и внеклассных мероприятиях, необходимо в походных условиях наиболее полно и точно описать эти материалы. На этой станции участникам раздаются предметы музейного значения: документы, фотографии, вещи. Они должны внести их в полевую опись, составить акт приёма и придумать легенду об этих предметах.

 

К 4-й станции «Документы поиска»:

 

Полевая опись

№ п/п Дата и место обнару-жения предмета Наимено-вание памятника истории и культуры Материал и способ изготов-ления Способ исполь-зования и сохран-ность Краткое описание с указанием особен-ностей Владелец или источник Истории-ческая справка
               

 

Приложение 4.

Примерный режим дня в экспедиции.

7.00 -   Подъем для дежурных
7.30   Общий подъем
7.30 - 8.00 Зарядка, утренний туалет
8.00 - 8.30 Завтрак
8.30 - 9.00 Подготовка к работе. Распределение поисковых групп, задания на день. Утренний инструктаж.
9

Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.167 с.