Музейный актив и методы взаимодействия с ним — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Музейный актив и методы взаимодействия с ним

2017-05-16 1028
Музейный актив и методы взаимодействия с ним 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Живой, востребованный школьный музей отличается от мертвого тем, что он создан для детей и руками детей. Поэтому понятия актив, активность являются ключевыми в концепции школьного музея. Таково мнение ведущих специалистов: кандидата пед. наук, старшего научного сотрудника Российского института культурологии Е.Л. Галкиной, кандидата ист. наук преподавателя гимназии № 1506 г. Москвы Г.Б. Денисовой, кандидата пед. наук, вед. научного сотрудника Российского института культурологии, директора Детского Открытого музея г. Москвы М.Ю. Юхневич.

Каждый музей, идет ли речь о крупном и всемирно известном или о совсем небольшом, имеет особую причину и уникальную историю своего возникновения. Это относится и к школьным музеям. Однако у каждого музея есть некое главное основание для рождения и жизни, что объединяет его с рядом ему подобных. Некоторые создаются для комплектования и изучения коллекций, другие - преимущественно с целью их хранения и популяризации. Главное, ради чего создается школьный музей, - дети: их обучение и воспитание, развитие и социализация, а все традиционные музейные функции, включая комплектование, хранение, изучение, популяризацию коллекций, в школьном музее подчинены этому принципу. Школьный музей, если он живой организм, а не шкатулка с древностями или парадная комната для почетных гостей, строит свою работу в расчете на учащихся. И конечно, далеко не только в смысле использования коллекций в учебных целях, а для активизации познавательной и общественной деятельности детей. Поэтому понятия актив, активность являются ключевыми в концепции школьного музея. Данная позиция нашла отражение и в Положении о музее образовательного учреждения (2004 г.), где отмечается, что музеи организуются в образовательных учреждениях на основе систематической работы постоянного актива учащихся, а для его организации в штатное расписание вводится специальная ставка музейного педагога, в компетенцию которого входит организация детского музейного актива.

Кто же такие активисты школьного музея? Это учащиеся 5 – 11 классов, которые принимают участие в деятельности музея с разной степенью интенсивности. Если учащиеся 5 - 6 классов готовы буквально день и ночь заниматься музеем и выполнять любое задание, то старшие ребята, которые, казалось бы, обладают уже значительно большим опытом и знаниями, уделяют своему увлечению уже меньше внимания и времени. Причин тому много: появление в учебном расписании новых интересных предметов, возникновение у школьников-активистов интереса к естественным наукам, серьезное занятие которыми требует много времени. Итак, в школьном музее, как правило, мы встречаемся с двумя группами активистов: у первой перевешивает энтузиазм, у второй - знания и опыт. Исходя из этого, строится работа с активом. Одновременно следует признать, что музейный актив - это не только учащиеся. В него входят и преподавательский состав, и родители, и выпускники школы, то есть все те, кто включен в деятельность музея. В этой связи велико значение продуманной работы с активом, в которой место нашлось бы каждой группе.

Однако основу актива составляют все же учащиеся школы, среди которых, как правило, всегда находится немало тех, кто хочет участвовать в создании своего музея. Вопрос в том, как долго продержится интерес к столь сложному, кропотливому, а часто и долгому делу. Следует также учитывать, что многие учащиеся, отличающиеся на уроках своими блестящими ответами, например, по истории, не всегда готовы к поисковой или экспозиционной работе. Зато есть дети, которые способны испытывать то особое «музейное отношение» к действительности, которое собственно и вызвало к жизни такой феномен, как музей. Они умеют разглядеть необычное в, казалось бы, обычном предмете, они обладают чутьем собирателя или способностью соединить экспонаты так, чтобы родился экспозиционный образ. Наконец, им просто нравится делать музей сообща, участвуя в интересном деле. Итак, очень важно уметь «вычислить» потенциальных «музейщиков», которые и станут соавторами музея, привить им любовь к музейному делу. При этом взаимодействие с активом важно построить таким образом, чтобы учащиеся зримо ощущали, что в процессе общей работы они постоянно получают новые знания и навыки, важные с точки зрения расширения их кругозора, способствующие приобретению профессиональных знаний и навыков, получению определенной квалификации. Школьники не должны чувствовать себя дилетантами, а потому нужно постараться познакомить их с основами музейного дела, во всяком случае, в том направлении, которое они выбрали. В то же время специфика образования на основе школьного музея в том, что здесь обучение сочетается с практической работой. Ведь именно в процессе делания музея, участия в его создании ребята становятся в той или иной степени квалифицированными хранителями, реставраторами, экспозиционерами, художниками, экскурсоводами, поэтому важно найти наиболее оптимальное сочетание обучения актива основам музейной работы и непосредственного участия в практической деятельности.

