История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2017-10-21 | 1107 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
ИКЛ — индивидуальная | ПКП — профессиональная |
культура личности | культура педагога |
- культура мыслительная, | - культура мыслительная, |
- культура этическая, | - культура этическая, |
- культура деятельности, | - культура деятельности, |
- культура нравственности, | - культура нравственности, |
- культура эмоциональности, | - культура эмоциональности, |
- культура речевая, | - высокая культура речи, |
- культура коммуникативная | - культура коммуникативная, |
- дар живописного изложения, | |
- умение мыслить самостоятельно, | |
- глубокая эрудиция, | |
- осознание профессиональной этики | |
- знание методов, форм, средств воздействия | |
Схема 2
Компоненты профессиональной речи педагога
- качество языкового оформления речи,
- ценностные установки личности учителя и воспитателя,
- коммуникативная компетентность,
- четкий отбор информации для создания высказывания,
- ориентация на процесс непосредственной коммуникации
Проверьте себя
1. На что ориентирована профессия учителя?
2. В чем суть понятия «профессиональная речь» в современной педагогике?
3. Каковы основные компоненты профессиональной речи? Является ли речь учителя отражением его внутреннего мира?
4. В чем проявляется профессиональная культура личности?
5. Каковы требования к речи педагога?
6. Какова роль детского образовательного учреждения в формировании основ устной речи ребенка?
7. Какова роль начальной школы в формировании устной и письменной речи школьника?
8. Какие условия необходимы для овладения профессиональным речевым мастерством?
УПРАЖНЕНИЯ
Поразмышляем вместе
|
Образец размышления
Я хочу доказать правильность этих слов на примере жизни и профессионального совершенствования А.С. Макаренко. Если справедливо утверждение, что люди есть то, что они делают, то Макаренко — истинный педагог, пришедший в педагогику «случайно», но оставивший в ней глубочайший след.
Что важнее всего для человека, посвятившего себя образованию? Знание приемов и средств педагогической деятельности? Несомненно, да, это важный компонент профессионального мастерства. Но ни с чем несравнимо значение личности учителя, влияние его самосознания и самовосприятия на учеников. Основным инструментом, позволяющим воздействовать и, следовательно, решать воспитательные задачи, для педагога является речь. Человечность, честность, порядочность, вера в человека, искренность, умение не только обучать, но и учиться у своих питомцев, проявление к ним и их делам непритворного интереса, понимание того, что любому нужно дать шанс для самоуважения, живое общение, позволяющее видеть перед собой индивидуальность, — вот то, что лежало в основе методики вербального воздействия А.С. Макаренко. Читая «Педагогическую поэму», понимаешь, что была у этого педагога своя речевая концепция, основанная на общечеловеческих ценностях: будь умерен в выражении чувств; помни, что другие не такие, как ты, их образ мыслей отличается от твоих, поэтому проявляй терпимость и терпение; оскорбление — это доводы неправых.
Макаренко прекрасно понимал, что голос может творить чудеса. Он знал, что значит сказать «здравствуйте» сухим, сдержанным тоном и — спокойным и доброжелательным. Он предпочитал простую, доброжелательную речь, в которой редко встречалось горячее слово. А.С. Макаренко был уверен, что сила воздействия слова напрямую не зависит от силы его звучания. Действенность и результативность слова, по его мнению, определяется целесообразностью его выбора, а сила слова в общении настолько велика, что способна вызвать даже физические страдания.
|
Совершенное владение предметом рассуждения, четкая личностная позиция, мастерское владение системой языковых средств — вот тот фундамент, на котором строилось профессиональное речевое взаимодействие педагога и воспитанника.
На мой взгляд, педагогическая деятельность относится к типу преобразовательной, когда «из меняющегося человеческого материала создается более совершенная человеческая личность». Вернейший способ узнать человека — уровень его интеллектуально-нравственного развития, особенности характера — прислушаться к тому, как он говорит. Есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека как показатель его личностных качеств. Язык человека — это его мировоззрение и поведение. «Как говорит, так, следовательно, и думает». Эти слова Д.С. Лихачева как нельзя лучше отражают суть профессионального поведения А.С. Макаренко," для которого уважительное отношение к воспитаннику стало вопросом профессиональной чести, а выражалось оно, прежде всего, в речи.
