Модуль Б. Философия социально-гуманитарного познания — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Модуль Б. Философия социально-гуманитарного познания

2017-10-16 422
Модуль Б. Философия социально-гуманитарного познания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Арон, Р. Этапы социологической мысли / Р.Арон. - М., 1993.

2. Бурдье, П. Социальное пространство: поля и практики / П.Бурдье. - М., 2005.

3. Василькова, В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем / В.В.Василькова. - СПб., 1999.

4. Виндельбанд, В. Избранное: Дух и история / В.Виндельбанд. - М., 1995.

5. Качанов, Ю. Эпистемология социальной науки / Ю.Качанов. - СПб., 2007.

6. Кравченко, С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения: учебник / С.А.Кравченко. - 3-е изд. - М., 2007.

7. Микешина, Л.А. Новые образы познания и реальности / Л.А.Микешина, М.Ю.Опенков. - М., 1997.

8. Патнэм, Х. Разум, истина и история / Х.Патнэм. - М., 2002.

9. Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре / Г.Риккерт. - М., 1998.

10. Сергейчик, Е.М. Философия истории / Е.М.Сергейчик. - СПб., 2002.

11. Теория познания: в 4-х т. - М., 1995. - Т. 4: Познание социальной реальности.

12. Трельч, Э. Историзм и его проблемы / Э.Трельч. - М., 1994.

13. Уинч, П. Идея социальной науки / П.Уинч. - М., 1996.

14. Федотова, В.Г. Практическое и духовное освоение действительности / В.Г.Федотова. - М., 1991.

15. Фрейд, З. Психоаналитические этюды / З.Фрейд. - Минск, 1991.

16. Шпанн, О. Философия истории / О.Шпанн. - СПб., 2005.

17. Шпенглер, О. Человек и техника / О.Шпенглер // Культурология. XX век. Антология. - М., 1999.

18. Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики / общ. ред. В.Н.Садовский. - М., 2000.

РАЗДЕЛ IV. Философия, наука, человек в начале третьего тысячелетия

1. Анохина, В.В. Экологические проекции социальной динамики и культурные традиции / В.В.Анохина. - Минск, 2003.

2. Бауман, З. Глобализация. Последствия для человека и общества / З.Бауман. - М., 2004.

3. Бек, У. Что такое глобализация? / У.Бек. - М., 2001.

4. Валлерстайн, И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире / И.Валлерстайн. - СПб., 2001.

5. Водопьянов, П.А. Великий день гнева: экология и эсхатология / П.А.Водопьянов, В.С.Крисаченко. - Минск, 1993.

6. Делягин, М.Г. Мировой кризис: Общая теория глобализации / М.Г.Делягин. - М., 2003.

7. Деррида, Ж. О грамматологии / Ж.Деррида. - М., 2000.

8. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М.Кастельс. - М., 2000.

9. Козловский, П. Культура постмодерна / П.Козловский. - М., 1997.

10. Лазаревич, А.А. Глобальное коммуникационное общество / А.А.Лазаревич. - Минск, 2008.

11. Лиотар, Ж.-Ф. Постмодернистское состояние: доклад о знании / Ж.-Ф.Лиотар // Философия эпохи постмодерна. - Минск, 1996.

12. Маньковская, Н.Б. Эстетика постмодернизма / Н.Б.Маньковская. - СПб., 2000.

13. Панарин, А.С. Искушение глобализмом / А.С.Панарин. - М., 2000.

14. Пантин, В.И. Философия истории / В.И.Пантин, В.В.Лапкин. - М., 2006.

15. Уткин, А.И. Новый мировой порядок / А.И.Уткин. - М., 2006.

16. Философия. Глобализация. Интеграция: монография // В.И.Чуешов [и др.]; под общ. ред. проф. В.И. Чуешова. - Минск, 2006.

17. Фукуяма, Ф. Сильное государство / Ф.Фукуяма. - М., 2010.

18. Хабермас, Ю. Философский дискурс о модерне / Ю.Хабермас. - М., 2003.

