Тема 5.9. Мир во второй половине XX в. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Тема 5.9. Мир во второй половине XX в.

2018-01-04 332
Тема 5.9. Мир во второй половине XX в. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Геополитические последствия войны: раскол мира на «запад­ный» и «восточный» блоки, изменение соотношения сил в мире. Противостояние, «холодная война». Страны Западной Европы и США: ответы на вызов времени. Консерваторы и либералы. Соци­альное общество.

Модели социализма: советская, восточноевропейская, азиатская (общее и особенное). СССР в 50-80 гг. Власть и общество. Борьба демократической и тоталитарной тенденции в обществе в послево­енный период. Попытки реформирования советской системы в 50-80гг. Власть и общество в «великое десятилетие». Смена власти и политического курса в 1964 г. «Мягкая модель сталинизма».

Предпосылки и пределы экономических реформ 1965 г. Кризис советского общества (истоки и последствия). Перестройка. От «ус­корения» к созданию «регулируемой рыночной экономики». Рефор­мирование без реформ. Новый внешнеполитический курс СССР («новое политическое мышление»). Распад СССР, его последствия для России и мира.

Крушение колониальной системы. Выбор освободившимися странами путей развития. Традиционные общества и проблемы мо­дернизации. Фундаментализм.

События 1989-1991 гг. в странах Восточной Европы. Изменение геополитической ситуации в Европе и мире.

Россия в 1990-е гг. Становление политической системы Россий­ского государства. Экономические реформы, этапы реформ, пробле­мы реформирования, социальная цена и последствия реформ. Пер­вые результаты реформ. Оформление новой федеративной системы, отношение центра и регионов. Россия в системе международных от­ношений. Россия в СНГ. Роль России в геополитике.

Развитие культуры во второй половине XX в. Научное познание и объяснение мира. Системы общественных и духовных ценностей. Идеологические течения. Религия и церковь.

Научно-технический прогресс и изменения в образе жизни лю­дей. Техника и духовный мир человека, техника и экология. Инфор­мационная революция. Массовая культура. Российская культура, наука, образование в рыночных условиях и пути возрождения. Меж­дународные отношения во второй половине XX в. Проблемы отно­шений «Запад-Восток», «Север-Юг». Конфликты и войны, их последствия. Деятельность ООН и других международных организа­ций.

Международные движения за безопасность, разоружение, мир. Экологические движения. Движения глобалистов. Внешнеполитиче­ские вызовы России на рубеже XXI в. Мировое сообщество на поро­ге XXI в. и перспективы Российской цивилизации.

Студент должен:

знать:

- хронологические рамки индустриального и постиндустриального обществ;

- даты важнейших поворотных событий, произошедших в мире во второй половине XX в.;

- изменения, произошедшие на геополитической карте мира после окончания Второй мировой войны, крушения колониальной сис­темы, событий 1989-1991 гг. и распада СССР;

- основные периоды отечественной истории и этапы наиболее масштабных событий, происходивших в СССР, в странах Вос­точной Европы, России;

- крупнейших государственных и общественных деятелей, рефор­маторов и политиков, основные политические течения, партии, организации, их наиболее известных представителей, выдающих­ся представителей отечественной и мировой науки и культуры второй половины XX в.;

- основные понятия и термины данного периода;

- основные направления внешней политики СССР, России на раз­личных этапах второй полвины XX в.;

- характерные существенные черты политических режимов и со­бытий политической жизни, экономического, социального разви­тия, государственной политики в разные периоды второй поло­вины XX в.;

- причины освободительных, социальных, этнонациональных, ре­лигиозных и других движений второй половины XX в.;

уметь:

- составлять хронологические и синхронистические таблицы на основе систематизации исторического материала по второй поло­вине XX в.;

- характеризовать периоды послевоенного развития исторических процессов и наиболее масштабных событий послевоенного раз­вития стран Восточной Европы, СССР и России;

- читать историческую карту и показывать территорию СССР, Рос­сии и стран СНГ;

- показывать на политической карте мира положение государств и народов в данный период;

- использовать данные исторической карты для характеристики политического и экономического развития СССР, России и веду­щих стран мира во второй половине XX в.;

- проводить поиск необходимой информации в основных источни­ках данного периода;

- высказывать суждение о назначении источника;

- характеризовать позиции, взгляды автора источника о событиях второй половины XX в.;

- сравнивать данные разных источников: факты, цифры, оценки, выявляя общее и различия;

- рассказывать о наиболее значительных событиях отечественной и мировой истории второй половины XX в.;