Образование — феномен культуры, оно не может состояться без опоры на личность педагога. А.С. Макаренко был человеком высокой культуры. И это стало тем важнейшим фактором, который позволил этому человеку, активному, деятельному, неравнодушному, стать педагогом — Мастером, педагогом — Личностью, сочетающим в себе гармонично индивидуальную и профессиональную значимость.
Фридман Марина,
студентка Донского
педагогического колледжа
Эта магическая сила слов была проста и доступна каждому. Называлась она знанием, одухотворенным любовью и воображением.
(К.Г. Паустовский)
В тысячах неуловимых оттенков передается... культурный резерв учителя, обширность его знаний, восприятие учеников... В десятках примеров, аналогий из жизни и других наук, в умении строить рассказ, в многообразии словаря педагога, не боящегося говорить изящно и тонко, заключается истинный фон для подлинной передачи знаний.
|
(М. Шагинян)
Мало кто из нас — включая сюда и учителей — владеет даже начатками ораторского искусства (если понимать его, конечно, не как знание риторических приемов, а как свободное и гибкое владение навыками речи в любых условиях и с любой целевой установкой).
(А.А. Леонтьев)
Профессиональная значимость педагогической коммуникации предполагает наличие у педагога высокой коммуникативной культуры, опирающейся, в свою очередь, на природную человеческую общительность в самых разнообразных ее проявлениях.
(В.А. Кан-Калик)
Великолепная наука
С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребенок еще не научился как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь сказки и прибаутки — это язык. Подросток идет в школу. Юноша шагает в университет. Целое море слов, шумный океан речи,подхватывает его там... Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отраженная в слове необъятно-сложная вселенная... новый человек роднится с древними мыслями, с теми, что сложились в головах людей за тысячелетие до его рождения. Сам он обретает возможность обращаться к правнукам, которые будут жить спустя века после его кончины. И все это только благодаря языку. Летит над просторами Родины крылатая песня - это язык. На черной доске аудитории резко белеет строгая формула математики. Эта формула — тоже язык!.. А можно ли думать без слов? Все, что люди совершают в мире действительно человеческого, совершается при помощи языка.
(Л. Успенский)
Двухлетний ребенок, узнав слово красный и осмыслив его, выбирает из груды разноцветных предметов одни только красные — красный грибок, красное ведерко, красный лоскут, красную пуговицу... Такому методу умственной деятельности научило ребенка слово... Без речи, без слова наглядность нема. Она задерживает познание детей на уровне конкретного и особенного, не давая возможности перейти к отвлеченному, а значит, и раскрыть существенное.
|
(А.А. Люблинская)
Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и его требование биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир прежде всего и легче всего в игре, игрой. Он играет и словом и в слово. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют «духом языка».
(М. Горький)
В книжке написано: «Послушай, как кричат там птички, а белок-то, я думаю, сколько прыгает по веткам». Во-первых, птички не кричат. Это знает всякий ребенок, еще не испорченный в школе школьным языком. Во-вторых, вся разговорная фраза эта, с прибавлением частицы той, вставочных я думаю, так искусственно склеена, что ни один учитель, тем более ученик не будет в состоянии произнести ее естественно. Такого рода образцы с уменьшительными жучок, зайчик образуют ту ложную манеру языка, которая, к несчастью, так царствует в наших учебных заведениях.
