Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2017-10-21 | 1491 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Изящность слога русского основана на правилах, языку свойственных.
М.В. Ломоносов
План
1. Орфографическая и пунктуационная грамотность как неотъемлемая часть речевой культуры.
2. Орфография как раздел лингвистики.
3. Основные принципы русской орфографии.
4. Правила русской орфографии.
5. Пунктуация как система постановки знаков препинания.
6. Интонационно-мелодические законы русской речи.
7. Правила русской пунктуации.
ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Культура письменной речи состоит, прежде всего, в том, насколько грамотно каждый носитель языка может передать на письме особенности графического изображения слов, входящих в общую систему языка, и насколько точно пунктуационно, то есть при помощи знаков, отражены интонационно-мелодические особенности звучащей речи. «Говорить есть мысли своим голосом изъявлять; а писать есть то же начертанием представлять», — писал Н.Г. Курганов в 1793 году. Вот образец текста этого автора: «Утро. Сквозь лъдяныя кружева, покрывающгя оконные стекла, пробивается въ дътскую яркш солнечный свътъ. Ваня, мальчикъ лътъ шести, стриженый, съ носомъ, похожимъ на пуговицу, и его сестра Нина, четырехлътняя дъевочка, кудрявая, пухленькая, малорослая неполътамъ, просыпаются и черезъ ръшетки кроватокъ глядятъ сердито другъ на друга. У-у-у, безстыдники! — ворчитъ нянь».
Всё ли понятно? Думается, что читалось с трудом. А ведь текст написан на русском языке, но по нормам орфографии 18 века. Как видим, без орфографии, одинаково понятной всем, читать письменный текст очень трудно.
Раздел науки о языке, исследующий правила написания слов, получил название орфография — «правильное письмо». Правила постановки на письме знаков препинания изучает грамматика, так как именно ей отводится в языке роль смыслового определителя, а пунктуация служит средством обозначения смысловых отрезков текста, значение которых особо подчеркивается.
|
Таким образом, орфографическими нормами следует, считать научно обоснованные и утвержденные государством правила написания слов, а пунктуационными нормами — правила постановки знаков препинания на письме в соответствии с логической структурой мысли. Орфографические нормы помогают единообразному, то есть понятному для всех говорящих на языке, выражению мысли и ее адекватному восприятию. Именно соблюдение правил позволит сэкономить время при письменном общении и не доставит трудностей при расшифровке письменной информации. Пунктуационные нормы помогают человеку выразить содержание своей мысли, а читающему или слушающему — безошибочно понять этот смысл, вложенный автором в содержание речевого высказывания.
Рассмотрим подробнее вопросы, связанные с проблемами орфографии и пунктуации применительно к языковой норме. Орфография русского языка не случайно считается самой сложной языковой дисциплиной. Проблема орфографической безграмотности остается часто неразрешенной в течение всей человеческой жизни. И причина здесь обычно не в сложности правил, а в отсутствии интереса к работе со словом, в непонимании взаимосвязи, существующей между элементами языка. Видимо, принцип подачи орфографического материала в начальной и основной школе усугубляет проблему, заставляя школьников заучивать большое количество правил, не закрепляя их в достаточной степени, не давая возможности вникнуть в суть языкового явления.
Живые фонетические процессы, происходившие в системе языка в течение довольно длительного периода, привели к тому, что между произношением и написанием установились сложные отношения. Общеизвестно, что гласные О и А, И и Е в потоке речи в различных фонетических позициях звучат одинаково (в/а/да = вода, р/а/бота, л/и/са, л/и/са = лес), один и тот же звук произносится на месте написания сочетаний — жч (мужчина), сч (счастье), а буквосочетание чн в речи произносится^ двояко: було/шн/ая, коне/шн/о, сердечная (боль), серде/шн/ый (друг). В словах и словоформах одной и той же буквой обозначаются звуки, совершенно различные по своему качеству: например, звук, обозначенный буквой 3 в следующих словах звучит не в одном, а в нескольких вариантах: зорька /з/, зима /зь/, без сна /с/, без шерсти /ш/, безжалостный /ж/.
|
В современной языковой системе существует 156 правил произношения, зафиксированных в Орфоэпическом словаре под ред. Р.И. Аванесова, которые, видимо, и создают определенные проблемы при написании. Возможно, следует соотнести эти правила и, как следствие, не допускать ошибок при письме. Но этого, оказывается, недостаточно. Чтобы правильно писать, необходимо относиться к слову не как к набору букв и звуков. Слово — это живой организм, со своей историей, особенностями существования и развития. Грамотному человеку следует научиться отличать друг от друга те группы слов, которые называются частями речи. Обязательна для безошибочного написания тренировка фонематического слуха, без которого невозможно порой отличить одно слово от другого при его произнесении. Нужно вдумываться в значение каждого отдельного слова, чтобы понять тайный смысл, в нем сокрытый, и не ошибиться в буквенном его выражении.