19. Хантингтон, С. Третья волна. Демократизация в конце XX века / С.Хантингтон. - М., 2003.

20. Хантингтон, С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности / С.Хантингтон. - М., 2004.

21. Человек. Наука. Цивилизация. К 75-летию академика В.С.Стёпина. - М.: Канон+, 2004.

22. Чумаков А.Н. Метафизика глобализации / А.Н.Чумаков. - М., 2006.

23. Яковец, Ю.В. Эпохальные инновации XXI века / Ю.В.Яковец. - М., 2004.

 

Глоссарий

Абстракция – (от лат.abstractio – отвлечение):1)сторона, момент, часть целого, фрагмент действительности, нечто неразвитое, одностороннее, фрагментное (абстрактное); 2)одна из сторон познания, состоящая в мысленном отвлечении от ряда свойств и отношений предметов и выделении интересующего в данный момент субъекта какого-либо свойства или отношения; 3)в узком смысле – результат абстрагирующей деятельности мышления: различного рода «абстрактные предметы», представляющие собой как отдельные понятия и категории, так и их системы.

Агностицизм – учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира; термин введен английским естествоиспытателем Гексли. Агностик разрывает сущность и явление, не идет дальне ощущений.

Адекватность – соответствие, равенство, эквивалентность. В теории познания означает соответствие отображения оригиналу – объекту, благодаря чему они имеют характер объективных истин.

Аксиология (теория ценностей) – философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т. е. о связи различных ценностей между собой, с социальными культурными факторами и структурой личности.

Аксиома – 1)исходное положение какой-либо теории, лежащее в основе доказательств других положений этой теории, в пределах которой оно принимается без доказательства; 2)бесспорная, не требующая доказательства истина.

Акциденция – временное, преходящее, несущественное свойство вещи в отличие от существенного, субстанциального (Аристотель).

Алогизм – отрицание или резкое преуменьшение логического мышления как средства достижения истины.

Альтернатива – необходимость выбора одного из двух (или нескольких) взаимоисключающих решений (возможностей).

Аналитическая философия – направление западной философии ХХв.. в котором анализ языковых средств выражения знаний рассматривается как основной способ постановки и решения философских проблем.

Аналогия – 1)сходство в каком-либо отношении между предметами и явлениями; 2)установление сходства некоторых сторон, свойств и отношений между нетождественными объектами; познание путем сравнения, на основе чего делается соответствующий вывод – умозаключение по аналогии.

Анимизм – верование в душу и духов, их влияние на жизнь людей, животных, на предметы и явления окружающего мира.

Антивещество – вещество, образованное из античастиц.

Антикумулятивизм – модель развития научного знания, отрицающая в противовес кумулятивизму его непрерывность и преемственность и преувеличивающая роль революционных скачков в познавательной деятельности и науке.

Антилогизм – формула логики, выражающая несовместимость посылок категорического силлогизма с отрицанием его заключения.

Антиномия – появление в ходе рассуждений двух противоречащих, но представляющихся одинаково обоснованными суждений.

Антисциентизм – характерная для общественного сознания ХХ в. философско-мировоззренческая позиция, сторонники которой подвергают резкой критике науку и технику, которые, по их мнению, не в состоянии обеспечить социальный прогресс, улучшить жизнь людей, чреваты катастрофическими последствиями для всего живого на Земле.

Аттрактор – организующий фактор в поведении системы.

Антропологизм – философская концепция, представители которой усматривают в понятии «человек» основную мировоззренческую категорию и утверждают, что, исходя из нее, можно разработать систему представлений о природе, обществе и мышлении.

Антропология – наука о человеке, его становлении, развитии и будущем.

Антропософия – развиваемое Р. Штейнером оккультно-мистическое учение о человеке как носителе тайных, духовных сил.

Апологетика – защита и оправдание вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму.

Апория – понятие, означающее в философии трудноразрешимую проблему.

