Л. Роль содержания предмета «Физическая культура» в педагогической системе — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Л. Роль содержания предмета «Физическая культура» в педагогической системе



Содержание образования в плане научно-теоретического его освещения и реализации в учреждениях общего образования при­влекает внимание отечественных ученых-педагогов уже более ста лет. Эта проблема отражена в трудах теоретиков как революцион­ного периода, так и советской педагогики. Служит она предметом поисков и современных ученых.

Научно-теоретическое наследие отечественных ученых-педаго­гов по обсуждаемой проблеме составляет методологическую ос­нову подхода к содержанию образования по предмету «Физиче­ская культура».

Содержание образования рассматривается как:

- одна из категорий педагогики;

- инвариантный элемент педагогической системы области об­разования, учебного предмета, раздела, темы;

- фактор, отражающий потребности общества и запросы лич­ности в сфере образования;

- механизм (инструмент) реализации социального заказа го­сударства в данной области.

Частнодидактическое рассмотрение вопросов содержания об­разования применительно к предмету «Физическая культура» мо­жет основываться на переработке отмеченных общедидактических постулатов в соответствии со своеобразием данной дисциплины. Из множества подобных вопросов, подлежащих первоочередной научно-теоретической разработке, выделим такие, как место в структуре педагогической системы школьной физической культу­ры, функции, детерминанты, принципы, взаимосвязи с другими элементами системы, внутренний состав и субструктура, причаст­ность содержания образования к государственному образователь­ному стандарту (базовому, федеральному, и вариативному, регио­нальному, компонентам).

Обозначим отдельные исходные позиции, отсутствие или аб­страктное освещение которых существенно затрудняет последую­щее обсуждение.


Во-первых, дадим определение понятию «содержание образо­вания» по предмету «Физическая культура» — это часть общего среднего образования, отражающая совокупность знаний: двига­тельных и инструктивных умений, качеств личности; норм, тре­бований физической подготовленности и видов деятельности, си­стемное усвоение которой обусловливает достижение цели дан­ной дисциплины.

Во-вторых, содержание образования — это инвариантный и системообразующий элемент педагогической системы предмета «Физическая культура», который при первоначальном возникно­вении питается информационной энергией, исходящей от глав­ного элемента педагогической системы учебного предмета, ее цели.



В-третьих, во взаимосвязи с ней он принимает участие в фор­мировании третьего системообразующего элемента педагогической системы школьной физической культуры — дидактических про­цессов. Будучи своеобразной структурной единицей состава со­держания общего образования, содержание образования по фи­зической культуре реализует здесь двухаспектную функцию: кон­кретизации состава и структуры социального опыта, подлежаще­го системной передаче учащимся общеобразовательных школ. Та­кой опыт составляет основу для использования физической куль­туры и спорта в жизни. Элемент «дидактические процессы» при­зван обеспечить перевод содержания образования в элементы опыта личности школьников в форме знаний, двигательных и инструк­тивных навыков и умений, двигательных и морально-волевых ка­честв, видов физкультурной деятельности.

Восприятие и осознание феномена содержания образования — проблема сложная. Эти процессы развертываются на разных уров­нях его представления.

На первом уровне возникает общетеоретическое понимание, где содержание образования фиксируется в виде обобщенного си­стемного представления о составе (элементах), структуре (связях между элементами) и общественных функциях передаваемого под­растающим поколениям социального опыта в его педагогической интерпретации.

Лишь на втором уровне возникает информация (сведения) об определенных частях содержания, которые выполняют специ­фические функции в общем образовании. Здесь «проявляется» об­раз области образования «Физическая культура» и учебных пред­метов, через которые реализуется ее содержание.

Третий уровень — учебный материал, представляющий кон­кретные элементы состава содержания образования (знания, уме­ния, навыки и т.д.), которые бывают включены в курсы обучения по определенным учебным предметам.

Эти уровни в совокупности составляют содержание образова­ния (педагогическую модель социального заказа), которое пока лишь




проектируется, но еще не реализовано. Здесь содержание образова­ния задано как норма, которая будет материализована в дидакти­ческих процессах на последующих уровнях и функционировании. Основные факторы, определяющие содержание обра­зования предмета «Физическая культура»:

- социальный заказ государства национальным системам обра­зования и физического воспитания;

- состояние физического развития, здоровья и двигательной подготовленности населения;

- потребности личности в физическом самосовершенствова­нии, саморазвитии;

- идеал формируемой личности;

- потребности экономики и обороны страны;

- возможности государства для реализации формируемого со­держания образования и др.