(Л.Н. Толстой)
Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации, культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка являются не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью... Русский язык в умелых руках и опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
(А.И. Куприн)
Всякое дитя, одаренное слухом, усваивает уже готовый, прежде его созданный язык. В этом отношении мать, няня, словом, семья являются первыми наставниками ребенка в отечественном языке. Когда доходит дело до учителя, то дитя уже обладает громадным сокровищем, даже превышающим детские потребности. У шестилетнего дитяти уже гораздо более слов и оборотов для выражения чувств и мыслей, чем самых чувств и мыслей. Он во многом только по врожденной человеку переимчивости перенимает язык взрослых, но сам еще не вырос до этого языка, так что множество слов и оборотов, уже усвоенных дитятей в виде следов механической памяти, в виде нервных привычек, еще не сделалось вполне его духовным достоянием.
|
При руководстве речевым развитием детей необходимо педагогическое воздействие взрослых. Правда, эта «прыгающая» детская речь зачастую бывает прелестна своей живой, горячей непосредственностью, но, как бы мы ни любовались ею, мы все же должны всеми способами отучать от нее своих малолетних питомцев и прививать им навыки последовательной, гладкой и сосредоточенной речи... У воспитателя должен быть педагогический такт. Если же он своей ежеминутной придирчивостью будет слишком стеснять малышей в свободном выражении их чувств, мыслей, если он не даст никакого простора их эмоциональным высказываниям, он рискует обесцветить их речь, сделать ее анемичной и скудной, убить в ней чудесную детскость и тем нанести ей непоправимый ущерб.
Лекция 3
ЯЗЫК И РЕЧЬ
Язык есть исповедь народа...
П.А. Вяземский
Речь — это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания.
Н. Жинкин
План
1. Соотношение понятий «язык» и «речь» в современном языкознании.
2. Язык как целостная система. Основные признаки языка.
3. Речь как форма существования языка. Признаки речи.
4. Отличия языка и речи.
5. Язык и мышление.
6. Язык и сознание.
Разграничение понятий «язык и речь» чрезвычайно важно для осмысления не только сущности и особенностей названных лингвистических единиц (оно представляет интерес, в первую очередь, лишь для тех, кто глубоко занимается изучением проблем такой науки, как лингвистика), это нужно, прежде всего, для выяснения перспектив совершенствования общей культуры каждого отдельного человека. Если не осмыслить природу языка, не знать, из чего он состоит и как построен, то невозможно понять, кому и как он служит. Язык и речь, с одной стороны, взаимосвязаны и взаимообусловлены, с другой — представляют собой самостоятельные и относительно независимые системы. Рассмотрим каждую из них и процесс взаимодействия этих систем.
Язык — особая система знаков — языковых единиц, изменяющихся и сочетающихся по определенным правилам, которая издавна служит средством общения людей. Язык — это не только средство общения, позволяющее передать любую информацию об окружающем нас мире, но и выразитель духа народа, характеризующий его культурный уровень, национальные особенности и опыт. Язык — это также условие существования и развития человека и всего человеческого общества.
Язык возникает в сознании каждого отдельного человека. Он усваивается в раннем детстве и проникает в сознание потому, что этим же языком пользуются другие люди, все окружающие. Каждый человек познает свой язык, «беря» его из речи, и происходит это скорее всего на интуитивном уровне. Слушая речь окружающих, ребенок постепенно учится связывать смыслы звуков, слогов, произносимых слов и их сочетаний с теми звуковыми комплексами, которые слышит, затем он воспроизводит их в определенных ситуациях. Усваивая язык постепенно, ребенок начинает комбинировать языковые элементы, познавая всю систему и вырабатывая собственный речевой опыт. По мнению Ю. С. Маслова, «сырой» речевой опыт индивида превращается в его «организованный» языковой опыт, и в сознании человека вырабатывается почти автоматический механизм владения родным языком, и контролер этого механизма — так называемое языковое чутье, или языковая компетенция».
М.В. Панов для раскрытия сущности понятий «язык» и «речь» предложил любопытную, на наш взгляд, аналогию: «Представим себе конвейер. С конвейера все время сходят новые часы, только что собранные. Для этого нужны, во-первых, какие-то часы, заранее заготовленные (они делаются не на этом конвейере), и, во-вторых, умелая сборка готовых частей по известным правилам. Правила могут быть где-то записаны, но важнее, что они есть в головах сборщиков». Отсюда становится очевидным, что части, столь необходимые для производства нужной продукции, и есть то, что мы называем системой средств, то есть языком. А процесс создания и сам результат, то есть готовая продукция, — это наша речь. Каждый хочет пользоваться качественными вещами. Поэтому и к своей речи нам стоит предъявлять столь же серьезные требования, какие мы предъявляем к вещам в быту, к продукции в производстве, к отношениям в обществе.
