Культура речи и профессиональная культура педагога — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Культура речи и профессиональная культура педагога

2017-10-21 1048
Культура речи и профессиональная культура педагога 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ИКЛ — индивидуальная ПКП — профессиональная
культура личности культура педагога
- культура мыслительная, - культура мыслительная,
- культура этическая, - культура этическая,
- культура деятельности, - культура деятельности,
- культура нравственности, - культура нравственности,
- культура эмоциональности, - культура эмоциональности,
- культура речевая, - высокая культура речи,
- культура коммуникативная - культура коммуникативная,
  - дар живописного изложения,
  - умение мыслить самостоятельно,
  - глубокая эрудиция,
  - осознание профессиональной этики
  - знание методов, форм, средств воздействия
   
   

Схема 2

Компоненты профессиональной речи педагога

 

- качество языкового оформления речи,

- ценностные установки личности учителя и воспитателя,

- коммуникативная компетентность,

- четкий отбор информации для создания вы­сказывания,

- ориентация на процесс непосредственной коммуникации

 

Проверьте себя

 

1. На что ориентирована профессия учителя?

2. В чем суть понятия «профессиональная речь» в современной педагогике?

3. Каковы основные компоненты профессиональной речи? Является ли речь учителя отражением его внут­реннего мира?

4. В чем проявляется профессиональная культура личности?

5. Каковы требования к речи педагога?

6. Какова роль детского образовательного учрежде­ния в формировании основ устной речи ребенка?

7. Какова роль начальной школы в формировании устной и письменной речи школьника?

8. Какие условия необходимы для овладения про­фессиональным речевым мастерством?

 

УПРАЖНЕНИЯ

Поразмышляем вместе

 

  1. Говорят, что искусство воспитания включает в себя прежде всего искусство говорить, обращаться к че­ловеческому сердцу. Докажите, что это так, если вы согласны. Опровергните, если это мнение «е со­впадает с вашим.

 

Образец размышления

 

Я хочу доказать правильность этих слов на при­мере жизни и профессионального совершенствования А.С. Макаренко. Если справедливо утверждение, что люди есть то, что они делают, то Макаренко — истин­ный педагог, пришедший в педагогику «случайно», но оставивший в ней глубочайший след.

Что важнее всего для человека, посвятившего себя образованию? Знание приемов и средств педагогической деятельности? Несомненно, да, это важный компо­нент профессионального мастерства. Но ни с чем не­сравнимо значение личности учителя, влияние его са­мосознания и самовосприятия на учеников. Основным инструментом, позволяющим воздействовать и, следо­вательно, решать воспитательные задачи, для педагога является речь. Человечность, честность, порядочность, вера в человека, искренность, умение не только обу­чать, но и учиться у своих питомцев, проявление к ним и их делам непритворного интереса, понимание того, что любому нужно дать шанс для самоуважения, живое общение, позволяющее видеть перед собой инди­видуальность, — вот то, что лежало в основе методики вербального воздействия А.С. Макаренко. Читая «Пе­дагогическую поэму», понимаешь, что была у этого пе­дагога своя речевая концепция, основанная на общече­ловеческих ценностях: будь умерен в выражении чувств; помни, что другие не такие, как ты, их образ мыслей отличается от твоих, поэтому проявляй терпимость и терпение; оскорбление — это доводы неправых.

Макаренко прекрасно понимал, что голос может тво­рить чудеса. Он знал, что значит сказать «здравствуй­те» сухим, сдержанным тоном и — спокойным и добро­желательным. Он предпочитал простую, доброжелатель­ную речь, в которой редко встречалось горячее слово. А.С. Макаренко был уверен, что сила воздействия сло­ва напрямую не зависит от силы его звучания. Дей­ственность и результативность слова, по его мнению, определяется целесообразностью его выбора, а сила слова в общении настолько велика, что способна вызвать даже физические страдания.

