Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2017-05-13 | 653 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
4Л. Значение и формирование цели предмета «Физическая культура»
Рассмотрение проблемы цели и позиций категориального анализа в данном случае — способ познания деятельности учителя физической культуры, элементами которой выступают конкретные научно-теоретические категории1, воспроизводящие различные стороны психической реальности: образ, действие, мотив, сознание и др.
Человеческое бытие выражается в деятельности: учебной, производственной, культурной, игровой, оборонной, спортивной, физкультурной, рекреационной и т.д. Деятельность людей осуществляется в форме реализации конкретных интересов, мотивов, целей, выражающих общественные отношения людей. Отсюда цель — важная категория философии, психологии, педагогики, в том числе педагогики физической культуры. Цель имеет глубокие взаимосвязи с другой категорией — функцией. Так, трудовая, учебная, игровая и иная деятельности направлены на достижение осознанных волевых целей. Цель интегрирует вокруг себя другие компоненты деятельности человека, такие, как средства, формы организации, методы реализации и характер самой деятельности по реализации целей.
Труд, общение, мышление позволяют реализовать сознательные цели людей, что приводит к результатам-отношениям. Так функции и процессы сознания и развития взаимопроникают, переплетаются между собой, меняются местами.
Благодаря действию закона целесообразности социального процесса общение и мышление в единстве с трудом приводят к формированию целеподобных функций, таких, как отношения собственности, семьи, нравственности, искусства, религии. По своему социальному значению процесс самодвижения отношений — это реализация высших, основных целей людей.
|
1 Категория (от греч. kategoria) — понятие философское. Применяется как средство создания картины мира, способов освоения человеком различных объектов, норм понимания бытия. Будучи обобщенным понятием, отражает наиболее существенные свойства и отношения предметов и явлений.
Между сознательными, осуществляющимися напряжением воли и самодвижущимися целями трудно выявить непосредственную связь. Их взаимопроникновение происходит благодаря взаимопроникновению функций труда, общения, мышления, являющихся подосновой для упомянутых целей.
Благодаря функциональной напряженности и активности труда, общения, мышления взаимопроникновение и взаимопревращение определенных категорий системы становится всеобщим, самодвижущимся процессом. Мы уже обозначили взаимопроникновение и взаимопревращение категорий функций и целей. Здесь только отметим, что функция — такой же атрибут развития, как и цель осознанная. Функция предстает как самореализующаяся цель; цель — это функция, осуществляющаяся усилиями воли личности.
Коренные, сущностные, высшие цели человека реализуются только в форме самореализующихся функций без его волевых усилий. Этому способствует целесообразность развития социального процесса, причина которой — сообразность социальных процессов целям существования как общества, так и отдельных его индивидов.
Связь между самодвижущимися и сознательными целями человека и общества из-за ее обусловленности с последующими переходами функций труда, общения и мышления трудно улавливается и уже по этой причине образует важную проблему философии с последующим ее переводом в сферу смежных социальных наук — психологию и педагогику. Значение этой проблемы еще более актуализируется тем, что:
1) самодвижущиеся цели, будучи результатом независимого от сознания процесса развития общества, олицетворяют коренные, конечные цели человечества;
|
2) в силу стихийности процесса реализация самодвижущихся целей — функция нередко приводит к нецелесообразным, нежелательным последствиям;
3) возможность видения последствий достижения сознательных целей и их взаимосвязи с конечными целями заслоняются многообразием каждодневных, будничных интересов и целей, не всегда согласующихся с конечными целями и затрудняющими процесс их реализации.
Отсюда выяснение сути и соотношения понятий человеческих целей (целесообразные и нецелесообразные, сознательные и самодвижущиеся, конечные и будничные) обретает решающее значение в налаживании и рационализации человеческих отношений и деятельности, в том числе педагогической.
Значение категорий цели в системе человеческих отношений обусловлено рядом обстоятельств.
1. Цель — конечный пункт развития человеческих потребностей и интересов. Категория цели образует высшую ступень человеческих отношений и отношения мышления к бытию.