Апперцепция – понятие философии и психологии. Обозначающее воздействие общего содержания психической деятельности, всего предыдущего опыта человека на его восприятие предметов и явлений.

Априори – термин, означающий знание, полученное до и независимо от опыта, изначально присуще сознанию.

Аргумент – логический довод, суждение или их совокупность, которые служат основанием для доказательства истинности каких-либо других суждений, законов, теорий.

Артефакт – созданный человеком искусственный объект.

Атрибут – неотъемлемое, существенное свойство объекта.

Бесконечное и конечное – категории, выражающие неразрывно связанные между собой противоположные стороны объективного мира.

Биогенез – концепция, согласно которой все живое может происходить только от живого, поскольку якобы между живой и неживой природой находится непреодолимая преграда.

Биологические и социальное – понятия, характеризующие качественную специфику и взаимодействие двух органически связанных уровней развития материи: живой природы и ее высшей формы – жизнедеятельности человеческого общества.

Биосфера – земная оболочка, состоящая из атмосферы, гидросферы и верхней части литосферы, где протекает жизнь.

Бифуркация – разветвление в траектории движения, развития системы в определенной точке (бифуркации); «точка» возникновения новых тенденций развития.

Бихевиоризм – направление, которое сводит психические явления к реакциям организма, отождествляет сознание и поведение, основной единицей считает связь (корреляцию) стимула и реакции.

Бытие – философская категория, обозначающая: 1) все когда-либо существовавшее, ныне существующее, или «наличное бытие», и все имеющее внутренний потенциал реализации в будущем. В этом смысле «бытие» синонимично Вселенной; 2) исходное начало, основание и сущность мироздания. В этом значении Бытие выступает как высший, запредельный принцип Вселенной.

Вера – состояние субъекта, тесно связанное с духовным миром личности, возникающее на основе определенной информации об объекте, выраженной в идеях и образах, сопровождающееся эмоцией уверенности и рядом других чувств и служащее мотивом, стимулом, установкой и ориентиром человеческой деятельности.

Верификация – проверка истинности теоретических положений, установление достоверности научных знаний опытным путем (с помощью наблюдения, измерения, эксперимента).

Вещь – часть материального мира, имеющая относительно самостоятельное существование.

Виртуальный – такой, который может или должен проявиться, приобрести способность существования при определенных условиях.

Виртуальная реальность – в постклассической науке – совокупность объектов порождаемого уровня реальности, который является результатом (следствием) активности низлежащего, порождающего ее слоя. Актуальное существование объектов в виртуальной реальности полностью обусловлено непрерывным процессом их воспроизведения порождающей реальностью, и при его завершении эти объекты исчезают.

Власть – форма социальных отношений, характеризующаяся способностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей, социальных групп и классов посредством экономических, идеологических и организационно-правовых механизмов, а также с помощью авторитета, традиций, насилия, права.

Волюнтаризм – философская, мировоззренческая позиция, суть которой состоит в признании воли в качестве первоосновы сущего, либо акта воления в качестве высшего принципа бытия.

Время – форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем.

Гедонизм – принцип обоснования моральных требований, согласно которому добро определяется как то, что приносит наслаждение и избавление от страданий, а зло – как то, что влечет за собой страдание.

Генезис – философская категория, выражающая процесс образования и становления какого-либо явления.

Геополитика – искусство управления государством.

Герменевтика – искусство и теория истолкования, имеющего целью выявить смысл текста, исходя из его объективных и субъективных оснований.

Гештальт – главное понятие гештальтпсихологии – науки о человеческой психике, основанной на принципе целостности (целостного образа) при анализе психологических явлений.

Гилозоизм – философское учение об универсальной одушевленности материи.

Глобалистика – новая организационная форма науки постклассического типа; полидисциплинарно-кооперативная область знания; наука, изучающая наиболее общие закономерности развития человечества, становление внутренне взаимозависимого, связанного планетарного социума и проблемы управления им в единстве, взаимодействии глобальных сфер человеческой деятельности – экономической, социальной, экологической, политической и др. Предметом глобалистики являются глобальные отношения во многих сферах деятельности, а также общие перспективы устойчивого развития, существования мировой цивилизации.