Нормы русского правописания складывались долго и трудно. Не от незнания грамматических правил, не от своенравия или упрямства, а по причине отсутствия норм в письменной речи даже в работах столь выдающихся ученых и мыслителей прошлого, как М.В. Ломоносов, В.К. Тредиаковский, Я.К. Грот, встречалось написание вить (вместо ведь), бутто (вместо будто), му-щина (мужчина), может-быть (может быть), тритцать (тридцать). Список можно было бы продолжать бесконечно, так как степень орфографического разнобоя была настолько велика, что даже заглавные и строчные буквы употреблялись совершенно произвольно, писались и в середине слова.
Вне всякого сомнения, должна была появиться орфографическая норма, стандартизировавшая русскую орфографию. Поставив перед собой цель «историческим путем уяснить мыслящему читателю настоящее состояние русской орфографии и способствовать к большему единообразию письма», Я.К. Грот, выдающийся лингвист, исследователь и большой знаток языка, В.Я. Стоюнин, председатель Орфографической комиссии, а также их последователи и единомышленники сочли необходимым разработку единых, общих для пишущих правил, чтобы покончить с пестротой и неупорядоченностью письма. Вплоть до середины 20 века в области орфографии царил полный хаос, как писал об этом СП. Обнорский. И только в 1956 году появился первый свод правил русского правописания — «Правила русской орфографии и пунктуации», установившие общую для всех правописную норму.
|
Правила давали возможность не только писать орфографически грамотно, но и осознавать условия, определяющие выбор той или иной орфограммы. В течение небольшого для истории периода времени были тщательно исследованы все сложности, которые могли бы возникнуть при передаче звукового состава слов на письме, определены основные разделы орфографии и на основе полученных данных выработаны принципы русского правописания.
Вся система орфографии была представлена пятью основными разделами:
1) передача буквами фонемного состава слов;
2) слитное, раздельное и дефисное написание;
3) употребление прописных и строчных букв;
4) правила переноса слов;
5) правила сокращения слов.
Таким образом, все проблемы орфографии укладывались в рамки пяти основных разделов, отражающих проблемы, возникающие при письме. После этого необходимо было представить способы и приемы работы по каждому из этих разделов.
Для этого следовало выработать и обосновать принципы русского письма. Именно выбор принципа определяет наше понимание правописания в целом и каждого отдельного правила, в частности. Долгое время считалось, что основным принципом русского правописания является морфологический принцип, суть которого сводится к тому, что независимо от произношения в слове должны писаться одинаковые морфемы, значащие части слова. Так, в словах САД, САДОВНИК, САДОВЫЙ, ПАЛИСАДНИК, САДИК и др. в корне слова пишется только буква А. К сожалению, морфологический принцип не в состоянии был объяснить те факты отступлений от единообразной передачи письма, как, например, различные чередования.
|
Фонетический принцип письма ориентировал на выбор звука из нескольких вариантов в строго определенных позициях: например, в позиции после приставок на согласный, когда пишущий выбирает без — или бес-,низ — или нис-, чрез — или чрес---- низвергнуть, но нисходящая, безграмотный, но бесчеловечный и т.д.. Традиционный принцип письма предполагал заучивание той информации, которую трудно было объяснить и осмыслить, так как написание не опиралось на грамматическую теорию; потому в разряд словарных слов попадали слова собака, капуста, морковь и т.п. Дифференцирующее написание предполагает различное написание ряда одинаковых по звучанию слов — ожог (существительное) и ожег (глагол).
Мощным стимулом в развитии теории русского письма послужило появление фонологии, науки, которая позволила «возвести звук к той определенности, которая обусловлена внутренними законами языка». М.В. Панов убедительно показал, что лингвисты 19 века стремились найти основание нашей орфографии в чем-то более постоянном, более системночшределенном, чем конкретная звуковая стихия. Потребность в теории письма была важнейшим стимулом создания фонологии. До появления фонологии письмо рассматривалось через устную речь, а фонологическая теория привела к пониманию мельчайшей единицы языка — фонемы, обладающей смыслоразличительными и форморазличительны-ми функциями, и, следовательно, рождению еще одного принципа написания — фонематического. При нефонологическом подходе к описанию орфографии исследователи исходили из того, что письмо есть средство передачи звучащей речи, а правила орфографии для них — это правила, устанавливающие соответствие между буквами и звуками, то есть правила передачи звуков на письме. При фонологическом же подходе отношения между звуком и буквой устанавливаются через фонему. Процесс записи звучащей речи, как считают исследователи, состоит из двух этапов: переход звучащей речи в фонемную запись и затем переход от фонемной транскрипции к буквенной записи. Все это возможно только при осмыслении своей речевой деятельности.