Рассмотрим подробнее основные признаки человеческого языка как совершенного средства общения людей и формирования мысли. Язык — это целостный организм, развивающийся по своим строго определенным законам. Его законы не похожи на те, которым следует человеческий организм, проходя от рождения до смерти, которым вынуждено следовать общество, проходя путь от расцвета к упадку. Дело в том, что язык может исчезнуть только при условии, что не останется ни одного носителя языка, способного воспроизвести хотя бы несколько слов, не будет ни одного графического изображения, позволяющего хотя бы представить себе, как звучало написанное в устной речи. Язык — это не явление природы, а следовательно, биологическим (то есть естественным) законам не подчиняется. Язык не наследуется, не передается от старших младшим. Язык возникает лишь в обществе. Правда, возникает стихийно, но постепенно превращается в организованную (или самоорганизующуюся) систему.
Человеческий язык — это не искусственная система сигнализации. Любая сигнальная система создана на основе языка, но возникает она значительно позже. Язык не является набором сигналов, передающих реакции на ситуации и регулирующих поведение. Это — необходимое условие существования и развития человеческого общества, элемент духовной культуры человека. Язык — это не орудие производства и не собственно культура, но это, несомненно, общественное явление, позволяющее хранить и сообщать нужную информацию. Именно язык является источником наших знаний о внутреннем мире человека, именно языковая система позволяет передать всю совокупность наших знаний и представлений об окружающем мире.
Язык, будучи средством общения, выполняет свою важнейшую функцию — коммуникативную. Но язык не только передает готовую мысль, но формирует эту мысль, поэтому можно говорить о мыс деформирующей функции языка (по В. Гумбольдту). Именно реализуя данные функции, язык становится хранителем опыта поколений, а значит, и средством передачи информации, выполняя таким образом информативную функцию. Язык используется для простого нейтрального сообщения о каком-либо факте — это констатирующая его функция. Он служит средством призыва, побуждения к тем или иным действиям — это функция апеллятивная. Подбором слов и способов выражения мысли при помощи интонации язык выполняет экспрессивную функцию, передавая настроения и эмоции человека. Язык побуждает к действию — в этом проявляется его агитационная функция. Создание и поддержание контакта между собеседниками тоже осуществляется при помощи языка путем выполнения контактообразующей функции. Эстетическая функция языка осуществляется путем эстетического воздействия на собеседника.
А что же такое речь? Речь — это форма проявления языка, язык в действии. Речью называют последовательность знаков языка, построенную по его законам из его материала и в соответствии с требованиями выражаемого содержания, мыслей, чувств, настроений. Сравните: язык — форма существования речи, а речь — форма реализации, использования, функционирования языка. Язык существует как живой язык, поскольку он функционирует в разнообразных высказываниях, в речевой деятельности людей. Очевидна взаимосвязь: только в речи язык выполняет одну из своих основных функций — коммуникативную; только в речи возможно передать чувства, эмоции, переживания, отношения (функция экспрессивная). Только в речи возможно прямое воздействие на объект (директивная функция) и эмоционально-волевое влияние (апеллятивная функция). А чего стоит языковая функция обозначения объектов действительности, их свойств и существующих между ними отношений (репрезентативная функция), если она не реализуется в речи? А отношение автора речи к содержанию сообщения или его непосредственной эмоциональной реакции на ситуацию (эмотивная функция)? Все функции языка реализуются в речи, в ней они могут сочетаться, так как общение часто требует не только передачи информации, но и побуждает к поступку, вызывает соответствующие эмоции. Именно такое сочетание информативной, побудительной и эмоциональной функций языка можно наблюдать в речи лермонтовского Печорина:
«Следующие слова я произнес нарочно с расстановкой, громко и внятно, как произносят смертный приговор:
— Доктор, эти господа, вероятно второпях, забыли положить пулю в мой пистолет: прошу вас зарядить его снова, — и хорошенько!
