Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2018-01-05 | 353 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Осуществление в магазине практически всех видов технологических операций генерирует определение внутримагазинное перемещение товаров. Это внутреннее перемещение товаров, осуществляемое при постоянной их продаже, представляет собой непрерывный во времени процесс и определяется понятием "внутримагазинный материальный поток товаров".
Понятие "внутримагазинный материальный поток товаров" является агрегированным, включающим в свой состав многочисленные формы и виды этих потоков (перемещений), обслуживающих совокупный торгово-техно-логический процесс и являющихся важной составной частью этого процесса.
Основу управления внутримагазинным материальным потоком товаров составляет его оптимизация.
Оптимизация внутримагазинного материального потока товаров представляет собой процесс выбора наилучших форм его организации на торговом предприятии с учетом условий и особенностей осуществления его торгово-технологического цикла.
Основной целью оптимизации внутримагазинного материального потока товаров является обеспечение своевременной доставки различных их видов в необходимом количестве в нужные помещения магазина, обеспечивающие осуществление его торгово-технологических процессов.
Методологическую основу оптимизации внутримагазинного материального потока товаров составляют концепция, методы и приемы логистики.
В зависимости от уровня формирования логистических систем они подразделяются на макро- и микрологистические системы.
Макрологистическая система решает вопросы оптимизации материальных потоков в рамках отдельных регионов, отраслей экономики и страны в целом.
|
Микрологистическая система формируется для решения вопросов оптимизации материальных потоков в рамках отдельных предприятий.
Микрологистическая система торгового предприятия представляет собой комплексную, соответствующим образом организационно-структурированную систему управления всеми процессами по обеспечению эффективного прохождения внутримагазинных материальных потоков товаров от поставщиков до покупателей.
Как видно из приведенного определения, микрологистическая система торгового предприятия обеспечивает комплексное управление тремя основными видами внутримагазинных материальных потоков товаров:
* входящим материальным потоком товаров, охватывающим процессы их приемки и размещения в пунктах хранения;
* внутренним материальным потоком товаров, охватывающим процессы их перемещения в пункты подготовки к продаже и непосредственно в торговый зал;
* выходящим материальным потоком товаров, охватывающим процессы доставки приобретенных товаров непосредственно покупателем (если этот вид услуг предусмотрен в магазине).
С учетом изложенных методологических предпосылок процесс оптимизации внутримагазинных материальных потоков осуществляется по следующим основным этапам:
1. Исследование основных факторов, влияющих на организацию материальных потоков товаров в магазине. Такое исследование является важнейшей предпосылкой осуществления оптимизации внутримагазинных материальных потоков предприятия, установления их объемов, видов, интенсивности и других параметров. К числу важнейших из этих факторов относятся:
• объем товарооборота магазина;
• широта ассортимента реализуемых товаров;
• методы продажи товаров;
• особенности используемой торговой технологии;
• число внутримагазинных пунктов (звеньев), обеспечивающих осуществление торгово-технологическо-го процесса;
• общая продолжительность торгово-технологического цикла;
• частота поставки товаров в магазин;
|
• интенсивность спроса на реализуемые товары;
• размеры отдельных основных и вспомогательных помещений магазина, связанных с движением товаров;
• уровень технической оснащенности магазина машинами и механизмами по внутреннему перемещению грузов, осуществлению погрузо-разгрузочных работ и т.п.
2. Интеграция материальных потоков различных видов товаров. Процесс такой интеграции заключается в преобразовании различных видов товаров в единые грузовые единицы, подлежащие транспортированию, погрузо-разгрузочным работам и хранению как единого материального объекта. Основными параметрами, характеризующими грузовую единицу в процессе интеграции материальных потоков товаров являются ее способность к сохранению целостности в процессе движения и осуществления различных логистических операций, а также ее размеры.
