Вопрос №32. Рентабельность. Сущность, основные пути повышения. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Вопрос №32. Рентабельность. Сущность, основные пути повышения.

2018-01-05 182
Вопрос №32. Рентабельность. Сущность, основные пути повышения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Экономическая эффективность работы организации характеризуется относительными показателями — системой показателей рен­табельности, или прибыльности (доходности) организации.

Показатели рентабельности измеряют прибыльность с разных по­зиций. Общая формула расчета рентабельности:

, где П — прибыль организации;

V — показатель, по отношению к которому рассчитывается рента­бельность.

 

В числителе могут быть представлены:

• прибыль от продажи продукции;

• прибыль до налогообложения;

• прибыль до уплаты процентов и налогов (экономическая при­быль);

• чистая прибыль. Знаменатель может содержать:

• активы (или капитал) организации;

• собственный капитал;

• перманентный капитал (сумма собственного капитала и дол­госрочных заемных средств);

• текущие активы:

• основные производственные фонды;

• производственные фонды (сумма основных производственных и оборотных производственных фондов);

• выручку от реализации продукции;

• себестоимость проданной продукции.

На практике выделились следующие показатели рентабельности, достаточно полно характеризующие эффективность деятельности ор­ганизации:

• рентабельность всего капитала (совокупных активов) по бухгал­терской прибыли (прибыли до налогообложения) — Ra — отношение прибыли до налогообложения к среднегодовой стоимости активов;

• общая рентабельность собственного капитала по бухгалтер­ской прибыли (прибыли до налогообложения) — Rобщ.ск — отно­шение прибыли до налогообложения к среднегодовой стоимости собственного капитала;

• рентабельность продаж по чистой прибыли — Rч.пр — отно­шение чистой прибыли к выручке от реализации продукции:

• рентабельность продаж по прибыли от реализации — Rпр — отношение прибыли от реализации к выручке от реализации про­дукции:

• рентабельность собственного капитала по чистой прибыли — Rч.ск - отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного капитала.

 

Виды рентабельности.

1. Экономическая рентабельность представляет собой наиболее об­щую относительную характеристику эффективности использования заемных средств. Ее можно рассчитать, по крайней мере, двумя способами.

1. Если проценты за пользование заемными средствами уплачи­ваются из чистой прибыли (Пч), то экономическая рентабельность Rэ, равна:

, где

Пб – прибыль отчетного года;

ПЛзаем – платежи за пользование заемными средствами;

А – активы (капитал) минус отсроченные платежи или заемные средства.

2. Если проценты за пользование заемными средствами уплачи­ваются из прибыли до налогообложения, то экономическая рентабельность Rэ, равна:

, где Пч – чистая прибыль; СК – собственный капитал.

2. На рентабельность собственного капитала влияют как факторы хозяйственной деятельности, так и факторы, связанные с финансо­вой деятельностью организации. Первые находятся в сфере управ­ления производственно-хозяйственной деятельностью, остальные — в сфере финансовой деятельности.

Для анализа факторов изменения рентабельности собственного капитала наибольшее распространение получила факторная модель, получившая название формулы Дюпона.

Рентабельность собственного капитала может рассчитываться как по общей (бухгалтерской) прибыли, так и по чистой прибыли.

В общем случае представим рентабельность собственного капи­тала в виде формулы:

, где Кф – коэффициент финансовой зависимости, определяемый структурой капитала.

 

3. Рентабельность всего капитала (совокупность активов) рассчитывается по бухгалтерской (балансовой) прибыли.

4. Рентабельность продукции.

Размер прибыли на рубль реализованной продукции, характери­зует рентабельность этой продукции. В ходе анализа исследуются рентабельность продаж по чистой прибыли (Rч.пр) и рентабельность продаж по прибыли от реализации (Rпр):

, где

Пч – чистая прибыль;

Пр – прибыль от реализации;

N – выручка от реализации.

 

Эти показатели свидетельствует об эффективности не только хо­зяйственной деятельности, но и политики ценообразования в орга­низации.

Основными путями повышения рентабельности продукции яв­ляются:

• снижение затрат на единицу или на 1 руб. продукции;

• улучшение использования производственных ресурсов, формирующих себестоимость (снижение фондоемкости, материалоемкости, зарплатоемкости, амортизациоемкости продукции -или повышение обратных им показателей фондоотдачи, материалоотдачи и т.д.);

• рост объема производства;

• рост цен на продукцию, сопровождаемый улучшением ее ка­чества.

5. Методы факторного анализа показателей рентабельности пред­усматривают разложение исходных формул расчета показателя по качественным и количественным характеристикам интенсификации производства и повышения эффективности хозяйственной дея­тельности.

При этом применяются ряд моделей рентабельности.

Двухфакторная модель рентабельности продукции, где оценива­ется влияние:

• объема от реализации;

• себестоимости реализованной продукции.

Трехфакторная модель рентабельности производственных фон­дов, где оценивается влияние:

• рентабельности продаж;

• фондоемкости производства продукции;

• оборачиваемости оборотных средств.

Сюда же следует отнести модель рентабельности собственного капитала (чистых активов), где по формуле Дюпона также оценива­ется влияние трех факторов:

• рентабельности продукции;

• производительности (оборачиваемости) активов;

• коэффициента финансовой активности, равного отношению общего капитала фирмы к ее собственному капиталу.

Пятифакторная модель рентабельности производственных фон­дов, где можно оценить влияние:

• фондоемкости производства продукции;

• оборачиваемости оборотных средств;

• материалоемкости производства продукции;

• зарплатоемкости продукции;

• амортизациоемкости продукции.

В целом факторные модели рентабельности раскрывают важ­нейшие причинно-следственные связи между показателями финан­сового состояния и финансовыми результатами. Они используются при прогнозировании финансовой устойчивости организации.

6. На уровень и динамику рентабельности производственных фон­дов оказывают влияние следующие производственно-хозяйственные факторы:

• уровень организации производства и управления;

• структура капитала и его источников;

• степень использования производственных ресурсов;

• объем, качество и структура продукции;

• затраты на производство и реализацию изделий;

• прибыль по видам деятельности и направления ее использо­вания.

Рентабельность производственных фондов, включающих стои­мость основных производственных фондов и производственных обо­ротных фондов, можно разложить по факторам и для оценки их влия­ния использовать трех- или пятифакторную модели:

, где

ПФ – стоимость производственных фондов;

F – основные производственные фонды;

Е – оборотные производственные фонды;

Fе – фондоемкость продукции;

Ео – величина производственных оборотных фондов в расчете на руб. продукции

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.