Взаимосвязь цены, спроса и предложения — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Взаимосвязь цены, спроса и предложения

2017-10-21 387
Взаимосвязь цены, спроса и предложения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В исследованных моделях представлены две отдельные (обособленные) взаимосвязи между предложением и ценами, спросом и ценами.

В действительности они взаимодействуют. Процесс купли-продажи интегрирует их взаимодействие. В отдельных случа­ях с учетом конкретных условий, места и времени в индивиду­альной сделке может выиграть одно лицо — либо продавец, либо покупатель. Вместе с тем такая ситуация не устойчива. В дру­гой промежуток времени их позиции поменяются. Диалектика рыночного взаимодействия ориентирована на интересы обеих сторон — и продавцов и покупателей. При этом формируется ситуация равновесия их интересов, интегрированная в установ­лении равновесного уровня рыночной цены, по которой прода­ется равновесное (ориентированное на интересы обеих сторон) количество товаров.

Графически позиция равновесия формируется следующим образом.

Совместив графики спроса и предложения (1 и Ш графи­ки), получим интегрированный график спроса и предложения, объединяющий производителей и потребителей товара, определяющий уровень рыночной цены, отвечающей интересам и производителей, и потребителей товара.

В точке пересечения (Е) спрос количественно равен пред­ложению. Уравновешивающая их цена равновесия в одинако­вой мере соответствует интересам сторон — продавцов и поку­пателей товара (рис. 4.5):

При неизменности условий рыночной среды цена равнове­сия, как правило, достаточно устойчива. Сформировавшееся при этом состояние рыночного равновесия означает, что величина спроса равна величине предложения, цена спроса равна цене предложения.

Вместе с тем, под влиянием ряда факторов, например, уве­личения числа производителей, изменения количества, цены товара, может произойти нарушение рыночного равновесия. При этом адаптивная рыночная система начнет движение к восста­новлению нарушенного равновесия.

Способность рынка, выведенного из состояния равновесия, вновь вернуться в равновесное состояние называется устойчи­востью. Как и в прямом варианте, факторами восстановления равновесия выступают цена, спрос и предложение.

Рассмотрим механизм восстановления нарушенного рыноч­ного равновесия при цене выше и ниже равновесного уровня (Рис. 4.6., Рис. 4.7.).

Допустим, что под влиянием ряда факторов цена равнове­сия товара повысилась с Р* до Р1 (рис. 4.6.), при этом величина предложения товара увеличилась с Q* до Q\. Вместе с тем ве­личина спроса уменьшилась с Q* до QJ1. При этом возник избы­ток предложения товара на рынке, равный разнице Qj-Qf, представляющий нереализованные товары, производители ко­торых понесут убытки. В этих

условиях для сохранения пози­ций в конкурентной борьбе производители вынуждены будут сократить производство и снизить цену товара в направлении движения к равновесной цене и равновесному количеству. При этом избыток предложения будет устранен, предложение ста­нет соответствовать спросу.

В другой ситуации - например, понижения цены товара с Р* до Р2 (рис. 4.7) объем спроса увеличится с Q* до Q^, при том, что объем предложения снизится с Q* до Q*. На рынке возник­нет дефицит товара, равный Qij - Q^. При этом потребители нач­нут конкурировать между собой за возможность купить товар, будут готовы заплатить за него более высокую цену. Конкурен­ция заставит производителей увеличить объем производства и цену товара, так же двигаться в направлении равновесной цены и равновесного количества. В результате дефицит товаров бу­дет устранен, предложение станет соответствовать спросу.

Таким образом, представленный анализ позволяет сделать вывод, что совершенно конкурентный рынок — саморегулиру­ющаяся система, способная самостоятельно вернуться в равно­весное положение, устранить избыток или дефицит товаров. Равновесие на совершенно конкурентном рынке является устойчивым.

 

Вместе с тем значительные изменения, связанные с вне­шними факторами, например, внедрением новых технологий, созданием более совершенных товаров в условиях развития НТР, изменением уровня цен, покупательских предпочтений и пр., могут нарушить рыночное равновесие. При этом саморегу­лирующаяся система сформирует новое состояние рыночного равновесия, так же восстанавливаемое и устойчивое.

