Раздел V. Проблемы переходной экономики — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Раздел V. Проблемы переходной экономики

2017-10-21 205
Раздел V. Проблемы переходной экономики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основные направления экономической реформы в России

Концепция реформирования и программа рыночных преобразований в России

Основные направления и результаты реформирования, сегодняшние проблемы

Раздел I

ВВЕДЕНИЕ В КУРС. ОБЩИЕ ОСНОВЫ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Глава 1. Экономическая теория: предмет и методология

1.1. Экономика как единство производства, распределения,

обмена, потребления

1.2.Производство и потребности

1.3.Предмет и метод экономической теории

1.4.Основные направления экономической мысли

Экономическая теория не предлагает непредубежден­ного взгляда на общество, при котором в равной мере учиты­ваются все наличные факты. Напротив, экономический об­раз мышления выхватывает из широкого круга возможнос­тей лишь немногие, отбрасывая все остальное.

Прежде всего экономическая теория фокусирует внима­ние на том, как люди делают выбор. Выбор занимает настоль­ко важное место в экономической теории, что некоторые кри­тики обвиняют ее в том, что даже бедность и безработицу она трактует как результат добровольного выбора людей.

ПолХейне1

Понять проблемы курса можно, лишь разобравшись в воп­росах предмета экономической теории.

В отличие от многих дисциплин, суждение о которых скла­дывается по представлениям, лежащим на поверхности, опреде­ление предмета экономической теории требует "взгляда вглубь".

Исследование предмета экономической теории представ­ляет сложный процесс анализа взаимосвязей в экономике, ус­тойчивых, повторяемых, имеющих причинно-следственный ха­рактер, объективно обусловленных.

В главе рассматриваются:

• диалектический процесс общественного воспроизводства, представленный через призму последовательно сменяющих друг друга фаз производства, распределения, обмена, потребления;

• особенности постиндустриального развития;

• взаимосвязь производства и потребностей, классифика­ция потребностей, закон возвышения потребностей;

• проблема ограниченности ресурсов и безграничности по­требностей, подходы к ее решению с помощью графика произ­водственных возможностей;

• взаимосвязь организационно-экономических и социально-экономических отношений, предмет экономической теории;

• функции и методология экономической теории;

• школы экономической мысли и их представители.

 

 

1 Пол Хейне — профессор Сиэтлского университета, автор книги "Эко­номический образ мышления", представленной в качестве вводного курса экономического анализа. Книга выдержала ряд изданий в США, является одним из самых популярных курсов по экономике (русский перевод. М., 1991).

1.1. Экономика как единство производства, распределения, обмена, потребления

Введение в проблему

В повседневной жизни представления об экономике скла­дываются у людей при соприкосновении со многими окружаю­щими их явлениями действительности: ведении домашнего хо­зяйства, участии в производстве, покупке товаров и т. д.

Наряду с этим возникают и представления более широкого плана — о национальной экономике, мирохозяйственных свя­зях, формируемые на основе личного опыта, получаемые из раз­личных источников информации.

В процессе взаимодействия с объектами материальной жизни люди вступают в отношения между собой. При этом не­которые из складывающихся между ними отношений являют­ся случайными, другие отражают устойчивые, повторяемые, причинно-следственные связи, характеризующие тенденции экономического развития.

Экономическая наука изучает не отдельные, случайные, не­зависимые отношения, а те связи и явления, которые устойчи­вы, имеют причинно-следственный характер, повторяемы. Та­кие связи являются закономерными, составляющими основу экономических законов.

Изучение повторяемых причинно-следственных связей не­обходимо для повышения эффективности хозяйствования как на уровне отдельного звена, так и национальной экономики, яв­ляется важным фактором совершенствования механизма хозяй­ствования, повышения благосостояния нации и каждого чело­века в отдельности.

Формирование понятия. Трансформация представлений об экономике

По оценке исследователей, наиболее ранние суждения об экономическом устройстве общества были высказаны древ­некитайским мыслителем Конфуцием.

Конфуций — Кун-цзы (ок. 551-479 до н.э.), древнекитайс­кий мыслитель, педагог, государственный деятель, основополож­ник этико-политического учения конфуцианства. В молодости был чиновником по судебно-уголовным делам, но потерпел не­удачу на государственной службе. Организовал первую в Китае частную школу. Делил всех людей на четыре категории: 1) об­ладающих знаниями от рождения; 2) приобретающих их в про­цессе учения; 3) упорно учащихся, несмотря на трудности; 4) простой народ, испытывающий трудности и лишенный воз­можности учиться. Конфуций считал вполне естественным со­словное деление общества на высших, "благородных" людей, за­нимающихся умственным трудом, и низших, "простолюдинов", уделом которых является физический труд. Полагал, что народ должен много работать, меньше потреблять, не стремиться к комфорту. Вместе с тем осуждал чрезмерное накопление богат­ства. Выступал за незыблемость общественного и политическо­го строя// Экономическая энциклопедия. Политическая эконо­мия (далее — ЭЭПЭ). Т. 2. М., 1975. С. 221.