- составлять биографическую справку, давая характеристику дея­тельности государственных, общественных, политических лиде­ров, деятелей науки и культуры;

- соотносить факты и общие процессы движений за национальное и социальное самоопределение, выбора путей и моделей развития в истории стран второй половины XX в.;

- объяснять смысл и значение важнейших исторических понятий, терминов: раскол мира на две системы, «холодная война», гонка вооружений, распад колониальной системы, международная ин­теграция, мировое сообщество, научно-техническая революция, информационное общество, средства массовой информации, мас­совая культура, глобальные проблемы человечества, перестройка, гласность, новое политическое мышление, приватизация, монета­ризм;

- сравнивать развитие СССР, России, европейских стран и США в разные периоды второй половины XX в., темпы, характер реформ и модернизации, политических режимов;

- излагать суждения о причинах и последствиях установления раз­личных политических режимов в странах мира, распада тотали­тарного режима, «оттепели», застоя в экономике в 60-80-е г.; пе­рестройки, распада СССР, политических и социальных перемен конца 80-90-х годов;

- излагать суждения о причинах возникновения и последствиях ос­вободительных, социальных, этнонациональных движений вто­рой половины XX в. и международных конфликтов и войн;

- проводить обзор текущих политических событий в стране и в ми­ре, раскрывая их сущность, анализируя и давая личностную оценку;

- оценивать значение политических, социально-экономических, научно-технических и культурных событий современности;

- характеризовать источники информации (материалы из периоди­ческой печати, радио и телепередач);

- применять исторические знания при анализе событий прошлого и настоящего, анализировать, сравнивать, обобщать информацион­ный материал, полученный из различных источников;

- определять и объяснять своё отношение к наиболее значитель­ным событиям и личностям второй половины XX - начала XXI века.

Самостоятельная работа.

1. На основании работы с документами, материалами периодиче­ской печати сделать текущий обзор политических, социально-экономических и культурных событий, происходящих в жизни страны в контексте глобальных проблем, стоящих перед Россией и мировым сообществом в XXI веке, сориентироваться на лич­ностное восприятие и дать оценку наиболее значимым событиям. Организация и проведение круглого стола по глобальным про­блемам России и мирового сообщества в XXI в. «Россия и Мир в XXI веке».

 

Литература. Учебники и учебные пособия.

 

1. Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., Рогожкин В.А. Россия и мир. История с древнейших времен до конца XIX в. 10 кл. Москва, 2007 г.

2. Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., Рогожкин В.А. Россия и мир. История XX в. 11 кл. Москва, 2005.

3. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца XVII в. М., 2004.

4. Сахаров А.Н., Зырянов П.Н. История России конец XVII - XIX вв. М., 2004.

 

5. Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Россия в XX в. 10-11 кл. М:, 2000.

6. Ионов И.Н. Российская цивилизация. 10-11 кл. М., 2000.

7. Родригес А.М. Новейшая история зарубежных стран XX в. 11 кл. М., 2000.

8.Улунян А.А., Сергеев Е.Ю. Новейшая история зарубежных стран. 11 кл. 2000.

9. Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с
древнейших времен до конца XIX в. 10 кл., М., Русское слово, 2003

10. Загладин Н.В. Всемирная история XX в. 10-11 кл., М., Русское слово. 2003.

11. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. М.: ACADEMIA. 2004.

Документы, дополнительная литература общего содержания, справочники

12. Конституция Российской Федерации. М. 1996.

13. Карамзин Н.М. История государства Российского. М.: ОЛМА-ПРЕСС. Образование. 2004.

14. Соловьев СМ. Об истории Древней Руси. М. 1997.

15. Соловьев СМ. Об истории новой России. М. 1997.

16. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее важнейших деятелей. 1-3 т. М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование. 2004.

17. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. М.: ОЛМА-ПРЕСС. Образование. 2004.

18. Бутромеев В.В., Бутромеев В.П. Российский великокняжеский и царский дом. М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование. 2004.

19. Байер Б., Бирнштайн У., Гельхофф, Шютт Э. История человечества. Пер. с нем. Врублевская Н.А. и др. М.: ООО «Изд-во ACT», 2002.

20. Мясников А.Л. Хроника человечества Россия. М.: 000»Изд-во ACT», 2003.

21. Вагман И., Мац А., Зиолковская А. 100 знаменитых полководцев. Харьков. «ФОЛИО», 2004.

22. Куликово поле и Донское побоище 1380 года. Труды ГИМ. М., 2005.

23. Перевезенцев С. Россия. Великая судьба. М.: Белый город. 2006.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.