Темы рефератов, соответствующие актуальным проблемам, обозначенным в содержании основных разделов программы курса «Философия и методология науки» — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Темы рефератов, соответствующие актуальным проблемам, обозначенным в содержании основных разделов программы курса «Философия и методология науки»

2017-10-16 478
Темы рефератов, соответствующие актуальным проблемам, обозначенным в содержании основных разделов программы курса «Философия и методология науки» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Философия и мировоззренческие основания культуры.

2. Философия в духовном опыте современного общества.

3. Философия и национальное самосознание.

4. Философия и миф в культуре традиционных и современных обществ.

5. Философия и религия: формы диалога и опосредования в истории культуры.

6. Философия и искусство.

7. Философия и наука: общее и особенное в духовном освоении действительности.

8. Язык философии. Категории философии и универсалии культуры.

9. Философы о философии: классические и постклассические интерпретации.

10. Ф. Скорина как мыслитель и философ.

11. С. Будный в белорусской культуре и философии.

12. Философия и развитие белорусского национального самосознания.

13. Беларусь и Россия в пространстве восточнославянской цивилизации.

14. Бытие как проблема философии.

15. Феномен нигилизма в европейской философии и культуре: от Ницше к Хайдеггеру.

16. Пространство и время как категории философии и культуры.

17. Бытие человека и время.

18. Философия природы и экологические ценности современной цивилизации.

19. Становление и развитие экологической этики в современной культуре.

20. Приоритеты экосознания в постчернобыльской Беларуси.

21. Принцип глобального эволюционизма в современной научной картине мира.

22. Диалектика как философская теория развития и метод мышления. Диалектическая логика как философско-методологический проект.

23. Синергетика и становление нелинейной методологии познания.

24. Философия человека в культурных традициях Запада и Востока.

25. Проблема антропосоциогенеза в философии и науке.

26. Аналитика человеческого бытия в философии экзистенциализма. Свобода и ответственность как экзистенциальные характеристики бытия человека.

27. Проблема смысла жизни человека в классической и современной философии.

28. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества.

29. Игра как феномен человеческого бытия.

30. Человек в системе социальных коммуникаций.

31. Сознание и языковые структуры.

32. Концепция сознания в философии Э. Гуссерля.

33. Сознание и самосознание. Проблема «Я».

34. Проблема искусственного интеллекта в современной философии и науке.

35. Проблема человека в философии марксизма.

36. Знание и вера в структуре познавательного процесса.

37. Что есть истина? Истина и ценность, истина и правда, истина и заблуждение.

38. Истина и релятивизм в современной философии науки.

39. Место и роль социальной философии в системе современного философского знания.

40. Проблема социальной стратификации в современной философии.

41. Марксистская концепция социума.

42. Общество как суперсистема в социальной философии П.А. Сорокина.

43. Социальный конфликт; его статус и роль в современном историческом процессе.

44. Феномен терроризма в современном обществе: социально-философский анализ.

45. Проблема социального прогресса как предмет осмысления в современной философии истории.

46. Философия истории Г. Гегеля.

47. Материалистическое понимание истории К. Марксом.

48. Идея морфологии культуры в концепции истории О. Шпенглера.

49. Идея локальных цивилизаций в концепции А. Тойнби.

50. Смысл и назначение истории в философии К.Ясперса.

51. Концепция «столкновения цивилизаций» С.Хантингтона и современный исторический процесс.

52. Идея «конца истории» в социальной философии Ф. Фукуямы.

53. Феномен «информационного общества»: основные понятия и методологические подходы.

54. Пределы роста техногенной цивилизации в футурологических моделях Римского клуба.

55. Социально-философский смысл евразийства.

56. Феномен глобализации в современном мире: проблемы и перспективы.

57. Белорусская модель социально-экономического развития и цивилизацией иные вызовы современности.

58. Устойчивое развитие как императив современной цивилизационной динамики.

59. Техника как объект социально-философского осмысления.

60. Человек в техносфере. Проблемы становления техноструктуры XXI столетия.

61. Современные технологии и «высокое напряжение» в структуре постиндустриальных обществ.

62. Феномен власти как предмет осмысления в современной социальной философии.

63. Власть и насилие. Феномен тоталитаризма в социальной практике XX века.

64. Политическая власть и социальный интерес.

65. Государство и гражданское общество: возможные формы взаимодействия.

66. Культура как предмет осмысления в современной философии.

67. Традиции и новации в динамике культуры.

68. Современное искусство и философия: грани взаимодействия.

69. Природа нравственного сознания и антиномии морального выбора.

70. Феномен современного религиозного ренессанса в постсоветских обществах.

71. Современный религиозный фундаментализм: истоки и направления эволюции.

72. Наука и религия: возможности и границы диалога.

73. Наука как предмет философско-методологического исследования.

74. Философия и наука: исторические формы взаимосвязи,

75. Наука и вненаучное знание в современной культуре.

76. Методологические новации в современной философии науки.

77. Неклассический и постнеклассический этапы в развитии современной науки.

78. Наука в постиндустриальном обществе.

79. Научная теория как предмет философско-методологического анализа.

80. Эмпирическое познание и факты науки.

81. Научная картина мира и ее эволюция.

82. Феномен научной революции как предмет философско-методологического анализа.

83. Научный прогресс: единство когнитивных и социокультурных параметров.

