ПОНЯТИЕ «спортивно-оздоровительный сервис» — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

ПОНЯТИЕ «спортивно-оздоровительный сервис»

2017-11-16 1059
ПОНЯТИЕ «спортивно-оздоровительный сервис» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие «Социально-культурный сервис» в широком и узком смысле. Физкультурно-спортивный сервис в широком и узком смысле. Понятие «спортивно-оздоровительные услуги». Спортивно-оздоровительный сервис в рамках теории физической культуры, валеологии и сервисологии.

 

Прежде всего, обратимся к понятию «социально-культурный сервис».

К его определению можно подойти с разных сторон. Однако очевидно, что ключевым в этом понятии будет термин «сервис» - обслуживание, предоставление разного рода услуг, работа по оказанию услуг. Введенный в действие в 1994 г. ГОСТ РФ «Услуги населению. Термины и определения» подразделяет услуги, оказываемые населению, по их функциональному назна­чению на материальные и социально-культурные (немате­риальные) услуги. (Приложение 1).

Согласно определению Государственного стандарта, материальная услуга — это услуга по удовлетворению матери­ально-бытовых потребностей, а социально-культурная услуга — это услуга по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержанию нормаль­ной жизнедеятельности потребителя услуг. В ГОСТе дано разъяснение: социально-культурная услуга обеспечивает поддержание и вос­становление здоровья, духовное и физическое развитие личнос­ти, повышение профессионального мастерства и др.

К социально-культурным услугам могут быть отнесены медицинские услуги, услуги культуры, туризма, образования. Таким образом, предоставление социально-культурных услуг и есть социально-культурный сервис. Иначе говоря, социально-культурный сервис (в широком смысле слова) - это система создания, предоставления и потребления социально-культурных услуг: услуг культуры, образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, туризма (1, с.119-120). Социально-культурный сервис (в узком смысле слова) – это предоставление социально-культурных услуг за плату, на коммерческих началах, на основе платежеспособного спроса.

Из анализа положений Государственного стандарта вытекает также, что подавляю­щее большинство услуг, производимых и потребляемых в отрасли «физическая культура и спорт» (будем их называть в дальнейшем «услуги физической культуры и спорта»), относятся именно к социально-культурным услугам.

Действуя по аналогии, можем определить физкультурно-спортивный сервис в широком смысле как систему создания, предоставления и потребления услуг физической культуры и спорта, а предоставление их на основе платежеспособного спроса - как физкультурно-спортивный сервис в узком смысле.

Остаются открытыми вопросы: Как соотносятся между собой понятия «физкультурно-спортивный сервис» и «спортивно-оздоровительный сервис»?Что нужно понимать подспортивно-оздоровительным сервисом?

Можно сказать, что спортивно-оздоровительный сервис это предоставление спортивно-оздоровительных услуг. Следовательно, не определив понятие «спортивно-оздоровительные услуги», мы не приблизимся к пониманию спортивно-оздоровительного сервиса.

Что же мы разумеем под спортивно-оздоровительными услугами?

Понятие «услуга» подробно анализировалось в курсе «Сервисная деятельность». Напомним характеристики услуги.

Услуга как социально-экономическое явление - это:

Ø специализированная помощь (оказываемая специалистом или неспециалистом, но в специфичной области: поддержание чистоты и пр.);

Ø удовлетворение потребностей человека, что определяет востребованность услуги конкретным потребителем;

Ø экономическое благо, которое может приносить прибыль;

Ø деятельность, совокупность действий, а не конкретная вещь;

Ø труд, работа (подлежит оплате);

Ø товар, имеющий определённую стоимость, цену;

Ø благо для потребителя, нематериальное по форме, неосязаемое, проявляющееся в результате как польза, выгода, преимущество;

Ø законченное, завершенное действие или совокупность действий;

Ø посредник между субъектом (исполнителем) и потребителем услуги, результат их взаимодействия;

Ø единый процесс производства, предоставления и потребления услуги, выражающий неотделимость ее от источника услуг;

Ø изменчивое, непостоянное по качеству явление;

Ø не сохраняемое, неспособное к хранению благо.

 

Как видим, эти особенности присущи всем услугам, в том числе, и спортивно-оздоровительным. Чтобы выявить специфику спортивно-оздоровительных услуг, нужно учесть, что эти услуги:

§ удовлетворяют специфические потребности;

§ связаны с оздоровлением и физическим развитием человека;

§ относятся к услугам физической культуры и спорта.

