Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2017-10-21 | 1360 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Запятая ставится между независимыми предложениями, объединенными в одно сложное бессоюзное предложение: Редел на небе мрак глубокий, ложился день на темный дол, взошла заря (А.С. Пушкин).
Точка с запятой ставится между частями бессоюзного сложного предложения, если они более отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены: Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада; тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля (А.П. Чехов).
Запятая и точка с запятой ставятся в бессоюзных сложных предложениях, состоящих из двух или более частей, а тире и двоеточие — в бессоюзных предложениях, состоящих из двух частей.
Двоеточие ставится:
• если вторая часть разъясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части (между обеими частями можно вставить слова А ИМЕННО): Об одном прошу вас: стреляйте скорее (М. Лермонтов);
• если в первом предложении при помощи глаголов восприятия (ВИДЕТЬ, СМОТРЕТЬ, СЛЫШАТЬ, ЗНАТЬ, ЧУВСТВОВАТЬ и т.п.) делается предупреждение, что далее по следует изложение какого-нибудь факта или какое-нибудь описание: Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь (А.С. Пушкин) (между обеими частями можно вставить союз ЧТО). Иногда указанные глаголы опускаются: В эту минуту я встретил ее глаза: в них бегали слезы (М. Лермонтов) (пропущено И УВИДЕЛ, ЧТО);
• если вторая часть указывает основание, причину того, о чем говорится в первой части (между обеими частями можно вставить союз ПОТОМУ ЧТО): Мы молча повиновались ему: в эту минуту он приобрел над нами какую-то таинственную власть (А.С. Пушкин);
• если вторая часть представляет собой прямой вопрос: Я думаю: почему они не уходят?
|
Тире ставится:
• если во второй части содержится неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий: Вдруг мужики с топорами явились — лес зазвенел, застонал, затрещал (Б.. Некрасов);
• если во второй части содержится резкое противопоставление по отношению к первой части: Дуб держится — к земле травиночка припала (можно добавить союзы А, НО, ДА=НО);
• если вторая часть заключает в себе следствие, вывод из того, о чем говорится в первой части: Хвалы приманчивы — как их не пожелать? (И. А. Крылов) (можно добавить союз ПОЭТОМУ);
• если в первой части указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части (можно добавить союз КОГДА): Лес рубят — щепки летят; если первая часть обозначает условие совершения действия, о котором идет речь во второй части (можно добавить союз ЕСЛИ): Любишь кататься — люби и саночки возить;
• одной части содержится сравнение с тем, о чем говорится в другой: Молвит слово — соловей поет (если в можно добавить любой сравнительный союз).
Оформление прямой речи
1) А: «П».
Учитель сказал: «Завтра класс будет готовиться к конкурсу».
2) «П<£>» — а. нужный знак (но вместо точки запятая за кавычками):
1. «Завтра будет конкурс», — сказал учитель.
2. «Вы придете завтра?»
3) «П, — а, — п».
«Завтра будет конкурс, — сказал учитель, — и мы должны начать подготовку».
4) «П, — а. — П».
«Завтра будет конкурс, — сказал учитель. — Нужно срочно начать подготовку».
5) «П, — а. А: — П».
«Конкурс будет завтра, — сказал учитель. И тут же добавил: — Мы успеем подготовиться, если начнем прямо сейчас».
6) Прямая речь прерывающая слова автора: А: «П» — а. (нужный знак, кроме точки (точка не ставиться).
Учитель сказал: «Завтра конкурс!» — и стал объяснять, что нужно делать.
При пропуске слова в цитате нужно ставить или. После этого знака следующее слово пишется со строчной буквы, если строчная буква в первоисточнике: «Я могу работать вследствие только глубоких обдумывания и соображений, <...> я могу умереть с голода, но не выдам безрассудного, необдуманного творения». (Н. Гоголь)
|
Примечание: если цитата начинается с абзаца, то даже после знака ф пишется прописная буква:
«... Удивительно талантливый поэт», по словам Горького.
УПРАЖНЕНИЯ
Текст 1
Расставив знаки препинания, проверьте правильность их постановки по рассказу А.П.Чехова «Ионыч».
