История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

ЗЛ. Системный подход в построении учебного процесса по предмету «Физическая культура»

2017-05-13 2381
ЗЛ. Системный подход в построении учебного процесса по предмету «Физическая культура» 4.83 из 5.00 6 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Системный подход — одно из направлений методологии реше­ния какой-либо проблемы, задачи, в основе которого лежит рас­смотрение объектов, процессов, явлений как систем. Он ориен­тирует учителя на раскрытие целостности учебного процесса по физической культуре. При этом учитель выявляет разнообразные связи с интересующей его проблемой (в данном случае в учебном процессе преподаваемого предмета) и сводит их в определенное единство.

В разработке и осуществлении системного подхода к препода­ванию физической культуры необходима методология. Приемле­мыми методологиями могут быть материалистическая диалекти­ка, антропософизм или такая совокупность общих установок, ис­ходных принципов и методов, которые обслуживают педагоги­ческие системы восточных оздоровительно-гимнастических сис­тем и боевых искусств.

Платформой педагогической системы предмета «Физическая культура» в данном случае выступает материалистическая диалек­тика как основа методологии. В наше время, особенно в связи с появлением начал демократии в общественной жизни и науке, в частности в гуманитарных науках, возникла тенденция отхода от господствовавших в стране идеологии и методологии. Однако аль­тернатива обсуждаемой идеологии или иная методология, с по­зиции которой возможно исследовать явления общественной жиз­ни, все еще не обоснованы. Кроме того, методологическая плат­форма диалектического материализма позволила нашей науке выйти на передовые позиции в мире.

Педагогическая система учебного предмета «Физическая куль­тура» направлена на обоснование эффективных путей реализации функций общего образования средствами данного предмета. Об­разование, будучи общественным явлением, связано с объектив­ной необходимостью передачи социального опыта одних поколе­ний другим (общественные отношения, организация производ­ства и навыки труда). Поэтому образование носит социально-де-

2 Железняк 33


терминированный характер, так как его развитие обусловлено по­требностями общества в подготовке подрастающих поколений к жизни, отражает тенденции развития общества, национальные особенности этносов, интернациональные влияния. Отсюда ис­точники развития человека находятся вне его самого, и его фор­мирование происходит под влиянием социальной среды, в том числе воспитания, образования, включая сферу физической куль­туры. Вместе с тем человек как личность — не пассивный продукт воздействия среды и обстоятельств. Рассматриваемая методология исходит из определяющей роли активности самой личности в соб­ственном развитии и формировании.

Диалектический материализм исходит из всеобщей взаимосвя­зи элементов и явлений в природе и общественной жизни. Отсюда вытекает диалектический системно-структурный подход к про­цессам образования и воспитания. Он опирается на изучение всех сторон и связей познаваемого предмета и явления, исследование его в самодвижении и развитии, рассмотрении его в единстве те­оретических и практических аспектов, анализе предмета в его связи с окружающими условиями.

Другое важное положение диалектического материализма — идея целостности. Она предполагает изучение педагогической си­стемы предмета «Физическая культура» с позиций диалектиче-, ского единства целого и частей в одновременной диалектической их противоречивости. В соответствии с данной концепцией целое (педагогическая система) в его исходном значении выражает объект, образованный путем взаимосвязи его элементов и обла­дающий качественно новыми свойствами. В трактовке педагоги­ческой системы как целостного объекта познания выделяются во взаимосвязи две тенденции: полного разностороннего охвата свойств, сторон, связей системы и характеристики целого как внутренней обусловленности объекта.

Диалектический системный подход рассматривает во взаимо­связи следующие составляющие дидактических осно­ваний предмета «Физическая культура»: цель, задачи, со­держание образования, учитель, учащиеся, формы организации их взаимодействия, метод его реализации, технология реализа­ции учебного процесса по дисциплине и другие элементы. При этом педагогическая система учебного предмета представляется во взаимосвязи с общественными системами вышестоящих уров­ней, системой общего среднего образования и школьного звена национальной системы, системой образования и системой физи­ческого воспитания национального (государственного) уровня.