— Не может быть! — закричал капитан, — не может быть! Я зарядил оба пистолета, разве что из вашего пуля выкатилась... Это не моя вина! А вы не имеете права переряжать... никакого права... это совершенно против правил, я не позволю...
— Хорошо! — сказал я капитану, — если так, то мы будем с вами стреляться на тех же условиях...
Он замялся.
Грушницкий стоял, опустив голову на грудь, смущенный и мрачный.
— Оставь их! — сказал он, наконец, капитану, который хотел вырвать пистолет мой из рук доктора. — Ведь ты сам знаешь, что они правы».
Различные функции языка редко проявляются обособленно в нашей речи, однако их сочетание обычно реализуется с преобладанием какой-либо одной. Так, в научном тексте может преобладать информационная функция, в поэтическом — эмотивная, в публицистическом — агитационная. Функции же речи конкретизируются в том или ином контексте. Коммуникативная может использоваться непосредственно при общении людей, и тогда речь будет представлять собой двусторонний процесс, в котором участвует коммуникатор (тот, кто говорит) и перципиент (тот, кто воспринимает). При этом роли в процессе общения могут меняться. Та же коммуникативная функция может при отсутствии диалога превратиться в средство сообщения (приказ, призыв) или сохранения информации (протокол, архивный документ).
Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что язык и речь не просто объединены между собой, а взаимосвязаны, являясь неотъемлемой частью друг друга.
В то же время, речь и язык — это далеко не одно и то же. Попробуем в этом разобраться. Язык фиксирует опыт человеческого коллектива, он объективен и обязателен для всех говорящих на нем. Воспроизводимость языка в речи, потенциальность и регулярность в отношениях между языковыми единицами являются его важнейшими характеристиками. Язык нецеленаправлен, ограничен определенным набором единиц, его составляющих. Имея уровневую иерархическую организацию, язык сохраняет отдельность слов. Язык абстрактен, так как существует вне зрения, слуха, обоняния человека. Он независим от ситуации общения, безотносителен к понятию истины и ложности.
Что касается человеческой речи, то она, напротив, всегда целенаправленна, в отличие от нецеленаправленности языка. Речь отражает опыт не коллектива, а отдельной личности. Речь материальна, то есть ее можно услышать (устная речь), увидеть и даже осязать при помощи кончиков пальцев (письменная речь)» Речь стремится не к изоляции слов, а к объединению их в речевом потоке согласно законам, существующим в языке, она последовательна и линейна. Только в речи могут встречаться элементы случайного и неупорядоченного, в системной организации языка это невозможно. Речь передает любую информацию, будь она истинна или ложна, в речи можно выразить все, речь динамична, подвижна, бесконечна. Она субъективна и произвольна, так как является результатом творческой деятельности человека. Речь обусловлена ситуацией, она актуальна.
Действительно, опыт всех предшествующих поколений зафиксирован в языке. Вспомним, что означает, например, фразеологизм бить баклуши? Как следует из Фразеологического словаря русского языка под ред. Ф. И. Молоткова, бить баклуши —«бездельничать, праздно проводить время». Но ведь значение русского слова иное: БАКЛУШИ (чурки) — «куски осинового чурбана, используемые для приготовления мелких щепных изделий». Откуда бы мы узнали об этом наименовании, о его значении, прямом и переосмысленном в человеческом коллективе? Конечно же, из языка, в котором в определенный период существования появляются те или иные слова, обозначающие предметы жизни и быта людей, явления, действия и т.п. А в речи, помимо бить баклуши, мы могли бы по своему желанию использовать синонимичные выражения-фразеологизмы — лодыря гонять или валять дурака, слова-заменители — бездельничать, лентяйничать, лодырничать, балбесничать и т.п. Означает ли это, что в языке нет указанных выше слов? Нет, не означает. Но в речи каждый вправе выбирать то, что в большей степени соответствует его желанию и максимально передает информацию собеседнику. В языке, словно в шкафу, все элементы его структуры находятся на своих местах, только в речи появляется необходимость выстроить все нужные элементы в определенном порядке. Только в речи можно сказать: «Красота!» — используя иронию как средство передачи мысли, оценивая негативную ситуацию как позитивную. И наоборот, часто мы слышим сочетание ужасно красиво, понимая при этом, что ужасно означает «очень», но данное слово в языке может передавать только негативную оценку чего-либо. Таким образом, речь ситуативно обусловлена в отличие от независимости языка, от конкретной ситуации. Только в речи фраза, например: «Я тебя люблю!» — может быть наполнена эмоциональной истинностью или экспрессивной ложью, язык же не отвечает за правдивость или ложность информации, фраза составлена в полном соответствии с языковыми законами, то есть содержит грамматический субъект, оценивает действие и определяет объект, на который это действие направлено. С точки зрения смысловой правильности текст тоже составлен без нарушения законов.