Старцев бывал в разных домах и встречал много людей но ни с кем не сходился близко. Обыватели своими разговорами взглядами на жизнь и даже своим видом раздражали его. Опыт научил его мало-помалу что пока с обывателем играешь в карты или закусываешь с ним то это мирный благодушный и даже неглупый человек но стоит только заговорить с ним о чем-нибудь несъедобном например о политике или науке как он становится в тупик или заводит такую философию тупую и злую что остается только рукой махнуть и отойти. Когда Старцев пробовал заговорить даже с либеральным обывателем например о том что человечество идет вперед и что со временем оно будет обходиться без паспортов и без смертной казни то обыватель глядел на него искоса и недоверчиво спрашивал: «Значит тогда всякий может резать на улице кого угодно» А когда Старцев в обществе за ужином или чаем говорил о том что нужно трудиться что без труда жить нельзя то всякий принимал это за упрек и начинал сердиться и назойливо спорить. При всем том обыватели не делали ничего решительно ничего и не интересовались ничем и никак нельзя было придумать о чем говорить с ними. И Старцев избегал разговоров а только закусывал и играл в винт и когда заставал в каком-нибудь доме семейный праздник и его приглашали откушать то он садился и ел молча глядя в тарелку и все что в это время говорили было неинтересно несправедливо глупо он чувствовал раздражение волновался но молчал и глядел в тарелку.
Текст 2
Золотое перо академика столь долго пролежавшее в изящном дорожном чемодане не потеряло своей остроты. Зеленые глянцевитые строки ложились вслед его экономному бегу направленному старой опытной рукой две страницы скупо исписанные твердым почерком известным всей России трижды выправленные до последней запятой сохли в левом углу бюро придавленные лакированным пресс-папье. Шесть дней назад после завтрака академик заперся снял серый пиджак засучил рукава крахмальной рубашки надел круглые блестящие очки сделавшие его костяную орлиную голову похожей на голову совы придвинул стопку отлично нарезанной бумаги и скрутив длинными пергаментными пальцами толстую папироску из крепкого крымского табаку написал первую строку повести о старом умирающем князе. В кабинет не входил никто кроме горничной приносившей три раза в день кофе и жены менявшей воду в грубом кувшине где стояла охапка хризантем.
|
(В. Катаев)
Текст 3
Я чувствовал что был один может быть на много километров вокруг и оттого не сразу понял что слышу человеческий голос а не какой-то иной звук лугов и леса. Всегда присутствует в дремлющем воздухе полдня этот тонкий вибрирующий звук слитый воедино из шороха листвы посвиста птиц возни мелкого зверя плеска вод и кто знает какого еще трелетания не видимой нами жизни. Но то что я услышал вскоре стало выделяться из него приближалось и накояец отчетливо оформилось в мелодию колыбельной песни слов которой я еще не мог разобрать. Множество раз сравнивался женский голос с журчанием ручья пешем жаворонка звоном колокольчика и я уж не знаю с чем бы сравнить мне этот немудрящий тоненький голосок вся прелесть которого была в какой-то прозрачной девической даже детской чистоте.
(С. Никитин)
Напуганный двумя дурными, по его мнению, предзнаменованиями, Вандага, наш провожатый, заявил, что идти дальше, без сомнения, означало бы подвергаться явной опасности. Мы пытались его уговорить, и это, по всей вероятности, вам удалось бы, если бы один из нас не вздумал над him подтрунить. Вандага рассердился, повернулся и быстро пошел по тропе обратно. Задерживать его теперь было, конечно, бесполезно. Через несколько минут эн скрылся в чаще леса. Обсудив положение, мы решили продолжать наш путь без проводника, но, к великой нашей досаде, совсем потеряли тропу и не могли ее найти вторично. Тогда, чтобы не заблудиться, мы направились к морю, но тут попали в глубокие овраги с очень крутыми склонами. Один раз Глегола чуть было не сорвался. К счастью, он вовремя ухватился за корни старой ели. Значит, надо было держаться от берега на таком расстоянии, чтобы резать овраги в самых их верховьях, но так как они были разной величины, то на обход их тратилось много времени. К несчастью, мы еще попали в такой бурелом, из которого едва вырвались, сделав значительный крюк назад. Взвесив все за и против, мы, наконец, решили идти прямо к морю и продолжать путь по намывной полосе прибоя.
|
(В. Арсеньев)
Образец: Уже была темная ночь. — Уже была темная холодная ночь; идти на станцию очень не хотелось (причинно-следственная связь).
