Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Виды контроля в учебно-воспитательном процессе

2017-05-13 665
Виды контроля в учебно-воспитательном процессе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Контроль в управлении процессом обучения в школе осуще­ствляется в виде предварительного, текущего, оперативного и итогового учета успеваемости.

Предварительный контроль имеет целью определение исходно­го состояния объекта управления. На основе полученных данных выявляется готовность к усвоению программного материала. Та­кой контроль в форме учета реализуется задолго до начала изуче­ния нового раздела программы, в начале учебного года, семестра. Предметом контроля могут быть показатели уровня фактической обученное™ по итогам предыдущего учебного года в виде зна­ний, навыков и умений ранее изученных действий; показатели общей физической подготовки, которые имеют определенное зна­чение в предстоящем учебном году. Материалы предварительного учета используются для конкретизации целей и задач соответству­ющих циклов технологии учебно-воспитательного процесса. Они могут быть использованы и для определения сдвигов в уровне


фактической обученное™ школьников в учебной четверти, семе­стре, году.

Показатели предварительного учета, будучи факторами кон­кретизации целевой ориентации цикла технологии, использу­ются для обоснования содержания, форм и методов подготови­тельного этапа обучения. С подобными материалами следует оз­накомить и учащихся. Им должны быть известны их учебные воз­можности. К примеру, учитель дал контрольное задание, свя­занное с лазаньем по канату, обнаружил, что некоторые учащи­еся владеют техникой выполнения данного упражнения спосо­бом «в три приема». Это обстоятельство позволит дифференци­ровать содержание деятельности учителя и коллектива класса на подготовительном и последующих этапах обучения. В частности, тем учащимся, которые уже умеют выполнять данную двигатель­ную задачу, не нужен не только подготовительный этап, но и этап формирования умения выполнить изучаемое двигательное действие по общей схеме. Появляется возможность использовать этих учащихся в качестве помощников и подготовить для них индивидуальные задания, пересмотреть ранее намеченные фор­мы организации их деятельности на уроке. Соответственно должна быть скорректирована работа и со слабыми и средними учащи­мися.

Таким образом, контроль, нацеленный на выявление возмож­ностей учащихся для усвоения того или иного раздела програм­мы, реализуемый в виде предварительного учета, крайне необхо­дим. Без него невозможны правильное построение процесса обу­чения на уроках физической культуры и управление им.

Материалы предварительного учета могут представить боль­шой интерес и для руководителей педагогических коллективов школ.

Текущий контроль проводится на каждом уроке и представляет собой основную форму контроля. Он реализуется в виде поуроч­ного учета успеваемости как компонент управления процессом обучения. Текущий учет нацелен на повышение эффективности учебного процесса. На основе материалов текущего контроля ис­пользуются такие методы, как наблюдение, вызов-опрос, конт­рольные испытания. Учащихся могут предупреждать о том, что их действия (называют, какие именно) будут оценивать. В любом случае им сообщают результаты контроля. Оценка учителя дости­гает желаемых результатов только тогда, когда обучаемый внут­ренне согласен с ней. В действительности же учащиеся не всегда согласны с оценкой учителя, самостоятельно оценивают свои ус­пехи, и лишь в 50 % случаев их самооценка совпадает с оценкой педагога. У хорошо успевающих школьников совпадение самооцен­ки и оценки учителя бывает в 46 %, а у слабоуспевающих — в 11 % случаев.


Оценка успеваемости по физической культуре, как и по дру­гим предметам, выставляется по пятибалльной системе. Иногда в процессе текущего контроля применяется десятибалльная шкала оценок и последующий их перевод в пятибалльную систему. Важ­но объяснять, за что ставится соответствующий балл, за что сни­жается оценка, т. е. должны быть сформированы единые оценоч­ные суждения, их критерии, эталоны, как об этом уже говори­лось. Учитель и учащиеся должны знать эталон техники изучаемых двигательных действий.