Совершенное владение предметом рассуждения, чет­кая личностная позиция, мастерское владение систе­мой языковых средств — вот тот фундамент, на кото­ром строилось профессиональное речевое взаимодействие педагога и воспитанника.

На мой взгляд, педагогическая деятельность отно­сится к типу преобразовательной, когда «из меняющегося человеческого материала создается более со­вершенная человеческая личность». Вернейший способ узнать человека — уровень его интеллектуально-нрав­ственного развития, особенности характера — прислу­шаться к тому, как он говорит. Есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека как показатель его личностных качеств. Язык челове­ка — это его мировоззрение и поведение. «Как гово­рит, так, следовательно, и думает». Эти слова Д.С. Лихачева как нельзя лучше отражают суть про­фессионального поведения А.С. Макаренко," для кото­рого уважительное отношение к воспитаннику стало вопросом профессиональной чести, а выражалось оно, прежде всего, в речи.

Образование — феномен культуры, оно не может состояться без опоры на личность педагога. А.С. Мака­ренко был человеком высокой культуры. И это стало тем важнейшим фактором, который позволил этому человеку, активному, деятельному, неравнодушному, стать педагогом — Мастером, педагогом — Личностью, сочетающим в себе гармонично индивидуальную и про­фессиональную значимость.

Фридман Марина,

студентка Донского

педагогического колледжа

 

  1. Прочитайте высказывания о языке. Составьте рас­суждение по одному из высказываний.

Эта магическая сила слов была проста и доступна каждому. Называлась она знанием, одухотворенным любовью и воображением.

(К.Г. Паустовский)

В тысячах неуловимых оттенков передается... куль­турный резерв учителя, обширность его знаний, вос­приятие учеников... В десятках примеров, аналогий из жизни и других наук, в умении строить рассказ, в мно­гообразии словаря педагога, не боящегося говорить изящно и тонко, заключается истинный фон для под­линной передачи знаний.

(М. Шагинян)

Мало кто из нас — включая сюда и учителей — владеет даже начатками ораторского искусства (если понимать его, конечно, не как знание риторических приемов, а как свободное и гибкое владение навыка­ми речи в любых условиях и с любой целевой уста­новкой).

(А.А. Леонтьев)

Профессиональная значимость педагогической ком­муникации предполагает наличие у педагога высокой коммуникативной культуры, опирающейся, в свою оче­редь, на природную человеческую общительность в са­мых разнообразных ее проявлениях.

(В.А. Кан-Калик)

  1. Прочитайте текст. Составьте рассуждение о роли и возможностях педагога в обучении детей русско­му языку.

 

Великолепная наука

 

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ре­бенок еще не научился как следует говорить, а его чи­стый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь сказки и прибаутки — это язык. Подросток идет в школу. Юно­ша шагает в университет. Целое море слов, шумный океан речи,подхватывает его там... Сквозь живые бесе­ды учителей, сквозь страницы сотен книг впервые ви­дится ему отраженная в слове необъятно-сложная все­ленная... новый человек роднится с древними мысля­ми, с теми, что сложились в головах людей за тысяче­летие до его рождения. Сам он обретает возможность обращаться к правнукам, которые будут жить спустя века после его кончины. И все это только благодаря языку. Летит над просторами Родины крылатая песня - это язык. На черной доске аудитории резко белеет строгая формула математики. Эта формула — тоже язык!.. А можно ли думать без слов? Все, что люди совершают в мире действительно человеческого, совер­шается при помощи языка.

(Л. Успенский)

 

  1. Прочитайте текст. Ответьте, как взаимосвязаны речь и мышление. Какие мыслительные операции совершает ребенок, соотнося признак предмета и слово, его называющее?

Двухлетний ребенок, узнав слово красный и осмыс­лив его, выбирает из груды разноцветных предметов одни только красные — красный грибок, красное ве­дерко, красный лоскут, красную пуговицу... Такому ме­тоду умственной деятельности научило ребенка слово... Без речи, без слова наглядность нема. Она задерживает познание детей на уровне конкретного и особенного, не давая возможности перейти к отвлеченному, а значит, и раскрыть существенное.