1. Мы собирали белые грибы. 2. Урожай яблок ожидался очень большой. 3. Скоро прилетят грачи. 4. В саду было тихо. 5. Все спало здоровым сном. 6. Березы уже пожелтели.
Образец: Ели повесили свои лапы. Тропинок в лесу не видно. — Ели, засыпанные снегом, повесили свои лапы, отчего тропинок в лесу не видно.
1. Рябина покраснела. Птицы потянулись на юг. 2. Было уже два морозца. Лужи подернулись ледком. 3. Пассажиры быстро разместились в вагоне. Слышались смех и шутки. 4. На снегу были сложены кирпичи. Рядом строился жилой дом. 5. Внизу мелькали огни деревни. Они казались с горы светлячками. 6. Кто-то поселился на берегу озера. Он поставил избу у самой воды. 7. На поляне лежало толстое бревно. Трава вокруг него была примята.
А тут скоро и земля обсохла душистые берёзовые почки распустились вспахиваются огороды сколько выползает на свет разных червяков, гусениц, слизней, жучков и личинок то-то раздолье скворец никогда не ищет своей пищи ни в воздухе на лету, как ласточки, ни на дереве, как поползень или дятел его корм на земле и в земле и знаете, сколько истребляет он в течение лета всяких вредных для сада и огорода насекомых, если считать на вес в тысячу раз больше собственного веса.
(А.И. Куприн)
Образец: Труды К.Д. Ушинского являются выдающимся вкладом в отечественную и мировую педагогику. К. Д. Ушинский — великий русский педагог. Труды К.Д. Ушинского, великого русского педагога, являются выдающимся вкладом в отечественную и мировую педагогику.
|
1. И.Я. Франко перевел на украинский язык произведения более 60 русских авторов. И.Я. Франко — украинский писатель, публицист, ученый, критик и общественный деятель. 2. В.В. Стасов сыграл огромную роль в борьбе за народность и национальность в русской музыке. В.В. Стасов — известный русский художественный и музыкальный критик. 3. И.М. Сеченов является основоположником русской физиологической школы. И.М. Сеченов — талантливый естествоиспытатель.
7. Составьте и запишите сложные синтаксические конструкции по следующим схемам:
1. 2.
3. 4.
и
5.
6.
: и
7.
Под дерево, на котором токовал глухарь, мы подошли, когда в природе еще продолжалось время борьбы ночной темноты с рассветом. Я смотрел на елку, на которую показывал Тит рукою, и, кроме черных, рисовавшихся на светлеющем небе ветвей, не мог ничего разглядеть. Тит долго показывал на дерево, делал мне знаки и, возмущаясь моей беспомощностью, не на шутку рассердился. С ружьем в руках я стоял растерянно, до слез в глазах вглядываясь в чёрную вершину. Невидимый глухарь рассыпал песню за песней. Наконец, я увидел темное, как бы шевелящееся на конце сука пятно. Я прицелился и выстрелил... Птица не падала. Мало того, стрелянный мною глухарь запел как ни в чем не бывало. Я стоял под елкой растерянный.
Я отчетливо понял мою ошибку: птица сидела вполдерева, ближе к стволу, и то, что я принял за глухаря, было темною веткою на конце сука, по которому расхаживал глухарь.
Первая охотничья неудача расстроила меня, но не истребила охотничьей страсти. Немного спустя я и сам убил на току первого глухаря.
(По И. Соколову-Микитову)
Дождь
Идет теплый дождь когда шопот и шорох капель стоит в летним воздухе. Деревъя нешевельнутся: только изредко упадет веточька или, отижалевший от воды, лист. За оградой сада лиш иногда пробежит девченка, которая зависливо смотрит на сторожа укрывшевося в шалаше. Мы сним стариные преятели и он разрешает нам полакамиться вкусными плодами из-сада. По куривая старую трубку он любит подшум дождя потолкавать о жизне.