5.2. Государственный образовательный стандарт по предмету «Физическая культура»1

Государственный образовательный стандарт (ГОС) — система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражает идеал в этой сфере, учитывает, возможности реальной личности и системы образования по его достижению. Образовательные стандарты закреплены ст. 47 Кон­ституции РФ. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» ГОС дифференцирован на федеральные и национально-региональные его составляющие, которые именуются базовым и вариативным его компонентами (ст. 7). В ГОСе физическая культура переведена из статуса учебного предмета в статус области образования с зак­реплением за ней позиции инвариантной составляющей федераль­ного компонента (базовой части) образовательного стандарта. Об­ласть образования в свою очередь регламентируется своим ГОСом, который также предусматривает два компонента: 1) федеральный (базовый) и 2) региональный (вариативный). Первый отражает ту часть области образования «Физическая культура», которая ориен­тирована на удовлетворение конкретно-исторических потребнос­тей общества (государства) в сфере физического совершенствова­ния учащихся учреждений общего образования в целом.

Федеральный компонент ГОСа по физической культуре состав­ляет основу для достижения исторически обусловленного уровня двигательной подготовленности подрастающего поколения, адек­ватного потребностям социального заказа государства, нацио-

1 В 1998 г. вышел Временный Государственный образовательный стандарт. В 2002 г. вышел Проект Государственный стандарт образовательной области «Физическая культура».


нальным системам образования и физического воспитания, кото­рый в совокупности с духовно-нравственными качествами пред­ставляет идеал, формируемый в процессе образования личности.

В социальном плане базовая часть ГОСа по физической культуре позволяет удовлетворить конкретно-исторические потребности об­щества в достижении оптимального уровня общего образования всфере физической культуры, физического развития, двигательной подготовленности и состояния здоровья учащихся. Эта часть слу­жит основой для формирования физического и морально-нравствен­ного потенциала общества, предпосылкой непрерывности образо­вания в данной области, обеспечения здорового образа жизни де­тей, подростков, юношей, их личной физической культуры.

В педагогическом плане базовая часть составляет основу для организации развивающего обучения по физической культуре.

Базовая и вариативные части ГОСа по физической культуре соотносятся друг с другом: 70 —80 и 20 —30 % (начальная школа), 60 —70 и 30 —40 % (основная школа), 50 —60 и 40 —50 % (полная средняя школа).

При необходимости учитель физической культуры имеет право использовать объем учебного времени, который предусмотрен для изучения вариативной части ГОСа, на освоение базового компо­нента.

Федеральный компонент ГОСа по физической культуре диффе­ренцируется на такие разделы, как основы знаний о физкультур­ной деятельности, способы физкультурной деятельности различной направленности, требования к уровню подготовки обучающихся, минимальные требования к оснащенности учебного процесса.

Основы знаний делятся на разделы: физическая культура человека и общества; социально-психологические основы физического раз­вития и воспитания личности; основы развития психофизических способностей человека и формирования здорового образа жизни.

Способы физкультурной деятельности подразделяются на обще-развивающие (начальная школа), общеприкладные, спортивно-рекреационные (основная школа) и спортивно-прикладные (пол­ная средняя школа). Здесь выделены подразделы: практические уме­ния, двигательные действия и навыки (по видам физкультурно-спортивной деятельности — гимнастике, акробатике, легкой атле­тике, лыжной подготовке, плаванию, спортивным играм, едино­борствам); физические упражнения (общеразвивающие, специаль­но-развивающие по видам спорта) и двигательные качества.

Требования к уровню подготовки обучающихся предусматривают то, что надо знать, уметь и демонстрировать.

Вариативный компонент ГОСа в данной области образования представляет собой другую часть. Он направлен на удовлетворение индивидуально-дифференцированных потребностей субъектов об­разовательного процесса (педагогов, учащихся, родителей учащихся,


общественности). Вариативная часть выражает особенности куль­турно-исторического развития, климато-географического и соци­ально-экономического своеобразия мест функционирования учреж­дений общего образования. Вариативная часть ГОСа содержит в себе элемент этнического наследия субъектов Федерации в сфере физи­ческой культуры и спорта, может соответствовать направленности физкультурных и спортивных интересов школьников, этническим традициям конкретных населенных пунктов, способностям и уров­ню профессионально-педагогической подготовленности учителя, сезонным колебаниям осадков, температуры, особенностям релье­фа местности и другим факторам.