(А.А. Люблинская)

  1. Прочитайте текст. Составьте рассуждение о важно­сти игровой деятельности в процессе обучения де­тей родному языку. В каких формах она может быть реализована?

Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и его требование биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир прежде всего и легче всего в игре, игрой. Он играет и словом и в слово. Именно на игре словом ребенок учится тонко­стям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют «духом языка».

(М. Горький)

  1. Прочитайте текст. За что критикует Л. Н. Толстой своего коллегу — писателя и педагога? Согласны ли вы с замечаниями Л. Н. Толстого?

В книжке написано: «Послушай, как кричат там птички, а белок-то, я думаю, сколько прыгает по вет­кам». Во-первых, птички не кричат. Это знает всякий ребенок, еще не испорченный в школе школьным язы­ком. Во-вторых, вся разговорная фраза эта, с прибав­лением частицы той, вставочных я думаю, так искус­ственно склеена, что ни один учитель, тем более уче­ник не будет в состоянии произнести ее естественно. Такого рода образцы с уменьшительными жучок, зай­чик образуют ту ложную манеру языка, которая, к не­счастью, так царствует в наших учебных заведениях.

(Л.Н. Толстой)

  1. Прочитайте текст. О каких умелых руках и опыт­ных устах говорит А.И. Куприн?

Язык — это история народа. Язык — это путь ци­вилизации, культуры. Поэтому-то изучение и сбереже­ние русского языка являются не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью... Русский язык в умелых руках и опытных устах — красив, пе­вуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместите­лен.

(А.И. Куприн)

  1. Прочитайте текст. Постарайтесь доказать на соб­ственном примере общения с детьми правоту выво­дов К.Д. Ушинского о речевом развитии ребенка.

Всякое дитя, одаренное слухом, усваивает уже го­товый, прежде его созданный язык. В этом отношении мать, няня, словом, семья являются первыми настав­никами ребенка в отечественном языке. Когда доходит дело до учителя, то дитя уже обладает громадным со­кровищем, даже превышающим детские потребности. У шестилетнего дитяти уже гораздо более слов и оборо­тов для выражения чувств и мыслей, чем самых чувств и мыслей. Он во многом только по врожденной человеку переимчивости перенимает язык взрослых, но сам еще не вырос до этого языка, так что множество слов и оборотов, уже усвоенных дитятей в виде следов меха­нической памяти, в виде нервных привычек, еще не сделалось вполне его духовным достоянием.

 

  1. Прочитайте текст. Какими принципами, по мнению К. И. Чуковского, должен руководствоваться педа­гог, обучая ребенка речи?

При руководстве речевым развитием детей необхо­димо педагогическое воздействие взрослых. Правда, эта «прыгающая» детская речь зачастую бывает прелестна своей живой, горячей непосредственностью, но, как бы мы ни любовались ею, мы все же должны всеми спосо­бами отучать от нее своих малолетних питомцев и при­вивать им навыки последовательной, гладкой и сосре­доточенной речи... У воспитателя должен быть педаго­гический такт. Если же он своей ежеминутной придир­чивостью будет слишком стеснять малышей в свобод­ном выражении их чувств, мыслей, если он не даст никакого простора их эмоциональным высказываниям, он рискует обесцветить их речь, сделать ее анемичной и скудной, убить в ней чудесную детскость и тем нанести ей непоправимый ущерб.

 

Лекция 3

ЯЗЫК И РЕЧЬ

Язык есть исповедь народа...

П.А. Вяземский

Речь — это канал развития интеллек­та. Чем раньше будет усвоен язык, тем лег­че и полнее будут усваиваться знания.

Н. Жинкин

План

1. Соотношение понятий «язык» и «речь» в совре­менном языкознании.

2. Язык как целостная система. Основные призна­ки языка.

3. Речь как форма существования языка. Призна­ки речи.

4. Отличия языка и речи.

5. Язык и мышление.

6. Язык и сознание.