Вот, ливень кончается и разстилается такое безвучие — такая тишына, что кажится жизнь замирла. Но это только илюзия. Попрежнему течет жизнь; кивают синиглазые васельки, смееться солнце в огромных лужах и забелки воробьи сорятся за хлебную крошку.
В пути
Из за поднявшийся метели я несмог выъхать раньше как предпологал. Было совсем позно, когда я сел в легкую повоску запряжонную парой лошадей. Какое наслождение мчаться на бойких лошадях, по плотно укатанной, дороги! Удевительное спокойствие овлади-вает тобой и приятные воспоменания теснятся в голове. Операясь на спинку саней прекрывшись тулупом я гляжу на безконечную синию ленту дороги. Где то в переди показались две точки, которые, то обгонят друг-друга, то движутся паралельно и ищезают в ухабах. Точки наконец приближаються, привращаясь, в два воза, где сидят не подвижные фигуры. Сново пустынно — и меня клонет в сон.
Но вот путишествие акончилось; лошади остановились у крыльца моево дома.
КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ
Подчеркнуть неправильные ответы в заданиях
1) ЗвонИшь, яслЕй, щавЕль.
2) НадОлго, тощА, боЯзнь.
3) КвАртал, средствА, крапивА.
4) БАнты, ломОть, баловАть.
5) ВОзрастов, втрИдорога, нефтепровод.
6) СтолЯр, свЕкла, экспЕртный.
1) Абонемент на цикл концертов.
2) Предостеречь от опасности.
3) Гостиница для командировочных.
4) Непроглядная темень.
5) Управляющий фирмы.
6) Желанное решение.
7) Драматическая ситуация.
8) Явственное превосходство.
9) Роспись на документе.
1) Афера — фальшивая банкнота.
2) Демагог — неподготовленный оратор.
3) Лайнер — большое быстроходное судно, а также большой пассажирский самолет.
4) Вещий — пророческий, предвидящий будущее; мудрый.
1) Мне удалось впоймать эту бабочку.
2) Друзья поделили хлеб напополам.
3) Зря что ли я к тебе пришел?
4) Молоный кофе стоит в шкафчике.
5) Этот человек мне несимпатичен.
1) Граф в задумчивости повертел в руках свое протеже и убрал его в изящный футляр.
2) Докладчик сделал небольшой экскурс в историю российско-американских отношений.
3) Девушки таяли в смущении от косных взглядов нескромного поручика.
4) Прерогатива принимать законы принадлежит Государственной Думе.
5) На могильной плите был выбит некролог.
1) разговорному;
2) художественному;
3) газетно-публицистическому;
4) официально-деловому;
5) научному.
Валька малая, но она работала на заводе — все подростки работали. Дак вот в эти дни вся Стромынка, Преображенка и дальше на Владимирку — все было заполнено народом. Кто ехал на лошадях, на велосипедах, тачки везли, пешком шли, узлы тащили, с детьми, стариками... многим и идти-то было некуда... Боялись немцев, не верили, что в Москву немцев не пустят, просто бежали. А мы верили.
1) удивился его словами;
2) любоваться на закат;
3) прийти со школы;
4) рад победе;
5) руководить школой;
6) смотреть вслед поезду.
1) орфографическая; 2)пунктуационная;
3) речевая;
4) ошибок нет.
Высадившись у Красных ворот, Воробьянинов нашел, по записанному Остапом адресу, нужный дом: это была старая, грязная московская гостиница превращенная в жилтоварищество, укомплектованная, судя по обшарпанному фасаду, злосными неплательщиками.
(И. Ильф, Е. Петров)
9. Укажите номера предложений, где слова пишутся слитно:
1) Самолет во что_ бы_ то ни стало нужно вывести из тумана.
2) Мебель грубоватая, за_то прочная.
3) По_этому неудачному ответу не судите о моих знаниях.
4) Вы так_же веселы, как десять лет назад.
5) Жара днем невыносимая, ночью так_же не было прохлады.
6) Сначала составьте план, за_тем приступайте к работе.
7) Он в ответе за_то, что сделал.
8) Рисунки так_же должны быть выполнены тушью.
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!