Рассмотрим указанные особенности спортивно-оздоровительных услуг более подробно.

Потребность - состояние нужды, необходимости, возникающая в процессе жизнедеятельности человека. Потребность требует удовлетворения и выступает как внутренний стимул деятельности человека, как источник активности.

Существует множество классификаций потребностей, лежащих в основе мотивов человеческого поведения. Для работника сферы сервиса применительно к потребителю наиболее значимы теории мотивации З.Фрейда (2) и А.Маслоу (3).

В теории австрийского врача и психиатра З.Фрейда (1856-1939) содержится положение, справедливость которого постоянно ощущают сотрудники сервисных организаций, общаясь с потребителями: «Человек не отдает себе полного отчета в истоках своих влечений». Порой приходится затратить немало усилий и времени, чтобы определить истинную проблему человека, мотивацию приобретения спортивно-оздоровительной услуги и найти необходимую услугу или набор услуг, чтобы разрешить затруднение.

В теории потребностей американского психолога А.Маслоу (1908—1970), важен и набор характерных для человека потребностей, и их иерархичность. А.Маслоу выделил 2 группы потребностей: высшие и низшие. Низшие потребности – физиологические (вода, пища, воздух, тепло), а также потребности в безопасности и в самосохранении. Они необходимы для поддержания нормальной жизнедеятельности. Это базисные потребности, основание, база иерархии потребностей. Потребности высшего порядка: в творческом самовыражении, в самореализации и самоутверждении. В процессе сервисного взаимодействия работник сервиса, безусловно, должен иметь в виду и другие высшие потребности по Маслоу: в принадлежности (в социальных контактах), в признании, оценке и внимании со стороны окружающих.

Потребности, удовлетворяемые предоставлением спортивно-оздоровительных услуг, характеризуют субъективную составляющую спортивно-оздоровительного сервиса: личностные ожидания, предпочтения человека, мотивацию обращения к физкультурно-спортивному отдыху. Под мотивом понимается осознанное побуждение, обуславливающее приобретение и потребление спортивно-оздоровительных услуг для удовлетворения совокупности специальных потребностей.

Опросы потребителей спортивно-оздоровительных услуг, проведенные авторами, позволили разработать приведенную далее группировку мотивов обращения к спортивно-оздоровительным услугам:

1) стремление к отдыху, разрядке, компенсации условий жизни:

- снять стресс, преодолеть негативные эмоции;

- отдохнуть, расслабиться, восстановить силы;

- отвлечься от рутины повседневности, испытать острые ощущения;

- насладиться движением как одной из ценностей досуга.

2) стремление к изменению физической формы:

- оздоровиться, почувствовать себя более здоровым;

- продвинуться в физическом развитии;

- поддерживать тонус, обрести спортивность.

3) стремление к межличностному общению:

- приобрести новые знакомства;

- интересно проводить время в компании, объединенной общим увлечением.

4) стремление в той или иной степени к познанию, обогащению знаний:

- приобрести новый опыт;

- расширить кругозор в отношении оздоровления организма;

- приобрести культурные привычки здорового образа жизни.

5) стремление к самоутверждению, самореализации:

- встряхнуться, иначе ощутить свое «я»;

- приобщиться к тому, что престижно;

- испытать удовлетворение от преодоления трудностей, от достижений;

- повысить уверенность в себе;

- обнаружить скрытые возможности, полнее выразить себя.

В реальной действительности, как правило, существуют несколько мотивов, обусловливающих выбор конкретной спортивно-оздоровительной услуги и взаимно усиливающих друг друга. Тем не менее, всегда есть главный, преобладающий мотив, который определяет вид, набор избираемых услуг. Так или иначе, мотивация занятий, как видим, связана, прежде всего, с движением, оздоровлением и физическим развитием. Немалое значение имеют мотивы обретения спортивности, обогащения социальных связей.

Рассмотрим далее понятия «здоровье», «оздоровление», «спорт», «спортивность», поскольку они теснейшим образом связаны с предоставлением спортивно-оздоровительных услуг.

Под здоровьем понимают обычно то или иное состояние организма («здоровье пошатнулось») или правильную, нормальную жизнедеятельность организма, полное физическое и психическое благополучие. Понятие «здоровый» означает: выражающий, обнаруживающий здоровье, полезный для здоровья. Оздоровление – улучшение здоровья, восстановление сил, рекреация, приведение здоровья в более благоприятное состояние. Оздоровление - это раздел восстановительной медицины, направленный на повышение функциональных резервов и адаптивных возможностей человека, предупреждение заболеваний и улучшение качества жизни у лиц, ослабленных в результате действия неблагоприятных факторов среды и деятельности или имеющих функциональные расстройства здоровья.