2. Разумные, логичные, практичные цели — наиболее пластичное, малозатратное, высокоэффективное средство преобразования и развития вещей, отношений, знаний, необходимых для человеческой жизни.
3. Категория цели — уникальная функция и ориентир практической деятельности людей, способствующей ее успеху, разумности и целесообразности.
4. Жизненные цели — одна из ведущих характеристик личностных качеств человека, средство его психического и физиологического благополучия, основание и условие его счастья.
Конечная, самодвижущаяся цель (функция) человека — физическое существование (бытие). В силу многообразия будничных целей физическое существование человека как бы вытесняется из сферы сознательных целей и переводится в систему подсознательного механизма психики.
Функции труда, общения, мышления индивидов, которые на первый взгляд направлены на реализацию множества будничных целей, в реальности регулируются целесообразностью существования общества и индивидов.
Таким образом, процесс деятельности, в которой реализуется подсознательная цель физического существования человека, продолжается вопреки отклонениям от него будничных интересов и * целей индивидов. На почве этого противоречия возникают и функционируют множества звеньев социальных институтов, регулирующих и движущих процесс существования людей: государство, религия, наука, производство, обмен, собственность, культура, образование, физическая культура и др.
|
Актуальность функций упомянутых и других социальных институтов заслоняет вслед за целью существования и другие важные цели. Физическая культура как близко стыкующееся с физическим существованием отношение преследует комплекс таких взаимообусловленных целей, как здоровье, образование, развитие, рекреация, долголетие индивидов. Функции физической культуры подчинены в конечном счете реализации этих аспектов деятельности личности, общества, государства.
Однако проблема в том и заключается, что не всегда эти цели осознаются даже деятелями физической культуры, спорта, образования, воспитания и других сфер из-за непонимания статуса физической культуры как важного базового звена человеческих отношений и деятельности. Значение физической культуры выясняется только благодаря рассмотрению его в спектре глобальной, конечной цели человека в физическом существовании.
В отличие от других биологических форм физическое существование человека реализуется через существование множества уже названных и неназванных звеньев социальных отношений, средств, званий, вещей, институтов. Разумные цели и функции физиче-
ской культуры реализуются только в диалектическом взаимопроникновении всех сопредельных форм физического, духовного и личностного существования человека. Иными словами, не уклоняясь от своих специфических функций, физическая культура включается в систему реализации глобальных общечеловеческих целей. Вот такими всеобщими для всех звеньев общественных отношений и деятельности целями являются вышеназванные общие цели физической культуры. Реализация этой цели требует педагогической переработки и включенности в сферы образования, воспитания, развития личности.
Цель предмета «Физическая культура» как категория теории и методики обучения и основной элемент его педагогической системы — педагогически детерминированное представление о социально обусловленных конечных, этапных и промежуточных результатах учебно-воспитательного процесса по данной дисциплине.
|
Данная категория формирует педагогическую систему учебного предмета; выполняет функцию интеграции целей внеурочных форм организации физического воспитания учащихся общеобразовательных школ: способствует достижению цели высшего уровня — школьного звена национальной системы физического воспитания; регулирует содержание и работу по физическому воспитанию детей школьного возраста.
Выделение и обоснование системообразующего фактора — одна из ключевых проблем системных исследований. Под системообразующими факторами здесь понимаются силы, явления, предметы, связи и отношения, которые содействуют возникновению системности составляющих дидактические основания предмета «Физическая культура». Выяснение сущности этих сил — важная проблема определения системы. Проблема системообразующего фактора исследована в трудах П. К. Анохина, который особо подчеркивал обязательность поиска и формирования системообразующего фактора для исследовательских работ всех видов и направлений, связанных с реализацией системного подхода. П. К. Анохиным была выдвинута идея о том, что главным системообразующим фактором в функциональных системах поведенческого акта человека служит результат функционирования системы. «Решающим и единственным фактором, — писал он, — является результат, который, будучи недостаточным, активно влияет на отбор именно тех степеней свободы из компонентов системы, которые при их интегрировании определяют в дальнейшем получение полноценного результата»1.