Как видим, фонематический и морфологический принципы орфографии одинаково проявляют себя во всех морфемах: и в приставке, и в суффиксе, и в корне, и в окончании. Обе трактовки ведущих принципов правописания едины в том, что фиксируют одну и ту же особенность русского письма: постоянный буквенный состав каждой значимой части слова. Но морфологический принцип лишь констатирует, что каждая морфема сохраняет единое написание, но не объясняет этого явления, в то время как фонематический принцип предполагает выбор букв из нескольких возможных путем постановки звука в сильную позицию.
|
Рассмотрим на конкретных примерах влияние того или иного принципа на написание русских слов. Для всех носителей языка совершенно очевиден тот факт, что в русском языке нет приставок: з-, па-, но-, поэтому не может быть и слов /з/делатъ, /па/просить, /но/писатъ. Нет в русском языке суффиксов -асть, -лев-, поэтому не может быть и слов мудр/асть/, удач/ лев/ый. Это несложно запомнить и понять, даже если еще не очень хорошо разбираешься в таких понятиях, как приставка и корень, суффикс и окончание. Чтобы подобрать к слову родственные слова, необходимо как минимум знать, что называется в науке о языке родственными словами. Это проблемы, которые затрудняют овладение орфографическими нормами при использовании только морфологического принципа. Гораздо легче, на наш взгляд, использование фонематического принципа для объяснения написания многих слов. Понимание сильной и слабой позиций звуков оказывается несложным делом даже для первоклассника. Сильная позиция для гласных — та, что находится под ударением. Сильная позиция для согласных — та, что находится перед гласным. Все остальные позиции будут слабыми. Таким образом, чтобы правильно написать слово, следует отыскать сильную позицию для звука, и проблема будет решена. Почему в слове лесной в первом слоге будет писаться Е? Потому что в сильной позиции для буквы Е можно подобрать слово лес, оно и поможет выбрать вариант буквы. Например, в предложении: Лошадь узнают в езде — практически в каждом слове есть сложные с точки зрения орфографии места, которые в 60-х годах прошлого века стали называть орфограммами, а для младших школьников ошибкоопасными местами. Итак, позиция звука А в слове лошадь — слабая, так как она безударная, подберем слово лошадка — исправим ситуацию; позиция звука Д — конец слова, значит, слабая, поставим в сильную позицию — лошади — найдем вариант ответа, кроме того, звук Д — мягкий, в противном случае, в слове на конце должен был бы появиться Ы, следовательно, в начальной форме ему нужен мягкий знак. В слове узнают проблема в написании буквы А. Поставим в сильную позицию — знать. Проблема решена. Продолжим: езда — едет. Постановка слабой позиции звука в сильную позицию дала правильный вариант написания.
Конечно, не все так просто в орфографии. Сочетание различных принципов при анализе слов и словоформ, несомненно, помогает, но без правил все-таки не обойтись.
Сколько в языке правил? Каковы отношения между ними? Возможно ли на самом деле усвоить русскую орфографию в соответствии с теми требованиями, которые школа, общество и сама жизнь предъявляют человеку? Думается, что решение проблемы не в количестве выученных правил и в их умелом использовании, а в верном осмыслении проблем орфографии.
В соответствии с первым разделом орфографии выделяют 3 основных правила правописания:
1. Безударные гласные обозначаются той же буквой, что и под ударением в той же части слова: стол — столовая — столоваться; на аллее — на земле.
2. «Сомнительные» согласные обозначаются теми же буквами, что и перед гласными, сонорными и в: сад — сада; просьба — просить.
3. Мягкость согласного перед мягким согласным обозначается в том случае, если при изменении слова или в родственном слове она сохраняется перед твердым согласным или на конце слова: зонтик — зонт, бросьте — брось.
А из общей природы орфографических правил вытекает, согласно фонематическому принципу написания, единый образец решения орфографической задачи. Чтобы верно написать слово, следует:
A) найти орфограмму;
Б) определить ее тип;
B) наметить способ решения задачи в зависимости от типа орфограммы;
Г) определить последовательность шагов в решении задачи;
Д) выполнить намеченную последовательность;
Е) написать слово в соответствии с решением орфографической задачи.
Только на первый взгляд такое количество этапов для решения одной орфографической проблемы кажется огромным. Быть грамотным человеком означает легко обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением, а в сложных случаях уметь обращаться с системой конкретных правил написания русских слов.
Запомните!
ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ МИНИМУМ
А
Абитуриент, абонемент, абсолютный, авангард, авантюра, авторитет, агиткампания, агрегат, агроном, адвокат, адъютант, академия, аккомпанемент, аккумулятор, алебастр, аллегория, аллитерация, алфавит, амальгама, амбулатория, аморальный, амортизация, амплитуда, амфитеатр, аналогия, аномалия, анонимный, апельсин, аплодисменты, апогей, аристократия, арматура, аромат, артиллерия, арьергард, астрономия, атака, атеист, ателье, атлетика, атмосфера, аудиенция, аудитория.
Б
Багаж, багровый, базар, бакалея, баклуши (бить), балаган, балагур, балалайка, баланс, балерина, баллада, баллон, барабан, барометр, бархат, баскетбол, батальон, батарея, бахрома, белена, беллетристика, бензин, беседовать, бетон, бечева, библиотека, бидон, бинокль, блокада, блондин, богатырь, бойкот, бокал, болото, бордовый, борозда, браслет, брезент, бренчать, брикет, бриллиант, брошюра, бутерброд, бюллетень.
В
Вагон, вазелин, вакансия, вакуум, вакцина, валерьяновый, варежка, вариант, ватрушка, велосипед, вентилятор, верблюд, вереница, веретено, вермишель, вестибюль, ветеран, ветеринар, ветчина, визит, винегрет, виолончель, виртуоз, високосный, витрина, влачить, вокзал, волейбол, волокита, волокно, волшебство, воробей, вымпел.
Г
Габарит, гавань, газета, газон, галантерея, галерея, галоша (калоша), гараж, гардероб, гармония, гарнизон, гарпун, гастрономия, гвоздика, гегемония, гемоглобин, генеалогия, генерал, гениальный, геология, георгин, герань, гербарий, герметический, герой, гибрид, гигиена, гиена (животное), гимнастика, гипербола, гипотеза, гирлянда, гобелен, говядина, гонорар, горизонт, горностай, готовальня, градация, графин, гримаса, гуманизм.
Д
Дебаркадер, девиз, дезертир, дезинфекция, дезориентация, декламация, декларация, декольте, декрет, делегация, деликатес, дельфин, демисезонный, демобилизация, демократия, демонстрация, десант, десерт, деспот, деталь, дефект, дефис, джентльмен, диагноз, диагональ, диалект, диалог, диаметр, диапазон, диапозитив, диафрагма, диван, диверсия, дивизия, диета, диктатура, дилетант, динамо, дипломат, директива, директор, дирижабль, дирижер, диспансер, диспетчер, диссимиляция, диссонанс, дистиллированный, дисциплина, дифференциация, диэлектрик, долото, доминион, домкрат, донор, досконально, доцент, дубликат.
Е
Егерь, егоза, енот, еретик, есаул.
Ж
Жаворонок, жакет, жаргон, жасмин, желанный, жемчужина, жерло, жестикулировать, жетон, жилет, жираф (жирафа), жонглер.
З
Завтрак, запонки, зефир, зигзаг.
И
Игнорировать, идиома, иезуит, иерархия, иероглиф, иждивенец, иллюминация, имитация, импровизация, инвентарь, инверсия, индеветь, индивидуальный, индифферентный, иней, инженер, инициал, интеллект, интеллигенция, интенсивный, интервал, интернат, интерьер, интимный, интонация, информация, инцидент, искони, испещренный, испокон веку (веков), исполин, истина, истязать.
К
Кабала, кабан, кабель, кабина, кавалерия, кавычка, каземат, каламбур, каланча, калейдоскоп, калека, календарь, калибр, каллиграфия, калория, камбала, камертон, каморка, кампания (поход), канава, канал, канарейка, канат, кандалы, кандидат, каникулы, канитель, канонада, канцелярия, капелла, капиллярный, карабин, каравай, каракатица, каракули, карандаш, карантин, карапуз, караул, карикатура, каркас, карман, карнавал, карниз, картон, карьер, касатик, кастрюля, каталог, катастрофа, каторга, кашне, каштан, каюта, квитанция, кенгуру, керамика, кессон, кефир, кибернетика, кипарис, кисея, клавиатура, кларнет, клевер, клиент, коалиция, кобура, ковбой, коврижка, ковыль, коготь, кодекс, кожимит (имитация кожи), кокетство, коклюш, кокон, колбаса, коленкор, колесо, колибри, коллега, коллектив, колобок, колодец, колония, колонна, колорит, колос (у злаков), колосс (великан), колпак, колхоз, комбайн, комбинат, комедия, комета, комиссия, коммуна, коммунизм, комната, комод, компания (общество), компас, компенсация, комплимент, композитор, компонент, компостер, компот, компресс, компромисс, комфорт, конвейер, конопатить, конопляник, консерватор, консерватория, конспирация, констатировать, контингент, континент, контрабанда, контракт, контролер, конферансье, конфета, конфетти, конфисковать, конфорка, концентрат, корабль, коралл, коренастый, корзина, коридор, корова, король, коромысло, корыто, косметика, космонавт, котлета, котлован, кочан, коченеть, кочерга, кошелек, кощей, коэффициент, крамола, крапива, кредит, крематорий, кремень, кристалл, критерий, кровать, кропотливый, кульминация, культиватор, купорос, куролесить.
