Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2017-10-21 | 710 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
6. Можно ли заменить приставочными образованиями следующие словосочетания, не изменив их смысл?
— Очень тихим шагом;
— лишенный всякой отзывчивости;
— несметные богатства;
— неуместный поступок;
— дорога, которой не видно конца;
— простодушный рассказ.
Слова для справок: бесконечный, бесхитростный, бестактный, бесчисленный, бесшумный, бесчувственный.
7. Определите стилистическую роль повторения одних и тех же приставок. Можно ли по этим примерам говорить о роли приставок в передаче смысловой информации, содержащейся в слове?
Прогрызают Арбат. Обращаются хижины в прах! Только МАЗы храпят и бушуют на бывших дворах... Наша участь такая — Пробивать, прогрызать, прорубать.
(Р. Рождественский)
Перешагни, перескочи, перелети,
пере- что хочешь —
Но вырвись: камнем из пращи, звездой,
сорвавшейся в ночи...
Сам потерял — теперь ищи!
(В. Ходасевич)
8. Обратите внимание на особенности образования имен существительных в детской речи. В чем заключается отклонение от устоявшихся словообразовательных типов? Чем вызвано это отклонение? (Примеры взяты из наблюдений над речью детей в возрасте от 2 до 3 лет.)
I. Босоноги (босоножки), избуха (избушка), ласты (ласточки), лошада (лошадка), лога (ложка), коша (кошка), тапы (тапки), шапа (шапка).
1. У мамы шапа, мама нарядная.
2. Ласты летят, здесь одна ласта, а здесь другая (Аня, 2 года).
II. Отдыхатель (отдыхающий), рассказыватель (рассказчик).
1. Все гусики спят. Гусь ушел на работу, а белка гусика подождет (Аня, 2 года).
2. Я такой рассказывателъ, все расскажу (Алик, 3 года).
III. Подпилки (опилки), попутник (спутник), околодорожник (подорожник), уезд (отъезд).
1. Какой это подорожник? Он же около дороги растет. Назовем его околодорожник (Алик, 3 года).
|
2. Вот мы будем пилить, подпилки будут лететь (Света, 3 года).
9. Перепишите предложения, подбирая нужные слова. Объясните, в чем проявляется смыслоразличительная роль суффиксов.
1) Слесарю оставалось лишь немного (стачать, сточить) грань детали.
2) Инженер-проектировщик (начертал, начертил) перед присутствующими грандиозную перспективу строительства комбината.
3) Камни живут (больше, дольше), чем люди.
4) Швее-мотористке нужно было (обмотать, обметать) петли на семи жакетах.
5) Относиться (безответно, безответственно) к порученному делу — преступление.
6) До самого вечера шло (осуждение, обсуждение) рационализаторского предложения токаря-скоростника.
10. Подчеркните суффиксы в выделенных словах в стихотворении С.Черного. Укажите способ образования. Есть ли в тексте необычные слова? Как они образованы?
«Эй, смотри, смотри — у речки
Сняли кожу человечки!» —
Крикнул чижик молодой.
Подлетел и сел на ветке, —
Смотрит: голые детишки
С визгом плещутся водой.
Чижик клюв раскрыл в волненье,
Чижик полон удивленья:
«Аи, какая детвора!
Ноги — длинные болталки,
Вместо крылышек две палки,
Нет ни пуха, ни пера!
Из-за ивы смотрит заяц
И качает, как китаец,
Удивленно головой:
«Вот умора! Вот потеха!
Нет ни хвостика, ни меха,
Двадцать пальцев! Боже мой...»
А карась в осоке слышит,
Глазки выпучил и дышит:
«Глупый заяц, глупый чиж,
Мех и пух, скажи, пожалуй.
Вот чешуйки не мешало!
Вот чешуйки, брат, шалишь!»
11. Прочитайте два отрывка. Найдите во втором тексте слова, построенные по словообразовательной модели ЗАЛАДЬЕ.
А) Гости к Берендею идут отовсюду. Один — из Половецкой волости, другой — из Ведомши, третий — из Заладья.
— Что это значит такое? — спросил Берендей. — Как это понять: Заладье?
— А у нас там речка бежит, мы за речкой живем, речка же называется Лада.
— Речка Лада, как хорошо! — восхищается сам Берендей. — Значит, Заладье, потому что за Ладой.
|
(И. Соколов-Микитов)
Б) И сюда пошла на нас большая туча. Поднялся ветер, и под флейту иволги и визг стрижей туча свалилась, казалось, совсем куда-то в Заозерье, в леса, но там скоро усилилась и против нашего ветра пошла сюда, черная, в огромной белой шапке. Смутилось озеро: ветер на ветер, волна на волну, и черные пятна, как тени крыльев, быстро мчались по озеру из конца в конец. Молния распахнула забережье, гром ударил.
(Ю. Нагибин)
12. Постарайтесь объяснить, какие словообразовательные модели использовали дети, придумывая свои неологизмы?
Двухлетняя Джаночка, купаясь в ванне и заставляя свою куклу нырять, приговаривала: «Вот прито-нула, а вот и вытонула!»
А трехлетний Юра, помогая снарядить маленького Валю на прогулку, вытащил его ботинки, калоши, чулки и гамаши и, подавая, сказал: «Вот и все Валино обувало».
— Мама, смотри петух без гребеха!
— Ой, какую мы нашли сыроегу!
— Спой мне, мама, боюльную песню.
— Бабушка, ты будешь наша пищеварительница!
(К.И. Чуковский)
13. Выполните задание, предложенное Л. Успенским: «Поглядите нижеследующий перечень, пополните его пропущенными мною разновидностями (я думаю, их найдется немало)...
Суффикс -ич: Москва — москвич, Псков — пскович...
Суффикс -ец: Ярославль — ярославец, Астрахань — астраханец, Баку — бакинец, Уфа — уфимец (обратите внимание на «вставки благозвучия»: слову Баку придан — н, слову Уфа — м. От слова Ярославль отброшен последний согласный).
Суффикс -як, -ак: Тула — туляк, Пенза — пензяк...
Суффикс -анин: Минск — минчанин...
Суффикс -ит: Одесса — одессит...
Суффикс -ук: Полесье — полещук...
Суффикс -ень: Остров — островень...
|
|
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!