Применительно к педагогической системе учебного предмета данное положение означает, что элемент, который обеспечил
1 Анохин П. К. Философские аспекты теории функциональной системы. — М., 1978. - С. 59.
внутреннее изменение системы, перевел ее в новое состояние, в последующем будет изменен. Это происходит в силу того, что новое состояние системы (ее результат) изменяет условия, вызвавшие указанные силы (при действии сил). Элемент, который обусловил возникновение другого элемента и установил с первым определенные связи, взаимодействие которых приводит к формированию еще одного или нескольких элементов, может быть рассмотрен как системообразующий.
Таким действием в педагогической системе предмета «Физическая культура» служит возникновение конкретно и корректно сформулированной цели учебного предмета. Цель в принципе и есть результат действия, т.е. то, на достижение чего была ориентирована деятельность, реализуемая через обсуждаемую систему.
В общей теории системы не отрицается возможность рассмотрения цели как инвариантного элемента общественной системы в качестве системообразующего фактора. Вместе с тем П. К. Анохин понимал цель как «модель будущих результатов». Подобная интерпретация понятия цели характерна и для других ученых: «модель потребного будущего» (Н.А. Бернштейн), «долгосрочный желаемый результат» (Р.Акофф и Ф.Эмери), т.е. цель в конечном счете есть результат, или наоборот. Отсюда цель, будучи результатом, может быть рассмотрена как системообразующий элемент дидак-тической системы предмета «Физическая культура».
|
Значимость цели как главного элемента педагогических процессов отражена в научно-теоретическом наследии ведущих педагогов XX в. Особую актуальность приобретает данная проблема в связи с углублением реформ в сфере образования. Реформы предоставили свободу выбора и школе, и учащимся, и учителю. Учащиеся и их родители определяют тип образовательного учреждения, содержание и технологию учебно-воспитательного процесса. Более того, базисный учебный план, будучи генеральным уровнем представления стандарта, предусматривает возможность осуществления обязательных областей базовой части государственного образовательного стандарта путем преподавания различных учебных дисциплин.
Именно поэтому особую значимость приобретает конкретно сформулированная и общепризнанная цель преподавания физической культуры. Цель учебного предмета определяет параметры ожидаемого результата; обусловливает формирование соответствующего содержания образования и совместно с последним порождает такие дидактические процессы, которые своим функционированием гарантируют перевод содержания образования в элементы структуры личности и достижение результатов преподавания физической культуры. Цель предмета объединяет в целое ранее разрозненные и недостаточно взаимосвязанные составляющие научно-методических основ школьной физической культуры.
Цель предмета «Физическая культура» — выполнение функции системообразования, диагностирования конечных, этапных, промежуточных и текущих результатов учебно-воспитательного процесса, управления образованием, воспитанием и развитием учащихся, мотивации деятельности преподавания и учения, их взаимодействие с тенденцией на взаимосодействие учителя и учащихся.
Учителя физической культуры испытывают затруднения в вопросах анализа целевого компонента педагогической системы преподаваемой дисциплины. Во-первых, они не могут конкретно сформулировать цель предмета. В качестве таковой считают «укрепление здоровья учащихся», «повышение уровня физической подготовленности», «воспитание всесторонне развитых людей», «гармоническое развитие школьников», «развитие двигательных качеств», «развитие двигательных способностей», «физическое совершенствование учащихся» и т. п.
Разноаспектность в толковании цели предмета «Физическая культура» свидетельствует, с одной стороны, о широте возможностей данной учебной дисциплины воздействовать на развитие личности учащейся молодежи, что в принципе общепризнано, с другой — о значительных пробелах в формировании целеполагающего компонента педагогической деятельности учителя. Обоснованность этой позиции подтверждается такими затруднениями учителей физической культуры, как формулирование цели школьного звена национальной (общероссийской) системы физического воспитания и неумение дифференцировать ее по формам организации физического воспитания учащихся образовательных школ. Есть основание полагать, что последнее и есть один из основных субъективных факторов, обусловливающих недостаточную эффективность учебно-воспитательного процесса по физической культуре в школе.