Введение временного ГОСа повлекло за собой коррекцию со­держания образования по физической культуре в общеобразова­тельных учреждениях субъектов РФ, активизировало творческую разработку и обоснование содержания регионального компонен­та и их внедрение в практику преподавания данной дисциплины. Однако реализация данного замысла сконцентрирована в основ­ном вокруг этнического наследия народов и народностей респуб­лик в составе России по физической культуре и спорту. В этих целях описываются народные средства физического воспитания, виды спорта, спортивные забавы с последующей их переработкой и включением в региональный компонент образовательных стан­дартов и учебные программы.

Многоплановые исследования, проведенные отечественными учеными, подтвердили педагогическую ценность этнического на­следия в сфере физической культуры и спорта, в физическом вос­питании учащихся сельских общеобразовательных школ в субъек­тах Федерации, где в качестве дополнительного учебного матери­ала использовались некоторые, наиболее популярные среди уча­щихся народные средства физического воспитания.

Признавая рациональность такого подхода в разработке регио­нального элемента содержания образования для сельских обще­образовательных учреждений, следует критически оценивать тен­денцию к копированию этого опыта применительно к физиче­скому воспитанию учащихся школ городской местности, так как народные подвижные игры, физкультурные забавы и виды спорта возникли и развивались в специфических условиях культурно-ис­торического развития этносов. Они соответствуют климато-гео-графическим условиям мест обитания сельского населения, отра­жают своеобразие хозяйственной, военной деятельности, быта народов и других этнических общностей.

Вместе с тем данное положение трудно адаптировать к практике преподавания физической культуры в общеобразовательных учреж­дениях городской местности. Существуют факторы, обусловливаю­щие специфику учебно-воспитательного процесса по данной дис­циплине в городских и сельских школах. Это своеобразие выража-


ется в одно- или двунациональном составе учащихся в селе и мно­гонациональном — в городе, в дифференциации направленности физкультурных и спортивных интересов школьников: безразличии одних к этническому наследию своих нации или народности и ин­тересе других, а также невостребованностью народных подвижных игр, видов спорта и физкультурных забав в городских общеобразо­вательных школах при очевидной эффективности их в селе.

В этих условиях правомочны вопросы: какие виды физической культуры, средства физического воспитания и формы его органи­зации могли бы стать базой для обоснования содержания регио­нального компонента ГОСа по физической культуре? Что может входить в региональный компонент содержания образования по физической культуре в городских общеобразовательных школах? Каков состав детерминантов (определителей) данной (вариатив­ной) части ГОСа? Ответы на эти вопросы дают материалы иссле­дований о месте, роли и значении физической культуры в быту городских школьников, их физкультурных интересах.

Поисковая работа, выполненная на базе одной из средних общеобра­зовательных школ, подтвердила социально-экономическую и полити­ческую обусловленность физкультурно-спортивной ориентации учащих­ся. Так, за годы реформ изменились мотивы занятий учащихся среднего школьного возраста (V—VIII классов) физической культурой и спортом. Если сравнительно недавно учащиеся указывали в качестве доминирую­щих такие мотивы, как желание укрепить здоровье (37 %), иметь краси­вое телосложение (28,7 %), быть разносторонне физически развитыми (19,4 %), для удовольствия (8,6 %) и т.д., то к 1998 г. отмеченные моти­вы претерпели серьезные намерения. На первое место выходит мотив быть сильным, чтобы упрочить собственные позиции среди сверстников (40 %), на второе — развивать силу воли (37,7 %). Мотив, который во второй половине прошлого века был доминирующим — укрепить здоро­вье, переместился на третье место (12,22%).

Соответственно изменился интерес к видам спорта. На первое место переместились спортивные единоборства (восточные боевые искусства, вольная борьба, бокс, дзюдо, самбо). В 1970-х гг. это были спортивные игры. Очевидно, что физическая культура и спорт превратились в важное и наиболее доступное средство укрепления здоровья, коррекции психо­физических аномалий, упрочения социального статуса личности.