Назовем наиболее актуальные, на наш взгляд, методы работы с активом. Одним из новых и перспективных с точки зрения включения потенциала музея в образовательно-воспитательный процесс является проектный мemoд. Метод проектов (от греч. путь, исследование) – это такая система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и практические навыки в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Проект может носить индивидуальный характер, и тогда он основан на творческом союзе учителя и ученика, мастера и обучающегося, а также групповой характер, когда руководитель взаимодействует с коллективом, внутри которого выстраиваются определенная иерархия, творческие контакты. В любом случае проектная деятельность направлена на активизацию учащихся, развитие их творческой инициативы и умения самостоятельно добывать знания, в частности в процессе работы с первоисточниками. В этом смысле велико значение школьного музея, который стимулирует развитие проектного метода в процессе работы с активом, да и с учащимися школы в целом.

Наряду с тем, что проектный метод вновь стал широко внедряться в отечественную педагогику, он стал одним из наиболее распространенных в музейном деле. Нет сейчас в музейном мире, пожалуй, более распространенного понятия, чем музейный проект, и это отнюдь не случайно. Это емкое понятие означает, по существу, новый подход к организации музейной деятельности, когда на смену разрозненным усилиям приходит осознание необходимости работать единой командой, в рамках общей идеологии, с четким осознанием цели и способов ее достижения, последовательно продумывая и проходя все этапы на четко обозначенной дистанции, осознавая неповторимость и уникальность конечного резvльтата.

Другим столь же актуальным методом организации и, главное, оптимизации работы актива является метод игры. Его возможности далеко не исчерпаны в музейной практике. Жизнь, однако, постоянно доказывает, что не только учение должно соединяться с игрой и трудом, но и игра с трудом и учением. Одна форма деятельности не сменяет другую - они сосуществуют в неразрывном единстве, хотя, конечно, соотношения их могут меняться. Поэтому стоит отнестись к игре серьезно, отказавшись от ее восприятия как пустяка и забавы. Разделим точку зрения, согласно которой игра - сфера деятельности, обеспечивающая высокую эффективность и гармоничность развития личности, ее физическое и духовное здоровье, и признаем, что отсутствие игры - это серьезное свидетельство общественного неблагополучия.

Игра может пронизывать всю деятельность музея или отдельные ее элементы. Ведь даже создание музея можно превратить в увлекательную, хотя одновременно серьезную и умную игру. И конечно, более широкое использование игровых форм станет стимулом роста музейного актива.

 

Музейная акция «Представь экспонат военного времени»

 

Когда мы приходим в музей, осматриваем экспозицию или выставку, прежде всего нас интересует самое главное - экспонаты. Подлинники или копии находятся в витринах. Как они попали в музей, кому эти предметы принадлежали, кто сделал ту или иную вещь - вот вопросы, на которые хотели бы получить ответы пришедшие в музей педагоги, школьники, родители, гости. Посетителя любого музея, как правило, привлекает не столько архитектурно-художественное оформление, хотя это и очень важно, сколько, если можно употребить такое слово, «качество» музейного предмета.

Тема «музейный предмет в школьном музее» представляется достаточно актуальной сегодня. Если учет и хранение, поисково-собирательская и экскурсионная работа достигли в образовательных учреждениях некоторых успехов, то непосредственная работа с музейным предметом требует внимания и необходимости выявления существующих недостатков и определения путей их устранения. В этом как раз может помочь метод музейной игры.

Что называют музейным предметом? В «Кратком словаре музейных терминов» дается следующее определение: «Памятник истории и культуры или объект природы, изъятый из среды бытования, прошедший все стадии научной обработки и включенный в состав музейного собрания благодаря его способности служить источником знаний и эмоций». Как попадают предметы в музей? Одни могут быть собраны в результате экспедиции школьников по родному краю или в поездке по другим регионам, при участии ребят в археологических раскопках. Некоторые предметы приносят в музей учащиеся, родители, местные жители. Однако не все, что попадает в музей, мы затем увидим в экспозиции, на выставке или в фондах. Необходимо рассмотреть «общие свойства и конкретные признаки», а также установить его научную, мемориальную и художественную ценность.