Данное предположение подтверждают исследования сформированное™ и характера проявления на практике частнодидакти-ческих умений учителей физической культуры. Во-первых, документы перспективного (годового) и оперативного (на семестр, триместр, четверть) планирования не содержат конкретно сформулированных целей учебно-воспитательного процесса по физической культуре. Во-вторых, установлена преемственность учебного материала, содержащегося в документах перспективного, оперативного и текущего планирования. Вместе с тем обнаружены значительные, в большинстве случаев не совпадающие с плановыми расхождения между мнимой целью учебной деятельности педагога, на которую он якобы ориентировался в учебном году или его периодах и реальными результатами, достигнутыми в конце соответствующих циклов педагогической деятельности. В-третьих, содержание, средства, методы обучения, формы его организации слабо взаимосвязаны с теми целями предмета, на которые указывали учителя в ходе анкетного опроса и бесед.
Причины, обусловившие эти дидактические затруднения, связаны со скудностью конкретной информации в учебниках и учебных пособиях по обсуждаемой проблеме. Информация представлена с акцентом на формирование и закрепление знаний о значимости физической культуры для реализации идеологических установок государства в подготовке подрастающего поколения к трудовой и оборонной деятельности.
Действительно, важно актуализировать социальный заказ государства в области образования и физического воспитания для будущих специалистов физической культуры. Вместе с тем у будущих педагогов физической культуры необходимо формировать умение описывать общественные цели обучения и воспитания в терминах педагогики. Здесь нужны умения перевода социального заказа общества в педагогическую цель по конкретному учебному предмету.
До настоящего времени все еще нет единых общепринятых подходов к описанию и конкретизации обсуждаемых целей. Конечной целью физического воспитания населения страны в большинстве формулировок целей национальных систем физического воспитания называются формирование гармонически развитых людей, развитие отдельных сторон личности, формирование вида воспитанности или культуры подготовки к трудовой и оборонной я деятельности, развитие комплекса показателей психофизического состояния, подготовка к реализации политических притязаний правящих партий, оздоровление населения, физическое совершенство, удовлетворение потребности общества в развитии физических способностей, профилактика негативного воздействия внешней среды на организм человека и социальная адаптация личности, подготовка к службе Родине и семье, содействие индивиду в развитии его личностных качеств и т.д.
Большинство формулировок целей национальных систем физического воспитания, содержащиеся в публикациях, учебниках и учебных пособиях, отличаются многоцелием и многозвенностью выражения конечных результатов. Все это существенно затрудняет осознание конечного результата функционирования национальной системы физического воспитания теми конкретными субъектами, усилиями которых эти цели должны быть достигнуты. У субъектов управления данным аспектом деятельности государства формируется представление о формальности целевой установки, ее нереальности, убеждение в необязательности ее достижения. Это порождает формализм в работе руководителей в области физической культуры и спорта.
Абстрактность цели национальной системы физического воспитания на высшем уровне управления этим процессом обусловливает серьезные затруднения в определении целей ее звеньев, в частности школьного звена.
4.2. Цели предмета «Физическая культура» в национальных системах образования Российской Федерации
Цель национальной системы, будучи выразителем социального заказа государства и общества в данной области и одним из основных источников целеполагания физического воспитания учащихся сферы общего образования, не может быть трансформирована в формы, допускающие их отождествление. Поэтому необходимо описание образовательных и воспитательных целей терминами педагогики. Уже упоминалось, что в разных концептуальных подходах к модернизации физического воспитания школьников предпринимаются попытки переосмыслить целевую ориентацию данного звена в плане перевода данной проблемы в русло разумного плюрализма, конкретности и реальности. Цель предмета «Физическая культура» была четко обозначена еще во временном государственном образовательном стандарте. Несмотря на это, цель учебного предмета продолжают отождествлять с целью школьного звена национальной системы физического воспитания.
Обе цели взаимосвязанные, производные от целей более высокого уровня организации и функционирования национальных систем образования и физического воспитания. Первая, будучи производной от цели педагогического явления более широкого масштаба, не может быть описана в выражениях, допускающих ее идентификацию со второй. Требуется более углубленное исследование цели как категории дидактики школьной физической культуры.