Разграничение понятий «язык и речь» чрезвычай­но важно для осмысления не только сущности и осо­бенностей названных лингвистических единиц (оно представляет интерес, в первую очередь, лишь для тех, кто глубоко занимается изучением проблем такой на­уки, как лингвистика), это нужно, прежде всего, для выяснения перспектив совершенствования общей куль­туры каждого отдельного человека. Если не осмыс­лить природу языка, не знать, из чего он состоит и как построен, то невозможно понять, кому и как он служит. Язык и речь, с одной стороны, взаимосвяза­ны и взаимообусловлены, с другой — представляют собой самостоятельные и относительно независимые системы. Рассмотрим каждую из них и процесс взаи­модействия этих систем.

Язык — особая система знаков — языковых еди­ниц, изменяющихся и сочетающихся по определен­ным правилам, которая издавна служит средством общения людей. Язык — это не только средство об­щения, позволяющее передать любую информацию об окружающем нас мире, но и выразитель духа народа, характеризующий его культурный уровень, нацио­нальные особенности и опыт. Язык — это также усло­вие существования и развития человека и всего чело­веческого общества.

Язык возникает в сознании каждого отдельного че­ловека. Он усваивается в раннем детстве и проникает в сознание потому, что этим же языком пользуются дру­гие люди, все окружающие. Каждый человек познает свой язык, «беря» его из речи, и происходит это скорее всего на интуитивном уровне. Слушая речь окружаю­щих, ребенок постепенно учится связывать смыслы зву­ков, слогов, произносимых слов и их сочетаний с теми звуковыми комплексами, которые слышит, затем он воспроизводит их в определенных ситуациях. Усваи­вая язык постепенно, ребенок начинает комбинировать языковые элементы, познавая всю систему и вырабаты­вая собственный речевой опыт. По мнению Ю. С. Маслова, «сырой» речевой опыт индивида превращается в его «организованный» языковой опыт, и в сознании человека вырабатывается почти автоматический меха­низм владения родным языком, и контролер этого ме­ханизма — так называемое языковое чутье, или языко­вая компетенция».

М.В. Панов для раскрытия сущности понятий «язык» и «речь» предложил любопытную, на наш взгляд, аналогию: «Представим себе конвейер. С кон­вейера все время сходят новые часы, только что со­бранные. Для этого нужны, во-первых, какие-то часы, заранее заготовленные (они делаются не на этом кон­вейере), и, во-вторых, умелая сборка готовых частей по известным правилам. Правила могут быть где-то записаны, но важнее, что они есть в головах сборщи­ков». Отсюда становится очевидным, что части, столь необходимые для производства нужной продукции, и есть то, что мы называем системой средств, то есть языком. А процесс создания и сам результат, то есть готовая продукция, — это наша речь. Каждый хочет пользоваться качественными вещами. Поэтому и к сво­ей речи нам стоит предъявлять столь же серьезные тре­бования, какие мы предъявляем к вещам в быту, к продукции в производстве, к отношениям в обществе.

Рассмотрим подробнее основные признаки человечес­кого языка как совершенного средства общения людей и формирования мысли. Язык — это целостный орга­низм, развивающийся по своим строго определенным законам. Его законы не похожи на те, которым следует человеческий организм, проходя от рождения до смер­ти, которым вынуждено следовать общество, проходя путь от расцвета к упадку. Дело в том, что язык может исчезнуть только при условии, что не останется ни од­ного носителя языка, способного воспроизвести хотя бы несколько слов, не будет ни одного графического изоб­ражения, позволяющего хотя бы представить себе, как звучало написанное в устной речи. Язык — это не явле­ние природы, а следовательно, биологическим (то есть естественным) законам не подчиняется. Язык не на­следуется, не передается от старших младшим. Язык возникает лишь в обществе. Правда, возникает сти­хийно, но постепенно превращается в организованную (или самоорганизующуюся) систему.