Глобальные проблемы – комплекс общечеловеческих проблем современности, затрагивающих как мир в целом, так и его регионы или страны, и решение которых зависит от усилий всех или большинства государств нашей планеты.

Глобальный эволюционизм – интегративное исследовательское направление, содержанием которого является мировой эволюционный процесс, осуществляющийся вследствие действий общих принципов самоорганизации материи. Глобальный эволюционизм включает в себя четыре типа эволюции: космическую, биологическую, социальную в их преемственной связи.

Государство – основной институт политических систем классового общества, осуществляющий управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры.

Гражданское общество – сфера самоуправления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации деятельности этих граждан и организаций со стороны государственной власти.

Гуманизм – система взглядов, выражающих признание ценности человека как личности, его прав на свободу, счастье и равенство, уважение принципов справедливости и милосердия как норм отношений между людьми, борьба за создание условий для свободного развития человеческих сил и способностей.

Движение – способ существования материи; оно абсолютно или противоречиво, существует в различных формах, взаимодействующих друг с другом.

Двойственная истина – термин, обозначающий учение о взаимной независимости истин философии и богословия, возникший в эпоху Средневековья и направленный на утверждение автономии науки, разума от религии.

Деизм – учение, которое признает существование бога в качестве безличной первопричины мира, развивающегося по своим собственным законам.

Демаркация в науке – определение границ между эмпирическими и теоретическими науками, наукой и философией, научным и вненаучным знанием.

Демократия – форма государственно-политического устройства, которой присущи следующие признаки: признание воли большинства в качестве источника власти, установление и соблюдение прав и свобод граждан, их равноправия, возможности управлять процессами общественной жизни, верховенство правого закона.

Дефиниция – определение какого-либо понятия, отражающее его существенные признаки.

Деятельность – представляет собой процесс, в ходе которого человек творчески преобразует природу, делая тем самым себя деятельным субъектом, а осваиваемые им явления природы – объектом своей деятельности.

Диалектика – наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека и мышления.

Диалектическая логика – наука о законах и формах отражения в мышлении развития объективного мира, о развитии самого познания.

Дискретный – прерывный, состоящий из отдельных частей. Соответственно: дискретность – прерывность.

Дискурсивный – рассудочный, опосредованный, логический, демонстративный, в отличие от чувственного, созерцательного.

Догматизм – некритический, односторонний тип мышления, который в восприятии, оценке, понимании реалий не учитывает специфические условия места, времени, действия и опирается на произвольные, бездоказательные, предвзятые построения и конструкции.

Доказательство – мыслительная логическая процедура, при которой выражение с неизвестным пока значением выводится из высказываний, истинность которых уже установлена.

Духовное производство – понятие для характеристики производства различных идей, знаний, представлений, художественных ценностей.

Евгеника – учение о целях, средствах и условиях достижения высшего качества наследственности человека.

Жизнь – форма движения материи, качественно более высокая, чем физическая и химическая формы, но включающая их в «снятом» виде; реализуется в индивидуальных биологических организмах и их совокупностях (популяциях, видах и т. п.).

Заблуждение – неадекватное отражение действительности, обусловленное в каждый данный момент ограниченностью общественно-исторической практики и знания, а также абсолютизацией наличных взглядов, приемов, подходов.

Закон – внутренняя существенная и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение; на основе знания закона возможно достоверное предвидение течения процесса. Типы законов в объективном мире весьма многообразны; различаются также по степени общности и сфере действия: частные, или специфические, всеобщие, которые выражают взаимосвязь между универсальными свойствами и атрибутами материи.

Знание – продукт общественной материальной и духовной деятельности людей, идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира, природного и человеческого.

Идеал – (греч. idea – вид, образ, представление, понятие) общественно-соответствующее экономическим и политическим интересам какой-либо социальной группы представление о наиболее совершенном общественном строе, который является конечной целью ее стремлений и деятельности.