Основываясь на методологии материалистической диалектики, можно относительно целостно представить состав дидактических процессов, обосновать целевой, содержательный, операционно-действенный (формы и методы дидактических процессов), сти-


мулирующе-мотивационный, контрольно-оценочный и оценоч­но-аналитический компоненты технологии учебного процесса по физической культуре в школе. Отсюда целостный деятельностный подход к педагогической системе предмета «Физическая культу­ра» позволяет более полно, разноаспектно, в определенной пос­ледовательности представить ее основные элементы и компонен­ты технологии учебного процесса по данной дисциплине, более конкретно определить позиции субъектов, объектов и реальных условий учебно-воспитательной работы, охватить во взаимосвязи ее социальный (цели, содержание), психологический (мотивы, воля, внимание), кибернетический (программирование, органи­зация, корректирование, контроль, обратная связь) аспекты. По­следние структурированы не как сумма элементов. Они синтези­рованы качественно, по-новому, смоделированы в собственно ди­дактическом описании целостной системы и педагогической тех­нологии ее реализации.

Под системным подходом понимается такая методология специ­ально-научного познания и социальной практики, в основе кото­рого лежит исследование объекта как системы1, или «одна из фун­даментальных стратегий научного исследования, включающая в себя сложный комплекс принципов и методов»2. Системный подход возник как реакция на длительное господство аналитических спо­собов, или элементаристского принципа познания, которые не всегда оказывались эффективными для достижения поставленных целей, особенно в тех случаях, когда в изучаемом объекте необхо­димо соотнести его части и целое, установить взаимосвязь внешне несопоставимых фактов, накапливаемых в рамках даже одной на­учной области, а также тогда, когда возникает необходимость по­иска аналогии и сходства в явлениях различной природы.

Потребность в такой методологии анализа явлений и предме­тов привела к зарождению нового научного направления, кото­рое впоследствии получило название системного подхода. В рам­ках системного подхода изучаются, осознаются характер, состоя­ние и соответствие (или несоответствие) наличных или создавае­мых методологических средств, специфических задач исследова­ния и конструирования сложных объектов. Вопросы теории и ме­тодики физического воспитания разрабатывались Л. П. Матвеевым, Н. Г. Озолиным, А.А.Тер-Ованесяном, А. А. Новиковым и други­ми учеными.

Педагогическая система предмета «Физическая культура» от­носится к классу абстрактных систем, источником развития ко­торых служат материальные системы (социальные системы раз­ных уровней и организаций).

' Философский энциклопедический словарь. — М., 1989. — С. 587.

2 Маркарян Э. С. Вопросы системного исследования общества. — М., 1972. — С. 4.


Отсюда определение понятия «педагогическая система», уста­новление его внутренней организации, состава элементов и дру­гие характеристики основываются на общественных и более кон­кретных педагогических системах.

Рассматриваемая система учебного предмета по вертикали иерархии социальных систем непосредственно не выводится из последней. Социальные системы дифференцируются до уровня го­сударственной (национальной) системы образования, ее разно­видностей, например, систем общего, профессионального или дополнительного образования. Педагогическая система учебного предмета проходит два этапа конкретизации: теорети­ческого представления и собственно учебного предмета.

На уровне теоретического представления содержания образова­ния, структурным элементом которого является учебный пред­мет, формируется обобщенный образ системного характера с ох­ватом цели, функций структуры учреждения образования или его подразделений (ступень школы, учебный класс, факультет, отде­ление, кафедра), состава содержания образования, субъектов об­разовательной деятельности и др. (первый уровень). На этом уров­не осознаются место и функции учебного предмета в структуре государственного образовательного стандарта; уточняются сведе­ния об источниках информационной энергии, которая впоследг. ствии обусловит, востребует возникновение элементов формиру­ющейся педагогической системы.

На уровне учебного предмета возникает конкретное представле­ние о цели и задачах преподавания, содержании образования, о том, как опыт педагогической системы субъектов образователь­ной деятельности превратить в элементы и механизмы этого пре­вращения (трансформации).

