Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Найдите случаи неправильного употребления форм глагола.

2017-10-21 1289
Найдите случаи неправильного употребления форм глагола. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Солнце выглянуло из-за туч и радостно сияет в небе. Учебные кабинеты школы оснастятся новым оборудо­ванием. Колледж организовывает курсы по подготовке к вступительным экзаменам. Белье мокнуло под дож­дем. Из-за нерадивости руководителей приходится от­тянуть сроки сдачи объекта. Хозяин дал команду жи­вотному: «Ляжь». Это поможет молодежи расти и про­явить свои способности. Чай, кофе, сосиски и пирожки будут разноситься по трибунам. Все детали станка бы­стро собираются.

39. Установите, по значению или по стилистической окраске различаются приведенные ниже вариант­ные формы глаголов настоящего времени. Приве­дите примеры.

Блещет — блистает, гложет — глодает, клеплет — клепает, колеблет — колебает, колышет — колыхает, краплет —крапает, кудахчет — кудахтает, машет — махает, мечет — метает, плещет — плескает, рыщет — рыскает, фырчит — фыркает, щиплет — щипает.

40. Выпишите из предложений глаголы, имеющие ва­риантные формы, укажите их начальную форму.

1. Плещет мутный вал (М.Ю. Лермонтов). 2. В море — штиль, ласково плескает на песок хрустальная вода (И. Бунин). 3, Привязанные к деревам, в лесу кони траву щипают (М.Ю. Лермонтов). 4. Дорога вся покрыта той мелкой травкой с красноватым стебель­ком, которую так охотно щиплют овцы (И.С. Турге­нев). 5. Неугомонные кудахчут куры (Н.В. Гоголь). 6. Обломов слушает внимательно, как кудахтает насед­ка, как пищат цыплята (И.А. Гончаров).

41. Объясните образование выделенных глагольных форм и оцените их с точки зрения литературной нормы.

1. Как в песне сказано, земля тощает, народ роптает (Л. Леонов). 2. А вы бы лучше поехали полюбоваться, последить, как мужицкий пот капит с лица (Л. Лео­нов). 3. Жадная мамка навешала на меня корзин, авось, мол, грибов приволокешь к свадьбе (Г. Коновалов).

4. Муж лютует — сын весь исходится, а мне приятно, сладко так, не насытюсь, еще, еще! (В. Тендряков).

5. «Что это ты шепчешь собаке?» — «Я ей говорю: народи мне щеночков. А она мне отвечает: родю, родю с удовольствием» (К. Чуковский).

42. Проанализируйте данные глагольные формы. Сопо­ставьте эти ошибочные образования глаголов с пра­вильными. Объясните причину появления ошибок.

1. Дремешь, дремят, сыпем, сыпет, сыпешь. 2. Бе-регет, влекет, жгет, пекет, текет. 3. Сыпят, трепят. 4. Вставает, давает, продавает, создавает. 5. Ездиим, ездию, лазиим, лазию, мериим, мерию. 6. Бежат, хо-чим, хочите. 7. Бежи, вылазь, ехай, ложи, ляжь, по-ложь, слазь.

43. От данных глаголов образуйте формы 2 лица един­ственного и множественного числа повелительно­го наклонения. В случае необходимости смотрите «Морфологический минимум»

Бояться, вылить, вытереться, ездить, ехать, жечь, засахариться, знобить, измеряться, кинуть, корчить, кроить, лазить, лакомиться, морщить, нести, обсуж­дать, отъехать, поить, положить, почистить, прийти, принимать, мять, прыгнуть, смеркаться, создавать, со­здать, ставить, стлать.

44. Образуйте от данных глаголов форму 1 лица един­ственного числа. Подберите описательные оборо­ты как синонимическую замену отсутствующим фор­мам лица.

Басить, бузить, возбудить, возвратить, галдеть, дер­зить, дудеть, ерундить, заботиться, закукситься, за­тмить, исколесить, крутить, лебезить, лисить, окрысить­ся, очутиться, ощутить, подтвердить, преградить, пре­дупредить, пригвоздить, соседить, тузить, убедить(ся), умилосердить, форсить, чистить, чудить, шелестеть, шкодить.

45. Объясните, почему данные глаголы считаются не­употребительными в русской речи.