На наш взгляд, можно назвать несколько критериев отбора музейных предметов, позволяющих включить их в музейное собрание школьного музея. К ним, прежде всего, относится подлинность музейного предмета. Для определения, оригинал ли это, копия, подделка или воспроизведение, существуют различные методики, которые не всегда доступны педагогам и учащимся. Поэтому школьные музеи в случае затруднения могут обратиться в государственные музеи, научно-исследовательские институты. Важно выявить всю совокупность сведений о музейном предмете и его среде бытования: история его происхождения и бытования, связь с историческими фактами, явлениями и лицами; атрибуционные данные: сведения о материале, размере, способе изготовления, авторской принадлежности, а также о текстах, надписях, печатях, клеймах на музейном предмете.

Кроме названных признаков немаловажное значение имеют также аттрактивность, экспрессuвность и репрезентатuвность музейного предмета. Первая характеристика касается способности музейного предмета привлекать внимание посетителя своими внешними особенностями - формой, размером, цветом, а также его художественной, мемориальной и исторической ценностью. Следует обратить внимание на тот факт, что музейный предмет, являющийся раритетом, отнюдь не всегда обладает «выигрышными» данными, он может быть, наоборот, неприметным. Вторая черта музейного предмета характеризует его выразительность, способность предмета оказывать эмоциональное воздействие на посетителя. Современное музееведение рассматривает репрезентативность, т. е. представительность как свойство предмета представлять ряд аналогичных предметов либо какое-то событие, явление. Всегда ли педагогам и учащимся удается решить сложную задачу выявления всех названных признаков музейного предмета? Наверное, нет. Многие музейные предметы обладают «скрытой» информацией: текст не удается прочитать, люди на фотографии неизвестны, материал, из которого изготовлен предмет, нельзя точно установить. Вот почему так важно внимательно и скрупулезно заполнять полевую документацию, вести документальные записи воспоминаний участников и очевидцев событий, владельцев предметов, поддерживать контакты с музеями и архивами, работать с научной и справочной литературой.

Музейная акция-игра «Представь экспонат военного времени» ставит своей целью не только повысить уровень работы школьных музеев с музейными предметами, но и умение педагогов и, главное, научить детей рассказывать о своей музейной работе. Проведению музейной игры предшествует подготовительный период, в который ее участники в соответствии с методическими рекомендациями должны сосредоточить внимание на следующем:

*подготовить презентацию школьного музея, в которой должна прозвучать краткая история создания музея, должна быть выделена его главная тема, отражена история комплектования фондов музея: как появились первые предметы, коллекции, какими формами и методами осуществляется комплектование фондов сегодня (краеведческие экспедиции, прием предметов в дар, покупка, обмен с другими музеями и др.);

*необходимо выбрать из школьного музейного собрания музейный предмет военного времени и подготовить рассказ о нем. Он должен включать следующие сведения: наименование предмета (общепринятое, местное название), время, источник и способ поступления в музей, сопроводительные документы: полевой дневник, «легенда» и т. д., инвентарный номер по Инвентарной книге школьного музея;

* учащиеся должны суметь дать описание предмета, рассказав, когда, где и кем был этот предмет изготовлен; есть ли надписи, пометки, клейма и др.; для чего предназначался предмет и каковы его способы бытования (бытовое, ритуальное, реликвийное и др.); из какого материала и с помощью какой техники был изготовлен предмет, его составные части (ручная, фабричная, иная), каковы размеры; кто являлся владельцем предмета, кому он передавался, от кого получен и при каких обстоятельствах; указать фамилию, имя и отчество владельца, где живет или жил, привести краткую биографию.

Юные «музейщики» должны суметь показать связь предмета с определенным комплексом вещей и документов в собрании школьного музея и таким образом обнаружить понимание музейного экспозиционного комплекса. Немаловажное значение имеет состояние экспоната, т. е. в каком виде до нас дошел предмет, что характеризует такое понятие в музееведении как сохранность. Для предметов военного времени этот вопрос актуален. Предлагается указать фамилию, имя и отчество лица, сделавшего описание предмета и отметить, когда описание было сделано.

Таким образом, в ходе игры учащиеся должны научиться проводить комплексное научное изучение предмета, а на основании полученных данных им рекомендуется сделать вывод о музейной значимости представляемого предмета (исторической, культурной, художественной, мемориальной, эмоциональной или иной ценности).

Музейные собрания школьных музеев различны, одни обладают действительно уникальными музейными предметами и их коллекции обширны, другие располагают небольшим собранием музейных предметов, которые еще не до конца атрибутированы. Поэтому методические рекомендации одним предлагают ограничить свое участие в музейной игре, сосредоточившись на презентации своего школьного музея и музейного предмета. Другие могут попробовать свои силы в создании более яркого и запоминающегося музейного действа. Для тех, кто готов рискнуть и «включить» генератор фантазии и творческих идей, предлагается создать расширенную программу музейной игры. Любая презентация требует серьезной подготовки и, чтобы она прошла интересно и выразительно, рекомендуется заранее продумать сценарий презентации.