Л
Лабиринт, лаборатория, ладонь, лазарет, лаконичный, лауреат, лачужка, лебеда, лебедь, легенда, легион, лекало, ликвидация, лимит, лимонад, линолеум, литература, логарифм, лодыжка, ложбина, локомотив, лопата, лопух, лоскут, лотерея, лохмотья, лощина.
М
Мавзолей, магазин, магистраль, магнетизм, маета, макароны, макулатура, малярия, мандарин, манекен, манера, манжета, маникюр, манифест, мановение, манометр, маргарин, мариновать, марионетка, мармелад, математика, медиана, медикаменты, медицина, мезонин, меланхолия, мелиорация, мелодия, мельхиор, меморандум, мемориальный, мемуары, менингит, меридиан, метаморфоза, метеор, метрополитен, меценат, мигрень, мизерный, милитаризм, миниатюра, мириады, мобилизация, молекула, монолог, мораль, морковь, мошенник.
Н
Наваждение, накануне, наполеон (пирожное), негатив, негодовать, некролог, неологизм, нивелировать, нигилист, никотин, новелла, нумерация.
О
Оазис, обаяние, обезьяна, обелиск, облако, облигация, обморок, обоняние, обсерватория, одеколон, одолевать, окаймлять, оккупация, окорок, олифа, омлет, омоним, опера, операция, оранжерея, ореол, оригинальный, ориентация, орфография, орхидея, офицер, официальный, официант, оцепенеть, ошеломить.
П
Павильон, палатка, палисадник, палуба, пальто, паникер, панорама, пантомима, папоротник, параграф, парад, парадокс, парапет, парашют, паркет, парламент, пародия, партизан, парфюмерия, парчовый, пастила, патриот, пациент, педагог, пелена, пельмени, пенал, пергамент, перила, периметр, перипетия, перископ, периферия, перламутр, персонал, перспектива, пескарь, пехота, пианино, пипетка, пирамида, планер, плантация, планшет, пластилин, плафон, пломбир, плотва, полемика, полигон, поликлиника, половодье, полотно, помидор, понедельник, понтон, попона, портмоне, портрет, портьера, постамент, потолок, потроха, превалировать, президент, прекословить, премьера, препарат, престиж, претендовать, преткновение, прецедент, привередливый, привилегия, приоритет, проблема, провиант, провинциал, провокация, прогноз, проект, прокламация, пролетариат, пропаганда, пропеллер, псевдоним, пульверизатор, пьедестал.
Р
Раковина, рацион, реализм, реванш, революция, регламент, реестр, режиссер, резеда, резервуар, резиденция, резонанс, рекорд, реле, реликвия, ремешок, рентабельный, репей, репертуар, репетиция, репортаж, реставрация, реферат, рефрижератор, рецепт, рецидив, риторика, роман, рояль.
С
Саботаж, саксофон, салат, салфетка, сапоги, сарай, саранча, сарафан, свирель, свобода, сеанс, семантика, семафор, сенсация, сентиментализм, сепаратный, сервиз, сержант, сертификат, силуэт, симпатичный, синоним, синтаксис, сирень, ситуация, скафандр, скелет, скорлупа, собака, солдат, солидарность, соловей, солома, солярий, соната, соперник, социализм, сочинение, спартакиада, спектакль, специалист, спираль, стабилизатор, стадион, стамеска, стандарт, статистика, стеллаж, степень, стипендия, стратосфера, сувенир, суверенитет, судорога, суматоха, сутолока.
Т
Тавтология, талант, таможня, таракан, тарелка, тасовать, телевидение, телефон, темперамент, тенденция, тирания, томат, топор, тормоз, торпеда, трагедия, традиция, траектория, трамбовать, трамвай, трамплин, транспарант, транспортер, трансформатор, траншея, трапеция, трафарет, тренер, тренировка, трибуна, тротуар, трофей, тунеядец, тюбетейка.
У
Удовлетворение, ужин, ультиматум, ультрамарин, универмаг, университет, уникальный, упоение, ураган, учреждение.
Ф
Фазан, факультет, фаланга, фамилия, фанатик, фанера, фанфарон, фармацевт, фарфор, фасад, фасовать, фаянсовый, федерация, феерия, фейерверк, фельетон, феномен, феодализм, фестиваль, фиалка, фиктивный, филармония, филиал, финал, флакон, фланель, фолиант, фонетика, фонтан, формат, форсировать, фортепьяно, фрезеровать, фронтон, фуникулер, фюзеляж.
