DCVII. Самоопределение к деятельности — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

DCVII. Самоопределение к деятельности

2019-08-03 163
DCVII. Самоопределение к деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

— Послушайте сказку и подумайте, о чём пойдёт речь сегодня на уроке.

Встретились однажды корень куста и корень слова.

— Здравствуй, — говорит один, — я корень, а ты кто?

— А я тоже корень, — отвечает другой.

— Я в земле живу, — сказал первый. — А ты где живёшь?

— А я живу в словах, — ответил второй.

— Ну какой же корень может жить в словах!? — усмехнулся первый. — Вот я корень так корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растёт?

— Не хвастайся, — отвечает с улыбкой второй. — От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают ценные кусты, только не расте­ний, а новых слов. Посмотри-ка, сколько разных слов выросло только из одного корня лет.

— Подумаешь! — не унимается первый. — Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусные фрукты и ягоды, которые можно съесть. А твоих слов не съешь!

— А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, ни фруктов, ни ягод даже и назвать-то нельзя! — не сдаётся второй.

Услышали их спор люди и говорят:

— Не спорьте, друзья, оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых хорошие растения вырастают, очень нужны и такие, от которых новые слова вырастить можно.

Как у всех веток одного куста есть общий корень, так и у всех род­ственных слов всегда есть тоже общий корень — общая для всех часть, от которой все они произошли.

— Кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Об од- нокоренных словах.)

— Прочитайте слова.

Море, морж, морская.

— Найдите лишнее слово. Докажите. (Морж. Остальные слова однокоренные.)

Так же, как и у кустов, Корень слова есть у слов.

DCVIII. Сформулируйте тему урока.

III. Работа по теме урока

DCVIII. Работа по учебнику Упр. 107(с. 61).

DCIX. Прочитайте.

DCX. Докажите, что в правом столбике записаны однокоренные слова.

DCXI. Как называется общая часть родственных слов? {Корень.)

DCXII. Выполните письменное задание к упражнению.

DCXIII. Прочитайте однокоренные слова. Назовите корень.

DCXIV. Прочитайте ниже сведения о языке.

DCXV. Какие слова называются однокоренными?

DCXVI. Как пишется корень в однокоренных словах?

DCXVII. Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники. Расска­жите правило соседу по парте.

Упр. 108 (с. 61).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

Игра «Третий лишний»

DCXVIII. Найдите лишнее слово в каждой строке.

• Желток, железо, жёлтый.

• Носильщик, нос, носатый.

• Часовщик, часть, час.

• Печурка, печать, печник.

• Циркуль, циркач, цирковая.

DCXIX. А достаточно ли однокоренным словам иметь общую часть? (Нет.)

DCXX. Что у них ещё должно быть? (Общее значение.)

DCXXI. Послушайте рассказ.

Чужак

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Во­долаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрыва­ет. Водомерка с Водорослями заигралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.

Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти прочь в свою семью. Пошёл чужак, приго­рюнился. Где ему родственников искать?

DCXXII. Кто же оказался чужаком среди родственников Воды? (Во­дитель.)

DCXXIII. Почему гости не сразу приметили чужака? (В этом слове тоже корень вод-.)

DCXXIV. Не поможете ли вы ему найти своих родственников? (Водит и т. д.)

DCXXV. Составьте список родственников Воды и допишите тех из её родни, кто не пришёл к ней в гости в этот раз. Выделите в словах корень.

DCXXV. Физкультминутка

DCXXV. Закрепление изученного материала

DCXXV. Работа по учебнику Упр. 109 (с. 62).

— Прочитайте.

— Разделите слова на группы. Запишите.

(Проверка. Учащиеся читают каждую группу слов, называют корень и часть речи.) Упр. 110 (с. 62).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

— Назовите синонимы. (Путь — дорожка.)

— Назовите однокоренные слова. (Картошка — картошечка.)

III. Работа со словом из словаря

— Отгадайте загадку.

Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали,

А копать под осень стали —

Не одну нашли, а десять!

Как её названье, дети? (Картофель.)

— Найдите слово картофель в орфографическом словаре.

— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограммы.

— Составьте предложение со словом картофель, запишите.

— Запомните написание этого слова.

Материал для учителя

Каждый из нас с детских лет помнит стихотворение Ю. Тувима: Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла Картошку, Капусту, Морковку, Горох,

Петрушку и свёклу...

А откуда к нам пришли эти овощи? Поговорим о происхождении названий некоторых из них, прежде всего картошки.

Клубни картофеля похожи на гриб трюфель. Растут, как и трюфель, под землёй. Поэтому в Италии, куда картофель привезли из Южной Аме­рики, его и назвали грибным именем — тартуфоло. Затем это слово немцы превратили в картофель. К нам картофель вместе со своим немецким названием попал при Петре I. Крестьяне долго не принимали заморский

овощ и называли его чёртовым яблоком, но со временем всё-таки оцени­ли неприхотливое и урожайное растение по заслугам. Прижилось и слово картофель, только в разговорной речи зазвучало оно совсем по-русски: картошка.

DCXXVI. Рефлексия

— Спишите однокоренные слова, выделите в них корень. До­пишите в каждый ряд слово, которое нельзя переносить.

III. Бегать, бегун, пробег, беговой.

IV. Домашний, домишко, домовой, домик.

V. Светить, светлый, светленький, светильник.

VI. Конюшня, конный, конница, коняга.

— Какие слова называются однокоренными?

— Как пишутся корни в однокоренных словах?

— Оцените свою работу на уроке.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.