Региональный компонент ГОСа для данного типа общеобразо­вательных школ может включать повышенный объем учебного ма­териала, отражающего физкультурно-спортивные интересы школь­ников, учитывать возможности для реализации способностей пе­дагогов физической культуры в их профессиональной деятельно­сти.

При разработке содержания регионального компонента ГОСа по физической культуре не могут игнорироваться фундаменталь­ные принципы государственной образовательной политики стра-

3 Железняк 65


ны. Особое значение при этом приобретают такие, как гумани­стический характер образования, приоритет общечеловеческих цен­ностей, жизни и здоровья человека, свободного развития лично­сти; единство федерального культурного и образовательного про­странства; защита системой образования национальных культур и региональных национальных традиций в условиях многонацио­нального государства; свобода и плюрализм в образовании (Закон РФ «Об образовании», разд. I, ст. 2).

В решении данной проблемы должны быть учтены и некоторые принципы национальной системы физического воспитания: оз­доровительная направленность, всесторонность развития личнос­ти, связь с жизнью; основные принципы дидактики, в частности научность, доступность, связь с жизнью и другие материалы адап­тации или преломления последних к принципам предметной ди­дактики, принципы разработки учебных программ по физичес­кой культуре.

Таким образом, в качестве доминирующих факторов, на основе которых должен быть разработан региональный компонент содержания образования по физической культуре, выступают:

- своеобразие климата и рельефа территорий субъектов Феде­рации, включая места расположения общеобразовательных школ;

- особенности этнического наследия населения регионов и тер- * риторий в сфере физической культуры и спорта;

 

- специфика характера и направленности физкультурных и спортивных интересов учащихся общеобразовательных школ на конкретных этапах развития общества;

- индивидуальная дифференцированность спортивно-педаго­гической ориентации учителя физической культуры;

- современные традиции населения на местах расположения учреждений образования в области физической культуры и спорта.

Совокупность этих факторов обусловливает потребность во вве­дении в качестве одного из принципов разработки содержания образования принципа учета зоны ближайшего социально-геогра­фического окружения школьников.

Состав факторов-детерминантов содержания обра­зования по физической культуре, кроме отмеченных, включает:

- социальный заказ государства, идеал формируемой личности, социальный опыт по использованию физической культуры в жизни;

- потребности личности, требования производства, обороны, быта к уровню физического совершенства членов общества;

 

- состояние здоровья населения;

- требования среды обитания (социальной и географической) к психофизической природе обитателя;

- уровень развития науки (общей, психолого-педагогической, медико-биологической, экологической, предметно-частнодидак-тической);


 

- реальные возможности системы образования физического воспитания для реализации социального заказа государства в дан­ной области;

- виды физкультурной деятельности;

- уровень физического развития подрастающего поколения.

Однако количество факторов-детерминантов по предмету «Фи­зическая культура» может быть расширено на последующих уров­нях содержания образования.

Таким образом, под образовательным стандартом по предмету «Физическая культура» понимается совокупность основных парамет­ров, применяемых в качестве государственной нормы образованности, выражающей идеал и учитывающей возможности личности и сис­темы образования.

Требования ГОСа служат эталоном оценки основных сто­рон общего среднего образования по физической культуре: систе­мы знаний, навыков и умений, уровня физической подготовлен­ности, а также сформированности видов физкультурно-спортив-ной деятельности и здорового образа жизни школьников.

Документами, регламентирующими содержание образования по предмету «Физическая культура», выступа­ют: базисный учебный план, обязательный минимум содержания образования по дисциплине, примерная учебная программа, ра­бочая учебная программа, учебник по физической культуре.

Базисный учебный план (БУП) — это основной государствен­ный нормативный документ, содержащий перечень изучаемых предметов (в том числе физической культуры), последователь­ность и сроки их изучения и минимальное недельное количество часов на каждый из них. Он включает три основных вида учебных занятий: обязательные, обязательные по выбору, факультатив­ные. Физическая культура относится к обязательным предметам. БУП в нормативном порядке устанавливает продолжительность обучения, количество часов в неделю (3 ч), выделяемое для изу­чения каждого учебного предмета. Кроме того, в этом плане рас­пределено время на обязательные занятия по предметам, отне­сенным к инвариантной части, обязательные занятия по выбо­ру, факультативные занятия; недельную нагрузку учащегося по годам обучения; итоговое количество часов, финансируемое го­сударством1.