84. Дифференциация и интеграция научного знания как закономерности развития современной науки.

85. Системный подход как общенаучная методологическая программа.

86. Научное исследование как предмет методологического анализа.

87. Методы исследования в современной науке.

88. Научное сообщество и школы в науке.

89. Проблема коммуникации в современной науке.

90. Этика науки и нормы научного этоса.

91. Проблема аргументации в современной науке.

92. Наука и власть: возможность и границы диалога.

93. Наука и нравственность: свобода и социальная ответственность ученого.

94. Наука как ценность в современной культуре. Дилемма сциентизма и антисциентизма.

95. Философия постмодернизма: духовно-теоретические истоки и основные этапы развития.

96. Философия и футурология.

97. Проблема научной рациональности как предмет философско-методологического исследования.

 

Примерные вопросы к кандидатскому экзамену по курсу

«Философия и методология науки»

Гг.

1. Проблема определения философии и ее предметное поле. Философия и мировоззрение.

2. Социокультурный статус и функции философии. Структура современного философского знания.

3. Система современного философского знания. Философия и другие формы культуротворчества (право, политика, наука).

4. Специфика научного познания. Научное и вненаучное познание.

5. Понятие научной революции и парадигм научного знания.

6. Особенности социально-гуманитарного познания. Взаимосвязь научных и социальных революций в период становления и развития техногенного общества.

7. Особенности мифологии как исторического типа мировоззрения. Кризис мифологического мышления и возникновение философии. Понятие космоцентрического типа мировоззрения.

8. Особенности восточной философии. Восточная преднаука.

9. Роль философии в становлении античного идеала науки.

10. Философия в период Средневековья.

11. Идейные предпосылки коперниканской научной революции II пол. XVI-XVII вв. (Р.Декарт, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Б. Спиноза).

12. Роль философии эпохи Просвещения в идейной подготовке великих социальных и научной революции конца XVIII.

13. Роль немецкой классической философии в формировании культурно-исторической парадигмы социального знания и идей глобального эволюционизма.

14. Отличительные черты классической и неклассической философии. Неклассическая философия и неклассическая наука первой половины XX в.

15. Марксизм как великий проект социальных преобразований.

16. Исторические этапы, характерные черты и причины кризиса современной техногенной цивилизации.

17. Эколого-футурологическая парадигма социального знания.

18. Философское осмысление проблемы бытия, его формы. Пространственно-временные характеристики бытия.

19. Эволюция представлений о материи в истории философии и науке. Современная наука о строении материального бытия.

20. Природа как среда обитания человека. Идея коэволюции человека и природы. Проблема устойчивого развития системы «общество-природа».

21. Динамизм бытия: движение и развитие.

22. Понятие метода и методологии. Общенаучные методы познания. Понятие философского метода.

23. Основные этапы становления и развития диалектического мышления.

24. Диалектическая логика как методология научного познания.

25. Диалектика и синергетика. Роль синергетики в осмыслении эволюционных процессов.

26. Развитие концепций познания в истории философии и науке.

27. Структура познавательной деятельности. Познание и творчество.

28. Проблема истины в социогуманитарном знании. Истина и ценность, истина и правда, истина и ложь.

29. Наука как сложноорганизованная система. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

30. Наука как социальный институт.

31. Ролевая структура научной деятельности. Мировоззренческая и инструментальная ценность науки.

32. Эмпирические проблемы современной науки.

33. Методы эмпирического исследования: наблюдение, описание, измерение, эксперимент.

34. Методы теоретического исследования: идеализация, формализация, мысленный эксперимент, гипотетико-дедуктивный метод, метод математической гипотезы.

35. Возможности и перспективы междисциплинарной методологии. Роль философии в становлении современных исследований в области права и экономики.

36. Человек как предмет философского и научного анализа. Биосоциальная природа человека. Современные проблемы социоантропогенеза.

37. Понятие личности. Исторические типы взаимоотношения личности и общества. Права человека.

38. Жизнь и смерть в духовном опыте человека. Проблемы смысла жизни.

39. Философия и образование.

40. Общество как объект социально-гумаитарного познания.

41. Общество как саморазвивающаяся система: сферы социальной жизни общества.

42. Понятие социальной структуры общества. Трансформация социальной жизни в процессе глобализации. Проблемы сохранения развития белорусской национальной культуры и государственности в эпоху глобализации.

43. Концепции исторического развития общества в домарксистской философии.

44. Современные подходы к решению проблемы исторического развития общества. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса в современной философии.

45. Сознание как предмет философского осмысления. Происхождение, сущность и структура сознания.

46. Понятие культуры. Формы культуротворчества и их взаимосвязь.

47. Исследовательские программы в обществознании: редукционизм, этноцентризм, органицизм, историзм.

48. Диалектика как философская теория развития.

49. Концепция биосферы. Глобальный эволюционизм и ноосфера.

50. Методологическое значение категорий и законов диалектики в научном познании.

РАЗДЕЛ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

Кол-во вопросов в тесте: 36

Вопрос 1

Выберите суждение, характеризующие такой феномен духовного мира человека и общества, как мировоззрение:

1. мировоззрение – это форма организации самосознания индивида и общества

2. мировоззрение – представление о мире и месте человека в ней

3. мировоззрение – это совокупность индивидуального опыта человека

4.мировоззрение – это строгая непротиворечивая система суждений о природе

Вопрос 2


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.