Человеческий язык — это не искусственная сис­тема сигнализации. Любая сигнальная система создана на основе языка, но возникает она значительно позже. Язык не является набором сигналов, передающих реак­ции на ситуации и регулирующих поведение. Это — не­обходимое условие существования и развития челове­ческого общества, элемент духовной культуры челове­ка. Язык — это не орудие производства и не собственно культура, но это, несомненно, общественное явление, позволяющее хранить и сообщать нужную информацию. Именно язык является источником наших знаний о внут­реннем мире человека, именно языковая система позво­ляет передать всю совокупность наших знаний и пред­ставлений об окружающем мире.

Язык, будучи средством общения, выполняет свою важнейшую функцию — коммуникативную. Но язык не только передает готовую мысль, но формирует эту мысль, поэтому можно говорить о мыс деформирую­щей функции языка (по В. Гумбольдту). Именно реа­лизуя данные функции, язык становится хранителем опыта поколений, а значит, и средством передачи ин­формации, выполняя таким образом информативную функцию. Язык используется для простого нейтраль­ного сообщения о каком-либо факте — это констатиру­ющая его функция. Он служит средством призыва, по­буждения к тем или иным действиям — это функция апеллятивная. Подбором слов и способов выражения мысли при помощи интонации язык выполняет экс­прессивную функцию, передавая настроения и эмоции человека. Язык побуждает к действию — в этом прояв­ляется его агитационная функция. Создание и поддер­жание контакта между собеседниками тоже осуществ­ляется при помощи языка путем выполнения контактообразующей функции. Эстетическая функция язы­ка осуществляется путем эстетического воздействия на собеседника.

А что же такое речь? Речь — это форма проявле­ния языка, язык в действии. Речью называют по­следовательность знаков языка, построенную по его законам из его материала и в соответствии с требо­ваниями выражаемого содержания, мыслей, чувств, настроений. Сравните: язык — форма существования речи, а речь — форма реализации, использования, фун­кционирования языка. Язык существует как живой язык, поскольку он функционирует в разнообразных высказываниях, в речевой деятельности людей. Очевидна взаимосвязь: только в речи язык выполняет одну из своих основных функций — коммуникативную; толь­ко в речи возможно передать чувства, эмоции, пережи­вания, отношения (функция экспрессивная). Только в речи возможно прямое воздействие на объект (дирек­тивная функция) и эмоционально-волевое влияние (апеллятивная функция). А чего стоит языковая фун­кция обозначения объектов действительности, их свойств и существующих между ними отношений (репрезента­тивная функция), если она не реализуется в речи? А отношение автора речи к содержанию сообщения или его непосредственной эмоциональной реакции на ситу­ацию (эмотивная функция)? Все функции языка реа­лизуются в речи, в ней они могут сочетаться, так как общение часто требует не только передачи информа­ции, но и побуждает к поступку, вызывает соответству­ющие эмоции. Именно такое сочетание информативной, побудительной и эмоциональной функций языка можно наблюдать в речи лермонтовского Печорина:

«Следующие слова я произнес нарочно с расстанов­кой, громко и внятно, как произносят смертный при­говор:

— Доктор, эти господа, вероятно второпях, забыли положить пулю в мой пистолет: прошу вас зарядить его снова, — и хорошенько!

— Не может быть! — закричал капитан, — не мо­жет быть! Я зарядил оба пистолета, разве что из ваше­го пуля выкатилась... Это не моя вина! А вы не имеете права переряжать... никакого права... это совершенно против правил, я не позволю...

— Хорошо! — сказал я капитану, — если так, то мы будем с вами стреляться на тех же условиях...

Он замялся.

Грушницкий стоял, опустив голову на грудь, сму­щенный и мрачный.

— Оставь их! — сказал он, наконец, капитану, ко­торый хотел вырвать пистолет мой из рук доктора. — Ведь ты сам знаешь, что они правы».