Таким образом, последовательно возникают представления вначале о цели и в дальнейшем о содержании образования школь­ной физической культуры; определяются внутренняя взаимосвязь этих двух системообразующих начал. Цель и содержание образова­ния, будучи взаимосвязанными, не обеспечивают достижения социального заказа государства в области физического совершен­ствования учащейся молодежи. Необходим механизм передачи учащимся содержания образования по предмету «Физическая куль­тура» в виде знаний, двигательных навыков и умений с последую­щим преобразованием их в элементы структуры личности детей, подростков, юношей, формирующей физическую культуру лич­ности учащегося. В качестве такого механизма появляется новый элемент — дидактические процессы. Он включает в себя деятельно­сти преподавания и учения, формы организации и методы реали­зации их взаимодействия. Новый элемент благодаря внутренней его взаимосвязи с целью, содержанием образования, деятельнос­тью учителя и учащихся, как бы «оживляет» комплекс, придает


данной совокупности процессуальность — становится системой с конкретными функциями.

Методологическая разработанность вопросов системного под­хода в общефилософском аспекте, распространение идей систем­ности на изучение проблем общественной жизни, анализ зару­бежного опыта в этой сфере и его освещение в литературе спо­собствовали проникновению данной тенденции в педагогику.

В педагогической литературе применяют синонимичные поня­тия педагогическая система и дидактическая система. Мы исходим из установившегося в отечественной науке мнения, что дидакти­ка — часть педагогики или отрасль педагогической науки, имею­щей в свою очередь собственный автономный, понятийно-тер­минологический аппарат, предмет, специфическое содержание и методы исследования. Понятия «педагогическая система» и «ди­дактическая система» соотносятся друг с другом как понятия це­лое и его часть. Первое понятие более емкое, широкое. При сопо­ставлении определений этих понятий выявляется, что и в одном, и в другом случаях имеется в виду системность элементов, кото­рые во взаимосвязи и совокупности представляют собой педаго­гическое явление, связанное дидактическим взаимодействием его субъектов — педагога и учащихся.

В педагогической литературе при изложении проблем систем­ности в сфере образования понятия «педагогическая система» и «дидактическая система» вплоть до 1980—1990-х гг. использова­лись крайне редко. Для обозначения структуры и строения орга­нов управлений образования, воспитания, просвещения широко применялись термины и понятия «система народного образова­ния», «система просвещения», «система физического воспитания», «буржуазные системы образования», «воспитательная система».

Развитие в стране системных исследований создало благопри­ятные условия для возникновения и применения этих и других терминов. Как правило, это было связано с инновационными под­ходами к анализу и интерпретации педагогических явлений и про­цессов. В силу новизны проблемы анализ и интерпретация поня­тийно-терминологического аппарата все еще дискутируются (об­суждаются). Одни авторы в своих публикациях обходят определе­ние данного понятия. Другие в качестве ключевых выражений или слов, несущих логическую нагрузку, применяют различные, не всегда совпадающие, слова и их сочетания. К примеру, «совокуп­ность» чего-либо, «структура», «комплекс элементов», «группа объектов», «организация», «множество», «целое», «организация» и др. Очевидно, что одно и то же явление не может определяться таким многообразием терминов, которое не отражает сущности определяемого.

В связи с этим возникла потребность описать изучаемый объект в терминах педагогики. В общей теории систем и философии наи-


более признаны подходы Л.Берталанфи и А.Н.Аверьянова. Как ключевые выражения, конкретизирующие определяемое понятие, они используют слова «комплекс» и «множество», имеющие зна­чение объединения различных элементов, процессов, явлений, т. е. идею целостности чего-либо.

Отсюда педагогическая система предмета «Физическая культу­ра» определяется как упорядоченная самоуправляемая целостность множества динамично функционирующих элементов, взаимодействие которых ориентировано на достижение цели его преподавания.

В определении выражен ряд важных положений.

Во-первых, признание объективности существования некоего множества, которое состоит из определенного количества конк­ретных элементов, исторически сложившихся как составляющие дидактических основ школьной физической культуры. Однако от­сутствие их внутренней взаимосвязи не формировало требующу­юся структуру как целостность.

Во-вторых, наличие вполне определенных взаимосвязей эле­ментов обсуждаемого множества, его переход в целостность и при­обретение им нового качества.

В-третьих, приобретенная целостность придает функциониро­ванию системы динамичный характер.

В-четвертых, функционирование системы становится подчерк- „ нуто целенаправленным. Взаимодействие элементов приводит к достижению заранее поставленной цели.

В-пятых, целостность выражает завершенность процесса фор­мирования системы и приобретение ею состояния относительной устойчивости.