Им рассматриваются вопросы господства и подчинения, об­щественного разделения труда и др. Вместе с тем достаточно четкие представления об экономике как таковой, ее сущности, закономерностях в его учении отсутствуют.

Более глубокое осмысление экономического устройства об­щества является заслугой исследователей Древней Греции — Ксенофонта, Платона, Аристотеля.

Ксенофонт (ок. 430-355 гг. до н. э.) — представитель древне­греческой экономической мысли, историк и философ, идеолог ра­бовладельцев // ЭЭПЭ. Т. 2. М., 1975. С. 319.

Платон (428-348 гг. до н.э.) — древнегреческий философ, идео­лог рабовладельческой аристократии. Ученик Сократа. Основал шко­лу — Академию, ставшую центром философии идеализма. Дал глу­бокий анализ разделения труда // ЭЭПЭ. Т. 3. М., 1979. С. 263-264.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) — древнегреческий философ. Его отец Никомах был врачом и приближенным царя Аминты. Семнадцати лет Аристотель приехал в Афины (367 г. до н. э.), где поступил в школу Платона, в которой в течение 20 лет (до смерти Платона) был сначала учеником, потом преподавателем. В 347 г. открыл в Афинах свою школу, в которой являлся учителем и вос­питателем Александра Македонского. Там он развил поразитель­но активную научную, литературную и преподавательскую дея­тельность. Его многочисленные труды охватывают самые различ­ные области знания: философию, логику, психологию, этику, ри­торику, экономику и т. д. Более полно по сравнению с современ­никами исследовал механизмы разделения труда, основы нату­рального и товарного хозяйства, сущность и роль денег в эконо­мике // ЭЭПЭ. Т. 1. М., 1972. С. 85.

Идеи древних греков явились базовой основой для после­дующего развития экономической науки.

В их учении впервые вводится термин "экономия"oikonomia (греч.: oikos — дом, хозяйство, nomos — правило, закон). Современные исследователи приписывают эту заслугу Ксенофонту, который в одноименном трактате "Экономикос" ("Домострой") в форме диалога рассматривает разумные пра­вила ведения домашнего хозяйства и земледелия.

В аналогичном смысле употреблял понятие "экономия" и производное от него "экономика" Аристотель. Согласно иссле­дованиям, он впервые подверг анализу основные экономичес­кие явления и закономерности тогдашнего общества, стал, по существу, первым экономистом в истории науки.

Из древних римлян выделяются Катон, Варрон.

Катон (234-149 гг. до н.э.) — древнеримский землевладелец, государственный деятель, писатель. Происходил из зажиточной плебейской семьи. Добившись сенаторских должностей, высту­пал защитником аристократических привилегий. В трактате "О земледелии" отразил опыт и методы ведения рабовладельчес­кого хозяйства. Рекомендовал продавать излишки, покупать толь­ко то, что нельзя производить в собственном хозяйстве // ЭЭПЭ. Т. 2. М., 1975. С. 126.

Варрон (116-27 гг. до н.э.) — римский писатель и ученый-эн­циклопедист. Автор около 74 работ по истории литературы, фи­лософии, математике и т. д. Сохранилась его работа "Сельское хозяйство" // СЭС. М., 1989. С. 196.

В последующий период определение уточнялось, модифи­цировалось в соответствии с потребностями времени.

В настоящее время имеют место многоплановые представ­ления. Согласно трактовке Большой Советской Энциклопедии, Экономической Энциклопедии, Словаря русского языка С. И. Ожегова, экономика определяется как:

• совокупность производственных отношений, экономичес­кий базис общества;

• народное хозяйство данной страны или его части, вклю­чающее соответствующие отрасли и виды производства;

• отрасль науки, изучающая производственные отношения или их специфические стороны в определенной сфере произ­водства и обмена.

При исследовании экономики как отрасли науки выделяют два направления:

1) экономическую теорию;

2) конкретные экономические науки. Экономическая теория ориентируется на общие, базовые основы и механизмы функционирования экономики.

Конкретные экономические науки — на специфику эко­номических отношений, складывающихся в отдельных отрас­лях и сферах экономики — промышленности, сельском хозяй­стве и т. д.

Объектом изучения в данном курсе являются общие осно­вы экономики, механизмы функционирования и взаимодействия ее субъектов.

Главная функция экономики — создание благ, необходи­мых для жизнедеятельности людей.

Благото, что удовлетворяет потребности людей, от­вечает их целям, устремлениям.

Все разнообразие благ можно подразделить на два класса:

естественные продукты природы — лес, земля, недра и др.;

экономические блага — являющиеся результатом созида­тельной производительной деятельности людей. Именно произ­водство благ является основой экономики, отличия экономичес­ких благ от естественных продуктов природы.

Экономика прошла долгую эволюцию до достижения зре­лого состояния.

Существуют различные подходы к характеристике и оцен­ке такого рода процессов.