Различные функции языка редко проявляются обо­собленно в нашей речи, однако их сочетание обычно реализуется с преобладанием какой-либо одной. Так, в научном тексте может преобладать информационная функция, в поэтическом — эмотивная, в публицисти­ческом — агитационная. Функции же речи конкрети­зируются в том или ином контексте. Коммуникативная может использоваться непосредственно при общении людей, и тогда речь будет представлять собой двусто­ронний процесс, в котором участвует коммуникатор (тот, кто говорит) и перципиент (тот, кто воспринима­ет). При этом роли в процессе общения могут менять­ся. Та же коммуникативная функция может при отсут­ствии диалога превратиться в средство сообщения (при­каз, призыв) или сохранения информации (протокол, архивный документ).

Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что язык и речь не просто объединены между собой, а взаимосвязаны, являясь неотъемлемой частью друг друга.

В то же время, речь и язык — это далеко не одно и то же. Попробуем в этом разобраться. Язык фиксирует опыт человеческого коллектива, он объективен и обя­зателен для всех говорящих на нем. Воспроизводимость языка в речи, потенциальность и регулярность в отно­шениях между языковыми единицами являются его важ­нейшими характеристиками. Язык нецеленаправлен, ограничен определенным набором единиц, его состав­ляющих. Имея уровневую иерархическую организацию, язык сохраняет отдельность слов. Язык абстрактен, так как существует вне зрения, слуха, обоняния челове­ка. Он независим от ситуации общения, безотносите­лен к понятию истины и ложности.

Что касается человеческой речи, то она, напротив, всегда целенаправленна, в отличие от нецеленаправ­ленности языка. Речь отражает опыт не коллектива, а отдельной личности. Речь материальна, то есть ее мож­но услышать (устная речь), увидеть и даже осязать при помощи кончиков пальцев (письменная речь)» Речь стре­мится не к изоляции слов, а к объединению их в ре­чевом потоке согласно законам, существующим в язы­ке, она последовательна и линейна. Только в речи могут встречаться элементы случайного и неупорядо­ченного, в системной организации языка это невозмож­но. Речь передает любую информацию, будь она истин­на или ложна, в речи можно выразить все, речь дина­мична, подвижна, бесконечна. Она субъективна и произвольна, так как является результатом творчес­кой деятельности человека. Речь обусловлена ситуа­цией, она актуальна.

Действительно, опыт всех предшествующих поко­лений зафиксирован в языке. Вспомним, что означа­ет, например, фразеологизм бить баклуши? Как сле­дует из Фразеологического словаря русского языка под ред. Ф. И. Молоткова, бить баклуши —«бездельни­чать, праздно проводить время». Но ведь значение русского слова иное: БАКЛУШИ (чурки) — «куски осинового чурбана, используемые для приготовления мелких щепных изделий». Откуда бы мы узнали об этом наименовании, о его значении, прямом и переос­мысленном в человеческом коллективе? Конечно же, из языка, в котором в определенный период существо­вания появляются те или иные слова, обозначающие предметы жизни и быта людей, явления, действия и т.п. А в речи, помимо бить баклуши, мы могли бы по своему желанию использовать синонимичные выраже­ния-фразеологизмы — лодыря гонять или валять ду­рака, слова-заменители — бездельничать, лентяйни­чать, лодырничать, балбесничать и т.п. Означает ли это, что в языке нет указанных выше слов? Нет, не означает. Но в речи каждый вправе выбирать то, что в большей степени соответствует его желанию и мак­симально передает информацию собеседнику. В языке, словно в шкафу, все элементы его структуры находят­ся на своих местах, только в речи появляется необхо­димость выстроить все нужные элементы в определенном порядке. Только в речи можно сказать: «Красо­та!» — используя иронию как средство передачи мыс­ли, оценивая негативную ситуацию как позитивную. И наоборот, часто мы слышим сочетание ужасно кра­сиво, понимая при этом, что ужасно означает «очень», но данное слово в языке может передавать только не­гативную оценку чего-либо. Таким образом, речь си­туативно обусловлена в отличие от независимости язы­ка, от конкретной ситуации. Только в речи фраза, например: «Я тебя люблю!» — может быть наполнена эмоциональной истинностью или экспрессивной ложью, язык же не отвечает за правдивость или ложность ин­формации, фраза составлена в полном соответствии с языковыми законами, то есть содержит грамматичес­кий субъект, оценивает действие и определяет объект, на который это действие направлено. С точки зрения смысловой правильности текст тоже составлен без на­рушения законов.