1. Но сколько бы я ни писал, как бы хорошо ни писал, как бы я ни был логически прав, я не убежду читателя, если он будет бороться своим рассудком про­тив моего (Л.Н. Толстой). 2. Напишите, свистните в пору, и я очучусь у вас (К.Н. Батюшков). 3. «Вы, конечно, меня извините, что я в одну дуду все дужу»,— заговорил опять Жмакин {Ю. Герман). 4. Есть у меня в груди силенок двести. Бери буксир. Чажу я (В. Луконин). 5. Дымом синим, дымом пря­ным медленно чажу (С. Наровчатов). 6. Плыву. Лихорадюсь на льдине... С достоинством влазю в дверь «хвостотреста» (В.В. Маяковский). 7. «Особенно не­приятно смотреть, как ты лебезишь перед ним».— «Я никогда перед ним не лебежу... То есть не лебезю...» (В. Розов). 8. И еслиубедю... убежу... Ну как?Убеж­ду? Ладно, если сумею убедить (разг. р.). 9. Я не буду много говорить, я только подтвержду то, что сказали предыдущие товарищи (разг. р.). 10. Утвержду план работы (разг. р.). 11. Каждого директора предупре-дк> (разг. р.). 12. Мешок-то, в каком белье кипятю, весь-весь изорвался (разг. р.). 13. Пригвоздю сразу (разг. р.). 14. Я глядю-глядю, а тебя все нет (диал. р.). 15. «Садись, Ирочка!» — «Не садюсъ» (диал. р.). 16. А теперь себя попылесосю (дет. р.). 17. Я водю свою машину (диал. р.). 18. «Боря, ты чистишь ут­ром зубы?» — «Чистю» (дет. р.). 19. Толя держит руками дверь и говорит девочкам: «Не пустю вас» (диал. р.). 20. Я искаю куклин ботиночек (дет. р.). 21. Сейчас начертю (разг. р.).

46. Рассмотрите ограничения в образовании и употреб­лении деепричастий несовершенного вида от дан­ных глаголов. Распределите глаголы на группы: 1) глаголы, от которых деепричастия не образуют­ся (объясните, почему); 2) глаголы, от которых об­разование деепричастия затруднено (такие дее­причастия мало употребляются). Определите, к про­дуктивным или непродуктивным классам относят­ся эти глаголы.

Бежать, беречь, вить, врать, вязать, вянуть, гас­нуть, глодать, гнуть, ехать, жать, ждать, жечь, зяб­нуть, киснуть, колоть, лгать, лезть, лизать, лить, ма­зать, мокнуть, мочь, мять, пахать, петь, печь, писать, пить, плевать, плясать, рвать, резать, слать, спать, тереть, течь, чесать, шить.

47. Прочитайте. Выпишите деепричастия, не отвечаю­щие нормам современного русского литературного языка. Дайте им стилистическую характеристику, отметив устаревшие, просторечные и т. п. Укажи­те, от какого глагола они образованы.

1. Вошедши в зал, Чичиков должен был на минуту зажмурить глаза (Н.В. Гоголь). 2. Она, хохотав и вязав чулок, жила себе беззаботно и припеваючи (А.И. Гер­цен). 3. Служив отлично, благородно, долгами жил его отец... (А.С. Пушкин). 4. Решась кокетку ненавидеть, кипящий Ленский не хотел пред поединком Ольгу ви­деть... (А.С. Пушкин). 5. И, стан худощавый к луке наклоня, араб горячил вороного коня (М.Ю. Лермон­тов). 6. И, жажду вечную поя, как лед, холодная струя, журча, вливалася мне в грудь... (М.Ю. Лермонтов). 7. Но Ленский, не имев, конечно, охоты узы брака несть, с Онегиным желал сердечно знакомство покоро­че свесть (А.С. Пушкин). 8. Сердечных мук еще не знав, он был свидетель умиленный ее младенческих за­бав (А.С. Пушкин). 9. По тесовым кровелькам играю­чи, тучки серые разгоняючи, заря алая подымается (М.Ю. Лермонтов). 10. Волк, евши, никогда костей не разбирает (И.А. Крылов). 11. Ростовы похвалили ее вкус и туалет и, бережа прически и платья, в одиннад­цать часов разместились по каретам и поехали (Л.Н. Толстой). 12. Не быв никогда человеком очень большого света, он всегда водился с людьми этого кру­га (Л.Н. Толстой). 13. Он то, зажжа свечку, сидел в постели, то вставал, то опять ложился, нисколько не тяготясь бессонницей (Л.Н. Толстой). 14. Пия душис­тый сок цветочка, пчела дает нам мед взамен (К. Прут­ков). 15. Волна потока его схватила и, кровь омывши, одела в пену (М. Горький). 16. Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло (С. Есенин). 17. Еще предстоит, ата­кой взбежа, восстаньем пройти по их рубежам (В.В. Ма­яковский). 18. Здесь ехало все, чтоб, растворяясь в ничто, превратиться в победу (Л. Леонов).

 

Лекция


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.