В процессе интеграции материальных потоков товаров учитываются следующие характеристики грузов:
• степень совместимости. По этому признаку грузы, формирующие материальные потоки товаров предприятия, подразделяются на совместимые и несовместимые (вредно воздействующие на другие виды грузов);
• консистенция. По этому признаку грузы подразделяются на тарно-штучные, наливные, насыпные и навалочные;
• ассортиментный состав. По этому признаку грузы, формирующие материальные потоки товаров, делятся на одноассортиментные и многоассортиментные;
• вес (удельная масса). По этому признаку выделяют легко- и тяжеловесные грузы (по критерию веса 1м3 груза).
3. Оптимизация логистической цепи материальных потоков товаров. Этот этап оптимизации материальных потоков товаров связан с формированием отдельных звеньев такой цепи, обеспечивающих наиболее эффективные пути и формы перемещения и хранения грузовых мест. В процессе такой оптимизации осуществляются следующие основные логистические операции:
• выравнивание материальных потоков товаров и обеспечение их однонаправленности. В процессе этой операции исключаются встречные и возвратные передвижения грузов одного вида;
• минимизация количества пунктов перегрузки. Сокращение пунктов перегрузки товаров в магазине обеспечивает экономию трудовых и материальных затрат и снижение продолжительности материальных потоков в рамках одного технологического цикла;
|
• оптимизация расстояния между смежными пунктами перегрузки. Эта операция осуществляется параллельно с минимизацией количества пунктов перегрузки в магазине и также направлена на ускорение материальных потоков товаров; ^
• создание необходимых резервов пропускной способности в каждом из звеньев логистической цепи. Эти резервы призваны обеспечивать бесперебойный ма териальный поток в условиях возможной его неравномерности, а также при наращении (до определенных пределов) объемов товарооборота магазина;
• обеспечение возможностей механизации и автоматизации отдельных процессов в системе логистической цепи;
• обеспечение гибкости построения звеньев логистической цепи. В процессе оптимизации логистической цепи следует учитывать возможность ее адаптации к изменениям условий торговой деятельности магазина в предстоящем периоде.
4. Обеспечение сбалансированности объемов отдельных видов материальных потоков товаров. Такая сбалансированность осуществляется на выходе-входе каждого вида материальных потоков товаров в магазине и проводится по таким основным этапам:
• обеспечение сбалансированности объемов материальных потоков товаров в процессе их поступления и реализации;
• обеспечение сбалансированности объемов внутри-магазинных материальных потоков между смежными звеньями микрологистической цепи магазина.
6. Оптимизация распределения товарных запасов магазина в разрезе отдельных звеньев логистической цепи. Такое распределение осуществляется в четкой координации с планируемым движением материальных потоков товаров, так как между размером товарных запасов в статике и объемом материальных потоков товаров в динамике существует прямая связь. Можно утверждать, что любой объем материального потока товаров в каждом из звеньев логистической цепи магазина на конкретную дату его рассмотрения представляет собой размер товарных запасов на эту же дату в каждом из таких звеньев. И наоборот, динамика запасов товаров, рассматриваемая в минимальных интервалах времени, будет характеризовать объем материальных потоков товаров в соответствующих периодах.
|
7. Оценка эффективности оптимизации внутримагазинных материальных потоков товаров. Эффект оптимизации материальных потоков товаров предприятия может выражаться различными показателями:
• размером снижения совокупных товарных запасов во всех звеньях логистической цепи магазина;
• сокращением периода времени прохождения материального потока товаров по логистической цепи магазина в рамках одного торгово-технологического цикла;
• размером снижения расходов на заработную плату вспомогательного торгового персонала в связи с сокращением объема затрат ручного труда;
• размером снижения транспортных расходов в связи с выравниванием логистической цепи и другими.