Идеальное – субъективный образ объективной реальности, возникающий в процессе целесообразной деятельности человека.

Имманентное – внутренне присущее тому или иному предмету, явлению или процессу свойство (закономерность).

Императив – предписание, требование, приказ, закон.

Имплицитный – скрытый, неявный, подразумеваемый; противоположное - эксплицитный.

Индивид – единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям.

Интерес – причина действий индивидов, различных устойчивых социальных общностей, определяющая их социальное поведение.

Интерпретация – 1)истолкование, разъяснение смысла, значения чего-либо; 2)приписывание определенных характеристик исследуемому объекту, явлению, процессу; 3)в логике – приписывание некоторого содержательного смысла или значения символам и формулам формальной системы.

Интуиция – способность непосредственного постижения истины.

Интуитивизм – философское течение, отдающее предпочтение в противовес рациональному познанию, непосредственному постижению действительности, основанному на интуиции.

Истина – правильное, достоверное отражение предметов и явлений действительности, цель духовного освоения человеком мира.

Картина мира целостный образ мира, имеющий исторически обусловленный характер; формируется в обществе в рамках исходных мировоззренческих установок, обусловливает специфический способ восприятия мира. Выделяется 3 разноуровневых типа научной картины мира: 1) общенаучная (объединяющая представления о природе и человеке); 2) естественнонаучная (представляющая комплекс воззрений на природу); 3) частнонаучная (являющаяся образами исследуемых отдельных значительных фрагментов действительности – биологической, геологической и т. п.).

Категории – формы осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества и мышления.

Когеренция – согласование протекания процесса, фаз; связь элементов, структур, систем.

Когнитивный – познаваемый, соответствующий познанию.

Космогония – область науки, в которой изучается происхождение и развитие небесных тел и их систем.

Коэволюция – со-развитие; совокупность представлений о согласованном развитии общества и природы.

Креативность – понятие, обозначающее способность человека к творчеству, создание новой, искусственной реальности, не существующей в природе.

Креационизм– идеалистическое учение о сотворении мира, живой и неживой природы в едином творческом акте, о сверхестественном происхождении всех видов животных и растений (в биологии).

Культура – социально-прогрессивная творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, являющаяся диалектическим единством процессов опредемечивания (создания различных ценностей) и распредмечивания (освоение культурного наследия), направленная на преобразование действительности; специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда.

Кумулятивизм – реальный процесс, совокупность исследовательских приемов, выражающих тенденцию развития науки путем непрерывного, постепенного накопления знания, эволюционно, с сохранением тех элементов знаний, которые соответствуют новым, более точным теориям.

Линейность – простейшая траектория развития, изображаемая на графике прямой линией.

Логический позитивизм – философское течение в рамках неопозитивизма ХХв., стремившееся полностью формализовать язык науки с помощью логики и математики.

Логос – слово, учение.

Материя объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания; она охватывает бесконечное множество реально существующих объектов и систем мира, является субстанциональной основой всевозможных свойств и форм движения материи, не существует иначе, как только в бесчисленном множестве конкретных форм, различных объектов и систем.

Менталитет – устойчивая настроенность внутреннего мира людей, сплачивающая их социальные и исторические общности; совокупность установок и предрасположений индивидов к определенному типу мышления и действия.

Метатеория – теория, изучающая и описывающая структуру, свойства, методы какой-либо другой (предметной) теории.

Метафизика – учение о неизменных, раз и навсегда данных и недоступных опыту начал мира, рассматривающие явления вне их взаимных связей, вне движения, изменения и развития.

Метафора – оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-нибудь аналогии, сходства, сравнения.

Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Метод – способ построения и обоснования системы философского знания; совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

Механицизм – мировоззрение, объясняющее развитие природы и общества законами механической формы движения материи, которые рассматриваются как универсальные и распространяются на все виды материального движения.

Мораль – один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.

Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях, связанный с решением тех или иных задач, с обобщением и способами опосредствованного познания действительности; высший продукт особым образом организованной материи – мозга.

Нарратив – рассказ, повесть, изложение факта.

Научная картина мира – обобщенная форма теоретических знаний о природе, включающая в себя наиболее важные теории, гипотезы и факты.

Научный метод – совокупность принципов, правил, норм, регламентирующих познавательную деятельность, обславливающих ее эвристические возможности и содержание получаемых знаний.

Недиалектический способ мышления – рассмотрение явлений вне их взаимосвязи и развитии.

Нравы – обычаи, имеющие нравственное значение, поддерживаемые в обществе посредством моральных отношений, или, наоборот, представляющие собой отступления от требований нравственности.

Общественная закономерность – объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений общественной жизни или этапов исторического процесса, характеризующая поступательное развитие истории.

Общественное бытие – материальное отношение людей к природе, друг к другу, возникающее вместе со становлением человеческого общества и существующее независимо от общественного сознания.

Общественное сознание – целостное духовное явление, обладающее определенной внутренней структурой, включающей различные уровни (теоретический и обыденный) и формы сознания (политическое, правовое, нравственное, религиозное, эстетическое, философское, научное).

Общественные отношения – многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.

Общество– в широком смысле слова – обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей; в узком смысле слова – определенный этап развития человеческой истории.

Объективность – философский принцип, основанный на признании существования объективной реальности и т.д., включающий требования разработки, применения соответствующих методов познания и получения объективно истинных знаний с учетом социокультурных факторов развития науки.

Объяснение – функция научного познания, заключающаяся в раскрытии сущностных характеристик объекта, законов его существования.

Описание – метод эмпирического познания, представляющий собой упорядоченную, достоверную регистрацию данных наблюдения или эксперимента при помощи принятых в науке систем обозначений.

Опровержение – мысленная процедура, заключающаяся в установлении ложности каких-либо утверждений и следствий из них посредством доказательств противоположных утверждений и следствий.

Отражение – всеобщее свойство материи, состоящее в воспроизведении признаков и свойств, связи отражаемого объекта; взаимная представленность свойств одной системы в другой при их взаимодействии.

Пантеизм – учение, которое растворяет бога в природе.
Позитивизм, неопозитивизм – одно из основных направлений философии ХХ в., занимающееся проблемами науки, специально – научного знания и анализа языковых форм знания.

Познание – процесс духовного освоения человеком мира; общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующих их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий.

Потребность – состояние, обусловленное неудовлетворенностью требований организма, необходимых для его нормальной жизнедеятельности, и направленное на устранение этой неудовлетворенности.

Право – нормативная форма выражения принципа формального равенства людей в общественных отношениях.

Практика – специфически человеческая, сознательная, целеполагающая, целесообразная, чувственно-предметная деятельность; материальная деятельность, от которой зависит всякая иная деятельность (умственная, политическая, религиозная и т. д.).

Привычки – действия и поступки, выполнение которых стало потребностью.

Принцип – руководящая идея систематизации знаний, познавательной и практической деятельности, их основное правило.

Природная среда – совокупность предметов и явлений живой и неживой природы (земная кора, нижняя часть атмосферы, гидросфера, почвенный покров, растительный и животный мир), вовлеченных на данном этапе в процесс общественной жизни и составляющих необходимое условие существования и развития любого общества.

Производительные силы – система субъективных (человек) и вещественных (техника) элементов, осуществляющих обмен между обществом и природой в процессе общественного производства.

Производственные отношения – совокупность материальных экономических отношений между людьми в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производства до потребления.

Пространство – всеобщая форма бытия, ее важнейший атрибут, характеризующий протяженность материи, ее структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах.

Противоположности – стороны, моменты единого целого, которые взаимопредполагают и взаимоисключают друг друга.

Противоречие – категория, выражающая внутренний источник всякого развития, движения; именно признание внутреннего противоречия, единства внутреннего и внешнего противоречия отличает диалектику от метафизики.