X
Хамелеон, хаотический, холера, хомут, хомяк, хореография, хребет, хрестоматия.
Ц
Целебный, целлофан, целовать, цемент, цепенеть, цистерна.
Ч
Чеканить, чемодан, чемпион, чердак, черепаха, черепица, черешня, черемуха, чеснок, чечевица, чучело.
Ш
Шаблон, шакал, шалаш, шампиньон, шантаж, шарада, шарахаться, шарнир, шаровары, шатен, швейцар, швея, шедевр, шелест, шелуха, шеренга, шершавый, шимпанзе, шинель, шкатулка, шлагбаум, шофер, шпагат, шпингалет, штатив.
Щ
Щавель, щеколда, щенок, щиколотка, щипцы.
Э
Эвакуация, эвкалипт, эволюция, эгоист, эквивалент, экзаменатор, экземпляр, экипаж, экскаватор (землеройная машина), экспедиция, эксплуатация, экспонат, экспорт, эластичный, элеватор, элегантный, эликсир, эмигрант, энциклопедия, эпидемия, эпидиаскоп, эпизод, эпопея, эскалатор (движущаяся лестница), эстакада, этажерка, эшафот, эшелон.
Ю
Юбилей, ювелир, юродивый.
Я
Ябедничать, яичница, якорь, ярмарка, яростный, ясень, яхонт, ящерица.
Предлагаем свод основных орфографических правил, существующих в современной орфографии.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ОРФОГРАФИИ
1. Правописание гласных в корне:
1.1 Безударные гласные в корне проверяйте под ударением (развиваться — развитие, развеваться — развеять);
1.2. Непроверяемые безударные гласные смотрите по словарю (коридор, аромат, вокзал):
1.3. Чередующиеся гласные А- О:
ГАР-, ГОР- (нагар, нагореть, под ударением — А, без ударения — О), искл.: изгарь, пригарь, выгарки.
ЗАР-, ЗОР- (зори — заря, под ударением — О, без ударения — А), искл.: зорянка, зарево, зоревать, зоревой;
КАС-, КОС-, ЛАГ-, ЛОЖ — (касательная, коснуться, предлагать, предложить) — за корнем А — пиши А;
ПЛАВ-, ПЛОВ- (в словах пловец, пловчиха — пишите О, в остальных А), искл.: плывун;
PACT-, РОС- (перед СТ и Щ пишите А: вырасти, выращенный, в остальных случаях О: вырос, водоросль), искл.: отрасль, росток, Ростов, ростовщик, Ростислав и производные от них;
СКАК-, СКОЧ- (перед К — А, перед Ч — О, скакать, заскочить), искл.: скачок, скачу;
МАК-, МОК- (А — в значении «погружать в жидкость» — обмакнуть перо в чернила, О — в значении «пропускать жидкость» — промокательная бумага);
РАВН-, РОВН- (А — в значении «равный» — равнозначный, О — в значении «ровный» — сровнять), искл.: равнина;
1.4. Чередование И — Е (пишите в корне И, если за корнем стоит суффикс А — вычитать, блистать, в остальных случаях пишите Е — блестеть, вычесть), искл.: сочетание, сочетать.
2. Правописание согласных:
— неясные согласные нужно проверить родственным словом с гласным звуком или согласными Л, М, Н, Р (косьба — косить, вперемешку — перемешать и т.д.);
— непроверяемые согласные проверяйте по словарю (бутсы, варежка и др.);
— непроизносимые согласные в сочетаниях СТН, СТЛ, ЛНЦ, РДЦ, СТБ проверяются однокоренными словами (радостный — радостен, поздно — опаздывать);
— двойные согласные пишутся в сложносокращенных словах (главврач), в иноязычных словах (терраса, баррикада), в производных с удвоенной согласной (программа — программный).
