Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Тема 4.5. Страны Европы и Америки в XIX в.

2018-01-04 388
Тема 4.5. Страны Европы и Америки в XIX в. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Промышленный переворот XIX в. в странах Европы и Северной Америки, его экономические и социальные последствия. Завершение колониального раздела мира. Империализм. Политическое развитие стран западного мира. Утверждение конституционных порядков, развитие парламентаризма. Становление гражданского общества. Консерваторы и либералы. Распространение социалистических уче­ний. Социалистические организации. Политический радикализм. Социальные движения. Реформы и революции в Европе XIX в.

Культура XIX в. Наука и образование. Развитие национальных культур. Демократизация культуры.

Студент должен:

знать:

- даты важнейших событий стран Европы и Северной Америки пе­риода промышленного переворота и модернизации общества во всех сферах жизни;

- хронологические рамки процесса модернизации, протекавшего в Европе и Северной Америке в экономической, политической и культурно-духовной сферах;

- изменения, происходившие на геополитической карте стран Ев­ропы и Северной Америки в XIX в.;

- основные термины и понятия;

- основные события, имена исторических государственных деяте­лей этого периода;

- основные идеи новой идеологии XIX в., её ценности;

 

уметь:

- характеризовать периоды становления индустриального общества и масштабных событий XIX в.;

- составлять хронологические и синхронистические таблицы;

- читать историческую карту с опорой на полученные знания и ис­пользовать данные исторической карты для характеристик стран Западной Европы и Северной Америки XIX в.;

- проводить поиск информации в исторической, справочной лите­ратуре по данному периоду стран Европы и Северной Америки;

- высказывать суждение о назначении и ценности источника;

- рассказывать (устно или письменно) о модернизации, протекав­шей в Европе и Северной Америке в политической, экономиче­ской и культурно-духовной сферах общества XIX столетия;

- показывать последовательность возникновения и развития про­цессов модернизации;

- объяснять смысл и значение таких важнейших исторических по­нятий как: модернизация, промышленный переворот, империа­лизм, конституционные порядки, парламентаризм, социализм, демократизация культуры;

- излагать суждения о причинно-следственных связях периода мо­дернизации в странах Европы и Северной Америки;

- излагать и оценивать события и выдающихся общественных и политических деятелей в странах Европы и Латинской Америки XIX в.;

- высказывать суждение о подходах, лежащих в основе отдельных версий и оценок, представленных в учебной и популярной лите­ратуре этого периода.

Самостоятельная работа.

1. Определить и объяснить своё отношение к процессам и основным тенденциям развития мировой цивилизации XIX в. в области эко­номической, политической и духовно-нравственной. Составить развернутый план проходивших процессов модернизации в Западной Европе и Северной Америке в XIX веке, выявить сходст­во и различия.

Тема 4.6. Россия в XIX в.

Попытка проведения реформ в начале века. Либеральные идеа­лы и либеральные преобразования. Отечественная война 1812 года, её влияние на развитие общественного самосознания. Консерватив­ный период в истории страны, сложившийся после Отечественной войны, и его последствия. Выступление декабристов.

Власть, общество, личность в России. Внутренняя политика са­модержавия: между реформами и контрреформами. Взгляды на пути развития страны: охранители, славянофилы и западники, сторонни­ки общинного социализма. Старчество.

Социально-экономическое развитие. Особенности экономики.

Промышленный переворот. Кризис феодально-крепостнической системы. Развитие товарно-денежных отношений. Развитие транс­портной системы и торговли: аграрный вопрос в середине XIX века. Либеральные реформы 60-70-х гг., их экономические и социальные последствия. Контрреформы. Консерваторы, либералы. Радикалы в пореформенный период: народничество, социал-демократы.

Начало массового рабочего движения.

Народы Российской империи в XIX в. Обращение к националь­ным истокам. Общественное служение литературы и искусства.