Рекреация (от лат. recreation – обновление, восстановление) – отдых, восстановление и поддержание нормальной жизнедеятельности, психофизического баланса организма.

Понятие «спорт» многозначно. Это и система организации и проведения соревнований, и вид профессиональной деятельности для спортсменов и тренеров. В статье.2 Федерального Закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (1999) дано следующее определение спорта: «Составная часть физической культуры, исторически сложившаяся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям».

Понятие «спортивный» - означает: связанный со спортом как таковым. Применительно к человеку – это качественная характеристика его во внешних и внутренних проявлениях. Спортивный человек – это позитивная характеристика, подразумевающая качества и внешность спортсмена. Понятие «спортивность» характеризует престижность подтянутости, собранности, здоровья в современном обществе. Отметим, что понятие «спортивная одежда» означает: удобная, функциональная, яркая, броская, заметная, выделяющаяся.

Таким образом, учитывая смысловые связи в семантическом поле понятий «спорт», «здоровье», «оздоровление», «спортивность», перегруппировки и сдвиги значений, дополнительные отношения, ощутимые в понятиях, можем сформулировать некоторые подходы к пониманию понятия «спортивно-оздоровительные услуги». С точки зрения целей спортивно-оздоровительного сервиса ведущими из этих целей выступают отдых, оздоровление, физическое развитие, улучшение физической формы и обретение спортивности.

Теперь обратимся к понятию «физкультурно-спортивные услуги». Разделение труда в непроизводственной сфере привели к значительному разнообразию видов услуг вообще, и услуг физической культуры и спорта, в частности. Осуществим обзор спектра услуг физической культуры и спорта, сделав попытку классифицировать их с использованием различных оснований.

По форме распределения общественных фондов потребления выделяют бесплатные (урок физической культуры в общеобразовательной школе и т.п.) и платные (занятия в коммерческом физкультурно-оздоровительном центре, фитнес-клубе и т. п.) физкультурно-спортивные услуги.

По мотивам производства физкультурно-спортивные услуги могут быть коммерческими (получение производителем прибыли), либо некоммерческими (выполнение производителем социально важных функций, например, развитие физической культуры и спорта среди детей и подрост­ков, инвалидов, пожилых и т.п.).

По форме потребления физкультурно-спортивные услуги подразделяются на индивидуальные (самостоятельные занятия физическими упражнениями и видами спорта или индивидуальные занятия под руководством инструктора) и массовые (групповые занятия физическими упражнениями и видами спорта в секциях, клубах и т.п.).

По мотивам потребления различаются физкультурно-спортивные услуги личного характера (занятия конкретного лица плаванием в бассейне и т.п.) и д еловые (аренда бассейна для проведения корпоративных спортивных соревнований и т.п.).

По характеру потребности, для удовлетворения которой предназначены те или иные услуги, их можно классифицировать:

на собственно физкультурно-спортивные услуги (обеспечение занятий физическими упражнениями и видами спорта с различными целями, в разнообразных организационных формах, платно либо бесплатно и т.п.);

зрелищные (личное присутствие на спортивных соревнованиях, либо просмотр их по телевидению и т.п.);

консультационные (персо­нальные консультации по средствам, методам и формам занятий физическими упражнениями, видами спорта, лечебной физиче­ской культурой и т.п.);

образовательные (получение среднего или профессионального высшего специального образования и т.п.);

дополнительно­го образования (занятия в спортивных школах, секциях и т.п.);

посредниче­ские услуги (подготовка пакета документов, необходимых для создания физкультурно-спортивной организации, приобретение оборудования для фитнес-клуба и т.п.);

коммерческие услуги (спонсорская помощь, лотерейная и подобная ей деятельность и т.п.) и др.

По степени важности для потребителя с точки зрения ведущих мотивов обращения к соответствующим услугам их подразделяют на:

основные (активные занятия физическими упражнениями и вида­ми спорта на базе научно обоснованных методик, регламентиро­ванного времени занятий, под руководством специалистов и т. п.);

дополнительные (пассивное оз­доровление с использованием различных разновидностей масса­жа, бань и т. п.);

сопутствующие (обеспечение вспомогательно­го обслуживания в виде предоставления специализированного питания, камер хранения, автостоянок и т.п.).