1 Приказом Минобразования России, Минздрава России, Госкомспорта Рос­сии, Российской академии образования № 27/15/227/166/19 от 16.07.2002 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации», п. 3.1. предусмотрено включение в действу­ющие учебные планы общеобразовательных учреждений в установленном по­рядке проведения обязательных уроков по образовательной области «Физиче­ская культура» в объеме не менее трех часов в неделю на всех ступенях общего образования.


Обязательный минимум содержания образования по предмету «Физическая культура» — это минимум, установленный ГОСом для усвоения учащимися по данной дисциплине и утверждаемый Министерством образования РФ.

Примерная (или типовая) учебная программа по предмету «Физи­ческая культура»1это документ, который детально раскрывает обязательный (федеральный, или базовый) компонент содержа­ния образования и параметры качества усвоения учебного мате­риала по данной дисциплине. Примерные программы служат ори­ентиром для составления авторских программ, разработки доку­ментов перспективного, оперативного и текущего программиро­вания учебного процесса на уроках физической культуры. Такие программы создают условия для развития творческого потенциа­ла учителя, свободы выбора им форм организации и методов ре­ализации учебной деятельности школьников на уроках.

Учебная или авторская программа — это нормативный документ, регламентирующий содержание образования по предмету «Физи­ческая культура» и объем времени, выделяемого как на изучение предмета в целом, так и на каждый раздел и тему изучаемого материала.

Рабочая учебная программа — это документ, который определя­ет особенности обучения по предмету «Физическая культура» в -конкретном образовательном учреждении в реальных условиях социально-педагогической действительности. Данная программа разрабатывается учителем физической культуры на базе пример­ных (типовых) учебных программ, утвержденных Министерством образования РФ.

Учебники по физической культуре выступают в качестве важней­шего средства обучения, основных источников знаний и органи­зации самостоятельной работы учащихся по предмету.

5.3. Структура содержания образования по предмету «Физическая культура»

Структура содержания образования по физической культуре отражена в ГОСе и примерной учебной программе.

Авторские рабочие учебные программы по дисциплине разра­батываются и обосновываются учителями физической культуры, а затем обсуждаются на заседаниях педагогического совета школ, методических объединений учителей физической культуры или научно-методических советов государственных органов исполни­тельной власти в сфере образования субъектов Федерации (рес­публик, краев, губерний, областей).

1 Примерную учебную программу по физической культуре см.: Физическая культура в школе. — 1999. — № 2, 3, 5.


В этой работе важно иметь конкретные ориентиры, с опорой на которые может быть выполнена сложная и трудоемкая работа, требующая проявления творчества, например, составления упо­мянутых документов. В первую очередь должны быть конкретны принципы формирования содержания образования.

К числу разработанных относятся принципы централизации (под­чинения всех программ основным ведущим задачам, обусловлен­ным социальным заказом), унификации учебного материала (при­дания программам определенного единообразия независимо от типа учебного заведения с учетом возрастных особенностей, сроков обу­чения, получаемой профессии), оптимизации (развивающего обу­чения), а также учет зоны ближайшего социального и биологиче­ского окружения школьников. Многие считают целесообразной раз­работку двух-трехступенчатых учебных программ с базовым обще­российским, региональным и местным компонентами. Содержа­ние программы по физической культуре представляется как систе­ма знаний, двигательных и инструктивных навыков и умений, дви­гательных и морально-волевых качеств, норм и требований, а так­же видов деятельности по использованию физической культуры и спорта в процессе самостоятельных занятий. Единицы структуры содержания образования именуются блоками.

Понятие блок обогатило теорию образования сравнительно не­давно в связи с проникновением информатики в управление по­знавательными процессами. В отечественных словарях приведено пять значений этого понятия. В данном случае понятие блок ис­пользуется для обозначения структурной единицы теоретической модели содержания образования, характеризующей системно упоря­доченную совокупность близких по их функциональному назначению элементов.