3. Правописание приставок:
— приставки НАД-, ПОД-, ПРЕД-, ПЕРЕ-, НА-, ЗА-, ОБ-, ОТ-, ДО-, ПО-, ВЫ-, О-, В-, С-, У- — пишутся всегда одинаково;
— приставки на 3- (ИЗ-, НИЗ-, РОЗ-, ВОЗ-, БЕЗ-, ЧРЕЗ-, ВЗ-) перед звонкими согласными и гласными пишутся с буквой 3, перед глухими — С (раздать, безаварийный, бессердечный, ниспадать);
— приставка С пишется как перед глухими, так и перед звонкими согласными (спилить — сбить). В словах здание, здоровье 3 входит в состав корня;
— приставка РОЗ- (РОС-) пишется под ударением, без ударения РАЗ- (РАС-) (розыск, разыскивать); запомните: расчет, расчетный, расчетливый, но рассчитывать, рассчитаться, рассориться;
— после иноязычных приставок (КОНТР-, СУБ-, ТРАНС-), а также после приставок МЕЖ-, СВЕРХ- сохраняется начальное И (изысканный — сверхизысканный, игра — контригра);
— после русских приставок на согласную вместо И пишется Ы в соответствии с произношением (играть — разыграть, идейный — безыдейный);
— приставка ПРА — обозначает давность и пишется с некоторыми словами (прародина, прабабушка, пра-язык), в остальных случаях пишется приставка ПРО-(проколоть, проехать, продумать и т.д.);
— приставка ПРЕ- обозначает: а) высшую степень качества (= очень): предобрый, преуспеть; б) значение «через» (= пере): прервать, преступник;
— приставка ПРИ- указывает: а) на близость к чему-то (приморский); б) на приближение, прибавление к чему-то (придвинуть, пристроить); в) на неполноту действия (приоткрыть); г) на конечный результат (придумать); д) на совершение действия в чьих-либо интересах (припрятать).
4. Правописание Ъ и Ь:
— разделительный Ъ пишется перед гласными Е, Ё, Ю, Я:
а) после приставки на согласную (подъем);
б) в сложных словах, первую часть которых образуют числительные двух-, трех-, четырех- (двухъярусный);
в) в иноязычных словах с приставкой на согласную (адъютант, инъекция, субъект);
— разделительный Ь пишется перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И в корнях, суффиксах, окончаниях (шьет, обезьяна, ручьи);
— буква Ь употребляется для обозначения мягкости согласного (мальчик, просьба), сочетания НЧ, НЩ, ЧН пишутся без Ь.
5. Правописание О и Е после шипящих и Ц:
— О пишется под ударением в окончаниях имен существительных и прилагательных (ножом, чужого), в суффиксах -ОК, -ОНК, -ОНОК, -ОВ (пастушок, волчонок, речонка, грошовый), на конце наречий (свежо);
— Е (Ё) пишется под ударением в суффиксах -ЕВЫ, { -ВА, -ЕВК, -ЕР, -ЕНН, -ЕН (разжевывать, корчевка, стажер, орошенный, копченый), в личных окончаниях глаголов (печет);
— в корнях слов под ударением пишется Ё, если в родственных случаях Ё чередуется с Е (шёпот — шептать, чёрный — чернеть), в остальных случаях — О (шорох, шоссе). Следует различать: ожог, поджог, изжога — существительные, ожёг, поджёг, изжёг — глаголы;
— после Ц в суффиксах и окончаниях под ударением пишется О, без ударения -Е (концом — танцем).
Правописание частей речи
1. Правописание имен существительных:
— существительные на -ИЯ, -ИЙ, -ИЕ в предложном падеже (женский род в дательном) в безударном положении пишутся с -И (на линии, о гении, при усилии);
— существительные женского рода 3 склонения и существительные среднего рода на -МЯ в дательном и предложном падежах единственного числа пишутся с -И (к степени, о степени, ко времени, во времени);
— существительные среднего рода на -ЬЕ в предложном падеже имеют Е (в ущелье, в Закавказье);
— суффиксы -ИК (-НИК, -ЧИК) сохраняют гласный звук при склонении (ключик — ключика), суффикс -ЕК имеет беглый гласный (орешек — орешка);
— в существительных мужского рода суффикс -ЕЦ с беглым Е (горец — горца), в существительных женского рода -ИЦ (красавица), в существительных среднего рода -ЕЦ, если ударение стоит после суффикса (письмецо), и суффикс -ИЦ, если ударение предшествует суффиксу (именьице);
— суффикс -ИЧК пишется в существительных женского рода, образованных от слов с суффиксом -ИЦ (пуговица — пуговичка), в остальных случаях пишется -ЕЧК (темечко);
— сочетание -ЕНК пишется в уменьшительных существительных, образованных от слов на -НЯ, -НА (башня — башенка, сосна — сосенка), сочетание -ИНК в существительных, образованных от слов на -ИНА (впадина — впадинка);
— суффиксов -АНЬК и -ИНЬК в современном русском языке нет, искл.: баиньки, заинька, паинька;
— суффикс -ЧИК пишется в существительных со значением лица после согласных Д, Т, 3, С, Ж после других согласных----ЩИК (возчик, бетонщик);
— перед суффиксом -ЩИК буква Ь пишется только после Л (кровельщик, но банщик);
— перед суффиксом -ЧИК конечные согласные К, Ц, Ч заменяются буквой Т (раздача — раздатчик).