Данный обзор позволяет утверждать, что спортивно-оздоровительные услуги – лишь часть услуг физической культуры и спорта, а спортивно-оздоровительный сервис – часть физкультурно-спортивного сервиса в узком смысле.

Спортивно-оздоровительные услуги – это, как правило, услуги платные, коммерческие, массовые или индивидуальные. Это - собственно физкультурно-спортивные услуги, т.е. связанные с обеспечением занятий физическими упражнениями и видами спорта в целях оздоровления и физического развития, в разнообразных организационных формах.

Это - активные занятия физическими упражнениями и вида­ми спорта по определенной программе на базе научно обоснованных методик, регламентиро­ванного времени занятий, под руководством специалистов. Спортивно-оздоровительные услуги могут включать в себя консультирование, а также дополнительные и сопутствующие услуги.

Спортивно-оздоровительный сервис - это система экономически обоснованного создания, предоставления и потребления услуг, удовлетворяющих совокупность специальных потребностей человека и связанных с программированием занятий специалистом (тренером, инструктором) в целях оздоровления и физического развития.

Иначе говоря, это - часть отрасли «физическая культура и спорт», которая производит свободно реализуемые на рынке спортивно-оздоровительные услуги, или тот сектор экономики, где в качестве товара выступают спортивно-оздоровительные услуги. Спортивно-оздоровительный сервис – реализация спортивно-оздоровительных услуг за плату. Спортивно-оздоровительная услуга в этом случае - своеобраз­ный по форме и назначению товар, удовлетворяющий специальные потребности и существующий не в качестве вещи, а в качестве деятельности.

Говоря об особенностях производства и потребления спортивно-оздоровительных услуг, необходимо иметь в виду, что эти процессы тесно связаны с по­треблением материальных услуг (прокат, ремонт спортивного оборудования и т.п.) и использованием товаров (спортивная одежда и обувь, спортивный инвентарь, оборудование, специальное питание и т.д.). Названные материальные услуги и товары по отношению к спортивно-оздоровительному сервису имеют дополнительный характер, однако, трудно себе представить потребление спортивно-оздоровительных услуг в отрыве от них. Другими словами, спортивно-оздоровительные услуги, материальные услуги и товары потребляются в едином комплексе, в связи с чем рост спроса на спортивно-оздоровительные услуги неизбежно влечет за собой со­ответствующий рост спроса на материальные услуги и товары специального назначения.

Сравнительно недавно учреждения, предоставляющие спортивно-оздоровительные услуги, ориентировались, прежде всего, на валовые показатели, на объем услуг. При этом изучение потребностей, запросов населения проводилось, но результаты изучения мало влияли на набор предлагаемых услуг. Не имея возможности выбора, люди оказывались, по сути, перед необходимостью использования возможностей ограниченного ассортимента услуг. В полной мере это положение относится и к сфере услуг физической культуры и спорта.

Появление понятия «спортивно-оздоровительный сервис», на наш взгляд, отражает новый характер отношений к физической культуре в современном обществе.

Прежде всего, спортивно-оздоровительный сервис предполагает новый тип взаимосвязи, взаимодействия человека и физической культуры, возникающий в процессе совместной с потребителем деятельности и отражаемый пересечением теории и практики физической культуры, валеологии и сервисологии.

Именно это пересечение есть предметная область, позволяющая:

Ø обнаружить теоретические основы спортивно-оздоровительного сервиса;

Ø предложить практические рекомендации по использованию технологий и практик сближения с физической культурой и спортом человека, удовлетворяющего свои потребности в отдыхе, оздоровлении и физическом развитии на основе платежеспособного спроса;

Ø обеспечить оптимизацию деятельности различных субъектов спортивно-оздоровительного сервиса, предоставляющих спортивно-оздоровительные услуги и формирующих культурные отношения в современном обществе.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Услуги населению. Государственный стандарт РФ // Мир качества. – 1998. – № 15. – С.119-122.

2. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М.: Изд-во СТД, 2003.

3. Маслоу А. Мотивация и личность. Изд. 3-е. – СПб.: Питер, 2003.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И САМОПРОВЕРКИ

1. В чем необходимость различать понятие «физкультурно-спортивнный сервис» в широком и узком смысле?

2. В чем новизна подхода людей к физической культуре, зафиксированного в понятии «спортивно-оздоровительный сервис»?

3. Какие основания позволяют рассматривать спортивно-оздоровительный сервис в рамках сервисологии?


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.