Блок системы знаний состоит из теоретических поло­жений о физической культуре как элементе общей культуры лич­ности:

- значение физической культуры для нормального роста и раз­вития организма;

- виды деятельности, характеризующие физическую культуру школьника;

- место этих видов в двигательном режиме учащегося в учеб­ном году, на каникулах, в выходные и праздничные дни, на ме­стах отдыха детей;

- знания об использовании физических упражнений в оздоро­вительно-реабилитационном, морфофункциональном развитии и закаливании организма, профилактике отрицательного воздействия учебной деятельности, малоподвижного образа жизни на форми­рование и развитие детей, подростков, молодежи;

- использование физической культуры в рекреации (организа­ции здорового досуга), повышении физической и умственной ра-


ботоспособности, воспитании морально-волевых качеств, обес­печении социальной самозащиты, самоутверждения и в других аспектах.

В содержании общего среднего физкультурно­го образования может быть материал для закрепления зна­ний:

- о строении организма человека и его функциях;

- гигиене личной, общественной и связанной с занятиями физ­культурой и спортом;

- режиме дня, двигательном режиме;

- заботе о своей осанке;

- закаливании;

- физических упражнениях как средстве развития и занятиях спортом, индивидуально и в группах.

Важную роль здесь играют знания о самостоятельных занятиях физической культурой типа самотренировок, самоконтроле, вра­чебном контроле, оказании первой медицинской помощи при травмах, страховке, помощи и самостраховке; теоретические све­дения об основных, наиболее популярных среди школьников ви­дах физических упражнений (легкоатлетических, гимнастических, игровых, плавательных, зимних, шахматах и др.).

Блок двигательных навыков и умений, как компонент содержа­ния образования по предмету «Физическая культура», представ­ляет собой совокупность двигательных действий, ориентирован­ных на обогащение двигательной подготовленности учащихся, на базе которой формируется физкультурная их деятельность.

Это основные движения человека («азбука» движений), двига­тельные действия и их комбинации, составляющие основу типо­вой техники и тактики наиболее популярных и доступных для за­нятий видов спорта, физической культуры школьника, включая подвижные игры и физкультурно-спортивные забавы детей, под­ростков, юношей, молодежи.

Блок инструктивных навыков и умений — это совокупность на­выков и умений, обусловливающих способы, формы, правила и физкультурную деятельность школьника. Это навыки и умения са­моорганизации, самоконтроля, саморегуляции, самостоятельные (индивидуальные, парные, групповые) и коллективные занятия физической культурой и спортом, имеющие цели и задачи на не­сколько лет, учебный год, сезон (лето, осень, зима, весна), ме­сяц, неделю, занятие. В блоке определены содержание, продол­жительность, структура, объем и интенсивность физической на­грузки, умение страховать, оказать помощь на занятиях, первую медицинскую помощь при травмах, судить соревнования.

Блок двигательных и волевых качеств, формируемых и развиваю­щихся в процессе занятий физической культурой и спортом, — совокупность социально значимых качеств личности, связанных с


преодолением трудностей, развитием выдержки, выносливости, мужества, решительности, воли и самообладания в сочетании с морально-нравственными качествами, принятыми в обществе. В этот блок входят двигательные действия в виде общеразвивающих и под­готовительных физических упражнений, способствующих развитию быстроты, выносливости, силы, ловкости, гибкости, а также со­циально значимых моральных и волевых качеств личности.

Блок норм и требований. Вначале объясняются термины «норма», «норматив» и «требования». В сфере физического воспитания нор­ма — это конкретные и объективизированные показатели физи­ческой подготовленности, т.е. одного из показателей признака, име­нуемого физическим совершенствованием. Норматив — это пока­затель, характеризующий относительную величину (степень) ис­пользования орудий и предметов труда, живого труда, денежных средств и др., их расходов на единицу площади, веса, объема.