Обобщив изложенное, можно отметить, что путь к равновесию — через колебательную динамику цены, спроса и предложения. При этом, с одной стороны, спрос и предложение ока­зывают влияние на цену.

С другой — цена оказывает влияние на спрос и предложение, формируя тот уровень спроса или предложения, который соответствует интересам продавца (производителя) или платежеспособности покупателя товаров.

Различают величину спроса и непосредственно спрос.

Спрос — платежеспособная потребность, характеризуется платежеспособностью покупателя, его денежными возможнос­тями.

Величина же спроса — его объем, определяется тем макси­мальным количеством благ, которые он может приобрести за данный период времени, в определенных условиях. При этом уровень цен, динамика покупательских предпочтений и пр. мо­гут оказать влияние на решения о покупке. Как правило, они отражаются на величине спроса, при этом сам спрос, как выра­жение платежеспособной потребности в товаре, не изменяется.

В современных условиях динамика важнейших составляю­щих рыночной экономики — спроса и предложения в зависимос­ти от изменения цен ориентирует на исследование актуальней­шей проблемы — ценовой эластичности спроса и предложения.

Ценовая эластичность спроса

Ценовая эластичность спроса показывает степень ко­личественного изменения спроса в зависимости от измене­ния цен.

Участники рынка, как правило, изучают, насколько чув­ствителен спрос к колебаниям цен. Если под влиянием неболь­шого изменения цен спрос почти не изменяется, он неэласти­чен. Если же при изменении цен спрос изменяется значительно, он эластичен.

Спрос менее эластичен, если:

• товару нет замены или отсутствуют конкуренты;

• покупатели не сразу замечают повышение цен;

• покупатели медленно меняют свои покупательские при­вычки и не торопятся искать более дешевые товары (товары-заменители);

• покупатели считают, что повышение цены оправдано по­вышением качества товара.

Наименьшей эластичностью отличается спрос на товары первой необходимости — продукты питания, некоторые виды одежды, обуви, туалета, некоторые жилищные принадлежности и т. д. Люди не могут обходиться без них. Поэтому повыше­ние цен на них не ведет к существенному сокращению их по­требления. Этот же эффект обеспечивает приверженность к марке, которая также создает неэластичный спрос, поскольку потребители не нуждаются в замене* и не соглашаются с ней. Неэластичность спроса увеличивают чрезвычайные обстоя­тельства (водитель со спущенной шиной заплатит за замену больше, чем потребитель, у которого есть время для поисков) и т. д.

Вместе с тем спрос на предметы роскоши отличается высо­кой эластичностью. Эластичностью отличается спрос на то­вары и услуги, имеющие аналоги, взаимозаменяемые товары, по которым достаточен выбор, нет срочности в покупке. Спрос на них в значительной мере зависит от цены. При этом увеличе­ние цен может привести к покупке заменителя или отложенной покупке. Снижение цен, наоборот, увеличит объем реализации, отвлечет покупателей от конкурентов, заставит совершить по­купку. Поэтому при эластичном спросе целесообразно изме­нить цену.

Ценовая эластичность спроса определяется отношением изменения величины спроса (требуемого количества товара в %) к изменению цен (в %).

Коэффициент эластичности спроса Изменение величины спроса, %

Изменение цен, %

Как правило, при эластичном спросе коэффициент эластич­ности больше единицы. При этом небольшие изменения в ценах приводят к большим изменениям в размерах спроса.

При неэластичном спросе коэффициент эластичности меньше единицы. Ценовые изменения незначительно влияют на объем спроса.

Эластичность спроса может варьировать зависимости от ди­апазона изменения цен на товары. При очень высоких ценах про­дажа товаров сокращается, при очень низких — спрос невозмож­но стимулировать далее, поскольку рынок насыщен товарами.

Актуальной для современного периода, когда рынок насы­щен потребительскими товарами, является проблема "перекре­стной ценовой эластичности". Она определяется отношени­ем относительного изменения величины спроса на один товар (например, товар А) к относительному изменению цены другого товара (например, товара В).

Показатель перекрестной ценовой эластичности, или элас­тичности спроса на товар А по цене товара В, используется в экономических исследованиях для определения того, имеется ли связь в потреблении между рассматриваемыми товарами, при наличии таковой — для выяснения характера этой взаимо­связи, возможной взаимозаменяемости.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.