Цель изучается с разных позиций: как категория философии, как элемент системного познания явлений и предметов реальной действительности. Общепедагогическая интерпретация цели встречается в трудах отечественных ученых-педагогов. В теории и методике физического воспитания цель и целеполагание все еще не привлекли соответствующего их роли внимания ученых. Могут быть рассмотрено определение исходных понятий: цель национальной системы физического воспитания, цель звена национальной системы физического воспитания, цель формы организации физического воспитания (предмета «Физическая культура» и внепредметных форм), цель конкретного цикла учебно-воспитательного процесса (11 — 12-летнего), ступени школы, учебного года, его периодов, системы уроков, посвященных теме, урока физической культуры, т.е. научное обоснование понятийно-терминологического аппарата проблемы. Необходимо решить и такие вопросы, как роль, значение, место и функции цели в циклах технологии учебного процесса по данной дисциплине; обоснование требований к формулированию и конкретизации педагогической цели, разработка процедуры собственно целеполагания с определением его источников, взаимосвязей педагогических целей и задач по вертикали и горизонтали управления учебным процессом по физической культуре.
Научно-теоретическая разработка обозначенных и других вопросов цели и целеполагания затруднена еще и тем, что цель школьного звена национальной системы физического воспитания не единственный детерминант цели предмета «Физическая культура» и других форм организации занятий по физической культуре в школе. Значимым источником целеполагания на этом уровне выступает цель общего среднего образования, ставшая предметом разногласий и дискуссий, поиска и обоснования новых ориентиров.
Формирование всесторонне развитой личности с гармоническим сочетанием духовного богатства, моральной чистоты и физического совершенства традиционно рассматривались как цель общеобразовательной школы. Реформы социально-экономических и политических устоев государства и демократизация общественной жизни расширили диапазон суждений по проблеме.
В этих условиях крайне важно разобраться в исходных понятиях и терминах, определить их сущность. Они настолько взаимосвязаны, что нельзя определить одно без выяснения сущности другого. Первое понятие — «цель национальной системы физического воспитания». Родовое понятие по отношению к предыдущему — понятие «цель воспитания».
Попытки определить цель воспитания были предприняты еще А. С. Макаренко. Он писал: «Я под целью воспитания понимаю,. программу человеческой личности, программу человеческого характера, причем в понятие характера я вкладываю все содержание личности, т.е. характер внешних проявлений и внутренней убежденности, и политическое воспитание, и знания — решительно всю картину человеческой личности». Однако все еще не сформулировано общепринятое понимание признаков, отражающих сущность целей воспитания. Одни видят сущность цели воспитания в диагностично описанных параметрах личности. Другие — в идеализированных представлениях, отражающих целевую установку, предпочитают конкретизированные и персонифицированные описания педагогических целей. Третьи считают, что одним из инвариантных признаков цели служит образ будущего результата с описанием перечня знаний, умений, навыков и качеств личности, которые должны быть сформированы у воспитуемых в учебных заведениях конкретного типа. Очевидно, что в данном случае речь идет о целях воспитания, реализуемых на различных уровнях национальной системы образования.
Цель такого уровня, как национальная система физического воспитания, не может быть чрезмерно конкретизирована, равно как и лишена информации об идеале личности. Полагаем, что под целью национальной системы физического воспитания следует понимать идеализированное представление об императивных1 парамет-
1 Императив (от лат. imperativus — повелительный) — требование, приказ, закон.
pax социального заказа государства (общества) в сфере физического воспитания населения страны.
Формулировка цели — носитель конкретной информации об обобщенных признаках структуры личности, которые должны быть сформированы в процессе функционирования системы физического воспитания во всех звеньях. Параметры личности указаны соответствующими этапу общественного развития, связанными с социальным заказом в сфере образования. Такая цель выражает идейную направленность национальной системы физического воспитания. Попытки полностью лишить цели таких сфер общественной жизни, как образование, физическая культура, спорт, их идеологической ориентации, предпринимаемые в настоящее время, могут быть впоследствии переосмыслены. Государство и общество не могут не использовать образование и физическую культуру для защиты своих национальных интересов. Отсюда формулировки цели отечественной системы физического воспитания, когда конечный ее результат связывают с достижением физического совершенства человека как одной из сторон гармонии его личности, корректны.