Эдуард Бернштейн (1850-1932) в работе "Экономическая эволюция" связывает возникновение экономики с формирова­нием и развитием хозяйственной деятельности, под которой по­нимает целенаправленный процесс регулярного и постоянного снабжения людей материальными благами. При этом концент­рирует внимание на двух ключевых моментах — 1) предусмот­рительности; 2) регулярности и повторяемости такого рода про­цессов.

Анализируя указанные процессы, отмечает: "Рассматривая цепь живых существ, можно заметить, что животное точно так же добывает себе материальные блага в форме пищевых припа­сов или в виде материалов для постройки своих жилищ. Но меж­ду животным и человеком существует различие. В то время как человек заботится о будущем, животное имеет обыкновенно в виду лишь удовлетворение непосредственных нужд. Только в виде отдельных исключений, как например, у хомяка и у пчелы, мы имеем дело с предвидением будущего и с соответствующим распределением пищевых запасов, и это действительно дает нам право говорить о существовании здесь некоторого рода хозяйства. Но, вообще говоря, животное лишено способности как предвидеть будущее, так и регулярно добывать себе средства к жизни.

Нужно заметить, что и у человека эта способность существу­ет далеко не на всех стадиях его развития. Дикарь, например, в действительности гораздо более беззаботен, чем многие виды жи­вотных. Мало того, некоторые первобытные племена столь не при­выкли заботиться о будущем, что при соприкосновении с цивили­зацией, которая приучает их к такого рода заботам, они теряют всю веселость своего характера именно потому, что она покоится на их беззаботности.... Дикарь должен работать, чтобы добыть себе пищу. Но он делает это только по инстинкту. Но так работать - это не значит заниматься хозяйственной деятельностью. Только на тех ступенях развития, когда уже сложились известные формы по­стоянной совместной жизни, человек начинает заниматься хозяй­ством, регулярно добывать себе материальные блага" 1.

Переход от одного к другому типу хозяйствования в исто­рическом процессе аналитики связывают со сменой цивилиза­ций. Как правило, выделяются 7 цивилизаций:

• неолитическая (новый каменный век, 8-3 тыс. лет до н. э.);

• восточно-рабовладельческая (бронзовый век, 4-0 тыс. до н. э.);

• античная (железный век, 1 тыс. лет до н. э. — X в. н. э.);

• раннефеодальная (0-XVI в. н. э.);

• прединдустриальная (ХП-ХХ в. н. э.);

• индустриальная (XX-XXI вв. н. э.);

• постиндустриальная (XX-XXI вв. н. э.).

Неолитическая цивилизация знаменует "вхождение" в экономическую эпоху, переход от присваивающего хозяйства (со­бирательство, охота) к производящему (земледелие, скотовод­ство), хотя присвоение продолжало играть большую роль. В эпо­ху "неолита" орудия из камня шлифовались, сверлились, по­явились глиняная посуда, прядение, ткачество.

В настоящее время очень редко (преимущественно в Аф­рике) встречаются племена, находящиеся на уровне "неолита".

Современные исследователи акцентируют внимание на за­кономерностях прединдустриального, индустриального, постин­дустриального развития, позволяющих понять сущность, спе­цифику, обусловленность важнейших общественных трансфор­маций.

При их анализе обусловленность перехода от одного к дру­гому типу хозяйствования связывают с количеством занятых в важнейших сферах производства. Критерием, как правило, яв­ляется ориентир на 2/3 (по некоторым оценкам - 3/4) занятых:

• в доиндустриальный период более 2/3 заняты в сельском хозяйстве;

• в индустриальный — более 2/3 заняты в промышленности;

• в постиндустриальный — более 2/3 заняты в сфере услуг.

Очевидно, что в зависимости от достигнутого уровня эко­номика имеет различные приоритетные задачи:

• развитие аграрного сектора экономики;

 

1 Эдуардъ Бернштейнъ. Экономическая Эволюция (Лекции по истории культуры). Перевод с немецкого А. В. Травкина. Под редакцией В. В. Битнера. С.-Петергург, Невский просп., № 40. Издательство "Въстника Знания" (В. В. Битнера).

 

• развитие индустриального сектора экономики;

• развитие сферы услуг.

В XX столетии экономика существенно расширила свои границы. Она охватила и социальную сферу, на которую правительства национальных государств затрачивают значительные денежные средства. Во многих странах сформировались экономика науки, образования, здравоохранения и других видов не­материального производства.

Структура современного общественного производства включает сферы материального, нематериального производ­ства, а также выделившуюся в особую сферу, интегрирующую производство материальных и нематериальных услуг, — сфе­ру услуг.

Характеризуемую "совокупность" можно представить с по­мощью рис. 1.1.

 

 

Рис. 1.1. Структура современного общественного производства

 

Каждый человек зависит от экономики. Поэтому понятен неподдельный интерес людей к ее проблемам, успешное реше­ние которых обеспечивает их необходимыми условиями жиз­недеятельности.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.