2. Правописание имен прилагательных:
— в кратких прилагательных после шипящих нет Ь (шипуч, колюч);
— суффикс -ИВ ударный, -ЕВ — безударный (ленивый, краевой);
— с суффиксом -К образуются качественные прилагательные, имеющие краткую форму (дерзкий — дерзок);
— с суффиксом -СК образуются относительные прилагательные, не имеющие краткой формы (матрос — матросский), после Н и Р перед суффиксом -СК Ь не пишется (рязанский, рыцарский), искл. названия месяцев (сентябрьский, но январский);
— НН пишется в прилагательных, образованных от существительных:
а) в суффиксах -ОНН, -ЕНН (соломенный, лекционный), искл.: ветреный день (но безветренный);
б) после основы на -Н (сон — сонный);
— Н пишется в суффиксах -АН, -ЯН, -ИН (кожаный нефтяной, гусиный), искл.: стеклянный, оловянный, деревянный. Запомните: багряный, румяный, юный, пряный, синий и др. (Н входит в основу);
— сложные прилагательные пишутся слитно:
а) образованные от сочетания слов, связанных по способу подчинения (народнохозяйственный);
б) употребляемые в качестве терминов (грудобрюшная преграда);
в) первая часть — числительное (девятилетний);
— сложные прилагательные пишутся через дефис: а) образованные из равноправных понятий, между ними можно поставить сочинительные союзы (учебно-воспитательный);
б) образованные от существительных через дефис (юго-запад — юго-западный);
в) обозначающие оттенки цветов, качество с дополнительным оттенком (ярко-красный);
г) образованные из сочетаний прилагательное + существительное (с перестановкой этих элементов): литературно-художественный — художественная литература.
3. Правописание местоимений:
— Неопределенные и отрицательные местоимения, образованные прибавлением частиц НЕ и НИ к вопросительным местоимениям, пишутся слитно: ничего, ничем, никакому.
— У отрицательных местоимений под ударением пишется НЕ, без ударения НИ: некого — никого, некому — никому.
— Если отрицательное местоимение употребляется с предлогом, то частица, предлог и местоимение пишутся в три слова: не у кого.
— Неопределенные местоимения, образованные от вопросительных путем прибавлением частиц -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ, -КОЕ, пишутся через дефис: кто-то, какой-либо, кое-кем.
4. Правописание личных окончаний глаголов:
— глаголы 1 спряжения имеют окончания: делаЮ, идУ (1 лицо, ед.ч.), делаЕШЬ, идеЕШЬ (2 лицо, ед.ч.), делаЕТ, идЕТ (3 лицо, ед.ч.), делаЕМ, идЕМ (1 лицо, мн.ч.), делаЕТЕ, идЕТЕ <2 лицо, мн.ч.), делаЮТ, идУТ (3 лицо, мн.ч.);
— к первому спряжению относятся глаголы на -УТЬ (сохнуть), на -ЕТЬ (белеть), на -ЫТЬ (быть), на -ОТЬ (молоть), на -ТИ (цвести), а также глагол СТЕЛИТЬ (ср.: стлать);
— глаголы 2 спряжения оканчиваются на: говорЮ, говорИШЬ, говорИТ, говорИМ, говорИТЕ, говорЯТ;
— ко 2 спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся на -ИТЬ (кроме глаголов зиждиться и брить, а также пить, вить и т.п.); 11 глаголов-исключений: слышать, видеть и обидеть, гнать, держать и ненавидеть, и смотреть, дышать, вертеть, и зависеть, и терпеть.
5. Правописание причастий:
— В действительных причастиях настоящего времени пишутся суффиксы -УЩ/-ЮЩ, если причастие образовано от глаголов 1 спряжения, и суффиксы -АЩ/-ЯЩ, если причастие образовано от глаголов 2 спряжения: говорящий от говорить, но пишущий от писать.
— В страдательных причастиях настоящего времени пишется суффикс -ЕМ, -ОМ, если причастие образовано от глагола 1 спряжения, и суффикс -ИМ, если причастие образовано от глагола 2 спряжения: читаемые, ведомый, видимый.
— В страдательных причастиях прошедшего времени перед НН пишется -А/-Я, если в неопределенной форме перед -ТЬ пишется -А/-Я — задержанный, обстрелянный; если же перед -ТЬ стоит -И или -Е, то в страдательном причастии пишется суффикс -ЕНН — простреленный, покалеченный.
6. Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных:
Н пишется
— если в слове нет приставки и пояснительного слова: рваный сапог, раненый солдат;
— в кратких причастиях в функции сказуемого: поле засеяно;
— в словах: кованый, жеваный, приданое, смышленый, посаженый (отец), званый (вечер);
— приставка НЕ не влияет на количество Н в слове;
НН пишется
— если есть приставка и поя
|
|
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!