Интегральная оценка экономической эффективности оптимизации внутримагазинных материальных потоков товаров может быть получена путем использования "метода совокупных затрат" в основе которого лежит сравнение суммы полных затрат на организацию внутримагазинных материальных потоков товаров до и после проведения их оптимизации. Алгоритм расчетов интегральной экономической эффективности этого процесса имеет следующий вид:
, где ИЭо – интегральная экономическая эффективность оптимизации внутримагазинных материальных потоков товаров, %;
ПЗ1 - фактическая сумма полных затрат на организацию внутримагазинных материальных потоков товаров до проведения их оптимизации в определенном периоде;
ПЗ2 - ожидаемая сумма полных затрат на организацию внутримагазинного материального потока товаров аналогичного объема после проведения его оптимизации в аналогичном периоде;
ОМПП - планируемый объем внутримагазинного материального потока товаров в аналогичном периоде.
Вопрос №74. Содержание торгово-технологических процессов в магазине.
Одной из важных функций торгового менеджмента является управление технологическими процессами в магазине. Под этими процессами понимается совокупность последовательных взаимосвязанных операций, выполняемых персоналом магазина, направленных на доведение товаров до покупателей с минимальными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Торгово-технологические процессы, осуществляемые в магазинах, условно подразделяют на основные и вспомогательные.
|
К основным торгово-технологическим процессам относятся продажа товаров и обслуживание покупателей, включающие организацию покупательских потоков в торговом зале; выкладку товаров на оборудовании, обеспечивающую покупателям оптимальные условия их осмотра и отбора; организацию расчетов за отобранные покупателями товары; оказание покупателям дополнительных торговых услуг и другие подобные им технологические операции.
К вспомогательным торгово-технологическим процессам относятся приемка товаров от поставщиков; доставка их на места хранения; обеспечение необходимых условий хранения товаров; подготовка товаров к продаже; их транспортирование в торговый зал; организация хранения и сдачи тары.
Содержание основных и вспомогательных торгово-технологических процессов магазинов различных типов имеет определенные особенности, вызываемые формой их товарной специализации, используемыми методами продажи товаров а также размерами предприятий. Эти особенности определяют специфику отдельных технологических операций, осуществляемых в рамках основных и вспомогательных торгово-технологических процессов в магазине. Для примера рассмотрим структуру и последовательность операций торгово-технологического процесса в магазинах самообслуживания
В соответствии с характером торгово-технологических процессов формируется структура помещений магазина и организуется их технологическая планировка. Состав конкретных помещений магазина и их размеры определяются его типом и существенно дифференцируются в зависимости от ассортимента реализуемых товаров, методов их продажи и видов дополнительных торговых услуг, оказываемых покупателям. Тем не менее, в каждом магазине могут быть выделены следующие группы помещений, обеспечивающих осуществление торгово-технологических процессов: 1) торговые помещения; 2) помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже; 3) подсобные помещения- 4) административно-бытовые помещения; 5) технические помещения. Рассмотрим более подробно состав этих групп помещений магазина.
1. Торговые помещения предназначены для осуществления основных торгово-технологических процессов и занимают центральное место в составе помещений магазинов. Совокупный размер этих помещений характеризует величину торговой площади магазина, в которую входит площадь торгового зала и площадь для организации дополнительных услуг покупателям. Показатель размера торговой площади является одной из важнейших характеристик пропускной способности и потенциального объема деятельности магазина.
2. Помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже предназначены для осуществления преобладающей части вспомогательных торгово-технологических процессов. В общем составе этих помещений могут быть выделены помещения для разгрузки товаров, приемочные, кладовые, охлаждаемые камеры, фасовочные, помещения для комплектования заказов покупателей и некоторые другие.
3. Подсобные помещения также обеспечивают осуществление отдельных операций вспомогательных торгово-технологических процессов в магазине, в первую очередь, связанных с движением тары и доставкой товаров на дом покупателям. В составе этих помещений могут быть выделены помещения для хранения и ремонта тары, а также для хранения и ремонта контейнеров; экспедиции для доставки товаров покупателям; помещения для хранения и ремонта оборудования, приемки и хранения стеклотары, хранения упаковочных материалов и инвентаря и некоторые другие аналогичные помещения.