Так что же нам следует изучать? Несомненно, и язык и речь. Не зная требований языковой системы, никогда не сможешь почувствовать всю прелесть от­ступлений от нормы, но отступлений, не нарушающих закон целесообразности и уместности использования их в речи. И тогда по-особому будут восприниматься такие авторские сочетания слов, как приторная лю­безность, бубенчиковый смех, трескучие разговоры. И тогда любой художественный текст станет понят­нее, ведь такие словосочетания не искажают реаль­ных связей вещей, сохраняют логические закономер­ности соединения смыслов. Только проникая в глубь языковых явлений, можно почувствовать силу и дей­ственность речи.

Итак, мы пришли к выводу, что язык является способом закрепления, хранения и передачи инфор­мации, следовательно, можно говорить о тесной связи языка и мышления. Но можно ли отождествлять речь и мышление? Мысль, прежде всего, опирается на речь. В логическом (понятийном) мышлении важнейшая роль принадлежит понятиям, в которых обобщены призна­ки явлений. Знание слов, обозначающих понятия, по­буждает человека оперировать этими понятиями, то есть мыслить. Мышление представляет собой процесс, на­правленный на познание объективно существующего мира, на его отображение (моделирование) в человечес­ком сознании. Мысль человека облекается в речевые формы, выработанные многовековым развитием языка. Овладение языками способствует активизации всех мыс­лительных процессов. Именно по этой причине извест­ный психолог Н. И. Жинкин определил речь как ка­нал развития интеллекта. В то же время, работа мыс­ли требует обогащения и усложнения речи. Случается, что человек нечетко излагает свою мысль. Это означа­ет, что в самой мысли есть изъяны и они обнаружива­ются на этапе оформления мысли в речи. Бывает и по-другому: хорошо осознавая какой-либо факт, человек затрудняется передать его в речи — ему недостает слов. Исключительную четкость мысль приобретает лишь тогда, когда ее выражают в ясной и понятной другим речевой форме.

Язык и мышление, и это очевидно, связаны между собой, но не тождественны. Вербальное (словесное) мыш­ление представляет собой важнейший компонент чело­веческого мышления, которое оперирует понятиями, за­крепленными в словах, анализирует и обобщает, строит гипотезы и теории. Вербальное мышление осуществля­ется в процессах внутренней (речь про себя) или внеш­ней (речь вслух) речи. Таким образом, язык организует знания человека об окружающем мире, закрепляет эти знания и передает следующим поколениям. Но мышле­ние шире, оно опирается не только на язык, а и на действие (практически действенное мышление), на обра­зы (наглядно-образное мышление). Следует помнить: развивая интеллект, мы развиваем речь, работая над речью, — оттачиваем свой интеллект. Как утверждал А. А. Реформатский, «мышление развивается и обнов­ляется гораздо быстрее, чем язык, но без языка мышлеяие — это только «вещь для себя», причем не выра­женная языком мысль — это не та ясная, отчетливая мысль, которая помогает человеку постигать явления действительности, развивать и совершенствовать науку, это, скорее, некоторое предвидение, а не собственно ви­дение, это не знание в точном смысле этого слова».

Если мы будем не просто слушать, но и анализиро­вать звучащую речь, если мы будем не просто читать, а станем учиться у мастеров слова ярко, грамотно и точ­но выражать свои мысли, если мы будем относиться кри­тически к собственным устным или письменным выска­зываниям, то наша речь станет такой, которой должен владеть образованный человек современной эпохи.

Соотнесите полученные теоретические знания с дан­ными таблиц, содержащими основные положения,

 

Схема 1


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.