Требования — комплекс научно обоснованных или установив­шихся показателей выполнения двигательных действий, реализа­ции видов физкультурной деятельности, форм проявления двига­тельной активности. В требованиях предписываются этапы усвое­ния двигательных действий, овладения инструктивными навыка­ми и умениями, уровни сформированности форм организации видов физкультурной деятельности школьников. Формулировки требований должны содержать выражения: «уметь», «выполнить», «знать», «иметь», «достичь» и т.д. Уровень физической подготов­ленности входит в этот блок как подструктура физического обра­зования. Понятия «физическое образование» и «физкультурное образование», «уровень физической подготовленности» рассмат­риваются как компоненты общей физкультурной образованности. Отсюда физическая подготовленность — одна из составляющих со­держания образования учебного предмета, обеспечивающего об­щее среднее физкультурное образование. В качестве наиболее ин­формативных, доступных естественных двигательных действий приняты бег на быстроту и выносливость, прыжок в длину с ме­ста, челночный бег 3 * Юм, подтягивание на перекладине (маль­чики), сгибание и разгибание рук в упоре лежа (девочки), по которым разработаны нормативы.

Таким образом, под понятием блок норм подразумевается один из структурных компонентов содержания образования по предме­ту «Физическая культура», который объединяет комплекс научно обоснованных и директивно установленных величин, характери­зующих степень проявления физической подготовленности школь­ника в конкретных двигательных действиях, выступающих в каче­стве контрольных упражнений.

Блок норм выражается в метрических единицах времени, рас­стояния (пространства), количествах повторных движений, про­должительности вида деятельности.


Блок двигательных качеств — это совокупность средств, ори­ентированных на обеспечение преимущественного развития са­мых известных в теории физического воспитания качеств движе­ния (быстроты, мускульной силы, выносливости, подвижности суставов, ловкости и т.д.), которые могут быть интегрированы в один блок с морально-волевыми качествами. Однако в целях при­дания компонентам содержания образования, реализуемым це­лостно, комплексно, большей значимости для лучшего осозна­ния их учителями считаем возможным теоретически представить их дифференцированно.

Описанные блоки условно могут быть сведены в пять блоков: системы знаний; двигательных и инструктивных навыков и уме­ний; двигательных и волевых качеств; норм и требований и видов физкультурной деятельности.

Блок видов деятельности (его состав зависит от условий данной школы):

- утренняя гимнастика в семье (школах-интернатах, детских домах, лагерях труда и отдыха);

- физкультурные минутки и паузы во время самоподготовки дома и в школе;

- самостоятельные занятия общеподготовительного или спор­тивно-подготовительного характера;

- внеклассные формы организации занятий физической куль­турой и спортом в школе и во внешкольных организациях;

- физкультурно-массовые и спортивные мероприятия по месту жительства или во внешкольных организациях и др.

Содержание общего среднего физкультурного образования школьников, формы и методы его реализации учитывают специ­фику среды учебно-воспитательного учреждения физического вос­питания населения конкретных регионов такого многонациональ­ного государства, как Россия, территория которой занимает ог­ромную площадь с разнообразными рельефом и климатическими зонами. Как уже отмечалось, данное положение рассматривается в качестве одного из принципов, на основе которого разрабаты­вается содержание образования по физической культуре, особен­но в сельской общеобразовательной школе.

Сельская общеобразовательная школа характеризуется нали­чием ряда особенностей, обусловливающих специфику учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура». Во многих публикациях эта специфика сведена лишь к скудности учеб­но-материальной базы сельских школ. Реальное же своеобразие физического воспитания в учреждениях данной категории харак­теризуется социальными и биологическими факторами. Это и мно­говековой опыт сельского населения в подготовке здорового, все­сторонне физически и психически подготовленного к трудовой (в сельском хозяйстве), бытовой и оборонной деятельности подра-


стающего поколения, его хозяйственной и бытовой деятельнос­ти, и реакция организма сельчан на взаимодействие со средой их обитания, и физкультурные и спортивные интересы и др.

Эффективность такого подхода была подтверждена в экспери­ментальной работе на базе сельских школ, в ходе которой содер­жание обучения по предмету «Физическая культура» переработа­но с учетом их климато-географических, культурно-историчес­ких, национально-бытовых условий функционирования. В этих условиях содержание образования дополняется традиционными народными средствами физического воспитания, предварительно переработанными в соответствии с задачами образования и вос­питания школьников: российскими и зарубежными, особенно из ближнего зарубежья.

Учеными предприняты попытки научно-теоретически обосно­вать место и значение национального и интернационального в физическом воспитании учащихся образовательных учреждений на селе. Определено их целесообразное соотношение в содержа­нии обучения по трем ступеням общеобразовательных школ. Ра­циональными пропорциями установлены 1:1, 1:2, 1:3 соответ­стве






Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.024 с.