Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Тема 3.2. От Древней Руси к Московскому царству.

2018-01-04 410
Тема 3.2. От Древней Руси к Московскому царству. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Особенности становления цивилизаций в Восточной Европе. Русская (славянская) цивилизация и её особенности. Славянский мир, отраженный в летописном своде «Повести временных лет». Взаимодействие славян и степных кочевников. Норманны, финно-угорские племена, славяне и их взаимоотношения. Общественно-политическая организация славян. Жизнь, быт, верования, основные занятия восточных славян накануне образования государства. Скла­дывание государства. Версии происхождения государственности на Руси.

Древняя Русь и Византия. Славянский мир и цивилизация Древней Руси. Владимир I (святой) и выбор между мировыми рели­гиями. Крещение Руси. Распространение христианства на Руси. Рус­ское православие. Развитие городов. Своеобразие русских городов. Проблема Вече. Ремесло и торговля. Древнерусская культура. Появление и развитие русской письменной культуры. Зодчество. Устное народное творчество. Летописи. Школа и просвещение.

Политическая раздробленность. Владимиро-Суздальское кня­жество, Новгородская республика, Юго-Западная Русь: политиче­ский строй, общественная жизнь, культура: памятники церковно-поучительной литературы, архитектура, летописание, фольклор, бы­лины. «Слово о полку Игореве». Последствие феодальной раздроб­ленности. Русь и Запад.

Держава Чингисхана и монгольские завоевания. Батыево наше­ствие на Русь. Европа и Русь в период монголо-татарского нашест­вия. Между монголо-татарами и крестоносцами. Народы Прибалти­ки и Руси в совместной борьбе против шведских и немецких рыца­рей. Русь и монголы после образования Золотой Орды. Дискуссия об Ордынском иге в российской историографии. Проблема ига в отече­ственной и зарубежной историографии. Борьба за великое княжение. Начало возвышения Москвы. Методы объединительной политики московских князей.

Обособление Юго-Западной Руси. Европейская экспансия в За­падную и Северо-Западную Русь. Великое княжество Литовское и Польша.

Московская Русь при Иване III и Василии III. Формирование территории единого государства. Обретение независимости от Ор­ды. Центральная власть. Специфика формирования русского цен­трализованного государства. Светская власть и церковь. Московская Русь как «новый» тип национально-государственного устройства.

Россия и Западная Европа на пороге нового времени. Кризис традиционного общества и пути выхода из него.

Студент должен:

знать:

- хронологические рамки и даты существования Древнерусского государства и его этапы, крещение Руси, периоды политической раздробленности, даты основных сражений против завоевателей, даты княжения Московских князей и становления Русского госу­дарства;

- основные термины и понятия (раннеклассовое общество, госу­дарственность, цивилизационная альтернатива, государственная религия, канон, соборность, патриархальное общество, деспоти­ческая власть, купеческие корпорации, посадник и т.д.);

- имена князей, полководцев, государственных деятелей Древне­русского государства и Московской Руси;

- характерные черты образа жизни, занятий, быта различных групп и слоев населения;

- основные процессы, происходившие в Древней Руси и Москов­ском царстве, и понимать динамику экономического и политиче­ского развития;

- основные достижения в области культуры данного периода;

- основные события противостояния Руси завоевателям;

- ключевые события политической жизни и понимать сущность ис­торических процессов, происходящих в этот период;

- основные версии, точки зрения на основные проблемы, происхо­ждение государственности на Руси и татаро-монгольского ига в истории Руси;

уметь:

- соотносить исторические события, процессы с периодом, эпохой на основе научной периодизации событий;

- читать историческую карту с опорой на легенду, называть и пока­зывать на исторической карте: территории расселения восточных славян и их соседей, основные древнерусские земли и города, крупнейшие русские земли периода политической раздробленно­сти, места основных битв, борьбы с иноземными захватчиками, основные центры собирания русских земель, территорию Московского государства;

- описывать и сопоставлять занятия, образ жизни населения Древ­ней Руси и Московского царства;

- соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков, становления и развития Московского царст­ва;

- называть характерные, существенные черты: экономических, по­литических и социальных отношений древней средневековой Ру­си и Московского царства; развития русских земель под властью Орды; политического устройства древнерусского государства, внутренней и внешней политики русских князей и самодержавцев;

- объяснять значение понятий и терминов: древнерусское государ­ство, нормандская и антинормандская теории, монголо-татарское иго, централизованное государство, «этногенез» и т.д.;

- сравнивать развитие отдельных русских земель в период полити­ческой раздробленности и становления Московского царства;

- излагать суждения о причинах и последствиях политической раз­дробленности русских земель, зависимости от Орды, объедине­ния русских земель вокруг Москвы;

- приводить оценки историческим личностям: Владимир Святой, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Иван II «Калита», Дмит­рий Донской, Иван III и Василий III и давать личностную оценку, основанную на первоисточниках и дополнительной литературе;

- принимать участие в дискуссиях по проблемам создания древне­русского государства и влияния татаро-монгольского нашествия на экономическое, политическое и культурное развитие Руси;

- составлять конспект, работать с учебниками, хрестоматиями, первоисточниками, контурными картами, атласами и составлять

хронологические и синхронистические таблицы по истории Древней Руси и Московского царства;

- собирать и анализировать материалы из различных источников, относясь к ним с критической точки зрения, рассматривая в кон­кретном историческом контексте;

- оперировать имеющимися знаниями в отстаивании принципиаль­ных позиций при столкновении с противоположными взглядами;

- обосновывать правильность выводов, оценок, пользуясь различ­ными способами доказательства и достоверными историческими фактами по проблемам древнерусского государства;

- обоснованно оценивать изучаемые события и т.д. в конкретных исторических условиях, опираясь на теоретические знания, полу­ченные в курсах истории, литературы, географии, обществознания.

Самостоятельная работа.

Задания по выбору студента. Описать события, проанализировать документы и дать оценку.

1. На основе летописных материалов и учебника дайте оценку степени развитости славянских племён в догосударственный период. роанализируйте договоры 911 и 944 гг. Руси с Византией и на этой основе схематично отразите характер отношений между двумя государствами.

Составьте сравнительную таблицу деятельности первых Рюрико­вичей в области экономики, политики, культуры. Дайте оценку правителям древнерусского государства. Какие сферы деятельно­сти преобладали у каждого из них? Чем это можно объяснить?

2. Пользуясь материалами учебной литературы, постарайтесь выделить основные этапы во взаимоотношениях Золотой Орды и рус­ских земель в XIII - XV вв., отразите их в таблице. Составьте таблицу основных сражений русских воинов с монго­лами в XIII - XV вв.

Систематизируйте данные известных Вам источников о героизме русских людей в противоборстве с монголами в 1237-1242 гг.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.