4. Административно-бытовые помещения включают кабинет директора; конторские помещения для специалистов отдельных функциональных служб; комнаты для отдыха и приема пищи, гардеробные, личной гигиены и некоторые другие. Удельный вес площади магазина, отводимой под эти помещения, не превышает обычно 5%.
5. Технические помещения включают котельную, машинное отделение холодильных установок, телефонный коммутатор, электрощитовую и аналогичные им помещения. Удельный вес площади магазина, отводимой под эти помещения, составляет обычно 1-2%.
Структура площадей различных видов помещений зависит в первую очередь от применяемых методов продажи товаров, определяющих соотношение площадей, отводимых для осуществления основных и вспомогательных торгово-технологических процессов.
Вопрос №75. Технологическая планировка магазина на примере магазина самообслуживания.
Рациональная технологическая планировка торгового зала предполагает такое его зонирование и размещение оборудования, которое позволяет обеспечить максимальные удобства покупателям при движении, осмотре и выборе ими товаров; не допускать очередей в местах выбора товаров и расчета за них; рационально использовать торговую площадь; создать благоприятные условия труда для торгово-оперативного персонала.
По своему назначению площадь торгового зала магазина подразделяется на такие основные зоны: площадь, занимаемая оборудованием для выкладки и демонстрации товаров; площадь, занимаемая узлами расчетов (такая площадь зонируется в тех магазинах, где расчетные операции не осуществляются непосредственно на рабочем месте продавца); площадь проходов для покупателей.
Площадь, занимаемая оборудованием для выкладки (демонстрации) товаров, включает установочную площадь оборудования, предназначенного для непосредственного размещения товаров, а также оборудования, обеспечивающего процесс их выбора (примерочные кабины, зеркала и т.п.). Площадь занимаемая узлами расчетов, включает площадь для установки кассовых кабин и организации рабочего места кассиров, а в магазинах самообслуживания и площадь установки столов упаковки.
Площадь проходов для покупателей включает площадь для их проходов между оборудованием, а также зону, прилегающую к входу в торговый зал и выходу из него.
Осуществлению технологической планировки должна предшествовать разработка в масштабе принципиального плана-схемы размещения оборудования в торговом зале с учетом его общего размера и конфигурации; площади, занимаемой колоннами, лестничными клетками, эскалаторами, лифтами; габаритов оборудования и т.п. В этих целях может быть использован также модельно-макетный метод проектирования размещения оборудования, позволяющий рассмотреть различные его варианты.
Если в магазинах с индивидуальным обслуживанием покупателей, продажи товаров по образцам технологическая планировка торгового зала носит, как правило, индивидуальный характер, то в магазинах самообслуживания она должна строго подчиняться определенной системе. В зависимости от типа здания, размеров и конфигурации торгового зала в этих магазинах применяются следующие системы размещения оборудования в торговом зале: линейная с продольным размещением оборудования; линейная с поперечным размещением оборудования; боксовая и смешанная. Основные системы размещения оборудования в торговых залах магазинов самообслуживания приведены на рис.
1 – линейная продольная; 2- линейная поперечная; 3 - смешанная
Наиболее рациональной является линейная система расстановки оборудования. Она позволяет четко формировать потоки движения покупателей, создает лучшие условия для группировки и размещения товаров, обеспечивает высокую просматриваемость всего торгового зала. Варьируя длину линий, можно регулировать уровень концентрации покупателей на различных участках торгового зала. В торговых залах прямоугольной конфигурации шириной от 7 до 12 м целесообразно применять линейную систему с продольным размещением оборудования, а при ширине 13—24 м наибольший эффект дает линейная система с поперечным размещением оборудования. В крупных магазинах самообслуживания, ширина торгового зала в которых превышает 24 м, целесообразно применять смешанную систему расстановки оборудования, комбинируя при этом его продольное и поперечное линейное размещение. Линии островных горок должны быть достаточно длинными, но не превышать 20 м. Большая длина линий горок приводит к излишней концентрации в линиях покупателей, что затрудняет процесс их движения. При размещении торгового оборудования следует стремиться к тому, чтобы колонны оказывались в пределах линий и не попадали в проходы для покупателей.
