Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2017-10-21 | 1289 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Солнце выглянуло из-за туч и радостно сияет в небе. Учебные кабинеты школы оснастятся новым оборудованием. Колледж организовывает курсы по подготовке к вступительным экзаменам. Белье мокнуло под дождем. Из-за нерадивости руководителей приходится оттянуть сроки сдачи объекта. Хозяин дал команду животному: «Ляжь». Это поможет молодежи расти и проявить свои способности. Чай, кофе, сосиски и пирожки будут разноситься по трибунам. Все детали станка быстро собираются.
39. Установите, по значению или по стилистической окраске различаются приведенные ниже вариантные формы глаголов настоящего времени. Приведите примеры.
Блещет — блистает, гложет — глодает, клеплет — клепает, колеблет — колебает, колышет — колыхает, краплет —крапает, кудахчет — кудахтает, машет — махает, мечет — метает, плещет — плескает, рыщет — рыскает, фырчит — фыркает, щиплет — щипает.
40. Выпишите из предложений глаголы, имеющие вариантные формы, укажите их начальную форму.
1. Плещет мутный вал (М.Ю. Лермонтов). 2. В море — штиль, ласково плескает на песок хрустальная вода (И. Бунин). 3, Привязанные к деревам, в лесу кони траву щипают (М.Ю. Лермонтов). 4. Дорога вся покрыта той мелкой травкой с красноватым стебельком, которую так охотно щиплют овцы (И.С. Тургенев). 5. Неугомонные кудахчут куры (Н.В. Гоголь). 6. Обломов слушает внимательно, как кудахтает наседка, как пищат цыплята (И.А. Гончаров).
41. Объясните образование выделенных глагольных форм и оцените их с точки зрения литературной нормы.
1. Как в песне сказано, земля тощает, народ роптает (Л. Леонов). 2. А вы бы лучше поехали полюбоваться, последить, как мужицкий пот капит с лица (Л. Леонов). 3. Жадная мамка навешала на меня корзин, авось, мол, грибов приволокешь к свадьбе (Г. Коновалов).
|
4. Муж лютует — сын весь исходится, а мне приятно, сладко так, не насытюсь, еще, еще! (В. Тендряков).
5. «Что это ты шепчешь собаке?» — «Я ей говорю: народи мне щеночков. А она мне отвечает: родю, родю с удовольствием» (К. Чуковский).
42. Проанализируйте данные глагольные формы. Сопоставьте эти ошибочные образования глаголов с правильными. Объясните причину появления ошибок.
1. Дремешь, дремят, сыпем, сыпет, сыпешь. 2. Бе-регет, влекет, жгет, пекет, текет. 3. Сыпят, трепят. 4. Вставает, давает, продавает, создавает. 5. Ездиим, ездию, лазиим, лазию, мериим, мерию. 6. Бежат, хо-чим, хочите. 7. Бежи, вылазь, ехай, ложи, ляжь, по-ложь, слазь.
43. От данных глаголов образуйте формы 2 лица единственного и множественного числа повелительного наклонения. В случае необходимости смотрите «Морфологический минимум»
Бояться, вылить, вытереться, ездить, ехать, жечь, засахариться, знобить, измеряться, кинуть, корчить, кроить, лазить, лакомиться, морщить, нести, обсуждать, отъехать, поить, положить, почистить, прийти, принимать, мять, прыгнуть, смеркаться, создавать, создать, ставить, стлать.
44. Образуйте от данных глаголов форму 1 лица единственного числа. Подберите описательные обороты как синонимическую замену отсутствующим формам лица.
Басить, бузить, возбудить, возвратить, галдеть, дерзить, дудеть, ерундить, заботиться, закукситься, затмить, исколесить, крутить, лебезить, лисить, окрыситься, очутиться, ощутить, подтвердить, преградить, предупредить, пригвоздить, соседить, тузить, убедить(ся), умилосердить, форсить, чистить, чудить, шелестеть, шкодить.
45. Объясните, почему данные глаголы считаются неупотребительными в русской речи.