Презентация предмета военного времени значительно выигрывает при продуманном оформлении. С этой целью можно использовать иллюстрации и фотографии, музыкальное и звуковое сопровождение, элементы театрализации, тексты литературных произведений и т. п. Рассказ о жизни музея можно представить в виде фотомонтажа об экспедициях, о встречах с интересными людьми, музейных праздниках и т. п. На представление предмета обычно выделяется 10-12 минут. И здесь можно отметить форму подачи материала. Она бывает обычно достаточно традиционна, учащиеся рассказывают о своем музее, затем показывают экспонаты и дают краткую историю появления экспоната в музее и приводят атрибуционные сведения, правда, не всегда достаточно полные. Возможности исследования музейных находок, относящихся к 1941 - 1945 гг., ограничены, как правило, ощущается недостаток объективной информации. Представляемые экспонаты, с одной стороны, часто встречаются в школьных музеях, они типичны, с другой - привычные каски, котелки, фляжки всегда уникальны: ведь они найдены на полях сражений. Поэтому очень важна форма подачи такого материала. Очень важно, чтобы удалось найти столь необходимую для рассказа о войне и экспонатах военного времени нужную «тональность».

Музейная игра дает возможность попробовать свои силы в качестве экскурсовода, лектора, чтеца. Руководители школьных музеев, учителя истории и литературы должны учить ребят «говорить», выступать перед аудиторией. Они много знают и умеют, сами участвуют в экспедициях, встречаются с людьми, но не всегда им удается интересно рассказать о своей большой музейной работе. Вот почему так важен сценарий презентации, не только написанный, но и разыгранный. При создании сценария важно обратить внимание не только на то, какими средствами представить музейные предметы, но и как включить в музейное действо зрителей, как сделать непосредственными участниками музейной игры всех присутствующих.

Школьные музеи могут и должны рассказывать о разных сторонах войны. Представляется удачным показ экспонатов, рассказывающих о фронте и жизни тыла. Война - это оккупация, эвакуация под бомбежками, тяжелый труд на заводах, фабриках, в колхозах и совхозах, карточки, очереди за хлебом, отсутствие тепла и света. Но жизнь продолжалась, росли дети, старели матери. Поиск людей, переживших войну, пусть не успевших по возрасту попасть на фронт или работавших в тылу, рассказ о них музейными средствами - вот важное направление работы школьных музеев.

Актив одного из школьных музеев в ходе проведения игры представил, на первый взгляд, типичные предметы снаряжения бойца Красной армии - каску, малую саперную лопатку, ножницы для резки колючей проволоки, щиток от пулемета «Максим». Они были привезены с мест боев.

Взять хотя бы саперную лопатку – эта важнейшая деталь боевого снаряжения, которая спасла жизнь многим солдатам, обеспечивая защиту от ружейно-пулеметного огня, от осколков мин и снарядов. Одиночный стрелковый окоп солдаты копали лежа, не поднимая головы, на глубину 20 см, выбрасывая землю вперед и образуя насыпь - бруствер. Щиток от пулемета «Максим» то же может «рассказать» о ходе боя. На нем юные «музейщики» обнаружили более 70 отметин от легкого стрелкового оружия и 6 сквозных отверстий. С тыльной стороны - отметины от осколков. По воспоми­наниям ветерана дивизии, именно такие пулеметы ис­пользовали стрелковые роты, которые вступи­ли в бой с двумя моторизованными корпусами фашистского генерала Гудериана.

Другие ребята подгото­вили интересный материал о гимнастерке, в которой прошла войну военфельдшер роты противотанковых ружей. Ребята рассказали о видоизменениях гимнастерки с 1869 до 1943 гг.

Проект музейной игры вызвал значительный интерес у детей и дал возможность учащимся «почувствовать» военную историю. Присут­ствующие на презентации ветераны войны также одобрили это начи­нание.

Активисты школьных музеев собрали интересную ин­формацию, характеризующую происхождение предмета, его функ­циональное назначение, авторскую принадлежность, среду бытова­ния и социальные связи о таких экспонатах, как трофейная открытка, посланная 9 мая 1945 г. родным, письма с фронта 17-летнего юноши, фрагменты стрелкового оружия, морской кортик. По материалам музейной игры можно оформить книгу-альбом «Военная история по материалам школьного музея».

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.