 

Студент должен:

 

знать:

- даты важнейших событий XIX в. (Отечественной войны и либе­ральных реформ);

- хронологические рамки и периоды Отечественной войны и либе­ральных реформ;

- изменения на геополитической карте России и Европы в XIX ве­ке;

- понятия и термины;

- называть место, обстоятельства, участников событий в период Отечественной войны, «великих реформ», важнейших военных кампаний; основные течения и организации участников общест­венного движения, выдающихся представителей и достижения российской науки и культуры;

уметь:

- составлять хронологические и синхронистические таблицы из ис­тории России XIX в.;

- характеризовать периоды отечественной истории XIX века, Оте­чественной войны 1812 г., социально-экономического и общест­венного развития XIX в.;

- читать историческую карту и показывать территории, присоеди­нённые к России в XIX в., места военных действий и военных кампаний;

- использовать данные исторической карты для характеристики политического и экономического развития России XIX века;

- проводить поиск необходимой информации в одном или несколь­ких источниках и высказывать суждение о ценности источника (Указ о свободных хлебопашцах 20 февраля 1903 г., Манифест об образовании Государственного Совета 1810 г., «Конституция» Н.Муравьева, «Русская правда» П.И.Пестеля, «Катехизис» С.И.Муравьева-Апостола, «Манифест 19 февраля 1861 г.», «По­ложение о губернских и уездных земских учреждениях», «Учре­ждение судебных установлений», «Положение о начальных на­родных училищах», «городское положение 16 июня 1870г.», «Ус­тав о воинской повинности»);

- характеризовать позиции, взгляды автора источника; сравнивать данные разных источников - «Конституции» Н.Муравьёва, «Русской правды» П.И.Пестеля, «Катехизиса» С.И.Муравьёва и т.д.;

- рассказывать (устно или письменно) о попытках реформирования страны и реформах XIX века, о воздействий Отечественной вой­ны 1812 г. на развитие общественного самосознания в стране, о процессах модернизации, о социальных и политических доктри­нах: либерализм, консерватизм; социалистических учениях, об­щественных движениях в России, развитии Российской культуры XIX века и её вкладе в мировую;

- на основании текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы и т.п.

составлять описание событий данного исторического периода;

- составлять биографическую справку исторических деятелей XIX века: Александр II, Н.М.Сперанский, А.Н.Аракчеев, Г.Ф.Канкрин, Н.Н. Новосильцев, П.Д.Киселев, М.И.Кутузов, ли­деров декабристского движения, Г.В.Плеханов и т.д.), характери­зуя деятельность исторических личностей;

- соотносить факты и общие процессы, явления, происходящие ос­новные события политического развития, реформ и контрреформ XIX в., общественного движения;

- называть характерные, существенные черты социально-экономического и политического строя России XIX в., положения различных слоев общества, внутренней и внешней политики са­модержавия, идеологии и методов общественных движений (кон­сервативных, либеральных, радикальных);

- классифицировать события и явления по их принадлежности к дореформенному и пореформенному этапам развития страны, ос­новным течениям общественной мысли;

- объяснять значение понятий: реформа, контрреформа, декабри­сты, славянофилы, западники, утопический социализм, народни­чество, социал-демократия, интеллигенция, православие, нацио­нализм;

- сравнивать развитие капитализма России до и после реформ 60-70-х годов, позиции, программные положения общественных движений, групп, партий;

- излагать суждение о причинах и последствиях исторических со­бытий: возникновение общественных движений XIX в., взглядах на пути развития страны, либеральных реформах 60-70-х гг. и контрреформах, присоединении к империи новых территорий и народов;

- объяснять, в чём состояли цели и результаты деятельности госу­дарственных и общественных деятелей XIX века, оценивая ха­рактер и значение социальных реформ и контрреформ, общест­венных движений;

- высказывать и аргументировать свою оценку событий и давать оценку деятельности государственных деятелей и других вы­дающихся личностей XIX века;

- высказывать суждение и давать личностную оценку отдельным версиям, точкам зрения, документам XIX в.

Самостоятельная работа.

1. Составить таблицу с предложениями правительственных чинов­ников, либералов, революционеров в области государственного устройства, местного самоуправления, решения аграрного вопро­са накануне реформ 60-70-х гг. и после их проведения. В чём Вы видите причины расхождения их позиций?

2. Перечислите и оцените мероприятия Александра III в области го­сударственного устройства и местного самоуправления. Сравните их с теми мерами, которые предпринял Александр П. Как вы мог­ли бы объяснить и оценить эти шаги?


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.