Применять боксовую систему размещения оборудования как правило, не рекомендуется. Ее можно использовать только в тех случаях, когда конфигурация торгового зала не позволяет разместить оборудование линейно.
Площадь, занимаемая узлами расчетов, планируется с учетом избранной формы организации этих расчетов. В магазинах применяются централизованная и децентрализованная формы расчетов с покупателями. При централизованной форме организуются единые узлы расчета размещаемые обычно у выхода из магазина, а в многоэтажных зданиях — у выхода с этажа.
Важным условием рациональной планировки является правильное установление ширины проходов для покупателей на различных участках торгового зала. Проходы для движения покупателей подразделяются на основные (магистральные) и второстепенные (внутренние). Ширина проходов зависит от характера размещения оборудования и размеров торговых залов.
При размещении оборудования в торговом зале необходимо обеспечить рациональную направленность покупательских потоков. Для большинства покупателей характерна тенденция перемещаться в магазине в направлении против часовой стрелки. Следовательно, эту направленность движения покупателей необходимо использовать с тем, чтобы им был обеспечен хороший обзор торгового аила и потоки покупателей по возможности не пересекались. Однако не следует жестко направлять покупательские потоки по единым определенным маршрутам с помощью заградителей, декоративного оборудования и др. Покупателю необходимо предоставить свободу в выборе маршрута движения в торговом зале.
В магазинах самообслуживания рациональная направленность покупательского потока в значительной степени достигается правильным размещением входа и выхода. В одноэтажных магазинах наиболее эффективной является совмещенная система входа и выхода, размещаемая в одной из боковых стен помещения торгового зала. При фронте торгового зала свыше 50 м целесообразно применять две совмещенные системы входа и выхода. В многоэтажных магазинах системы входа и выхода размещаются комбинированно как по центру, так и у боковых стен торгового зала.
Завершающим этапом планировки торгового зала является выбор размещаемого в нем торгово-технологического оборудования, особенно предназначенного для выкладки и демонстрации товаров. Так как многие виды универсального и специализированного оборудования, выпускаемого в этих целях, имеют различные параметры, для определения целесообразности выбора того или иного вида оборудования используется ряд показателей. Основными из этих показателей являются:
1. Установочная площадь. Она представляет собой площадь, занимаемую основанием оборудования или его проекцией на площадь пола.
2. Демонстрационная площадь. Она представляет суммарную площадь всех цолок островных и пристенных горок, предназначенную для демонстрации товаров. По специализированным видам демонстрационного оборудования применяют иные методы расчета этого показателя. Так демонстрационная площадь вешал определяется как произведение длины кронштейна на высоту демонстрируемых товаров, принимаемую за 1 м для одноярусных вешал и 2м — для двухъярусных (для двухъярусных вешал это произведение удваивается); перфорированных щитов с кронштейнами — как произведение длины кронштейна и его условной ширины (принимаемой за 0,2 м) на общее их количество, размещенное на оборудовании; подиумов, столов и лотков — как произведение их длины и ширины; контейнеров, используемых в торговом зале,— как произведение площади их основания и высоты, деленное на 0,3 м (0,3 м — условное среднее расстояние между полками горок).
3. Коэффициент емкости демонстрационного оборудования. Он рассчитывается как отношение демонстрационной площади к установочной.
Для определения общей эффективности технологической планировки торгового зала применяют следующие показатели:
1. Коэффициент установочной площади. Он представляет собой отношение суммарной установочной площади оборудования к общей площади торгового зала (площадь, занятая декоративным, рекламным и другими видами оборудования, направляющего или ограничивающего поток покупателей и не используемого в процессе продажи товаров в общую установочную площадь не включается).
2. Коэффициент демонстрационной площади. Он определяется как отношение суммарной демонстрационной площади оборудования к общей площади торгового зала.
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!