Музейно-просветительская программа — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Музейно-просветительская программа



«Детство наше золотое»

Авторы:методист ДДиЮТ Мануйлова О.М.,

группа социального проектирования клуба «Исток»

Череповец, 2007г.

 

Обоснование программы

В современном музееведении появился термин «музейная коммуникация». В научно-просветительской деятельности музея монолог музейного работника постепенно уступает место диалогу. Задачи музея не сводятся лишь к передаче информации о том или ином явлении или процессе, появляется возможность обращаться к внутреннему миру посетителя, воздействовать на его чувственно-эмоциональную сферу. Музей в современных условиях приобретает все более явные черты специального образовательного пространства. Специфика образовательного музейного пространства заключается в способности целенаправленно организовывать информационные потоки, ориентированные на достижение определенных образовательных и воспитательных целей. В связи с этим выработаны новые принципы построения экспозиции, обеспечивающие вхождение посетителя в экспозицию как в некое образовательное пространство. Особенно важными принципами, на наш взгляд, являются: принцип погружения в эпоху и принцип диалогового общения с посетителями. Именно в соответствии с ними и построена экспозиция исторического музея-клуба «Исток», которая реализует возможности музейной коммуникации.

Разрабатывая методику музейного занятия, мы размещаем музейные предметы таким образом, чтобы создать определенную образовательную среду. Музейное занятие отличается от традиционной экскурсии тем, что музейный педагог выступает не только носителем определенной информации, а главное – посредником между посетителями и музейными предметами. Дети самостоятельно выполняют задания в экспозиции, которые им дает музейный педагог, работают с музейными предметами, тем самым погружаются в другую эпоху. Роль музейного педагога – дать задание участникам занятия, помочь в выполнении этого задания, прокомментировать полученные результаты, обратить внимание на особенности музейных предметов, на их назначение в реальной жизни.

Советом клуба было принято решение создать музейную программу, посвященную детству бабушек и дедушек. Для этого была создана рабочая группа по социальному проектированию. Метод социального проектирования позволил максимально привлечь членов клуба «Исток» к созданию программы. Роль группы социального проектирования заключалась в том, чтобы провести исследование о необходимости знакомства школьников с детством бабушек и дедушек, сформулировать цель и задачи программы, разработать тематику и принять участие в подготовке музейных занятий.



Результаты исследования показали, что школьники плохо знают о том, в каких условиях проходило детство старшего поколения семьи – они либо отвечают на вопросы анкеты отрицательно, либо дают общие ответы.

Тема «Детство бабушек и дедушек» была выбрана не случайно, так как для школьников постижение истории через знакомство с детством старшего поколения представляет особый интерес. Школьники имеют возможность представить родных в исторической обстановке 1930-50-х годов, отметить особенности быта того времени, понять, как исторические события влияют на жизнь семьи. Кроме того, в фондах музея хранится достаточно много музейных предметов, а так же воспоминаний, собранных в историко-краеведческих экспедициях клубом «Исток», рассказывающих о детстве наших земляков в 30-х- 50-х годов прошлого века.

Цель музейной программы: способствовать формированию исторической памяти школьников через изучение времени детства бабушек и дедушек.

Задачи:

1) Познакомить школьников с историческими условиями, в которых проходило детство наших земляков в 1930-50 гг., с общественной и бытовой стороной жизни людей того времени, когда бабушки и дедушки были маленькими; дать представление о детстве бабушек и дедушек.

2) Способствовать укреплению связи поколений в семье.

3) Прививать умения и навыки работы с музейными предметами.

 

Содержание музейной программы

Содержание музейной программы предполагает социокультурное изучение исторической обстановки 1940-х – начало 60-х годов – времени детства бабушек и дедушек. Программа состоит из пяти тем (сценарии музейных занятий по этим темам прилагаются), которые охватывают все стороны детской жизни: учебу, игру, праздники и т. д. Тематика занятий следующая:



1. «Школьные годы чудесные».

2. «Игры и забавы бабушек и дедушек».

3. «Ретро-елка».

4. «Военное детство».

5. «Пионерское детство».

В своих воспоминаниях представители старшего поколения особенно часто и с теплотой говорят о пребывании в пионерской организации, и мы включили эту тему в программу.

Основная экспозиция музея посвящена теме Великой Отечественной войны, поэтому тема «Военное детство» также логично вошла в программу.

Основой содержания музейных занятий служат воспоминания о детстве, собранные в экспедициях туристско-краеведческого клуба «Исток».

В воспоминаниях представители старшего поколения рассказывают, с одной стороны, о трудностях детства, а с другой – вспоминают о нем, как о самом прекрасном времени в жизни. Участники программы погружаются в мир детства бабушек и дедушек с помощью музейных предметов. Они имеют возможность писать перьевой ручкой, пользоваться чернильницей-непроливайкой, играть на барабане пионерские марши, завязывать пионерский галстук, зимой кататься на железных санках, писать письмо отцу на фронт, петь песни того времени и т. д.

Помогает погрузиться в атмосферу того времени коллекция открыток на тему «Детство», переданная клубу «Исток» ее почетным членом Ф.П. Лавровой. На открытках ребята могут увидеть бабушек и дедушек в детстве в обстановке того времени.

Участниками занятий вместе со школьниками являются их бабушки и дедушки. Они помогают внукам выполнять задания, рассказывая о своем детстве.

Реализация программы

Реализация программы проходит через организацию цикла музейных занятий, посвященных знакомству с детскими годами бабушек и дедушек. Сведения о музейной программе помещаются в календарь массовых дел, по школам развешиваются объявления. Желающие посетить занятия записываются по указанному в объявлении телефону.

Желательно посещать по графику все музейные занятия, так как в этом случае у школьников создается определенный образ времени и целостное представление о детстве бабушек и дедушек. Но это не исключает возможности посещения отдельных занятий программы.

На занятия вместе с детьми приглашаются бабушки и дедушки. Их присутствие играет большую роль в успешности проведения занятий. Они являются активными участниками занятий, источниками дополнительной информации. Если представители старшего поколения будут многословны в своих воспоминаниях, то музейному педагогу необходимо тактично остановить их и приступить к выполнению следующего задания.

Ожидаемые результаты

1. Пополнение фонда музея и формирование навыков поисковой работы школьников.

2. Знакомство школьников города с жизнью бабушек и дедушек в детские годы.

3. Привлечение ветеранов к патриотическому воспитанию школьников.

 

Способы отслеживания результативности программы

1. Ведение учета участников программы.

2. Анкетирование участников программы.

3. Анализ записей в «Книге отзывов» музея.

 

Сценарии музейных занятий






Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.008 с.