Так что же нам следует изучать? Несомненно, и язык и речь. Не зная требований языковой системы, никогда не сможешь почувствовать всю прелесть отступлений от нормы, но отступлений, не нарушающих закон целесообразности и уместности использования их в речи. И тогда по-особому будут восприниматься такие авторские сочетания слов, как приторная любезность, бубенчиковый смех, трескучие разговоры. И тогда любой художественный текст станет понятнее, ведь такие словосочетания не искажают реальных связей вещей, сохраняют логические закономерности соединения смыслов. Только проникая в глубь языковых явлений, можно почувствовать силу и действенность речи.
Итак, мы пришли к выводу, что язык является способом закрепления, хранения и передачи информации, следовательно, можно говорить о тесной связи языка и мышления. Но можно ли отождествлять речь и мышление? Мысль, прежде всего, опирается на речь. В логическом (понятийном) мышлении важнейшая роль принадлежит понятиям, в которых обобщены признаки явлений. Знание слов, обозначающих понятия, побуждает человека оперировать этими понятиями, то есть мыслить. Мышление представляет собой процесс, направленный на познание объективно существующего мира, на его отображение (моделирование) в человеческом сознании. Мысль человека облекается в речевые формы, выработанные многовековым развитием языка. Овладение языками способствует активизации всех мыслительных процессов. Именно по этой причине известный психолог Н. И. Жинкин определил речь как канал развития интеллекта. В то же время, работа мысли требует обогащения и усложнения речи. Случается, что человек нечетко излагает свою мысль. Это означает, что в самой мысли есть изъяны и они обнаруживаются на этапе оформления мысли в речи. Бывает и по-другому: хорошо осознавая какой-либо факт, человек затрудняется передать его в речи — ему недостает слов. Исключительную четкость мысль приобретает лишь тогда, когда ее выражают в ясной и понятной другим речевой форме.
Язык и мышление, и это очевидно, связаны между собой, но не тождественны. Вербальное (словесное) мышление представляет собой важнейший компонент человеческого мышления, которое оперирует понятиями, закрепленными в словах, анализирует и обобщает, строит гипотезы и теории. Вербальное мышление осуществляется в процессах внутренней (речь про себя) или внешней (речь вслух) речи. Таким образом, язык организует знания человека об окружающем мире, закрепляет эти знания и передает следующим поколениям. Но мышление шире, оно опирается не только на язык, а и на действие (практически действенное мышление), на образы (наглядно-образное мышление). Следует помнить: развивая интеллект, мы развиваем речь, работая над речью, — оттачиваем свой интеллект. Как утверждал А. А. Реформатский, «мышление развивается и обновляется гораздо быстрее, чем язык, но без языка мышлеяие — это только «вещь для себя», причем не выраженная языком мысль — это не та ясная, отчетливая мысль, которая помогает человеку постигать явления действительности, развивать и совершенствовать науку, это, скорее, некоторое предвидение, а не собственно видение, это не знание в точном смысле этого слова».
Если мы будем не просто слушать, но и анализировать звучащую речь, если мы будем не просто читать, а станем учиться у мастеров слова ярко, грамотно и точно выражать свои мысли, если мы будем относиться критически к собственным устным или письменным высказываниям, то наша речь станет такой, которой должен владеть образованный человек современной эпохи.
Соотнесите полученные теоретические знания с данными таблиц, содержащими основные положения,
Схема 1
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!