1. Но сколько бы я ни писал, как бы хорошо ни писал, как бы я ни был логически прав, я не убежду читателя, если он будет бороться своим рассудком против моего (Л.Н. Толстой). 2. Напишите, свистните в пору, и я очучусь у вас (К.Н. Батюшков). 3. «Вы, конечно, меня извините, что я в одну дуду все дужу»,— заговорил опять Жмакин {Ю. Герман). 4. Есть у меня в груди силенок двести. Бери буксир. Чажу я (В. Луконин). 5. Дымом синим, дымом пряным медленно чажу (С. Наровчатов). 6. Плыву. Лихорадюсь на льдине... С достоинством влазю в дверь «хвостотреста» (В.В. Маяковский). 7. «Особенно неприятно смотреть, как ты лебезишь перед ним».— «Я никогда перед ним не лебежу... То есть не лебезю...» (В. Розов). 8. И еслиубедю... убежу... Ну как?Убежду? Ладно, если сумею убедить (разг. р.). 9. Я не буду много говорить, я только подтвержду то, что сказали предыдущие товарищи (разг. р.). 10. Утвержду план работы (разг. р.). 11. Каждого директора предупре-дк> (разг. р.). 12. Мешок-то, в каком белье кипятю, весь-весь изорвался (разг. р.). 13. Пригвоздю сразу (разг. р.). 14. Я глядю-глядю, а тебя все нет (диал. р.). 15. «Садись, Ирочка!» — «Не садюсъ» (диал. р.). 16. А теперь себя попылесосю (дет. р.). 17. Я водю свою машину (диал. р.). 18. «Боря, ты чистишь утром зубы?» — «Чистю» (дет. р.). 19. Толя держит руками дверь и говорит девочкам: «Не пустю вас» (диал. р.). 20. Я искаю куклин ботиночек (дет. р.). 21. Сейчас начертю (разг. р.).
|
46. Рассмотрите ограничения в образовании и употреблении деепричастий несовершенного вида от данных глаголов. Распределите глаголы на группы: 1) глаголы, от которых деепричастия не образуются (объясните, почему); 2) глаголы, от которых образование деепричастия затруднено (такие деепричастия мало употребляются). Определите, к продуктивным или непродуктивным классам относятся эти глаголы.
Бежать, беречь, вить, врать, вязать, вянуть, гаснуть, глодать, гнуть, ехать, жать, ждать, жечь, зябнуть, киснуть, колоть, лгать, лезть, лизать, лить, мазать, мокнуть, мочь, мять, пахать, петь, печь, писать, пить, плевать, плясать, рвать, резать, слать, спать, тереть, течь, чесать, шить.
47. Прочитайте. Выпишите деепричастия, не отвечающие нормам современного русского литературного языка. Дайте им стилистическую характеристику, отметив устаревшие, просторечные и т. п. Укажите, от какого глагола они образованы.
1. Вошедши в зал, Чичиков должен был на минуту зажмурить глаза (Н.В. Гоголь). 2. Она, хохотав и вязав чулок, жила себе беззаботно и припеваючи (А.И. Герцен). 3. Служив отлично, благородно, долгами жил его отец... (А.С. Пушкин). 4. Решась кокетку ненавидеть, кипящий Ленский не хотел пред поединком Ольгу видеть... (А.С. Пушкин). 5. И, стан худощавый к луке наклоня, араб горячил вороного коня (М.Ю. Лермонтов). 6. И, жажду вечную поя, как лед, холодная струя, журча, вливалася мне в грудь... (М.Ю. Лермонтов). 7. Но Ленский, не имев, конечно, охоты узы брака несть, с Онегиным желал сердечно знакомство покороче свесть (А.С. Пушкин). 8. Сердечных мук еще не знав, он был свидетель умиленный ее младенческих забав (А.С. Пушкин). 9. По тесовым кровелькам играючи, тучки серые разгоняючи, заря алая подымается (М.Ю. Лермонтов). 10. Волк, евши, никогда костей не разбирает (И.А. Крылов). 11. Ростовы похвалили ее вкус и туалет и, бережа прически и платья, в одиннадцать часов разместились по каретам и поехали (Л.Н. Толстой). 12. Не быв никогда человеком очень большого света, он всегда водился с людьми этого круга (Л.Н. Толстой). 13. Он то, зажжа свечку, сидел в постели, то вставал, то опять ложился, нисколько не тяготясь бессонницей (Л.Н. Толстой). 14. Пия душистый сок цветочка, пчела дает нам мед взамен (К. Прутков). 15. Волна потока его схватила и, кровь омывши, одела в пену (М. Горький). 16. Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло (С. Есенин). 17. Еще предстоит, атакой взбежа, восстаньем пройти по их рубежам (В.В. Маяковский). 18. Здесь ехало все, чтоб, растворяясь в ничто, превратиться в победу (Л. Леонов).
|
Лекция
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!