На этом этапе совокупность элементов создает новую форму движения. Система начинает динамично функционировать. Учеб­но-воспитательный процесс, опирающийся на такую систему, ра­дикально отличается от прежнего своей результативностью.

Слово «самоуправляемая» в составе определения данного по­нятия выражает способность системы самостоятельно реагировать на внешние воздействия, а слово «упорядоченная» передает ин­формацию о логически обусловленных взаимосвязях элементов в структуре системы «цель — содержание образования — дидакти­ческие процессы».

Обсуждаемая система совместима с другими подобными, сама воспроизводит аналогичные субсистемы, она стабильна, функ­циональна, адаптируется к окружающей среде, способна самосо­вершенствоваться адекватно потребностям общества.

В качестве функций дидактической системы пред­лагаются две из возможного множества. Первая — функция самосох­ранения, поддержания ее устойчивого состояния, которая приме­нительно к организмам человека и животных в физиологии полу­чила название гомеостазиса. Однако этот термин использован в те-


ории социальных систем для выражения описываемой нами функ­ции. Из этой функции вытекает то положение, что деятельность субъектов (учителя и учащихся), выступающих как элементы ди­дактической системы, нацеливается на практическое осуществле­ние функций сохранения самой системы и на ее воспроизводство.

Вторая — функция совершенствования. Нетрудно заметить орга­ническую связь обеих функций. Это обстоятельство рассматрива­ется в теории социальных систем в качестве одного из основных отличительных признаков.

Педагогическая система относится к классу открытых систем. Это связано с тем, что системы постоянно взаимодействуют со средой, где они функционируют. Если функции педагогических систем заданы извне, т.е. по социальному заказу национальной или государственной системой образования, и постоянно регули­руются субъектами управления и путем систематических и целе­направленных коррекций, то система не может рассматриваться замкнутая структура.

Педагогическая система предмета «Физическая культура» по­лучает информационную энергию для своего возникновения из дидактической системы общего образования, последняя — из на­циональной системы общего образования. Национальная, или го­сударственная, система образования черпает информационную энергию для своего возникновения и развития из социального заказа общества или государства в сфере образования. Однако та­ким источником для дидактической системы школьной физиче­ской культуры может, а скорее должна быть цель национальной системы физического воспитания.

Педагогическая система учебного предмета, обладая призна­ками сложной, динамичной, функциональной системы, посто­янно совершенствуется, адаптируясь к изменениям условий ок­ружающей среды.

Факторами, обусловливающими те или иные коррекции в це­левой установке, выступают условия окружающей среды, мате­риально-техническая база, особенность контингента учащихся и многое другое. Открытость обсуждаемой системы для восприятия и учета корректирующих воздействий извне может быть рассмот­рена как потенциал для ее систематического обновления, модер­низации, гарантия защиты от консерватизма и отрыва от потреб­ностей общества. Жизненной может быть лишь та система, кото­рая способна адаптироваться к изменяющимся условиям среды, адекватно реагировать на них и непредвиденные внешние влия­ния.

Педагогическая система данной учебной дисциплины может быть дифференцирована на множество подсистем в соответствии с циклами технологии учебного процесса по физической культу­ре: ступени учреждений общего образования, учебный год, его


периоды (семестры, четверть, система уроков, посвященных цик­лам, темам, и отдельно взятые уроки).

Таким образом, педагогическая система предмета «Физическая культура» является частью системы образования, содержит в себе основные признаки, характерные для социальных систем, относится к классу абстрактных и открытых систем; обладает функцией са­мосохранения, взаимодействует со средой, стремится к самосовер­шенствованию; характеризуется организацией и упорядоченностью, целостностью.

Данная система представляет собой упорядоченную целостность (структуру) определенно установленных взаимосвязей ее элемен­тов. Педагогическая система предмета «Физическая культура» ста­новится самоуправляемой, способной самостоятельно реагировать на внешние влияния, получает информацию, перерабатывает ее и принимает решение для успешного функционирования, высту­пает как основа для создания циклов технологии учебного про­цесса.

В педагогической системе школьной физической культуры, как и в любой другой системе, выделяются ее состав и структура, от характера которых во многом зависит способность динамично функционировать.

т


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.