Релятивизм – методологический принцип, состоящий в абсолютизации относительности и условности знаний, содержания процесса познания в целом.

Рефлексия – способность и принцип человеческого познания и мышления, заключающиеся в осознании, осмыслении, критическом анализировании собственных форм, содержания, предпосылок, методов исследования. Различают обыденную, научную и философскую рефлексии.

Синергетика – (от греч. – совместно действующий) область научного знания, в которой посредством междисциплинарных исследований выявляются общие закономерности самоорганизации, становление устойчивых структур в открытых системах. Термин ввел Г. Хакен.

Смерть – естественный конец всякого живого существа, осознаваемый человеком в отличие от животного.

Сознание – высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной реальности, способ его отношения к миру и самому себе, опосредованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей.

Социальная группа – относительно устойчивая совокупность людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенных типов обществ.

Социосфера – часть географической оболочки со сферой природных ландшафтов; включает в свой состав человеческое общество, выступающее в качестве мощной производительной силы, преобразующей естественные ландшафты.

Субстанция – объективная реальность, естественное, «физическое» основание бытия, фундаментальная категория научного познания, теоретическая форма отражения конкретного.

Теизм – учение, которое признает связь бога с миром и человеком.

Теория – высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной облости действительности; комплекс взглядов, идей, представлений, направленных на исследование и объяснение каких-либо явлений.

Техника – система искусственных органов человеческой деятельности, созданных для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества.

Техницизм – мировоззренческая позиция, образ мышления и действий, базирующиеся на представлении о технике как основной движущей силе исторического процесса.

Трансцендентальный – в схоластике означает сверхкатегориальный; с точки зрения Канта этот термин характеризует формальные, априорные предпосылки познания (например, время, пространство, причинность).

Трансцендентный – термин, означающий в противоположность имманентному то, что находится за границами сознания и познания; Кант считал, что познание человека не способно проникнуть в трансцендентный мир, мир «вещей в себе».

Универсалии – общие понятия, выступающие в форме своеобразной философской «квинтэссенции», обобщение знаний о реальности, о разнообразных закономерностях и сторонах культуры в целом.

Факт – форма эмпирического знания, выраженная в предложениях, которые подтверждаются результатами наблюдения и эксперимента.

Фатализм– мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность.

Флуктация – неустойчивость и воздействие случайных факторов

Целесообразность – соответствие явления или процесса определенному, относительно завершенному состоянию, материальная или идеальная модель которого представляется в качестве цели.

Цель – один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств; способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему.

Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного.

Ценность – термин, широко используемый в философии и социологии для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности.

Цикл – понятие, фиксирующее один из наиболее универсальных процессов, совокупность взаимосвязанных явлений, составляющих кругооборот в течение определенного промежутка времени.

Человек – высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторического развития деятельности и культуры, предмет изучения различных областей знания, таких как социология, философия, психология, история.

Эклектизм – механическое соединение разнородных, часто взаимоисключающих принципов, взглядов, теорий; отсутствие целостности, единства, последовательности в утверждениях.

Эпистемология – часть философии, изучающая то, как мы получаем знания о разных предметах, каковы границы нашего знания, насколько достоверно или недостоверно человеческое знание.

Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественной жизни.

Этос науки – совокупность устойчивых, этических установок, санкционирующих и поддерживающих ценностные ориентации научного сообщества

 


[1] Демокрит. Фрагменты Демокрита и свидетельства его учения // Материалисты Древней Греции. - М., 1955. - С. 163.

 

[2] Субстанция (лат. substantia) — сущность, нечто, лежащее в основе.

[3] Гомеостаз (греч. horaois – подобный, одинаковый, сходный и stasis – неподвижность, состояние) – стремление живой системы сохранять стабильность своей организации, рода, популяции. Он мощный фактор эволюции и коэволюции (направляемой эволюции).

 

[4] Редукция (лат. reducere — возвращение к прежнему состоянию; отодвигать назад, упрощать, приводить об


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.112 с.