По мере перемещения вниз по вертикали иерархии целей данная цель конкретизируется в соответствии с особенностями звеньев национальной системы и становится для них основным источником целеобразования. Информация для целеобразования на уровне национальной системы исходит из общественной системы государства, из социального заказа.
Цель школьного звена национальной системы физического воспитания определяется как педагогически детерминированное (определяемое) представление о социально обусловленных инвариантных признаках результатов, на достижение которых ориентирован процесс физического воспитания учащихся общеобразовательных школ (учреждений общего образования).
Формулировка собственно цели данного уровня организации физического воспитания населения страны требует:
- ее связи с целевыми установками национальных систем образования и физического воспитания;
- диагностичности;
- деятельностного подхода;
- возможности дифференцирования на цели форм организации физического воспитания школьников;
- конкретности, обусловливающей однозначность восприятия и осознания субъектами ее реализации (учителями, руководителями органов образования и физической культуры).
Возможной формулировкой цели школьного звена могло быть обеспечение должного уровня физического совершенства учащихся общеобразовательных школ. При этом важно знать параметры «должного уровня», на достижение которого ориентирован про-
цесс, для диагностики и управления им. Другой реальной для достижения и корректной целью может быть формирование физической культуры личности учащегося. Обе цели, на наш взгляд, реальны для достижения в результате взаимосвязанной работы на уроках физической культуры и во внеурочных формах организации физического воспитания школьников.
Целевая ориентация форм организации физического воспитания в школе призвана отразить педагогически адаптированное представление об ожидаемых результатах реализации данного процесса с учетом специфики форм его организации в учреждениях общего образования: на уроках (предмет «Физическая культура»), физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме учебного дня, внеклассных формах организации занятий физической культурой и спортом и т.д. (рис. 2). Из множества возможных целевых установок основополагающей выступает цель предмета «Физическая культура». Эта цель выполняет функцию интеграции целей других форм организации физической культуры в школе.
Варианты формулировок были рассмотрены ранее в современных концепциях модернизации теории и методики обучения предмету «Физическая культура».
Касаясь формулировок целей форм организации, наиболее приемлемыми могут быть:
физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня (содействовать рекреации и профилактике гипокинезии учащихся в режиме их учебы и отдыха);
внеклассные формы организации занятий физической культурой и спортом (содействовать достижению оптимального уровня двигательной подготовленности учащихся);
общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (содействовать организации здорового досуга школьников, пропаганде физической культуры и спорта среди детей, подростков, юношей).
Подробное описание целевой ориентации позволяет разработать систему целей каждой формы по ступеням общеобразовательной школы (начальная, основная, полная средняя школа с последующей дифференцировкой на цели года обучения (класса), периода учебного года (семестр, триместр, четверть), разделов учебных программ, тем конкретных уроков. Общая цель физического воспитания школьников, будучи дифференцированной по циклам технологии учебно-воспитательного процесса, формирует системность педагогических процессов на всех уровнях их функционирования; объединяет адекватные целям средства, формы, методы реализации целей от микроцикла—урока до большого макроцикла (11 — 12 лет). Учебно-воспитательный процесс по предмету «Физическая культура» во взаимосвязи с другими формами физического воспитания, разработанный и реализуемый с учетом
реальных условий, способствует достижению его целей и выполнению социального заказа общества в этой области.
Контрольные вопросы и задания
1. Что такое цель? Какое отношение цель имеет к деятельности человека?
2. Дайте определение понятия «цель учебного предмета "Физическая культура"».
3. Какие функции выполняет цель преподавания дисциплины в педагогической системе учебного предмета?
4. Назовите источники, из которых выводится цель учебного предмета «Физическая культура».
5. Каковы действующие в настоящее время формулировки педагогической цели предмета «Физическая культура»?
6. Перечислите основные требования к формулировке цели предмета «Физическая культура».
ГЛАВА 5
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
|
|
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!