Эталон техники должен быть адаптирован к возрастным воз­можностям учащихся, их подготовленности к восприятию и осо­знанию критериев эталона. Поэтому необходима предварительная разработка учителем критериев оценки техники в баллах; только тогда он сможет аргументированно обосновать свои контрольно-оценочные суждения, их объективность, и они приобретут статус объективных критериев для контроля учебной деятельности для учащихся.

Оперативный, или периодический, контроль — это такая разно­видность контрольной деятельности учителя, которая нацелена на обеспечение промежуточных целей и задач функционирования процесса обучения на отдельных этапах управленческих микро­циклов, т. е. учебного года. Его можно сравнивать со срезовым кон­тролем, проводимым министерством образования.

Задачи оперативного контроля:

- выявить характер усвоения учащимися отдельных разделов программы: гимнастики, легкой атлетики, спортивных игр (бас­кетбол, волейбол, ручной мяч, футбол и др.), плавания, лыжной подготовки и др.;

- определить характер воздействия учебного процесса на сдви­ги в уровнях физического развития и физической подготовленно­сти;

- определить подготовленность учащихся к выполнению норм и требований программы.

Оперативный контроль проводится, таким образом, после изу­чения логически законченной части раздела программы или в конце определенного этапа годичного цикла обучения. Этот вид контроля имеет целью проверку учебной деятельности учащихся и учителя по освоению большего объема программного мате­риала.

Результаты оперативного контроля могут быть выражены в оцен­ках показателей физической подготовленности (м, с, масса, ко­личество повторений и т.д.).

В качестве примера можно привести материалы кафедры (кабинета) физического воспитания Московского городского института усовершен­ствования учителей, в которых предложена система контроля, сходная с


той, что близка к системе оперативного контроля. Так, в сентябре реко­мендуется контролировать усвоение техники и результатов из легкоатле­тического раздела программы: бега, прыжков и метаний. В октябре — выполнение игровых приемов по скоростным играм, умение играть в подвижную игру. В ноябре —декабре — умения и навыки по спортивной и художественной гимнастике, борьбе, а в январе —феврале — по разде­лу лыжной подготовки и т.д.1.

При анализе и интерпретации результатов оперативного конт­роля должны быть использованы материалы предварительного и текущего контроля для сопоставления, сравнения исходного, те­кущего и достигнутого на данном этапе состояния объекта управ­ления.

В итоге желательно в присутствии классного руководителя и представителей родительской общественности должны быть оп­ределены позитивные и негативные стороны учебного процесса, причины, которые их обусловили, обоснованы рекомендации по улучшению объекта управления, приведения его в состояние, наиболее соответствующее закономерностям функционирова­ния и, конечно, по обеспечению решения поставленных задач и цели.

Оперативный контроль существует как в управленческой дея­тельности самого учителя, так и на вышестоящих уровнях управ­ления. Он позволяет своевременно заметить и устранить негатив­ные моменты обучения.

Итоговый контроль проводится в конце определенного этапа, периода (четверть, семестр) или целостного микро-, мезо- и мак­роциклов учебного процесса.

Цель итогового контроля — выявление результатов обучения, определение качества приобретенных знаний, сформированных двигательных умений, навыков, умения использовать системы знаний и навыков в процессе самостоятельных занятий физиче­скими упражнениями.

В конце каждого этапа учебного года или его периода, по исте­чении которого администрация школы и органы управления об­разованием анализируют и оценивают работу, подводят проме­жуточные итоги. Для школ и органов образования такими этапа­ми являются учебная четверть, полугодие (семестр).

Итоговый контроль проводится в конце микро-, мезо- и мак­роциклов учебно-воспитательного процесса.

Итоговый контроль на завершающих этапах отдельных перио­дов учебного года заключается в сопоставлении плановых и ре­ально достигнутых показателей успешности усвоения учащимися программного материала на промежуточных отрезках годичного

' Внутришкольный контроль: Физическое воспитание: Методические реко­мендации. - М., 1978. - С. 18.


учебного процесса. По итогам такого анализа выявляются пози­тивные и негативные стороны достижений, определяются факто­ры, обусловившие успехи и негативные проявления, обосновы­ваются коррекционные воздействия педагога, нацеленные на ус­транение выявленных недостатков на последующих этапах учеб­ного года.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.